Контакты

Гжель история возникновения для детей. Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире

Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.

Рассказ о гжели для детей

Что такое гжель?

Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а такжевид народной росписи.

Гжель история возникновения для детей

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».

Особенности народного промысла гжели

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.

В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.

Этапы изготовления изделий

Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:

  1. Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
  2. Подготовка к росписи и первый обжиг . Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
  3. Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
  4. Роспись . Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
  5. Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.

Особенности росписи

  • Белый фон
  • Рисунок насыщенного синего цвета
  • Глазурованная поверхность изделия
  • Сложный и многообразный растительный орнамент
  • Ручная работа

  • Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора.Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
  • Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
  • В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
  • Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
  • Вначале роспись была разноцветной . В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
  • Мастера гжели различают 20 оттенков синего.

Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Гжель - старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе

Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания - в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных - один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой - для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий - изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак - разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну - от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах «императорской конторы» хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву «на фасон заморских самоилутчей доброты» .

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета - с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.

В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне.

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент - по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов - тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова - художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков - известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.

Об истории русского фарфора вы можете прочитать на этой странице.

Об истории Императорского фарфорового завода вы можете прочитать

Мы также не могли остаться равнодушными к традициям Гжели, поэтому сделали серию изразцов , написанных по мотивам традиционных гжельских росписей.

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи : Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи : белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета , умение передавать характерные сочетания цветов ; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле , рассматривание иллюстраций с гжельской росписью .

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью .

2. Образцы элементов гжельской росписи .

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3 .

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

Ход занятия

    Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем :

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение :

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель : Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

    Вводная часть

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

    Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель . Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

Сами гжельцы любили говорить , что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону» , «мазок с тенями» , живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ : масленка «Бычок» , «Заяц» , «Емеля на печи» , «Курочка ряба» .

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

Это работница взбивает в ступе масло.

Здесь женщины застыли при чаепитии.

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки : петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

Разные зверушки

Милые кошечки

Слоник-дом

Хрюшка

Чебурашка

Семейство сов

Осётр на блюде.

Подставка под телефон

Ёмкость под крупу

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы . Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает : «спать пора!»

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Галина Мутина

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе .

Тема : «Знакомство с историей гжельской росписи . Роспись чайника ».

Цель : Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту; научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи .

Задачи :

- познакомить с гжельской росписью в сине-голубой гамме;

Учить детей рисовать гжельские узоры передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки» , «капельки» и др.);

Закреплять умение рисовать акварелью, учить рисовать концом кисти;

Учить приему размывания цвета;

Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы : презентация «Голубая сказка» , фоновая музыка «Гусли» , наглядный материал, изделия гжельских мастеров , листы для рисования с изображением чайника и контура гжельских узоров , акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать) .Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой) . какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера .

2. Знакомство с историей гжели , гжельской росписи .

(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка» . Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель . Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью . Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель » .

Сине –голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре-синяя купель.

Это называется просто роспись гжель .

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера . (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров )

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель » - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики : игрушки, посуду, сувениры.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись . Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель » ? Какие цвета используют для создания гжели ? (ответы детей)

Физкультурная минутка (изобразить)

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о Гжели .

Ребята,отгадайте загадку :

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится -

Пригласит чайку напиться.

(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник .

Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника . А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев .

Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника) Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер . Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров . (дети садятся за столы)

3. Показ элементов гжельской росписи .

Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза , иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями) .

Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей) . Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ) .

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ) .

Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

4. Работа детей у доски. (один ребенок)

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

5. Роспись чайника в стиле гжель . Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли» .

6. Выставка детских работ.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

Какие элементы гжельских узоров вы узнали ? Понравилось ли вам наше занятие? А сейчас снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, и опять в одно мгновенье станем мы опять детьми. Конец занятия.

Понравилась статья? Поделитесь ей