Контакты

Значение pr технологий в библиотеке. Бурсина Ю.А.Библиотечный PR

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика истоков зарождения паблик рилейшнз в Америке. Этапы становления паблик рилейшнз, как профессии и науки - функции, задачи. Особенности современного паблик рилейшнз, как профессиональной системы для разработки, поддержания имиджа организации.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Определение, значение и содержание Паблик Рилейшнз. Становление ПР как области знаний и сферы деятельности. Паблик Рилейшнз в маркетинге. Маркетинговые коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Отношения со средствами массовой информации.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2011

    Паблик Рилейшнз как области знаний и сферы практической деятельности. Анализ системы Паблик Рилейшнз используемой менеджментом компании "Светоч", осуществляющая фармацевтический бизнес на ДВ регионе. Совершенствование системы Паблик Рилейшнз в фирме.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2008

    Современная система деловой коммуникации. Исследования, научный анализ как инструменты деловой коммуникации. Контроль за результатами деятельности как необходимый элемент современной деловой коммуникации. Методы паблик рилейшнз. Реклама и паблик рилейшнз.

    реферат , добавлен 20.07.2010

    История появления и развития паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз: определение, основные задачи. Внешние и внутренние коммуникации как основная проблема паблик рилейшнз. Создание имиджа как одна из основных задач ПР.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2004

    Коммуникативные аспекты паблик рилейшнз. Развитие связей с общественностью в коммерческих организациях. Продвижение товаров методом паблик рилейшнз. Значение различных видов маркетинговой деятельности - рекламы, коммуникаций и стимулирования сбыта.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    История становления и развития паблик рилейшнз. Задачи и функции паблик рилейшнз. Основные виды и методы реализации паблик рилейшнз. Основные направления формирования имиджа руководителя. Социальные роли менеджера, формирование их образа и поддержка.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2009

    Хронология и динамика развития паблик рилейшнз в мировом пространстве. Анализ определений. Понятие общественности, общественного мнения. Модель коммуникации в данной сфере. Роль маркетинга и PR в структуре организации. Задачи бренда и имиджа предприятия.

    Лекция 7. Пиар-деятельность в библиотеке

    Пиар библиотеки как условие ее успешности. Создаем библиотеке репутацию и привлекаем союзников. Возможности новых информационных технологий для пиар-деятельности в библиотеке

    План лекций по курсу

    Номер газеты

    Название лекции

    Лекция 1. Школьная и детская библиотека: новые роли. Библиотека как досуговый центр, культурное кафе и центр непрерывного образования. Изменяем привычные роли и восприятие.
    Лекция 2. Библиотечное лидерство. Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще? Особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Менеджмент человеческих ресурсов. Один в поле не воин?

    Лекция 3. Библиотечный менеджмент: современные стили. Современный и креативный менеджмент в школьной и детской библиотеке: легко, красиво и эффективно. Инновационные подходы к привычным и рутинным процессам.

    Контрольная работа № 1

    Лекция 4. Библиотека как центр коммуникации. Местное сообщество: читатели, соседи – потребители или союзники? Добровольцы в библиотеке. Технологии работы школьного библиотекаря как лидера местного сообщества и коллектива школы. Директор и учителя: союз или вооруженный нейтралитет?

    Лекция 5. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке. Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в местном сообществе и развития территории. Проектный менеджмент как средство изменения реальности и преодоления проблем.

    Контрольная работа № 2

    Лекция 6. Маркетинг и фандрейзинг библиотечных проектов. Нужно ли в библиотеке бизнес-планирование? Хотите денег и ресурсов на ваш проект? Современный библиотечный маркетинг и фанд­рейзинг и его «инструментарий».
    Лекция 7. PR-деятельность в библиотеке. PR библиотеки как условие ее успешности. Создаем библиотеке репутацию и привлекаем союзников. Возможности новых информационных технологий для пиар-деятельности в библиотеке.

    Лекция 8. Чтение в школьной и детской библиотеке: очевидное и невероятное. Чтение в библиотеках как способ коммуникации. Организация, методика и результаты успешных региональных проектов. Международный опыт продвижения и поддержки чтения.

    Итоговая работа

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    Сегодняшняя лекция будет посвящена роли и месту пиар-деятельности в арсенале библиотечного лидера и ее значению для осуществления библиотечных проектов. Сначала разберемся с традиционным для нас вопросом, а для чего это, собственно, нужно? В нашей стране так сложилось, что понятие «пиар» в массовом сознании – синоним понятия «реклама». Второе заблуждение, что понятие «пиар» связано только с политикой, с избирательными компаниями. (Например, в привычном словосочетании «черный пиар».) Чтобы разобраться, начнем с определений.

    Впервые понятие «public relations» (PR) появилось в США, а его автором считается Томас Джефферсон, третий американский президент, который упо­требил его в 1807 г. в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под пиаром Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия к правительству в национальном масштабе.

    Public relations (Паблик рилейшнз) буквально переводится с английского как «связи с общественностью», но в мире сегодня существует чрезвычайное разнообразие определений и понятий. В 1975 г. американский Фонд по исследованиям и образованию в сфере пиара (Foundation for Public Relations Research and Education) провел тщательное исследование и выявил около 500 определений пиар-деятельности. Результатом исследования стала попытка создать одно, обобщенное, определение, которое звучало так:

    «“Паблик рилейшнз” – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства – служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль “системы раннего оповещения” об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности» 1 .

    Данное определение также не является окончательным в силу того, что пиар – это постоянно развивающаяся сфера, а разнообразие определений, говорит лишь о разнообразии подходов к пиару. Но при этом в теории пиар-деятельности, при всем разнообразии, во многих трактовках есть один общий момент. Все они описывают общую, партнерскую деятельность, направленную на создание доброжелательных отношений между различными лицами и организациями в целях реализации определенной задачи. Подобный «человеческий», «доброжелательный» подход присутствует в целом ряде определений. Например, определение Института общественных отношений (IPR), созданного в Великобритании в 1948 г., звучит следующим образом:

    «Паблик рилейшнз – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью» 2 . Этот взгляд на пиар можно условно назвать партнерским.

    Еще один подход столь же условно назовем деятельностно-компромиссным. Речь идет об удовлетворении взаимных конкретных интересов какой-то организации и общественности: организация для того учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Такой подход к пиару еще в первые десятилетия ХХ в. предлагал один из «отцов» связей с общественностью Эдвард Бернейз, который писал: «Паблик рилейшнз – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот».

    И наконец, одно из наиболее полных и актуальных на сегодняшний момент определений зафиксировано в Мексиканском заявлении, которое было принято в Мехико 11 августа 1978 года на первой Всемирной ассамблее ассоциаций пиар-деятельности: «Практика “паблик рилейшнз” – это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организацией и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности» 3 , т.е. в нашем случае – разрабатывать и реализовывать инновационные библиотечные проекты, привлекать для них союзников и партнеров.

    ПИАР. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. РЕКЛАМА

    Пиар по своей природе представляет из себя управленческую деятельность, связанную с одной стороны, с коммуникациями, а с другой – с передачей неких «посланий» во внешний мир. И поэтому, безусловно, он частично пересекается с понятием «информационный менеджмент», о котором мы уже писали, т.е. со стратегией управления организацией и пространством вокруг нее с помощью информации. Но при этом задачи у этих инструментов разные. У информационного менеджмента – реализовать стратегии управления, а у пиара – создать атмосферу благоприятствования определенному процессу. Таким образом, пиар-деятельность можно рассматривать как часть информационного менеджмента.

    А как же пиар соотносится с рекламой? Между ними есть четкое сходство: в приемах и методах планирования компаний, в определении целевых аудиторий, схожих инструментах (СМИ, Интернет и др.). Но при этом реклама носит коммерческий характер и направлена на то, чтобы любыми путями навязать товар потребителю, а пиар использует механизм дружеских связей и контактов для привлечения внимания к тому или иному делу, а также для «трансляции» разных «посланий». То есть задача, например, библиотеки – добиться того, чтобы информация, если она продвигается в СМИ или Интернете, была размещена бесплатно, в то время как деятели рекламы просто «выкупят» эти газетные площади или за деньги разместят информацию в Интернете. Кроме этого, налицо и гораздо менее формализованные связи. При размещении рекламы вы обязательно заключите договор, в ходе пиара такой договор заключать совершенно не обязательно. Реклама прямо ориентирована на коммерческий результат, а пиар, особенно в нашем случае, направлен на создание косвенных благоприятных условий вокруг определенной организации или проекта. Есть разница и во временной составляющей: рекламная компания, как правило, кратковременна, пиар-деятельность непрерывна. Но главная разница все же идеологическая.

    В одной из предыдущих лекций, где говорилось о библиотеке как центре местного сообщества, мы уже рассматривали способы взаимодействия библиотеки с властью (например, с департаментом культуры или образования), а также технологии лоббирования и «защиты интересов» библиотеки («advocacy»). Их можно обозначить как частные случаи пиара во властной среде. А пиар в целом – это продвижение собственных интересов во всех средах, через любые структуры и организации: через органы государственной власти, общественные организации, коммерческие фирмы, политические партии, через влиятельных лиц или просто путем прямого распространения идей (например, школьниками – среди родителей или через школьную газету) и т.д.

    Сравнительно недавно пиар-деятельность, особенно в некоммерческой сфере (к которой, как мы уже видели, относятся и библиотеки), начала включаться в маркетинг, рассматриваться как его особая, но неотъемлемая часть. Это справедливо, так как без пиара немыслимо продвижение библиотечного продукта или услуги. В 90-е годы всемирно известный маркетолог Ф.Котлер предложил, что к традиционным, уже рассматривавшимся четырем «обязательным “p”» маркетингового комплекса «product, price, place, promotion (продукт, цена, место, продвижение)» теперь следует добавить пятое «p» – «public relations». Впрочем, есть и альтернативные точки зрения: маркетинг – это часть пиара. Как бы то ни было, не вдаваясь в подробности, зафиксируем, что пиар непосредственно связан как с продвижением библиотечного проекта, так и с продвижением библиотеки и библиотечного лидера.

    ПИАР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

    Пиар можно описать с точки зрения теории информации и «простроить» таким образом внешнюю среду проекта. В основе пиара тоже, безусловно, лежит социальная коммуникация, являющаяся, в свою очередь, частью проектной и социальной коммуникаций, в которые «встроена» деятельность библиотеки. Сама пиар-деятельность, подходы к ней за прошедший век своего развития существенно усложнились, но при этом основная схема осталась неизменной: «Если представить процесс PR в терминах и понятиях теории информации, то он будет выглядеть следующим образом. В каждом процессе PR действует некий субъект или источник информации. Объектом воздействия служит общественность (аудитория). PR всегда реализуется с помощью информации (информационного послания), поступающей по определенным каналам. Весь процесс протекает на фоне конкретной обстановки, а реакция общественности изучается с помощью обратной связи. При этом, как правило, есть необходимость в преодолении различных помех («шумов»), которые мешают нормальному протеканию процесса» 4 .

    Информация предоставляется в формах, привычных, удобных для местного сообщества и СМИ. Подробнее об этом мы поговорим в разделе «Каналы распространения информации». Информация, оказывая влияние на объект, изменяет его состояние в нужную для субъекта сторону. Объект в нашем случае – это целевые группы местного сообщества. Существуют и каналы обратной связи. Таким образом, это система двусторонняя. Ее основная задача – создание эффективной коммуникации с местным сообществом в поддержку вашей деятельности.

    Американский исследователь Гарольд Лассуэлл (Lasswell) в 40-е годы прошлого века предложил «коммуникационную формулу», которая продолжает оставаться основной для описания сути пиар-технологий. Суть модели социальной коммуникации Лассуэлла заключается в последовательном ответе на вопросы:

    • кто сообщает;
    • что сообщает;
    • кому сообщает;
    • по каким каналам;
    • с каким эффектом.

    Следовательно, для построения PR-программы необходимо проанализировать и оценить объект вашей коммуникации, содержание сообщений, средства коммуникации, характеристики аудитории и изменения в сознании в результате воздействия сообщений 5 .

    Как мы уже говорили, пиар-деятельность и реклама используют во многом схожие инструментарии, поэтому в пиаре также используется так называемое AIDA-правило: (Attention – Interest – Desire – Action), что переводится как «внимание–интерес–желание–действие». Соответственно, чтобы у вас появились впоследствии информационные (и не только) партнеры для реализации проекта в школьной или детской библиотеке, надо привлечь их внимание, вызвать устойчивый интерес, переходящий в желание поработать с вами и поучаствовать в проекте и, как венец, в вашем проектном действии.

    КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

    Первый и самый доступный: личный или устный канал распространения информации. Живое слово представляет собой очень мощное средство воздействия. Российский специалист по пиар-деятельности в сфере культуры Е.А.Лебедева выделяет такие его преимущества:

    • непосредственное эмоциональное воздействие на аудиторию;
    • «обратная связь», возможность мгновенно отреагировать на происходящее;
    • конфиденциальность;
    • адресность;
    • необходимость минимума технических средств и посредников;
    • и, как следствие, дешевизна 6 .

    При этом главный его недостаток – ограниченность аудитории.

    Среди форм личной коммуникации можно выделить работу со СМИ (брифинги, пресс-конференции), круглые столы, дискуссии и, наконец, просто личное общение. Очень хорошо этот канал информации работает при установлении отношений с ключевыми людьми местного сообщества.

    Праздники, клубы друзей, круглые столы и литературные вечера – все эти каналы также можно использовать для распространения информации. А для чего нужно эту информацию распространять? Есть простое правило: чем больше о вас будут знать, тем легче вы обретете партнеров и ресурсы для вашего проекта.

    Мощным каналом пиара стал Интернет, причем если в предыдущие годы он использовался для рассылок, размещения информации на сайтах, обмена баннерами, то сейчас появился и развивается с огромной скоростью такой феномен, как «живой журнал», а также другие виды сетевых дневников, дающие возможность создавать сетевые объединения по интересам.

    Еще один эффективный инструмент пиара – добровольцы. Они могут оказаться полезными как с точки зрения распространения информации старым, но эффективным способом «из уст в уста», который нынче стал технологией «сетевого маркетинга», так и с точки зрения их знакомств и связей. Но добровольцев нужно предварительно подготовить: они должны владеть информацией о библиотеке и вашем проекте. Только в этом случае они станут «проводниками» вашего проекта при его продвижении во внешнюю среду, в местное сообщество.

    БИБЛИОТЕКА И СМИ

    Ведущим каналом распространения информации, основой и «двигателем» большинства пиар-стратегий являются отношения со средствами массовой информации. Поэтому контактам с ними любой библиотекарь должен уделять самое пристальное внимание. Исключительное. Потому что именно внимание СМИ позволит нам привлечь ресурсы, союзников и партнеров к библиотечному проекту. Вместе с тем, конечно, можно согласиться с мнением многих исследователей и практиков, что общение со СМИ скорее не только «наука», «технология», но еще и «искусство», которое очень сильно зависит от места, способностей человека к коммуникации и пр.

    В библиотеке нам необходимо держать в «фокусе» несколько аспектов взаимоотношений со СМИ. Первым является миссия вашей библиотеки или проекта, рассматривавшаяся нами в предыдущей, шестой лекции в разделе «бизнес-план». Перед тем как начать продвигать и освещать проект в СМИ, надо спросить себя: поможет ли это или нанесет вред миссии? Например, публикация нестандартной проектной идеи, затрагивающей чьи-либо интересы, может вызвать волну критики на той стадии, когда проект еще «хрупок», «мал», и отпугнуть потенциальных союзников.

    Следующий аспект, который также надо учитывать, – с какими СМИ мы имеем дело. Например, публикация в СМИ, имеющем безусловно «желтую», скандальную репутацию, может сильно повредить имиджу вашей библиотеки.

    Кроме этого, ваша задача здесь заключается в том, чтобы сделать работу для журналистов легче, дать максимум «информации к размышлению». Чем больше информации вы им дадите, тем меньше искажений будет в публикациях. То есть вы должны их обеспечить «красивыми» идеями для истории, полной информацией, доступом к ключевым для проекта людям.

    Знакомство с представителями СМИ должно быть легким и ненавязчивым. Познакомиться с ними лучше до того, как они вам понадобятся. Возникает вопрос: а где это можно сделать? Представители СМИ могут быть среди родителей ваших читателей, входить в число ваших знакомых и пр. Кроме этого, необходимо освоить «дар предвидения». Несмотря на кажущуюся «метафизичность», ничего волшебного здесь нет: если журналист пишет в определенном ключе и на определенную тему, то можно предположить, что его заинтересует определенная информация. Например, если у вас проект, связанный с использованием новых информационных технологий в библиотеке, то логично предположить, что он может заинтересовать журналиста или СМИ, пишущих о новых информационных технологиях. то же самое можно сказать о проекте, связанном с библиотечными услугами для юных читателей с ограниченными физическими возможностями, или о проекте экологической направленности.

    Еще одно правило – журналистов надо постоянно держать в вашем информационном поле, обычно это достигается с помощью рассылок пресс-релизов и информационных сообщений.

    Другой аспект, требующий внимания: субъекты вашей проектной коммуникации. Возможное размещение материалов в СМИ не должно ущемлять или задевать их интересы, как-то негативно на них отражаться. Кроме этого, в материале необходимо отразить интересы потенциальных и реальных спонсоров и инвесторов проекта.

    Надо также помнить, что библиотека имеет ряд преимуществ перед коммерческой организацией. Перечислим некоторые.

    • Поскольку вы предоставляете важные бесплатные услуги (или – за символическую плату), многие журналисты (по крайней мере, часть их) часто чувствуют необходимость донести вашу историю до общественности.
    • С вас нельзя взять денег, и вам, по идее, надо бы помочь. В ряде случаев это из недостатка становится преимуществом, поскольку с вас изначально не станут просить плату, а будут рассматривать вашу информацию через призму других интересов.
    • Вы занимаетесь деятельностью, значимой для местного сообщества, вы работаете с детьми и семьями, вы – часть образования.
    • Ваша деятельность имеет «эффект Данко», поскольку ваше «горящее сердце» сможет в выгодном ключе «осветить» и деятельность СМИ.

    Итак, многие СМИ с пониманием и поддержкой относятся к тому, что им предлагают библиотеки. Но иногда, при том, что партнеры «нравятся» друг другу, «роман» все-таки терпит крах. Какие же ошибки могут совершать библиотеки?

    • «Руда», обилие бессодержательной, ненужной информации при недостатке интересных и креативных материалов. При том, что журналистов надо постоянно держать «в фокусе», не стоит слать им «что попало».
    • Отсутствие эксклюзивности в подаче материала. Очень часто даже прекрасный проект можно изложить так, что он не вызовет интереса в СМИ.
    • Слишком «длинные» материалы.
    • Неподкрепленные обещания. Нельзя обещать журналистам того, чего не будет в реальности, в надежде «заполучить» их на событие.

    Вообще, самый главный принцип: отнеситесь к сотрудникам СМИ как к партнерам, подготовьте для них качественную исходную информацию о вашей библиотеке и проекте, которая должна быть краткой, но емкой. Еще очень важная позиция в таких контактах – публичность. Многие библиотекари, несмотря на ежедневное общение с людьми, не привыкли быть в центре внимания и стараются держаться в тени. В данном случае такая «скромность» может повредить делу. Кроме этого, многим придется овладевать искусством публичных выступлений. Прежде чем произнести речь, ее можно протестировать на ваших единомышленниках и коллегах.

    «1. Дата проведения пресс-конференции назначается с учетом графика выхода газет, теле- и радиопередач. Если сроки выбраны неудачно, информация сначала опаздывает в эфир, а к следующему разу успевает “протухнуть”.

    2. Приглашение на пресс-конференцию рассылается не позднее чем за неделю до ее проведения и за пару дней дублируется. Иначе велик шанс, что в вечной телевизионно-журнальной суете о приглашении либо забудут, либо, наоборот, не успеют включить в план.

    3. В зале, где будет проводиться пресс-конференция, уместно выделить место для президиума. В президиум приглашаются люди, которые могут объемно, с разных точек зрения рассказать о событии: суть, предыстория, технические подробности.

    4. Готовится 15-минутное выступление и полчаса–час оставляется на вопросы. Ни в коем случае не следует вещать все время пресс-конференции, поочередно предоставляя слово всем членам президиума. СМИ не могут под копирку повторить одну и ту же информацию. Вопросы позволяют приглашенным найти свой ракурс освещения событий.

    5. Обязательно составляется пресс-релиз, причем в таком виде, чтобы он частично или полностью мог быть опубликован.

    6. Продумываются “домашние” заготовки – два-три заранее сформулированных вопроса, которые смогут задать “свои люди” в том случае, если после вступительного слова в зале повиснет гробовая тишина или обсуждение примет нежелательный оборот. Это своего рода аварийный сценарий развития событий.

    7. Отвечая на вопросы, желательно давать короткие реплики “по делу” и категорически избегать колкостей и обвинений в адрес приглашенных» 7 .

    ПИАР-КАМПАНИИ

    Пиар-деятельность можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя пиар-деятельность чрезвычайно важна для школьной библиотеки, когда желательно создать режим доброжелательности вокруг ваших инициатив, например, среди коллег-учителей, не всегда понимающих, что и зачем вы делаете. Внешняя пиар-деятельность направлена на следующие большие целевые группы:

    • имеющие заведомо благожелательное отношение к вашей деятельности,
    • нейтрально относящиеся к вам и вашей работе,
    • имеющие негативное отношение либо к вашей идее, либо к вашей библиотеке и т.п.

    В зависимости от выбора группы должны меняться смысл «посланий», которые вы передаете во внешнюю среду, а также методы их трансляции, передачи.

    Как правило, чтобы успешно осуществить проект, одного пиар-мероприятия мало, здесь требуется проведение пиар-кампании. Пиар-кампания – это комплекс взаимосвязанных пиар-мероприятий и событий, направленных на достижение одной цели, охватывающих определенный период времени и распределенных так, чтобы одно мероприятие или событие не просто следовало за другим, но дополняло его.

    По способу воздействия пиар-кампании подразделяются на рациональные и эмоциональные.

    Рациональная , или, как ее еще называют, предметная, пиар-кампания направлена на «разум» потенциальной целевой группы, здесь часто используются результаты социологических исследований, графики, диаграммы, схемы, цифры.

    Эмоциональная , или ассоциативная, пиар-кампания апеллирует скорее к чувствам, вызывает ассоциации, воспоминания, здесь используется звук, цвет, рисунок и пр.

    По способу выражения пиар-кампании можно разделить на «мягкие» и «жесткие».

    «Жесткая» пиар-кампания (Hard relations ) близка по своему духу к мерам стимулирования интереса и активного привлечения аудиторий. Такая кампания имеет краткосрочные цели – воздействовать на общественность таким образом, чтобы привести ее к мгновенным действиям с помощью «кричащих» и рассчитанных на внешний эффект объявлений.

    «Мягкая» пиар-кампания (Soft relations ) имеет целью не только сообщить о библиотечном проекте, но и создать вокруг этого проекта благоприятную атмосферу. Чаще всего это стратегии эмоционального воздействия, играющие на символике, глубинных мотивах, затрагивающих чувства. Такая кампания рассчитана на средние сроки воздействия на целевые группы. Она постепенно изменяет настрой потенциальной аудитории, вызывая у людей ассоциации, которые влекут за собой сначала заинтересованность в проекте, внутреннюю готовность к участию в нем, а затем и участие, и желание стать постоянным партнером 8 .

    БИБЛИОТЕКА КАК ОБЪЕКТ ПИАР-КАМПАНИИ: ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ ОПЫТЫ

    К сожалению, наши библиотеки часто продолжают оставаться в тени и все еще редко становятся объектами пиар-кампаний. Одним из примеров подобного опыта стала пиар-кампания, проведенная в алтайской краевой библиотеке.

    Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской и креатив-группа «PRоект-41» объявили о первых итогах сотрудничества в области продвижения библиотеки в медиапространстве. В течение апреля–мая 2006 года «PRоект-41» вел рекламную кампанию, целью которой было информирование жителей Алтайского края о жизни библиотеки и проводимых ею мероприятиях.

    По словам директора библиотеки Ольги Маренко, «в результате этого сотрудничества нам удалось привлечь к себе внимание прессы. Этого нам так не хватало в последнее время. СМИ сейчас важный проводник идей в общество, поэтому библиотекам нужно говорить о себе, поддерживать постоянный интерес к деятельности и просто “быть на слуху”».

    Креатив-группа «PRоект-41» провела рекламно-информационную кампанию для библиотеки – обеспечила публикацию информации о ее деятельности, проводимых мероприятиях, таких как месячник правовых знаний, экологическая акция, организованная библиотекой к 20-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, разместила в региональной газете статью о проблеме загрязнения Барнаула, основанную на данных опроса, проведенного библиотекой. Креатив-группа также разработала информационный регламент библиотеки, который поможет ее сотрудникам оптимизировать внутренние информационные потоки и более эффективно позиционировать себя во внешнем медиапространстве.

    Важным мероприятием библиотеки стал круглый стол «Мифы и правда о наркотиках». Креатив-группа «PRоект-41» занималась не только продвижением информации о круглом столе в СМИ, но и приняла активное участие в его подготовке и проведении: по приглашению «PRоекта-41» в круглом столе приняли участие добровольцы РОО «Сибирская инициатива», а также присутствовали представители программы новостей ГТРК «Алтай».

    «Сотрудничество с библиотекой оказалось интересным нам в плане получения опыта налаживания контактов между разными сферами общества, – отметила руководитель креатив-группы “PRоект-41” Аля Медникова. – Социально значимые мероприятия, проводимые библиотекой, находили живой отклик в СМИ. Признаться, это натолкнуло нас на мысль об определении нового направления работы нашей креатив-группы – социального события» 9 .

    В нашей заключительной лекции мы поговорим о том, как весь предложенный в курсе арсенал средств работает в проектах по продвижению чтения и для чего вообще они нужны.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Что такое пиар-деятельность?
    2. Для чего пиар-деятельность необходима библиотеке и библиотечному лидеру?
    3. В чем заключается коммуникационная формула Лассуэлла?
    4. Что такое пиар-кампании и какими они бывают?
    5. Какие существуют каналы распространения информации?

    Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – [С. 168–191].

    Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. Алешина. – М. : Гном-пресс, 1997.

    Блаженов Е. А. PR / Е. А. Блаженов. – М., 1994.

    Блейк С. Введение в Паблик Рилейшнз / С. Блейк; пер. с англ. – М. : Феникс, 1998.

    Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR: 2-е изд., испр. / А. Б. Зверинцев. – СПб. : Союз, 1997.

    Лебедева Е. А. Технология работы учреждений культуры по связям с общественностью // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 191–212.

    Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура / Т. Ю. Лебедева. – М., 1999.

    Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учебное пособие / А. Н. Чумиков. – М. : Дело, 2000.

    Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях / И. Яковлев. – СПб. : Петрополис, 1995.


    1 По материалам интернет-ресурса «Пиар-деятельность в организациях культуры» http://www.pr.stalingrad.ws

    4 Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 168–191.

    6 Лебедева Е. А. Технология работы учреждений культуры по связям с общественностью // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – С.191–212.

    8 По материалам Абанкиной Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 168–191.

    Рынок свободного времени является предметом жесткой конкурентной борьбы различных досуговых учреждений, в т. ч. организаций культуры, и в частности – библиотек. При этом необходимо понимать, что культура как таковая – духовность, тяга к прекрасному, стремление к самосовершенствованию, образованию – интересует весьма небольшой процент населения (применительно к библиотеке – это категория постоянных читателей, мотивация которых обусловлена в основном учебным процессом). Следовательно,

    наиболее эффективной в предложении будет комплексность услуг: культура + развлечение + здоровье (применительно к библиотекам – пропаганда здорового образа жизни) + спорт (информирование) + образование.

    Например, книжный уголок в универсальном магазине (между прочим, удачная практика небольшого населенного пункта вблизи города), книжная лавка при элитном клубе, специальный стеллаж с тематическими подборками для чтения при фитнес-салоне или в престижной парикмахерской (как атрибут, отличающий заведение высшего разряда).

    К сожалению, учреждения культуры не только не делают подобных попыток (например, открыть в музее или клубе какой-нибудь магазин или салон), но часто даже не пытаются создать комфортную, дружественную обстановку – атмосферу доверия, располагающую к беседе и приятному созерцательному ничегонеделанию (а как известно, качество среды определяется тем, сколько времени человек может провести в ней совершенно бесцельно).

    В библиотеках, как правило, обстановка остается холодной и высокомерной, «выталкивающей» посетителя, хотя удовлетворить одну из главных потребностей сегодняшнего «информационного общества» – потребность общения – вполне возможно, и не нарушая присущего этим учреждениям академизма.

    Принципы продвижения услуг

    Сегодня в библиотеках идет активный поиск универсальных форм обслуживания и информирования, путей выхода из привычных рамок и активного внедрения в повседневную, бытовую среду. Мнение о том, что место предложения культурного продукта жестко фиксированно, опровергнуто на практике. В последнее время все чаще не публика доставляется к продукту, а наоборот. В связи с этим

    эффект участия становится одним из принципов продвижения любой инициативы.

    Потребителя уже давно не устраивает роль пассивного зрителя – он хочет не наблюдать, а участвовать. Следовательно, нужно привлекать его (особенно молодежь) к подготовке и проведению мероприятий учреждения, помня, что самореализация при этом возможна лишь в атмосфере доверия.

    Практика показывает, что на вопрос, кому адресовано то или иное предложение, библиотека чаще всего отвечает: всем. На деле это «всем» превращается в «никому». Поэтому другим принципом продвижения услуг является их адресность и дифференцированность как показатель особого доверия к определенной целевой аудитории. Это необходимо учитывать, выстраивая стратегию продвижения библиотечных услуг, т. к. чем точнее определен адресат, тем эффективнее будет сообщение.

    Следующий базовый принцип продвижения – масштабность коммуникации. Добиться реального результата можно только систематичностью действий. К сожалению, библиотеки обычно ограничиваются тем, что размещают информацию на собственном стенде объявлений, приглашают двух-трех журналистов и пассивно ждут результата. А вот, например, PR-служба Ганноверского театра о каждом своем мероприятии рассылает информацию в 500 (!) средств массовой информации. При таком масштабе действий можно рассчитывать на отдачу. Тагил, конечно, не Ганновер, и бюджеты не те, но задуматься стоит.

    Бытует мнение, что если есть ниша, в которой услуги библиотеки востребованы, то незачем прикладывать какие-либо дополнительные усилия. Однако если не держать аудиторию в «подогретом состоянии», она может предпочесть услуги конкурентов на рынке свободного времени. Так, коммерческие организации основную ставку делают на постоянное напоминание о себе и узнавание своих товаров, прекрасно понимая, что именно это является главной движущей силой PR и рекламы.

    Для библиотек аналогичным механизмом узнавания и напоминания являются клубы читателей, волонтерские клубы и клубы прессы. Однако этот ресурс используется в России крайне неэффективно.

    Прежде чем предлагать какой бы то ни было продукт вовне, необходимо договориться внутри организации. Невозможно рассчитывать на серьезные результаты, если между людьми, занятыми производством и продвижением культурного предложения, не будет соблюдаться принцип полнейшего взаимопонимания, слаженности и прозрачности действий.

    Исследователи давно зафиксировали факт перехода от реальной экономики к экономике символов и брендов. Поскольку на рынок выбрасывается много сходных товаров и услуг, имидж производителя часто оказывает решающее влияние на уровень спроса. Когда же речь идет о сфере досуга, потребляются не столько сами товары и услуги, сколько их символы, поэтому работа над имиджем также является важным принципом деятельности учреждения культуры. Для библиотеки – это пропаганда престижности такого вида досуга, как чтение.

    Специфика PR-деятельности библиотеки

    Говоря о стратегиях продвижения культурного продукта, необходимо понимать, что их стержень – доверие.

    Прежде чем перейти к технологии формирования атмосферы доверия к библиотеке, докажем, что в условиях отсутствия расходной статьи на рекламу в библиотечном бюджете PR может быть не только эффективен, но и просто незаменим.

    Получение библиотекой «незаинтересованной поддержки» от независимых СМИ позволяет вызвать большее доверие как у реальных, так и у потенциальных потребителей ее услуг. Информация о событиях в библиотеке (от анонсов мероприятий до пресс-релизов о них), заведомо непроплаченная, не воспринимается как заказная реклама. При этом необходимо учитывать, что в отличие от оплаченной рекламы пиарщик уже не имеет никакого контроля над тем, как СМИ интерпретируют его информацию (если, конечно, они вообще решат ее дать). СМИ не обязаны освещать событие или публиковать пресс-релиз только потому, что учреждение культуры его прислало.

    Круг общения пиар-сотрудников не ограничен внутрикорпоративными связями: они находятся в постоянном контакте со СМИ (печатными, теле-, радио-), поэтому должны быть способны «зацепить» редактора. PR, занимаясь поиском свежих новостей, которые могли бы заинтересовать СМИ, может продвинуть нужную библиотечную информацию как объективно поданную новость. Здесь важно не допустить некомпетентной интерпретации событий, т.к. не секрет, что уровень библиотечной журналистики далек от уровня профессионалов СМИ. В принципе,

    если у библиотеки нет новостей, и ей просто хочется напомнить о себе, можно использовать такие формы работы, как оценка направлений деятельности, подведение итогов и т. д.

    Проблема в том, что когда появляется новость, отражающая тенденции рынка информационных услуг, часто тяжело доказать редактору, что она может быть интересна не только ее авторам. Здесь должны сработать налаженные связи пиарщика с представителями СМИ.

    По сути, пиарщик является полномочным представителем библиотеки, комментирующим не только положительные, но и негативные события в ней. Так или иначе, ему приходится выступать с заявлениями или давать интервью журналистам, работать в рамках различных социальных программ, чтобы показать, что библиотека активно вовлечена в общественные связи города и неравнодушна к проблемам его жителей.

    Основные направления деятельности библиотечной PR-службы

    Большая аудитория пользователей библиотеки, с одной стороны, требует разработки универсальных PR-технологий, с другой – позволяет аккумулировать и регулярно пополнять уникальный опыт, креативные наработки, специальные знания и личные связи в самых различных областях бизнеса, СМИ, политики и общественной жизни, что впоследствии служит базой для нестандартных предложений и рекомендаций. Рассмотрим в связи с этим основные направления деятельности библиотечных PR-служб.

    Связи с общественностью. Во-первых, это распространение в целевых СМИ (общественно-политических, деловых, специализированных, профессиональных, электронных) информационных и рекламно-имиджевых материалов, организация различных PR-мероприятий для журналистов. Заметим, что

    очень важно поддерживать личные связи со специально подобранным кругом дружественных журналистов, которые информируются в первую очередь, регулярно приглашаются на PR-мероприятия, включаются в состав пресс-туров, получают поздравления.

    Во-вторых, это связи с государственными учреждениями и организациями: обеспечение позитивного отношения властных структур к библиотеке, мотивация к лоббированию ее интересов. В-третьих, связи с финансовым сообществом (в т. ч. бизнесом). В-четвертых, связи с потребителями: отслеживание всех позитивных и негативных тенденций в среде потенциальных потребителей информации и посетителей библиотеки.

    Маркетинговые коммуникации. Главная задача этого направления деятельности PR-службы – обеспечение информационно-коммуникативной поддержки процесса вывода на рынок и продвижения нового товара или услуги, а также формирование привлекательного имиджа и потребительских предпочтений (например, создание клуба постоянных читателей).

    Выставки. Целью планирования и осуществления выставок являются:

    • презентация новых книг или услуг библиотеки; • промоушн-акции; • налаживание отношений с потенциальными партнерами; • ознакомление с новейшими разработками в отрасли библиотечного дела и смежных отраслях; • отслеживание достижений конкурентов.

    Корпоративный PR. Это направление деятельности подразумевает издание корпоративной газеты или журнала, ведение летописи, организацию различного рода корпоративных мероприятий по сплочению коллектива, воспитанию «духа единой команды», поощрение корпоративной лояльности, привлечение новых высококвалифицированных специалистов.

    Аналитика и творческие разработки. Для развития библиотеки очень важны постоянный анализ внешней среды* , оценка эффективности тех или иных ее PR -акций. На их основании «группа мозгового штурма» готовит рекомендации по организации оригинальных проектов, вносит соответствующие коррективы не только в PR-стратегию, но и в политику библиотеки.

    Формирование системы доверия в сфере связей с общественностью

    Итак, пиар – стратегия доверия. Именно в этом одно из главных его отличий от рекламы – стратегии желания. Вызвать желание – это одно, а завоевать доверие – совсем другое!

    В системе доверия в сфере связей с общественностью можно выделить несколько направлений:

    • доверие власти; • доверие СМИ; • доверие бизнеса; • доверие общества.

    Система доверия «библиотека – власть». Зачем библиотека может быть нужна власти? В свете реформы местного самоуправления, когда в ведении муниципалитетов остается только библиотечное дело, эти учреждения будут нужны для реализации хоть какой-то муниципальной политики в сфере культуры.

    Для того чтобы добиться большего внимания (не к работе библиотеки – вряд ли стоит надеяться, что власть станет хорошо разбираться в библиотечном деле; не к ее проблемам – она к ним привыкла, а к новым проектам, программам, имеющим общегородское значение), необходимо сформировать систему связей, основанных на доверии. Доверие сложно измерить в количественных показателях, трудно определить его степень. Но, как говорится, все в наших руках.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Возникновение и развитие рекламной деятельности, исторические предпосылки. Понятие "паблик рилейшинз", сущность, содержание, формы и методы. Отечественный и зарубежный опыт PR в социально-культурной сфере. Применение технологий PR на региональном уровне.

      курсовая работа , добавлен 30.05.2014

      Понятие и модели связей с общественностью. Место кампаний в системе PR-деятельности организации и ее коммуникационной политике. Планы по работе с основными группами общественности. Реализация кампании по связям с общественностью: проблема коммуникации.

      учебное пособие , добавлен 01.07.2013

      Аспекты проведения кампании в сфере связей с общественностью, ее основные этапы: аналитическая стадия подготовки, планирование, реализация и оценка результатов. Презентации, конференции, круглые столы и промоушн-акции как основные PR-мероприятия.

      курсовая работа , добавлен 14.07.2011

      Понятие и особенности услуг социально-культурной сферы, анализ их современного состояния и перспективы развития. Классификация видов сервиса по сферам его осуществления. Характеристика услуг социально-культурной сферы, их разновидности и направления.

      курсовая работа , добавлен 25.11.2010

      Определение сущности понятия "связи с общественностью" и организация PR-кампании. Характеристика функций и типов кампаний по связям с общественностью. Механизм организации связей с общественностью в Вооруженных Силах, основные направления их оптимизации.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2015

      Роль и специфика рекламно-информационного обеспечения в деятельности организаций туристской отрасли. Система и методы рекламно-информационных коммуникаций. Анализ маркетинговой деятельности фирмы и её среды, стратегии рекламно-информационного обеспечения.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2017

      Значение социально-культурной сферы в процессе развития общественных отношений. Структура и нормативно-правовая база деятельности организации. Особенности управленческой деятельности, связь с общественностью, рекламная и финансовая деятельность.

      отчет по практике , добавлен 26.07.2010

      Понятие связей с общественностью в политической сфере. Функции служб по связям с общественностью, принципы их функционирования в политике. Связи с общественностью в российской политике. Проблемы функционирования PR-служб, направления их разрешения.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    1. Хлопаева наталья анатольевна креативные методы анализа текстов сми как инструмент коммуникационного менеджмента содержание

      Автореферат диссертации

      Мотивационной - используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества... материалами ); метод сравнения; психосемантический методы ; графический метод ... , может стать интересным широкому читателю , и... Симакин Д., Скробот А. Министерство...

    2. Документ

      статьей , а также статьями материалов работ методах Скробот Андрей. ... 2007 г.) Если читатель считает, что...

    3. Корпорация Россия и КГБ во времена президента Путина

      Документ

      Предусмотренное настоящей статьей , а также статьями 276 (шпионаж) ... провела независимую экспертизу материалов работ Сойфера и... на более "демократических" методах "замачивания" этого кандидата. ... Ольга, Скробот Андрей. ... 2007 г.) Если читатель считает, что...

    4. Оглавление 2 взаимодействие госдумы с федеральными органами 6 интернет-ресурсы 6

      Документ

      Законопроект грозил стать «очередной... на металлопродукцию, строительные материалы , в ряде других отраслей... . КОРР.: И читатели библиотек, оказывается, ... Степанов, Андрей Скробот , Владимир Вишняков, ... кстати, напоминает методы работы большевиков в 1917 ...

    5. Публичный отчёт (11)

      Документ

      ... * Как стать оратором или... контрольных измерительных материалов Рособрнадзора. Соблюдение... Конкурс Результат 1 Скробот Анастасия (11А класс... работы библиотеки подводятся на общешкольном мероприятии «Читатель ... приемов и методов здоровьесберегающих технологий...

Понравилась статья? Поделитесь ей