Контакты

Главное управление по делам печати. Главное управление по делам печати российской империи Главное управление по делам печати

И отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, за бесцензурными изданиями, типографиями, металлографиями, литографиями, заведениями, производившими и продававшими произведения тиснения, а также для осуществления так называемой «театральной» цензуры, переданной из 5-й экспедиции Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии . Главному управлению по делам печати подчинялись местные цензурные учреждения - цензурные комитеты и отдельные цензоры.

Задачи

Дела, подлежавшие ведению Главного управления, подразделялись на административные и цензурные. К первым относились: выдача разрешений на открытие типографий, на ведение книжной торговли, на выпуск периодических изданий (и освобождение их от предварительной цензуры), наблюдение за исполнением местными цензурными и полицейскими органами судебных решений по делам печати, составление правил и инструкций для руководства инспекторам и чиновникам по надзору за типографиями и книжной торговлей и цензурным комитетам и цензорам. К «цензурным делам» относились: наблюдение за периодическими изданиями и отдельными сочинениями, выходившими как под предварительной цензурой, так и освобожденными от неё; за действиями цензурных комитетов и отдельных цензоров, дела об административных взысканиях периодическим изданиям, рассмотрение заявлений, жалоб и вопросов, связанных с печатью, просмотр недозволенных к печати сочинений, полученных из цензурных учреждений.

Структура

Главное управление по делам печати возглавлялось начальником, под председательством которого действовал Совет главного управления. Начальник Главного управления по делам печати назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел. Совет Главного управления по делам печати состоял из членов, назначаемых Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел, а также из председателей цензурных комитетов, находившихся в Санкт-Петербурге .

Канцелярия Главного управления по делам печати возглавлялась правителем дел, при котором находились помощники, особые цензоры драматических сочинений и чиновники особых поручений, назначаемые и увольняемые приказами министра внутренних дел. В канцелярии Главного управления по делам печати велись: списки пьес, рассмотренных цензурой, алфавитные списки произведений печати, запрещенных министром внутренних дел к обращению в общественных читальнях, и другие реестры запрещенных книг, а также журналы совета, в которых кратко излагались доклады, высказывания и особые мнения членов Совета и его решения; журналы утверждались министром внутренних дел.

Библиотека Главного управления по делам печати собирала все выходящие в стране печатные издания. Как правило, они передавались через год в другие заинтересованные библиотеки или в макулатуру. С 1906 года библиотека занялась распределением обязательного экземпляра всех печатных изданий в главные библиотеки страны. С 1 июля 1907 года была введена карточная регистрация всей печатной продукции страны и стала издаваться «Книжная летопись».

Главное управление по делам печати было ликвидировано в соответствии с постановлением Временного правительства от 8 марта 1917 года , а на его основе возникли Книжная палата, частное телеграфное агентство и другие учреждения.

Руководители

  • Лонгинов, Михаил Николаевич (1871-1874)
  • Григорьев, Василий Васильевич (1875-1880)
  • Абаза, Николай Саввич (1880-1881)
  • Феоктистов, Евгений Михайлович (1883-1896)
  • Соловьёв, Михаил Петрович (1896-1900)
  • Шаховской, Николай Владимирович (1900-1902)
  • Зверев, Николай Андреевич (1902-1904)
  • Бельгард, Алексей Валерианович (1905-1912)
  • Урусов, Сергей Петрович (1914-1915)
  • Удинцев, Всеволод Аристархович (1916-1917)

Источники

  • ;
  • ;

Напишите отзыв о статье "Главное управление по делам печати Российской империи"

Отрывок, характеризующий Главное управление по делам печати Российской империи

– Monsieur le baron de Funke a ete recommande a l"imperatrice mere par sa soeur, [Барон Функе рекомендован императрице матери ее сестрою,] – только сказала она грустным, сухим тоном. В то время, как Анна Павловна назвала императрицу, лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью, что с ней бывало каждый раз, когда она в разговоре упоминала о своей высокой покровительнице. Она сказала, что ее величество изволила оказать барону Функе beaucoup d"estime, [много уважения,] и опять взгляд ее подернулся грустью.
Князь равнодушно замолк. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта, захотела и щелконуть князя за то, что он дерзнул так отозваться о лице, рекомендованном императрице, и в то же время утешить его.
– Mais a propos de votre famille,[Кстати о вашей семье,] – сказала она, – знаете ли, что ваша дочь с тех пор, как выезжает, fait les delices de tout le monde. On la trouve belle, comme le jour. [составляет восторг всего общества. Ее находят прекрасною, как день.]
Князь наклонился в знак уважения и признательности.
– Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, подвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто выказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и теперь начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам судьба дала таких двух славных детей (исключая Анатоля, вашего меньшого, я его не люблю, – вставила она безапелляционно, приподняв брови) – таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите.
И она улыбнулась своею восторженною улыбкой.
– Que voulez vous? Lafater aurait dit que je n"ai pas la bosse de la paterienite, [Чего вы хотите? Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви,] – сказал князь.
– Перестаньте шутить. Я хотела серьезно поговорить с вами. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас…
Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился.
– Что вы хотите, чтоб я делал! – сказал он наконец. – Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles. [дураки.] Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, – сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что то неожиданно грубое и неприятное.
– И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, – сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза.
– Je suis votre [Я ваш] верный раб, et a vous seule je puis l"avouer. Мои дети – ce sont les entraves de mon existence. [вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования.] – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе.
Анна Павловна задумалась.
– Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения.
– Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит 40.000 в год, – сказал он, видимо, не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал.
– Что будет через пять лет, если это пойдет так? Voila l"avantage d"etre pere. [Вот выгода быть отцом.] Она богата, ваша княжна?
– Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres. [Бедняжка несчастлива, как камни.] У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня.
– Ecoutez, chere Annette, [Послушайте, милая Аннет,] – сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему то книзу. – Arrangez moi cette affaire et je suis votre [Устройте мне это дело, и я навсегда ваш] вернейший раб a tout jamais pan , comme mon староста m"ecrit des [как пишет мне мой староста] донесенья: покой ер п!. Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно.
И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону.
– Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.]

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.

<*> Ambros"ev A.V. Informational bureau attached to the Main department of print matters of the Ministry of Internal Affairs of the Russian empire: structure and organization of activity.

Амбросьев Андрей Валентинович, адъюнкт Академии управления МВД России.

Статья посвящена организации деятельности Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи, главной задачей которого являлось обслуживание официальных органов печати и должностных лиц достоверными сведениями, касающимися деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений, а также неофициальных периодических изданий.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, Главное управление по делам печати, Осведомительное бюро, цензура, органы печати.

The article is devoted to organization of activity of the Information Bureau attached to the Main Department on Print Matters of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, the main task of which was rendering services to official agencies of printing and officials with regard to reliable information related to activity of the Government, Governmental and administrative persons and institutions and also non-official periodicals.

Key words: Ministry of Internal Affairs of the Russian empire, Main Department on Print Matters, Information Bureau, censorship, printing agencies.

В ходе прогрессивных демократических реформ 60 - 70-х годов XIX в. в Российской империи проводится и цензурная реформа. Власть отказывается от предварительной цензуры для определенных периодических изданий и книг объемом не менее десяти печатных листов, заменив ее судебной ответственностью в случае нарушения ими предписаний, установленных законами Российской империи и иными нормативными актами, издаваемыми министерствами и ведомствами.

Именным Указом от 6 апреля 1865 г. "О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати" контроль над деятельностью цензурных комитетов, наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Министерства народного просвещения передаются в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.

В задачи этого ведомства входило, в частности, составление периодических обзоров российской печати для императора Александра II.

Ранее этим занималось Главное управление цензуры Министерства народного просвещения <1>. Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и представлялись царю ежедневно "в размере от двух до трех листов письма с приложением вырезок из газет и журналов" <2>. В отчете о деятельности Главного управления за 1865 - 1867 гг. отмечено, что с 1 сентября 1865 г. по 1 января 1867 г. Александру II было представлено 495 подобных "обозрений". "Материалами для них служили исключительно повременные, выходящие в России издания: главнейшим же образом в обозрения вносились все те статьи, которыми более или менее определялось направление отечественной журналистики" <3>.

<1> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808 - 1917). Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. СПб., 2008. Вып. N 14. С. 187.
<2> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 4. Д. 195. Л. 14.
<3> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 3. Д. 17. Л. 24.

Начало первой российской революции, Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", даровавший, в частности, свободу печати, способствовали небывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возрастает число издаваемых газет и журналов, во многих из них достаточно резко критикуется правительство, дискредитируется самодержавие.

Характерной особенностью того времени было увеличение числа сатирических газет и журналов. "Революционная и демократическая сатира затопила журнальный рынок... при этом все сатирические издания, почти без исключения, были ультрарадикальными" <4>.

<4> Стернин Г.Ю. Художественная жизнь в России в начале XX века. М., 1976. С. 174.

Власть рассматривает деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения и пытается административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов.

Первого сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро. Характерно, что Осведомительное бюро было создано за неделю до введения военно-полевых судов для борьбы с революцией.

П.А. Столыпин определил, что главная задача Бюро заключается в обеспечении "официальных, частных повременных органов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, правительственных и административных лиц и учреждений. Материалами для передачи в средства печати являлась информация, полученная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений. На сотрудников Бюро возлагается обязанность проверки слухов и сообщений печати" <5>.

<5>

В письме от 13 марта 1910 г. под грифом "секретно" начальник Главного управления по делам печати А.В. Бельгард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: "1) в облегчении всеми возможными способами доставления Осведомительному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, подлежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведениями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро" <6>.

<6> Там же.

Таким образом, Осведомительное бюро, с одной стороны, информировало государственные учреждения и должностных лиц об оценке их деятельности в периодической печати, с другой - стремилось обеспечить публикацию в газетах и журналах сведений, которые в выгодном свете отражали бы деятельность правительства.

По мнению руководства МВД, в условиях легализации политических партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла необходимость распространения "верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, распространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избежание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов, а также действий, намерений и распоряжений правительства и отдельных представителей гражданской и военной власти" <7>.

<7> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 34. Ед. хр. 18. Л. 19.

В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили: отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть.

Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и "количеством времени для этого" <8>. Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет председателю Совета министров, министру внутренних дел и начальнику Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с определенными дополнениями доставлялись всем министрам и главноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.

<8> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Дело N 283.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализировали ведущие столичные общественно-политические газеты: "Новое время", "Речь", "День", "Русская молва", "Современное слово", "Гражданин", "Русское слово", "Утро России", "Земщина". Целью этого "обследования" было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так называемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности <9>.

<9> Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906 - 1917 гг.: Международная научная конференция "Книжное дело в России в XIX - начале XX в.".

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действовал для составления "соответственных докладов правительству; информирования ведомств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отделом, обслуживающим ведомства; учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политических и порайонно) и каждой газеты" <10>.

<10> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 89.

Отдел обследовал 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние подразделялись на издания первого и второго значения. Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например , в печатном органе партии конституционных демократов - основной оппозиционной силы к власти - газете "Речь" за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных <11>.

<11> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 156.

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касающиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в официальную часть архива было в компетенции заведующего Осведомительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД <12>.

<12> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Ед. хр. 283.

В обязанности дежурно-технической части входил прием запросов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней.

Сотрудники Бюро снабжались "надлежащими" удостоверениями за подписью заведующего Бюро.

Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по заявленным ими темам. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правительственных мероприятиях и о желаемом освещении различных общественно-политических событий, которые рассылались по подписке <13>.

<13> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Указ. соч. С. 203.

Обслуживание печати производилось путем издания подобных бюллетеней Бюро, доставляемых редакциям за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: сначала шла информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а затем опровержение и уточнение информации, уже прошедшей в печати.

За первые пять месяцев 1914 г., например, для печати было дано 2434 официальных сообщения и 968 неофициальных <14>.

<14> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162, Л. 112.

По мнению начальника Главного управления по делам печати А.В. Бельгарда, идея об издании и распространении бюллетеней Осведомительного бюро оказалась "очень полезной и удачной, по крайней мере на них подписались не только все значительные газеты и журналы, но и многие корреспонденты провинциальных и иностранных газет. Помимо этого, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных городах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в "Губернских новостях" <15>.

<15> Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Таким образом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в "информационной борьбе", которую вело правительство с "левой", оппозиционной печатью, в условиях отсутствия предварительной цензуры.

Подобные бюллетени распространяли сведения о деятельности высших ведомств России, тем самым подготавливая в определенном плане общественное мнение, вводя его в круг проблем, обсуждение которых в печати представлялось правительству возможным или нужным <16>.

<16> Летенков Э.В. Из истории политики русского царизма в области печати (1905 - 1917 гг.): Дис. ... к.ю.н. Л., 1974. С. 73.

С момента образования Осведомительное бюро публиковало в "Правительственном Вестнике" опровержения о тех или иных сообщениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в "Вечернем выпуске Правительственного Вестника" Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промышленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяйство, тюремное дело, учебное дело, разные известия.

Осведомительное Бюро обслуживало не только редакции газет, но и высокопоставленных должностных лиц. Два раза в сутки (8 и 12 часов ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, начальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров внутренних дел и других. Один раз в сутки для министра Императорского двора, министра финансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи.

В 1914 г. число подписчиков на получение бюллетеней составляло 71 <17>. В целях "обслуживания и осведомления" сотрудниками Бюро посещались самые различные учреждения, среди которых: Государственный Совет, Канцелярия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами наместника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Департаменты Министерства иностранных дел и многие другие. Всего в перечне "установлений, с обозначением числа посещений их сотрудниками Бюро" указано 113 учреждений. Некоторые из них посещались сотрудниками Бюро ежедневно, другие 1 - 3 раза в неделю. В отчетах Главного управления по делам печати указано 304 посещения <18>.

<17> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 128 - 130.
<18> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 23. Ед. хр. 18.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организациями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, которое также выпускало ежедневные бюллетени о правительственной деятельности, Санкт-Петербургским литературно-информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных учреждений. Изначально Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер. Оно было призвано стать центральным органом распространения официальной информации. Главная цель Бюро - нейтрализация воздействия оппозиционной печати и контроль над всей информацией об официальных лицах и учреждениях государства <19>.

<19> Кельнер В.Е. Указ. соч.

Согласно справке директора департамента Общих дел МВД "на Осведомительное бюро была возложена работа по изданию отчета о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы. На эти отчеты установлена особая плата, по 200 руб. в месяц" <20>. С 1 января 1913 г. эта обязанность была возложена на Санкт-Петербургское телеграфное агентство.

<20> РГИА Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 22. Ед. хр. 276.

В связи с некоторыми изменениями в направлении деятельности Осведомительного бюро проводилась его реорганизация. Так, например, в циркуляре Главного управления по делам печати от 4 августа 1910 г. говорилось, что условия работы в Осведомительном бюро изменились с 1 января 1910 г. "вследствие возложения на Бюро задач по информированию Санкт-Петербургского телеграфного агентства и обслуживанию Государственного Совета и Государственной Думы, с изданием кратких отчетов об их собраниях. Поэтому для проведения надлежащей работы необходимо некоторое увеличение личного состава, а главным образом придание штатам Бюро гибкости и подвижности" <21>. В соответствии с вышеизложенным заведующим Бюро в 1910 г. были "составлены новые расписания должностей и окладов вознаграждений служащих Бюро" <22>. Помимо средств, выделяемых на содержание сотрудников Бюро и курьеров, секретарско-технической части, выделялись деньги на гонорар построчный, постатейный и по особым соглашениям, а также на вознаграждения за особые поручения.

<21> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 18.
<22> Там же.

Как всегда, возникли межведомственные сложности взаимодействия Осведомительного бюро с другими государственными учреждениями и ведомствами. Они могли сами готовить информацию, в том числе и опровержения на публикации в средствах массовой печати материалов о своей деятельности. При этом, как отмечал начальник Осведомительного бюро, "оно лишено возможности, - ввиду того характера, который ему придан, - критически относиться к получаемым опровержениям. В силу этого Бюро превращается в чисто механический аппарат, передающий, однако, почти всегда от своего имени, опровержения ведомств редакциям газет. Увлекаясь полемикой, доходящей до мелочности, ведомства создали пренебрежительно-насмешливое отношение со стороны печати ко всем уже исходящим от Бюро (и самого правительства) опровержениям" <23>.

<23> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. 1913 г. Оп. 3. Л. 3.

Начало Первой мировой войны потребовало лучшей информированности правительства о состоянии страны, о процессах, происходящих в обществе, в экономике и находящих отражение в печати. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за проведение мобилизации, возросли. Но, как отмечалось в приказе заведующего Бюро от 15 сентября 1914 г., требования недостаточно хорошо исполнялись его подчиненными.

Заведующий отмечал, что "обследование как столичных, так и провинциальных газет выполняется поверхностно; в срочный доклад сплошь и рядом не включаются статьи и заметки большого значения, в ведомства направляется материал несоответствующий. Подбор включаемых в обзор статей или носит случайный характер, или, страдая излишней односторонностью, не дает ясного представления о характере газетного дня; нередки случаи, что тот или иной вопрос излагается тенденциозно, чем нарушается главнейшее свойство обзора - полная объективность; характеристика дня иногда мало продумана, а иногда - искусственно подгоняется трафаретом, совершенно не отражая действительного облика дня; сам обзор, как по полноте освещения, так и по объему, не всегда соответствует емкости затронутых печатью вопросов; не наблюдается строгой преемственности и логической последовательности при каждодневном составлении обзора; корректируются обзоры очень неряшливо" <24>.

<24> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 1. Ед. хр. 46.

Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что "центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, перенесен на часть политическую за счет деловой".

Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого "единения власти и народа". Оппозиция в Государственной Думе, за исключением группы социал-демократов, и в прессе перестала критиковать власть. Правительство нуждалось в сведениях не столько о политическом, сколько экономическом состоянии провинции и готовности ее переносить тяготы войны.

Приказ предлагал немедленно "ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом" <25>.

<25> Там же.

Подобные замечания, отраженные в приказе по Бюро, во многом предопределили его реорганизацию летом 1914 г.

Главной причиной, вызвавшей реорганизацию Осведомительного бюро, стала начавшаяся мировая война, вызвавшая реорганизацию государственного аппарата.

Правительству был необходим контроль за сведениями, поступавшими с театра боевых действий.

На следующий день после начала войны было обнародовано "Временное положение о военной цензуре", заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени.

Оно вводилось в обязательном порядке в местах боевых действий, объявленных на военном положении, а также по решению военных властей могло вводиться и в других местностях. Там, где вводилась цензура военного времени, создавались военно-цензурные комиссии.

При штабах фронта вводились должности военных цензоров. Одной из важных задач этих цензоров было контролировать передачу сведений, имеющих военное значение. Цензоры числились в военном ведомстве и даже имели специальные нагрудные знаки. Военное ведомство не хотело отдавать цензурные функции Министерству внутренних дел, жандармерии, с которыми у них были давние трения, усилившиеся во время войны. Специальный цензор был назначен в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой <26>.

<26> Лемке М.К. 259 дней в царской Ставке. М., 2003.

Военная власть берет на себя информирование прессы интересующими ее сведениями, оказывает давление на нее через органы военной цензуры. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД.

На совещании в МВД, на котором присутствовали представители почти всех министерств, был установлен следующий порядок информирования прессы Осведомительным бюро: "во-первых, путем бесплатных официальных бюллетеней, и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро" <27>. (Бесплатное инспирирование, т.е. аккредитация журналистов при Осведомительном бюро, их уже не могло интересовать. Более значимая информация приходила с фронта, из финансово-промышленных кругов, от оппозиции в Государственной Думе, наконец, из деревни, с фабрик и заводов, где начиналось брожение против войны и существующей власти.)

<27>

В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происходить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредственного сообщения сведений представителям газет <28>.

<28> Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22 - 24. С. 603.

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. В Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, которое информировало печать по различным общественно-политическим вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств <29>.

<29> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 68.

Существование такого подразделения, как Осведомительное бюро (Бюро печати), во время активизации общественно-политической жизни в стране свидетельствовало о признании властью силы общественного мнения. Осведомительное бюро информировало органы власти о настроениях в обществе и одновременно пыталось влиять на формирование общественного мнения в целях поддержки им усилий правительства по борьбе с надвигавшейся социально-политической катастрофой.

После Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, было ликвидировано Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел, а вместе с ним и Бюро печати.

Статья посвящена организации деятельности Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи (1906-1917), главной задачей которого являлось обслуживание официальных органов печати и должностных лиц достоверными сведениями, касающимися деятельности правительственных и административных лиц и учреждений.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, Главное управление по делам печати, Осведомительное бюро, цензура, информационные агентства

Введение

Несмотря на то что традиция целенаправленного воздействия на общественное мнение с целью продвижения в обществе тех или иных идей и формирования определенного образа власти имеет глубокие корни в отечественной истории, во второй половине XIX в. она претерпела известные изменения. Важная роль в пропаганде и популяризации реформ, проводившихся в царствование импера­тора Александра II, отводилась прессе. Неслучайно поэтому од­ним из важных нововведений была реформа печати. Она упразднила традиционную для нашей страны предварительную цензуру, заменив ее на судебную ответственность издателей в случае нару­шения имеющихся предписаний, установленных законами Рос­сийской империи. Указом от 6 апреля 1865 г. «О даровании неко­торых облегчений и удобств отечественной печати» наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Главного управления цензуры Министерства народного просве­щения было передано в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.

Организация и работа Главного управления по делам печати

Специально изданная Министерством внутренних дел инструк­ция конкретизировала порядок работы этого органа. Все издания, освобожденные от предварительной цензуры, после печатания ти­ража должны были предоставляться в Главное управление по де­лам печати и могли свободно распространяться лишь на третий день после этого. За эти дни издание просматривал цензор, кото­рый, обнаружив нарушение цензурных правил, составлял об этом донесение, и оно затем передавалось в Совет Главного управления по печати. Одновременно давалось распоряжение о приостановке выхода в свет данного издания либо об аресте тиража. Действия цензора при этом контролировал «наблюдательный» член Совета Главного управления. Он же составлял общие доклады о направле­нии того или иного издания. При систематическом нарушении цензурных правил указанный член Совета был обязан письменно уведомить об этом Совет, который принимал решение о приоста­новке или прекращении издания, извещая об этом по инстанции цензора. Совет Главного управления по делам печати также осу­ществлял надзор над деятельностью местных цензурных комите­тов и отдельных цензоров, разбирал жалобы на их действия, соби­рал сведения обо всех действующих на территории империи типографиях и за соблюдением ими цензурных правил 1 . Штат сотрудников Главного управления по делам печати был определен в 16 человек, занимавших должности от цензора до столоначаль­ника. Кроме того, из числа штатных должностей к управлению было прикомандировано 10 чиновников по особым поручениям 2 .

В задачи этого ведомства входило еще и составление периоди­ческих обзоров российской печати для императора Александра II (Гринченко, Патрушева, 2008: 187). Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и доставлялись царю ежедневно. В среднем, как правило, это были два-три листа кратких аннотаций общих тенденций освещения в прессе обще­ственно-значимых вопросов с приложением вырезок из газет и журналов. Материалами для них служили исключительно повре­менные издания, выходившие в России. Это нововведение совер­шенно очевидным образом свидетельствует о росте того значения, которое начало придаваться властями своему образу в обществен­ном мнении со второй половины XIX в.

Однако этот интерес до поры до времени материализовывался в пассивных формах. К началу ХХ в. круг адресатов подобных ана­литических записок был расширен. Помимо особы императора, их читателями стали министры и руководители ряда важнейших ве­домств империи. Справедливости ради следует отметить, что в адрес составителей этих аналитических записок нередко слышалась кри­тика, и начиная с 70-х гг. XIX в. предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать работу Главного управления по делам печати именно в плане улучшения аналитической работы с отече­ственными газетами и журналами. Однако до практического во­площения этих планов в жизнь дело не дошло 3 .

Ситуация изменилась с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», даро­вавшего, среди прочего, и свободу печати. Это способствовало не­бывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возросло количество издаваемых газет и журналов, многие из них были достаточно оппозиционно настроены к дей­ствиям правительства. Характерной особенностью того времени было увеличение сатирических газет и журналов, содержавших полити­ческую сатиру и революционную пропаганду.

Департамент полиции МВД, да и многие другие заинтересован­ные ведомства всерьез рассматривали деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения в стране 4 и предпринимали попытки административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов. В Департа­менте полиции, например, в функции четвертого делопроизвод­ства включается подготовка ответов и справок по запросам Глав­ного управления по печати о благонадежности тех или иных редакторов и учредителей новых органов печати 5 . В дополнение к этому 1 сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Глав­ном управлении по делам печати было образовано особое Осведо­мительное бюро.

Примечательно, что П.А. Столыпин определил главную задачу Бюро как обеспечение «официальных, частных повременных ор­ганов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, прави­тельственных и административных лиц и учреждений». Материала­ми для передачи в средства печати являлась «информация, получен­ная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений». На сотрудников Бюро возлагалась обязанность «проверки слухов и сообщений печати» 6 . В письме от 13 марта 1910 г. под грифом «секретно» начальник Главного управления по делам печати А.В. Бель- гард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: 1) в об­легчении всеми возможными способами доставления Осведоми­тельному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, под­лежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведе­ниями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро» 7 .

Таким образом, если ранее функции цензуры определялись недо­пущением к публикации определенного сорта информации, которую добывали журналисты через свои источники, а также информирова­нием императора и руководителей важнейших государственных институтов империи о мнениях, высказываемых в прессе по тем или иным вопросам общественной жизни, то теперь к этим двум задачам добавлялась третья: снабжение средств массовой инфор­мации сообщениями, отражающими официальную точку зрения на те или иные общественно значимые события или процессы в стране и действия правительства. Это обстоятельство существенным образом меняло всю дальнейшую практику взаимодействия прави­тельства и средств массовой информации.

По мнению руководства МВД, в условиях легализации полити­ческих партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла настоятельная необходимость распространения «верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, рас­пространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избе­жание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов» 8 .

Поставленные таким образом задачи определяли штатную и организационную структуру вновь созданного отдела, а также ре­гламент его работы. В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть. Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и «количеством времени для этого».

Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет пред­седателю Совета министров, министру внутренних дел и начальни­ку Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с опре­деленными дополнениями доставлялись всем министрам и глав­ноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализиро­вали ведущие столичные общественно-политические газеты: «Но­вое время», «Речь», «День», «Русская молва», «Современное слово», «Гражданин», «Русское слово», «Утро России», «Земщина» - всего 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние под­разделялись на издания первого и второго значения. Целью этого «обследования» было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так на­зываемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности (Кельнер, 2011: 239-243).

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действо­вал для составления докладов правительству; информирования ве­домств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отде­лом, обслуживающим ведомства; для учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политиче­ских и порайонно) и каждой газет (Летенков, 1973: 80-88).

Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например, в печатном органе партии конституционных демо­кратов - основной оппозиционной силы по отношению к власти - газете «Речь» за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных (Амбросьев, 2011: 34).

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касаю­щиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в офи­циальную часть архива было в компетенции заведующего Осведо­мительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД.

В обязанности дежурно-технической части входили прием за­просов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней. Сотрудники Бюро снаб­жались «надлежащими удостоверениям» за подписью заведующего Бюро. Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по подписке на заявленные ими темы. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правитель­ственных мероприятиях и о желаемом освещении различных об­щественно-политических событий, которые рассылались по под­писке (Гринченко, Патрушева, 2008: 203).

В 1914 г. количество ведомств, числящихся подписчиками на получение бюллетеней Осведомительного бюро, составляло 71. Наи­более авторитетными из них были Государственный Совет, Канцеля­рия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами намест­ника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Соб­ственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Де­партаменты Министерства иностранных дел и многие другие.

Осведомительное Бюро обслуживало также и высокопоставлен­ных должностных лиц. Два раза в сутки (в 8 часов утра и в 12 ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, на­чальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров и других. Один раз в сутки бюллетени доставлялись специально для министра Императорского двора, министра фи­нансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи (Летенков, 1982: 154-157).

Подобные же бюллетени печатались и распространялись в ре­дакциях газет и журналов по подписке за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: в первой части содержалась информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а вторая включала опровержения и уточнение информации, уже прошедшей в печати.

Надо отметить, что, независимо от политической и жанровой направленности, большинство крупных центральных и регио­нальных органов печати были подписчиками этих бюллетеней. Кроме того, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных горо­дах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в «Губернских новостях» 9 . Таким обра­зом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в «информационной борьбе», которую вело правительство с оппозиционными настрое­ниями в обществе и леволиберальной печатью в условиях отсут­ствия предварительной цензуры.

Довольно интересным и в целом малоизученным аспектом дея­тельности изучаемой нами институции является размещение в «Правительственном Вестнике» опровержений о тех или иных со­общениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в вечернем выпуске этой газеты Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промыш­ленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяй­ство, тюремное дело, учебное дело, разные известия. Анализ этих опровержений может стать прекрасным фактическим материалом для антологии слухов о деятельности официальных властей Рос­сии в начале ХХ в.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организаци­ями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, Санкт-Петербургским литературно­информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных уч­реждений. которые также выпускали ежедневные бюллетени о правительственной деятельности. Априори, в силу своей близо­сти к властным структурам, Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер в этой, складывающейся системе русских новостных агентств. И действительно, часто именно мате­риалы Осведомительного бюро служили источниками для новост­ных бюллетеней перечисленных организаций. Правда, с течением времени ряд функций информационно-аналитического освеще­ния деятельности правительства передавались «конкурирующим» организациям. Так, издание отчетов о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы, возложенное изначально на Ос­ведомительное бюро, с 1 января 1913 г. было передано Санкт-Пе­тербургскому телеграфному агентству.

За время своего существования Осведомительное бюро не раз изменяло свою структуру, подстраиваясь под запросы времени. Но, конечно, наиболее кардинальные изменения произошли в связи со вступлением России в Первую мировую войну. На следующий день после начала войны было обнародовано «Временное положе­ние о военной цензуре», заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени. Оно действовало в обязательном порядке в местах боевых действий, районах, объявленных на воен­ном положении, а также по решению военных властей могло про­извольно вводиться и в других местностях. Там, где вводилась во­енная цензура, создавались военно-цензурные комиссии. При штабах фронта появились должности военных цензоров. Эти цен­зоры числились в военном ведомстве, которое по очевидным при­чинам не хотело делиться своими полномочиями с Министерством внутренних дел. Специальный цензор был назначен и в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за прове­дение мобилизации, также изменились и возросли. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Глав­ном управлении по делам печати МВД (Жирков, 2001: 219-220).

15 сентября 1914 г. за подписью заведующего Осведомительного бюро появился приказ, регулирующий свершившиеся изменения. Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что «центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, дол­жен был быть перенесен на часть политическую за счет деловой» (Летенков, 1982: 245). Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого «единения власти и народа». Оппозиция в Государственной Думе, за исклю­чением фракции социал-демократов, в прессе перестала критико­вать власть. Тем не менее правительство нуждалось в том, чтобы постоянно обследовать общественные настроения. Приказ предла­гал немедленно «ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра, как это предписывали документы мирного времени. - Д.Г.) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом».

На совещании в МВД 8 октября 1914 г. в присутствии предста­вителей почти всех министерств был установлен следующий поря­док информирования прессы Осведомительным бюро: «во-пер­вых, путем бесплатных официальных бюллетеней и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования (аккредитации. - Д.Г.) отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро» (Полянская, 1935: 603). В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происхо­дить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредствен­ного сообщения сведений представителям газет. По сути именно тогда в практике российской журналистики появились пресс-кон­ференции в современном понимании этого слова.

Заключение

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. Подобные же учреждения в силу схожих обстоятельств возникали и в других европейских странах. Как справедливо отмечает А.В. Амбросьев, «в Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, кото­рое информировало печать по различным общественно-политиче­ским вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств» (Амбросьев, 2011: 37).

В целом можно сказать, что создание и функционирование Ос­ведомительного бюро при Главном управлении печати при МВД Российской империи было вполне закономерным и логичным ша­гом в развитии русской цензурной системы в сторону более гибкого и всеобъемлющего информационного обеспечения правительствен­ной политики, диктуемого трансформацией русского самодержа­вия к внешним формам буржуазной монархии. И в этом смысле деятельность Осведомительного бюро в какой-то мере заложила основы современной практики взаимодействия правительства и средств массовой информации. Вступление России в Первую ми­ровую войну внесло свои очевидные коррективы в этот процесс, но его не прервало.

Однако после Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, Главное управление по делам пе­чати Министерства внутренних дел было ликвидировано, а вместе с ним и Бюро печати. Как известно, потребность возрождения цензуры довольно быстро была осознана уже советской властью после Октябрьской революции, отказавшись в силу идео­логических и политических причин от использования опыта и ка­дров прежней царской Цензуры, ее наследники существенно архаи­зировали новые цензурные практики. Как известно, 6 июня 1922 г. одним из первых декретов утвердившейся Советской власти было учреждение Главлита - государственного органа, который, по сути, восстанавливал традиции предварительного контроля над россий­ской периодической печатью в гораздо более традиционалистских, репрессивных формах, нежели это делалось в Российской империи в начале ХХ в.

Примечания

1 РГИА. Ф. 776. Оп. 4. Д. 195. Л. 89-91.

2 РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441 об.

3 Подробнее об этих проектах см.: (Патрушева, 2011: 147-151).

4 См. об этом: (Перегудова, 2000: 78-83).

5 Там же. С. 54.

6 Цит. по: (Амбросьев, 2011: 32).

7 Там же. С. 33.

8 РГИА. Ф. 776. Оп. 34. Д. 18. Л. 19.

9 См.: БельгардА.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Библиография

Амбросьев А.В. Осведомительное бюро при главном управлении по де­лам печати МВД Российской империи: структура и организация деятель­ности // История государства и права. 2011. № 17.

Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009.

Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808-1917) // Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. Вып. 14. СПб., 2008.

Жирков Г. История цензуры в России XIX-XX века. М., 2001.

Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906-1917 гг. // Цензура в России: история и современность: Сборник научных трудов. Вып. 5. СПб., 2011.

Летенков Э.В. К истории правительственных информационных центров в России // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. «История, язык, литература». 1973. Вып. 4. № 20.

Летенков Э.В. Печать и капитализм в России конца XIX - начала ХХ в.: экономические и социальные аспекты капитализации печати: Дисс. . докт. ист. наук. Л., 1982.

Патрушева Н.Г. Главное управление по делам печати (1865-1917) и проекты его реформирования // Исторические, философские, политиче­ские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 8 (14). Ч. 3.

Перегудова З.В. Политический сыск России 1880-1917. М., 2000.

Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22-24.

Образовано для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочи­нений, а также установление цензуры иностранной; разрешение их недоразу­мений и вопросов, рассмотрение жалоб; наблюдение за произведениями пе­чати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, произво­дивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведени­ями и за книжной торговлей.

Совет Г. у. п. д. п. состоял из «находившихся налицо» в Петербурге председателей цензурных комитетов и из членов, назначавшихся указами им­ператора по представлению министра внутренних дел. Председатель - на­чальник Г. у. п. д. п.

Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал на­чальник Г. у. п. д. п.

До 24.11.1905 от предварительной цензуры были освобождены только повременные издания Петербурга и Москвы. B «обеих столицах» издавались также без предварительной цензуры все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов, переводы не менее 20 печатных листов. За преде­лами столиц без предварительной цензуры выходили: все правительственные издания, все издания академий, университетов, ученых обществ, все издания на древних классических языках и переводы; чертежи и карты.

Издания, нарушавшие этот закон, подвергались судебному преследованию.

После отмены предварительной цензуры повременной (21.11.1905, 18.03.1906) и неповременной печати (26.04.1906) функции Г. у. п. д. п. были распределены между пятью отделениями.1

1- е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в округе Санкт-Петербургской судебной палаты, а также дело­производство по всем правительственным изданиям.

2- е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат.

3- е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат.

4- е отделение разрабатывало законодательство о печати; составляло цир­кулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по районам Варшавской и Виленской судебных палат.

5- е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных уч­реждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литогра­фиям, металлографиям и книжной торговле.

Хозяйственный комитет (с 30.10.1908)2 рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами ти­пографии МВД и редакций газет «Правительственный вестник» и «Сельский вестник».

Осведомительное бюро (с 26.08.1906,3 с 1915 - Бюро печати) - обслу­живало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению сведениями, касавшимися предположений, дейст­вий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также «главнейших фактов общественно-политической жизни России и заграницы». Ha сотрудников бюро, кроме того, возлагалась проверка слухов и сообщений печати.4 B результате реорганизации 24.03.1913 разделено на два отдела.

Отдел печати обследовал столичные газеты для создания выборки заме­ток и статей, подлежавших срочному докладу председателю Совета минист­ров, министру внутренних дел и начальнику Г. у.

П. д. п., очередному докла­ду всем министрам и главноуправляющим, их товарищам, директорам депар­таментов и начальникам управлений; занимался обследованием провинци­альных газет для министра внутренних дел и начальника Г. у. п. д. п.

Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департа­ментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъясне­ний и опровержений, а также занимался созданием «справочно-руководст- венного и информационного» архива; дежурно-техническая часть осуществ­ляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок, а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов.

Военная цензура (с 20.07.1914)5 следила за тем, чтобы в печать не про­никли военные сведения, представлявшие военную тайну.

Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно-цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно-цензурных ко­миссий при военно-окружных штабах.

Комиссия для выработки положения об установлении надзора над кине­матографическими произведениями (действовала с 27.03.1916).6 Положение не было принято в связи с ликвидацией Г. у. п. д. п. 27.04.1917.

Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27.04.19177 по 16.09.1917. После упразднения Г. у. п. д. п. был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осу­ществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комис­саров.8 30.11.1917 Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.

Начальники Главного управления по делам печати:

1865.30.8- 1866.02.12 - Щербинин М.П.

1866.02.12 - 1870.24.09 - Похвиснев M.H.

1870.24.9- 1871.15.11 - Шидловский M.P.

1871.19.11- 1875.23.01 - Лонгинов М. H.

1875.23.1- 1880.04.04 - Григорьев B.B.

1880.04.4- 1881.05.04 - Абаза H. С.

1881.05.4 - 1883.01.01 - кн. ВяземскийП.П.

1896.11.6 - 1899.30.12 - Соловьев М. П.

1900.01.1 - 1902.25.04 - кн. Шаховской H. В.

1902.09.5- 1905.16.01 - Зверев H.A.

1905.19.2- 1912.27.03 - БельгардА.В.

1912.27.3- 1915.29.03 - Татищев C.C.

1913.29.3- 1915.30.12 - КатенинА.А.

1915.30.12 - 1916.07.05 - Судейкин B.T.

1916.07.5- 1917.21.01 - Удинцев B.A.

1917.27.1- 1917.15.03 - КатенинА.А.

2 ПСЗ. Т. 40. № 41988, 06.04.1865; ЗПСЗ. Т. 25. № 26962, 24.11.1905; Т. 26. № 27574, 18.03.1906; СУиРВр.Пр. № 79. Ст.453, 04.03.1917; № 1748, 16.09.1917; № 6. Ст. 104, 30.11.1917.

РГИА, ф. 776 (3400 д.).

1 РГИА, ф. 776, оп. 23, 1906 r., д. 22.

2 Там же, 1908 r., д. 50.

3 Там же, 1907 г., д. 18.

4 Предшественником Осведомительного бюро был «официоз» С. Ю. Витте «Рус­ское государство».

5 РГИА, ф. 778, оп. 1,д. 1, 1914.

6 Там же, ф. 776, оп. 23, д. 20.

7 ГА РФ, ф. 1787 (б/ф P-397), 38д.

8Там же, ф. 1791, оп. 1, д. 116, л. 195.

, Российский исторический словник , Термины

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ (1865-1917), высшая цензурная инстанция, образованная указом от 6 апр. 1865 при Министерстве внутренних дел для наблюдения за деятельностью цензурных комитетов и отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, за бесцензурными изданиями, типографиями, металлографиями, литографиями, заведениями, производившими и продававшими произведения тиснения, а также для осуществления т. н. «театральной» цензуры, переданной из 5-й экспедиции Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Главное управление по делам печати возглавлялось начальником, под председательством которого действовал Совет управления. Начальник Главного управления по делам печати назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел. Совет Главного управления по делам печати состоял из членов, назначаемых Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел, а также из председателей цензурных комитетов, находившихся в С.-Петербурге.

Канцелярия Главного управления по делам печати возглавлялась правителем дел, при котором находились помощники, особые цензоры драматических сочинений и чиновники особых поручений, назначаемые и увольняемые приказами министра внутренних дел. В канцелярии Главного управления по делам печати велись: списки пьес, рассмотренных цензурой, алфавитные списки произведений печати, запрещенных министром внутренних дел к обращению в общественных читальнях, и другие реестры запрещенных книг, а также журналы совета, в которых кратко излагались доклады, высказывания и особые мнения членов совета и его решения; журналы утверждались министром внутренних дел.

В 1865-70 канцелярия состояла из одного отделения; в 1870-77 - из двух отделений (1-е ведало повременными изданиями, 2-е - всеми остальными); в 1878-98 - из трех отделений (1-е отвечало за столичные, 2-е - за провинциальные повременные издания, 3-е - за остальные). В 1906 канцелярия была преобразована и в ней было учреждено пять территориальных отделений. В 1909 из 5-го отделения выделилось самостоятельное счетно-финансовое отделение.

Распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П. А. Столыпина от 1 сент. 1906 при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро, переименованное в 1915 в Бюро печати. Оно выпускало 2 раза в сутки специальные бюллетени, содержащие информацию о деятельности и намерениях правительства, о важнейших фактах общественно-политической жизни страны. Осведомительное бюро составляло также обзоры печати в виде докладов председателю Совета министров, министру внутренних дел, начальнику Главного управления по делам печати по вопросам внутренней жизни страны. Отсюда же правительственные учреждения получали газетные вырезки по заявленным темам.

В 1906 по распоряжению П. А. Столыпина в Главное управление по делам печати был передан из Департамента полиции Министерства внутренних дел отдел иностранной и инородческой печати, который составлял ежедневные сводки отзывов иностранной и инородческой печати о внутренней и внешней политике России. Эти сводки рассылались министрам и их помощникам, военному командованию, высшим чинам ведомства иностранных дел, в библиотеку и читальный зал Государственной думы.

Понравилась статья? Поделитесь ей