Контакты

Фольклорная программа для детей. Сценарий познавательно- игровой фольклорной программы «Русские лапти

Действующие лица:

Егор;
Акулина;
Варвара;
Лукерья.

Участники: дети младшего возраста.

Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
Егор: Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много И гуляют весело?!
Акулина: Принимайте в гости нас,
Веселее станет враз!
Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
Егор: Угощенья нам не надо,
Стол накрытый ни к чему.
Кто танцует до упаду,
Кто выходит на игру!
Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
Танец «Барыня».
Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
Варвара и Лукерья (входят, поют):
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
Лукерья: Вот и мы!
Варвара: Милому гостю хозяева рады.
Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
Акулина: У вас слово всегда готово.
Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
Дед прорубил пол. (Ну!)
Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
Дед прорубил крышу. (Ну!).
Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
Стал дед дёргать репу. (Ну!).
Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
А внучка велела дать щелбана тому,
Кто говорит всё время «ну!».
Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
Отгадайте-ка загадку.
Едут-едут ребятишки
На лошадках и на мишках,
На верблюдах и на пони,
И друг друга не догонят!
Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
Закружились еле-еле расписные карусели,
А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
Долгожданных гостей милости просим,
Да частушки спеть попросим!
На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
Ах ты, милая моя,
Ах ты, ласковая!
Все конфеты из кармана Повытаскивала!
Ах ты, миленький мой,
Разве я их ела?
Сорок штучек проглотила,
Больше не хотела!
Милка в городе была,
Себе кудри завила.
Триста долларов содрали,
Стала хуже, чем была!
Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
Было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда докучные сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
И вот одну из них достала.
На горушке избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочало достала…
Не начать ли сказку сначала?
Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится!
Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
Кружатся вместе с детьми.
Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
Все: До свидания!

М. Костерина

Post Views: 1 714

Татьяна Ронина
Сценарий фольклорно-игровой программы «Яблочный спас - собрал у околицы нас» для детей разновозрастных групп (5–7 лет)

Цель : Приобщение детей к русским , кубанским народным традициям.

Задачи :

Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас ".

Создать радостную атмосферу праздника.

Способствовать развитию двигательной активности детей .

Развивать ловкость, смекалку.

Вести здоровый образ жизни.

Ход праздника.

Звучат песни в исполнении Кубанского Казачьего хора.

Кубанская Казачка 1 - Все! Все! Все!

Все на праздник спешите скорей!

Нет праздника Кубанского нашего щедрей!

Дети в кубанских костюмах проходят и рассаживаются на скамейки.

Кубанская Казачка 2 - Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Есть такой праздник в августе – Яблочный Спас . Во время Спаса обязательно освещаются яблоки , а также другие фрукты, мёд и цветы. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками , окроплёнными святой водой в храмах и церквях.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел настоятель ___

Он поздравит вас с праздником и немного о нем расскажет.

Вступительное слово священника. Краткий рассказ о празднике.

Кубанская Казачка 2 - Ребятки, поможете нам отгадать загадки? Слушайте внимательно!

1. Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели .

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (яблоня )

2. В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод

Я подскажу на букву"Я"

Он начинается друзья. (яблоко )

3. Кто в доме-яблоке живёт

Постепенно дом жуёт? (червяк)

4. Белым цветёт

Зелёным висит

Красным падает. (яблоко )

5. Кругло, да не арбуз,

С хвостом, да не мышь. (яблоко )

6. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

Кубанская Казачка 2 - А сейчас красны девицы да добры молодцы выходите, и стихи свои про яблочки прочтите .

Ребенок Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька

Подружись со мной.

Ребенок - Яблочный Спас - золотая пора ,

С яблонь в садах опадает листва.

Ветки согнулись под тяжестью плода,

Яблоки вкусные дарит природа.

Ребенок - Желтые, красные и золотые,

Яблоки сладкие и наливные .

Яблоки дети с веток срывают.

Радуйтесь, дети, пора урожая!

Ребенок - Кушайте, дети, природы дары :

Яблочки съели - к вам силы пришли!

Кубанская Казачка 1 - Спас второй приходит в гости,

Ну-ка, люди, не ленись,

Встаньте, разомните кости,

Руки поднимите ввысь,

И во двор пора настала

Яблонь собирать плоды ,

Ну-ка, сколько нарожало?

Будем кушать до весны.

Приготовили свои ручки!

Речь с движениями «Яблочко » .

У дороги яблонька стоит . руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит . сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс, руки над головой, потрясти кистями рук

Вот и яблочко у нас . ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус. большой палец вперед

Кубанская Казачка 2 - Сегодня у всех без сомнения

Должно быть хорошее настроение,

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод «Ой, сад во дворе» (кубанская народная песня) .

дети за ведущей выполняют различные рисунки хоровода (улитка, выворачивание круга, прохождение в воротики) .

Кубанская Казачка 1 - Славно, вместе танцевали!

Не устали? Не устали!

Дружно все в кружок вставайте,

Яблочки передавайте !

Игра р. н. «Бежит яблоко по кругу , прямо – прямо в руки другу»

Дети под медленную музыку спокойно передают яблоко (можно 3- 4) по кругу, на быструю, веселую музыку ребенок у которого осталось яблоко скачет с ним по кругу.

Кубанская Казачка 2 – Ребята, мы сегодня с вами отмечаем праздник – Яблочный Спас . Ну, а какой праздник без гостей. Вот и к нам спешат на праздник весёлые гости. Встречайте их!

Появляется девочка Машенька и Медведь из сказки "Маша и медведь".

Машенька - Здравствуйте, ребята! Я смотрю вы весело проводите время. А вы умеете варить варенье? Я Мишке уже сварила, давайте и вам сварю.

Кубанская Казачка 2 – Свари, Машенька, пожалуйста!

Исполняет песню «Про варенье»

Медведь - Ох, и вкусное варенье сварила Машенька, я вообще очень люблю покушать! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» , если я беду называть предметы, которые нельзя съесть вы громко хлопайте в ладоши. Договорились?

Игра на внимание «Яблоки и груши » На «неправильных» словах дети хлопают)

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Суп и винегрет, тортик и омлет!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кашу, сапоги, масло, пироги!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Блинчики, картошку, макароны, кошку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Булочку, конфеты, кофточку, котлеты!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кубики, варенье, бублики, печенье!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Шапочку, морковку, тапочки, веревку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Палку, самолетик, книжку, вертолетик!

Медведь – Молодцы, вы очень внимательные ребята! Дети, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, говорите! Вот и хорошо, вы знаете, что висят на ветках? А вот мои яблоки оказались в воде .

Ребята, выловите яблоки из тазика и перенесите в корзину.

Соревнование "Помоги Мишеньке достать яблочко "

Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки . Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок , та и выиграла.

Медведь - Молодцы и с этим заданием справились! А для вас тоже насобирал полную корзину яблок ! (Показывает и «случайно» рассыпает на пол).

Соревнование "Собираем урожай"

Участвуют желающие дети среднего и старшего возраста. Яблоки (мячики с сухого бассейна) рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки по цвету (красные, желтые, зеленые) в корзинки-обручи. Кто быстрее?

Кубанская Казачка 1 - Песни пели, плясали, играли и конечно немножко устали.

Приглашаем всех по старинному обычаю на «столование» . Яблочный Спас – можно пирогами и яблочками полакомиться .

Ведущие вместе - Угощайтесь, угощайтесь и, конечно, не стесняйтесь!

Праздник заканчивается веселой дискотекой под русскую и кубанскую народную музыку.

, Классное руководство

Цели и задачи классного часа (урока): привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям, традициям других народов;

  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной деятельности школьников.
  • Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедиапроектор;
    • жетоны с количеством очков;
    • секундомер.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.

    Правила игры:

    Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.

    Описание классного часа (урока):

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.

    На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.

    На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

    Итак, начинаем!

    Станция “Музыкальная”

    100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

    400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)

    Станция “Народные праздники”

    100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

    200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)

    300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

    400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Станция “Народное искусство”

    100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

    200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

    300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)

    400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)

    500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

    Станция “Русская кухня”

    100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

    300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

    400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

    500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

    Станция “Быт русского народа”

    100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)

    300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)

    Станция “Пословицы”

    (Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)

    100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)

    200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

    300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)

    400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)

    500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)

    В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.

    Фольклорная игровая программа

    «Жили – были, хоровод водили»

    Цель: расширить знания учащихся о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

    Задачи:

    1. Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками.

    2. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

    3. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

    4. Воспитание нравственных качеств личности.

    Оборудование: мультимедийное оборудование

    Ведущий . Богато народное творчество пословицами да загадками, сказками да потешками, песнями да прибаутками, играми да шутками. И мы будем тому свидетелями.

    1. Собирайся народ!

    Интересное вас ждет:

    Много песен, много шуток

    И веселых прибауток.

    2. Открываются ворота,

    Выходи кому охота!

    Вбегают два скомороха – Фома да Ерема

    Ф. Где тут масляный праздник?

    Е. Не шути проказник! Вот он - праздник!

    Вместе. Здравствуйте честной народ!

    Фома и Ерема низко поклонились, колпаки свалились.

    Ф. Колпаки надеваем.

    Е. Снова начинаем.

    Вместе. Здравствуйте честной народ!

    Мы пришли к вам оба: Фома да Ерема.

    Ф. На праздник посмотреть

    Е. С вами поиграть – себя показать.

    Вместе. Да потешки рассказать.

    Звучит музыка, дети рассказывают потешки (начинают Фома да Ерема)

    1. - Фома, что из леса не идешь? . 2. - Ерема, у тебя дома тепло?

    Да медведя поймал! - Тепло, на печи в шубе согреется можно.

    Так веди сюда!

    Да он не идет.

    Так сам иди

    Да он меня не пускает.

    3. - Федул, что губы надул? 4. - Сынок, сходи за водицей на речку!

    Кафтан прожег. - Брюхо болит!

    Можно зашить - Сынок, иди кашу есть!

    Да иглы нет. - Что ж, раз мать велит – надо идти.

    А велика ли дыра?

    Один ворот остался.

    5. Инсценировка «Уля и Филя»

    У: Здорово, Филя!

    Ф: Здорово, Уля!

    Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.

    У: А где же они?

    Ф: Я их под лавку положил.

    У: Экий ты, Филя, чудак!

    Ф: А ты бы, Уля, как?

    У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

    У: Здорово, Филя!

    Ф: Здорово, Уля!

    У: Что, мать гостинцев прислала?

    Ф: Мать прислала сарафан.

    У: А где же он?

    Ф: Я его в печку положил.

    У: Экий ты, Филя, чудак!

    Ф: А ты бы, Уля, как?

    У: Я бы его повесила

    (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

    У: Здорово, Филя!

    Ф: Здорово, Уля!

    У: Что, мать гостинцев прислала?

    Ф: Мать прислала барана.

    У: А где же он?

    Ф: Я его повесил.

    У: Экий ты, Филя, чудак!

    Ф: А ты бы, Уля, как?

    У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

    (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

    У: Здорово, Филя!

    Ф: Здорово, Уля!

    У: Что, мать гостинцев прислала?

    Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

    У: А где же она?

    Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

    У: Экий ты, Филя, чудак!

    Ф: А ты бы, Уля, как?

    У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

    (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

    У: Здорово, Филя!

    Ф: Здорово, Уля!

    У: Что, мать гостинцев прислала?

    Ф: Мать прислала свинью.

    У: А где же она?

    Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

    У: Ах ты, Филя, простофиля!

    А у нас…

    Таракан дрова рубил, комар водушку носил,

    В грязи ножки увязил.

    Вошка парилася, да ударилася ненароком –

    Правым боком: ребро вывихнула.

    Клопы подымали, живот надорвали.

    Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

    Так без запевалы и песня не поется.

    Где песня льется, там легче живется.

    Не спеть ли нам русскую песню «Бояре»?

    Музыкальная игра «БОЯРЕ»

    1. Мы вам спели от души, наши песни хороши

    Хороши и шутки, шутки –прибаутки

    Ведущий

    Сяду рядышком на лавке

    Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки,

    Кто смышленей погляжу…

    1. Кто приходит, кто уходит –

    Все ее за ручку водят. (дверь)

    2. Межи деревянные,

    А поля стеклянные. (окна)

    3. В избе – изба, на избе – труба.

    Зашумело в избе, загудело в трубе.

    Видит пламя народ, а тушить не идет.. (печь)

    4. В небо дыра, в землю дыра,

    А в середине огонь, да вода. (самовар)

    5. Собой не птица, петь не поет,

    Кто к хозяину идет, она знать дает. (собака)

    5. И на горке, и под горкой,

    Под березой и под елкой,

    Хороводами и вряд

    В шапках молодцы стоят. (грибы)

    Ведущая

    Не зря в народе говорится: старинная пословица, не мимо молвится!

    А сейчас мы посмотрим, знают ли дети пословицы.

    Игра «Собери пословицу» (на доске «рассыпалась» пословица)

    1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

    2. Мала пчела, и та работает!

    3. Труд человека кормит, а лень портит!

    4. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож!

    Ой, ребята, та-ра-ра,

    На лугу стоит гора.

    Выходи скорей играть,

    Звонки песни распевать!

    Игра «Ворон»

    Русская народная прибаутка

    Ведущий . Затей у нас большой запас

    А для кого они? Для вас.

    Песни петь или играть?

    Ведущая: Мы и пели, и плясали,

    А играть мы не играли.

    У кого там хмурый вид?

    Снова музыка звучит!

    Собирайся детвора,

    Ждёт вас русская игра!

    А как нам выбрать ведущего? Правильно надо посчитаться. Какие считалочки вы знаете?

    Игра «Лавочка - суковаточка»

    Ведущий выбирается по считалке

    Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?

    Три картошки, две морковки, луку полторы головки,

    Да петрушки корешок, да капустный кочешок.

    Потеснись – кА ты, капуста, от тебя в кастрюле густо!

    Раз, два, три, огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!

    Дети садятся на лавочку. Водящий прохаживает мимо, потом легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе с избранным игроком надо оббежать вокруг лавки, и занять освободившееся место. Кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.

    Ведущий : Раз, два, раз, два

    И закончилась игра!

    Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)

    Я на камушке сижу,

    Мелки колышки тешу,

    Мелки колышки тешу,

    Огород свой горожу.

    Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

    Девочки-подружки, разбирайте колышки!

    Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

    Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

    Водящий : Кума, кума, продай колышки!

    А что стоит?

    Кочан капусты, веник да рубль денег.

    Ну, по рукам, да в баню!

    Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

    Ведущая. Так даже повелось на Руси: работали да частушки пели.

    Частушки

    Мы частушки сочиняем,

    Можем их пропеть сейчас.

    Мы для вас споем, сыграем –

    Попросите только нас!

    Мы с веселой песней дружим,

    И по русски говорим,

    Хорошо живем, не тужим,

    Со сметаной хлеб едим!

    Эх, сторонушка родная,

    Дорогая сторона.

    Здесь по всюду нас встречает

    Русская старина!

    Старину мы уважаем,

    Старину мы бережем.

    О старинном русском крае

    Песни звонкие поем!

    Приезжайте в гости к нам,

    Очень рады мы гостям!

    Мы вас чаем угостим,

    С нами в пляску пригласим!

    Мы играли и плясали

    Забавлялись, забавляли

    А теперь настал черед песни

    Игровой классный час 7класс

    Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

    Цель:

    Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

    Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

    Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

    Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

    Ход классного часа

    Вступительное слово классного руководителя.

    Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

    На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

    Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

    А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

    Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

    Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

    Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

    1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

    2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

    3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

    4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

    5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

    6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

    7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

    8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

    9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

    Конкурс 2: «Музыкальный»

    Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

    Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

    1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

    3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

    4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

    6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

    7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

    9. В лесу выросло,

    Из лесу вынесли,

    На руках плачет,

    А на полу скачет. (Балалайка)

    Конкурс 3: «Удача»

    Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

    Предлагаются следующие темы:

    Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

    Русская кухня (зеленый);

    Быт русского народа (синий);

    Русские народные праздники (желтый);

    Славянская мифология (оранжевый);

    Русские былины (белый).

    Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

    болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

    Народное декоративно-прикладное искусство

    1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

    2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

    3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

    4. Что такое колт? (Височная подвеска)

    5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

    6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

    Русская кухня

    1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

    3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

    4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

    5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

    6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

    Быт русского народа

    1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

    3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

    6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

    Русские народные праздники

    1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

    2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

    3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

    4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

    4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Славянская мифология

    1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

    2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

    3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

    4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

    5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

    6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

    Русские былины

    1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

    2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

    4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

    5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

    6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

    Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

    Конкурс 4: «Логическая цепочка»

    Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

    Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

    Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

    Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

    Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

    Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

    Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

    Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

    Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

    Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

    Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

    Полтина - монета достоинством в 50 коп.

    Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

    Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

    Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

    Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

    Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

    Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

    Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

    Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

    Конкурс 5: «Блиц-турнир»

    Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

    При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

    Вопросы для первой команды

    1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

    2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

    3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

    4. Что не родится без языка? (Язык)

    5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

    6. Без чего дом не построить? (Без угла)

    Вопросы для второй команды

    1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

    2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

    3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

    4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

    5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

    6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

    Вопросы для третьей команды

    1. Чего языком не достанешь? (Носа)

    2. Какой в воде камень? (Мокрый)

    3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

    4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

    5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

    6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

    Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

    Понравилась статья? Поделитесь ей