Психология общения. Партнерское деловое общение Партнеров по общению или деятельности
Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога - изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.
Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.
Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).
Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.
Устойчивость пар общения (а следовательно - и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.
Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина - разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности - беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.
В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) - чаще подобны.
Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).
Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности - один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
1.8. Выбор партнера по общению
Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога - изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.
Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.
Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).
Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.
Устойчивость пар общения (а следовательно - и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.
Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина - разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности - беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.
В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) - чаще подобны.
Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).
Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности - один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).
Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ильин Евгений Павлович10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываются и на выборе ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеются, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем Этот этап имеет большое значение для установления взаимопонимания, так как первое впечатление о человеке бывает довольно устойчивым, но не безошибочным (Kleinke, 1976; А. А. Бодалев, 1965).Познание
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович12.4. Изучение и понимание партнера по общению Вторым этапом на пути установления взаимопонимания между общающимися является изучение партнера, проникновение в его внутренний мир. В процессе такого изучения необходимо понять цели и мотивы поведения партнера по общению,
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович19.1. Выбор партнера по браку Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчивыми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как
Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич2.2. Психологическое воздействие на партнера по общению с учетом его этнопсихологических особенностей Психологическое воздействие – это направленная передача информации от одного этнофора к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения
Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид ДжВеличайшее интервью: выбор брачного партнера «Для большинства из нас, - отмечает Малкольм Глэдуэлл, - прием кого-то на работу или учебу представляет собой романтический по своей сути процесс, во время которого рабочее интервью выступает в качестве лишенной
Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович5.3. Выбор партнера по браку В зависимости от мотивов создания семьи происходит и выбор партнера по браку. При этом выбор осуществляется с учетом представлений человека о том, каким должен быть супруг.Стереотипные представления о муже и жене в зависимости от того, кто их
Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм ЮлияГлава 17. Выбор партнера по конфликту Есть люди - любители разжигать конфликты. Это своеобразные вампиры, которые черпают энергию от чужого беспокойства. Как правило, эти люди и становятся инициаторами конфликтов. Есть, правда, и те, кто попадает в конфликтные ситуации по
Из книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации автора Сарабьян ЭльвираВиды сценического общения. Выбор партнера Исключительная важность процесса общения на сцене заставляет нас отнестись к нему с особенным вниманием и поставить на ближайшую очередь вопрос о более тщательном рассмотрении наиболее важных видов общения, с которыми нам
Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн КуртИнтуитивный выбор подходящего партнера Предположим, вы одиноки, но предпочли бы прочные партнерские отношения. Вам известно, как важно подлинное партнерство. Неправильный выбор осложнит вамжизнь, потребует затрат энергии, лишит жизненных радостей, а быть может, и денег.
автора Щербатых Юрий Викторович Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П. Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер ГердИгра в выбор партнера Применение бухгалтерского подхода к женитьбе, предложенного Франклином, базируется на предположении, что о кандидатах известно все. Но за исключением замкнутых, немногочисленных сообществ подобное случается очень редко; как правило,
Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий ВикторовичВыбор брачного партнера Если вы посмотрите, за кого выходят замуж иные девушки, вы поймете, до какой степени им не хочется зарабатывать себе на жизнь. Питер Друкер Ученые, убежденные в том, что корни человеческих отношений следует искать в животном мире, тщательно изучают
Теория психологии общения.
Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.
а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;
б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;
в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.
Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».
Выделяют следующие виды коммуникации:
- Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
- Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
- Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
- Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.
Средства общения.
Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.
Неречевые (невербальные) средства - мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами
Выделяют также 2 особые подгруппы.
Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.
Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.
С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.
Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения
- Интимная зона – 0 – 45 см.
- Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
- Социальная зона – 120 – 350 см.
- Публичная зона – от 350 см и выше.
Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.
Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.
- Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
- Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
- Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
- Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
- Мотив минимизации выигрыша других
- Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)
Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.
Позиции партнёров в общении.
Нулевая позиция – позиция неприятия.
Пристройка «сверху» - доминирование над партнёром в общении.
Пристройка «рядом» - отношение к партнёру как к равному.
Пристройка «снизу» - добровольное подчинение себя партнёру.
Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.
Уровни общения.
- Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
- Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
- Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
- Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
- Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
- Формальный уровень общения – контакт масок.
- Духовный – по отношению к харизматическим личностям
Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.
Основные виды социальной перцепции.
- Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
- Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
- Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека.
Стереотипы восприятия.
- Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
- Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
- Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.
Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.
Стадии общения.
Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда
а) Люди удовлетворены ею;
б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.
Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.
- Контакт.
- Ориентация.
- Поиск совместного решения
- Принятие решения.
Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.
Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.
Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.
Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.
Также важен выход из контакта или ритуал прощания.
Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.
Невозможно решить проблему, не установив контакта!
Правила вступления в контакт.
Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.
Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения
Третье правило – сокращение социальной дистанции.
Четвёртое – сказать человеку о его значимости.
Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.
Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:
Нужно уметь говорить;
Нужно уметь слушать;
Обращать внимания на невербальные проявления.
Карта реальности. Собачки. Обобщение, упущение, искажение.
Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.
- Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
- У каждого своя собачка в голове.
- Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
- Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.
Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.
- Обобщение;
- Упущение;
- Искажение.
Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.
Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.
Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.
Самые большие ошибки людей.
- Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
- Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
- Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.
Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.
- Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
- Во-вторых научиться слушать и слышать человека.
Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.
Можно выделить три способа слушания:
- Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
- Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
- Техники активного слушания.
Техники активного слушания
предполагают следующие действия (вербализации):
- Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
- Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
- Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»
Вербализации выполняют следующие функции:
- Позволяет собрать информацию.
- Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
- Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
- Помогает лучше запомнить информацию.
- Помогает осмыслить информацию.
- Помогает подвести итоги.
- Помогает держаться в русле проблемы.
- Является средством ориентации на партнёра.
- Помогает лучше понять свою проблему.
- Помогают закрепить точку зрения партнёра.
- Даёт время на обдумывание.
- Вербализация помогает использовать механизм паузы.
Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения
Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.
Стадия «Принятие решения»
Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.
Манипулятивное общение
Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.
Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:
- Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
- Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
- Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
- Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
- манипулируют врачи, учителя и психологи.
Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.
- Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
- Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
- Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
- Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» - его любимая фраза.
Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.
Метаязык.
Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80% личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.
Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.
Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.
Манипуляции в деловом общении.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнёра и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Способы манипуляции |
Способы защиты |
1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль незаменимого работника, бескорыстной сотрудницы, всеми обожаемого, неотразимой и т.д. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы не сделаете, этого никто не сделает…» |
Отказ от роли. |
2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете… вот спасибо… я думаю, вы не откажетесь…» |
Не замечать намёков, не проявлять чрезмерного участия |
3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать. |
Не быть откровенным с человеком, который не является другом, не считать себя обязанным за проявление участия. |
4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказывался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определённым действиям. |
«С чего бы это он разоткровенничался»? |
5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчётом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же именно его бумаги просит показать директору в первую очередь. |
Не поддаваться пафосу собеседника. Самому оценить суть проекта. |
6. Туманные намёки. Манипулятор не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около. |
Прервать его высказывания вопросом «Вы это о чём?» |
7. Берёт измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите. |
«Заезженная пластинка» |
По теории Я-состояний Э. Берна, люди в процессе общения принимают одну из трёх манипулятивных позиций, своеобразных ролей: Дитя, Взрослый, Родитель. Название ролей говорит само за себя. Человек, вставший в позицию ребенка, снимает с себя всякую ответственность за происходящее и перекладывает её на других. Родитель проявляет давление и принимает на себя ответственность в принятии решений. Взрослый – это позиция наиболее конструктивная, основанная на уважении к собеседнику и осознании своей ответственности. Для наиболее конструктивного диалога необходимо перевести его в позицию Взрослый – Взрослый. Для этого необходимо:
- При общении с Ребёнком напомнить ему о его значимости и ответственности.
Например: « Не я принимаю решения»
«если не вы, (зам. по снабжению, начальник отдела закупок) то кто же?»
- При общении с Родителем – переждать поток эмоций, проигнорировать его и вывести собеседника на позицию взрослого, продолжая общение с позиции здравого смысла. К этому мы вернёмся позже.
Общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью партнеров.
В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.
Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.
В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.
В различных формах невербального и вербального поведения происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность личности. Обаяние – это нечто большее, чем физическая привлекательность, это, скорее, таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое является предпосылкой, необходимой для обратной связи. Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта.
Внутригрупповые контакты приобретают характер социального взаимодействия в различных формах информационно-коммуникативной деятельности.
В рамках информационного аспекта общения происходит расширение круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечеловеческий опыт. Она представляет собой общечеловеческое наследие, которое с помощью средств коммуникации передается от поколения к поколению, создавая для каждого из них новые условия жизни и развития.
Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведения человека и передачи опыта. Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и др.), за которыми закреплены определенные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения.
Знание языков расширяет информационные возможности человека. Количество языков, которыми он владеет, может быть неограниченным в зависимости от его практических потребностей и технических возможностей.
По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную . Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.
Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопознания, что активизирует когнитивные функции субъектов общения, которые начинают выступать в роли практических психологов. Вопросы о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера, становятся главными психологическими загадками для участников общения. Когнитивный аспект общения охватывает не только познание другого человека, но и рефлексивно - самопознание. Обобщающим эффектом этих процессов становятся образы-представления о себе и партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и социально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.
Содержательная структура данных образов соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика. Это не случайно, так как человек в роли практического психолога прокладывает путь к внутреннему миру партнера через поведенческие сигналы о состояниях и свойствах воспринимаемого. Психологическая характеристика личности прочно связывается с элементами внешнего облика, например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.д.
Конституциональные признаки внешнего облика и особенности его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.
Другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения на данный момент их взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере не обязательно выделяется доминирующее качество его личности.
Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и этнос, пользующиеся культурно-историческими шаблонами поведения. Вместе с последними личность усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.
Практическое назначение взаимных представлений партнеров состоит в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образы партнера закрепляют отношения той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты психологические конфликты когнитивного свойства, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми.
В группах людей индивидуальные представления друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, которые функционируют в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.
От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к знанию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Совершая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.
Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Когнитивная (поведенческая) сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Когнитивные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности. Они раскрывают стремление человека к тем или иным ценностям, стимулируют его побудительные силы, регулируют поведение партнеров в совместной деятельности. Универсальным механизмом регуляции поведения людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, скорее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.
Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляется взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношения осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе - Я- концепция, представления партнеров о впечатлении, произведенном друг на друга, идеальный образ общественной роли, выполняемой ими. Эти образы не всегда четко осознаются людьми в процессах общения. Чаще всего они выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления. Психологические явления, заключенные в установках, мотивах, потребностях, интересах, проявляются посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.
Когнитивные функции в процессе общения проявляются в рамках проблемы «отношение - поведение», эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров.
Большую роль здесь играет аттракция (от франц. attraction - притяжение, тяготение; механизм формирования привлекательности, привязанностей, симпатии, любви), эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание).
Взаимостремление предполагает столкновение партнеров в процессе согласования позиций, в результате чего они приходят к отношениям «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия партнеры вовлекаются в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между ними. Эти отношения вызывают особое направление волевых процессов у субъектов взаимодействия.
Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуется проявление взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, основанных на интеллекте и высоком уровне сознания и самосознания личности.
В этом процессе происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Он облекается в различные формы обращения. Одни из них побуждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межлюдских контактов.
Однако выбор форм обращения чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм общения.
Взаимовлияние и его социально-психологическое содержание реализуются в способах и приемах воздействия людей друг на друга при их общении. Посредством взаимовлияния партнеры «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств личности.
В результате взаимовлияния возникают отношения «подчинения-сопротивления», «следования - избегания», «солидарности - противодействия» и др., основанные на волевых качествах партнеров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит также от ее места в системе общественных и групповых отношений, от тех средств, которыми она располагает в организационной структуре совместной деятельности.
Каждая общность людей имеет свои средства воздействия, используемые в разнообразных формах коллективной деятельности, в которых происходит концентрация социально-психологического содержания образа жизни. Это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио- и телепередачах. Все названные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средством воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Одним из видов общения является доверительное общение, в ходе которого происходит сообщение особо значимой информации.
Доверительность - это существенный признак всех видов общения, без которого нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Следует остановиться на анализе делового общения, актуальность которого в последнее время значительно возросла во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Одно дело - деловое общение в сфере экономики, другое - в правоохранительной области и т.д.
Деловое общение в сфере экономики предполагает знания по ведению телефонных разговоров, проведению совещаний и пр.
Часто первым шагом к деловому партнерству становится телефонный разговор, по телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы. Несоблюдение правил ведения служебных разговоров экономически невыгодно. Кроме того, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготовка к разговору, неумение выделить в нем главное, лаконично и грамотно изложить свои мысли приводит к значительным (до 20 - 30%) потерям рабочего времени.
Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мнений. Этим объясняется распространенность такой коллективной формы поиска решений, как совещание. Однако на их проведение затрачивается слишком много времени, и к тому же это один из самых дорогостоящих видов служебной деятельности.
Последнее обусловлено следующим: совещаются обычно руководители, то есть самые высокооплачиваемые работники; большинство чрезвычайных происшествий случается во время отсутствия руководителя на рабочем месте; некоторых работников совещания расхолаживают.
С другой стороны, совещание является основной и наиболее распространенной формой группового решения проблемы. Зачем тратить столько средств и времени для того, чтобы собрать целую группу людей? На это есть причины: группы обладают большими знаниями и опытом, которыми отдельный индивидуум не располагает; группой более успешно избегают ошибок и неудач в работе; те, кто должен выполнять решение группы, принимают результаты ее работы более благожелательно, чем решение индивида; если решение группы будут проводить в жизнь сами ее участники, они сделают это более эффективно; существует «групповой эффект», благодаря которому результат работы группы выше суммы вкладов индивидов.
Эффективность проведения совещаний возможна при соблюдении следующих правил.
Каждый участник совещания должен быть поставлен перед необходимостью высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность. Председательствующий должен регулировать направленность выступлений: не допускать отклонений от повестки дня, следить за соблюдением регламента, стимулировать реальные предложения. Все участники совещания должны уметь говорить «я» вместо употребления безличной формы, а также избегать оценочных высказываний, неоправданных обобщений.
В большинстве случаев для повышения эффективности группового решения требуется специальная тренировка управленческого персонала.
Для многих людей выступление перед аудиторией представляет собой почти неразрешимую проблему, однако каждому, кто работает с людьми, требуются навыки свободного поведения в различных аудиториях.
Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно обозначить с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые отстаивает выступающий, это усиливает их внимание к докладу. Сформулировать основной тезис - значит ответить на два вопроса: зачем говорить (цель выступления) и о чем говорить (средства достижения цели, или, другими словами, система посылок и умозаключений)?
Классическая композиция выступлений включает: вступление, основную часть и заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на вступление - 10-15%, на основную часть - 60-65%, на заключение - 20 - 30% от всего времени выступления.
Нередко успех выступления зависит от вступления, поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны.
При подготовке публичного выступления следует иметь в виду интеллектуальный уровень аудитории; знать, как пробудить и поддержать интерес к теме; учитывать общее количество слушателей (чем больше их число, тем более простым и доходчивым должно быть выступление - отказ от специальной и иноязычной терминологии, построение речи короткими предложениями и т.п.). Не стоит пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время: просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Материал должен быть отобран исходя из степени убедительности, об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться после доклада.
Для облегчения выступления и усвоения слушателями материала желательно использовать рисунки, схемы, графики, однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать выступающему.
Формирование социально-психологической компетентности предполагает использование таких видов тренинга, как сенситивный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг делового общения.
Выделяются четыре компонента сенситивности:
1) наблюдательная сенситивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядит и что говорит;
2) теоретическая сенситивность - способность применять теории для более точных интерпретаций чувств и действий других людей;
3) номотетическая сенситивность - способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы;
4) идеографическая сенситивность - способность понимать своеобразие каждого человека.
Тренинг делового общения по своим задачам отличается от сенситивного. Он направлен на формирование знаний и умений общения в сфере экономики и в других областях.
Одним из видов делового общения является так называемое представительское общение. В реальной жизни это взаимодействие людей, в котором они выступают не как свободные личности, а как представители тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений состоит в том, что оно осуществляется в виде переговоров. Это общение часто можно наблюдать в телевизионных трансляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и встречах деловых людей. В данном виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свою общность, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия.
Элементы представительского общения иногда переносятся людьми на межличностные контакты, особенно если общаются и взаимодействуют люди разных национальностей, представители отличающихся религиозных течений, гостят друг у друга жители разных государств. Известен факт, что человек, оказавшийся за границей в целях представительского общения, ведет себя в отношениях с друзьями-иностранцами корректнее, чем с друзьями-соотечественниками, поскольку неосознанно стремится показать себя с лучшей стороны, ощущая принадлежность к общности, которую он представляет.
Специфика данной формы общения наблюдается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечение принятия совместных решений, реализации взаимных действий в интересах тех общностей, позиции которых отстаивают участвующие в таком общении их представители.
Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, и в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.
Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.
Помимо рассмотренных, существуют и другие виды общения: интимное, ненасильственное, терапевтическое, криминогенное, а так же затрудненное.
Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения профессиональными особенностями общения связаны с обучением дипломатов. В настоящее время овладение правилами профессионального общения распространяется на такие профессии, как коммерсант, агент туристического бюро и др. Чтобы понять причины важности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются в процессе межличностных контактов.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности.
Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального общения.
А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение - это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
Поскольку общение - это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.
В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяются такие функции, как информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная функция общения - это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т. е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.
Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья: коммуникатор (кто передает сообщение), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента.
Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.п.).
Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами - с другой.
Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии.
В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния при непроизвольном воздействии проявляется у него как желание «выговориться», «излить душу» и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.
Тема 4.Место общения в жизни общества
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Запишите термины в словарь: интеракция, аттракция, деловое общение, доверительное общение, представительское общение, психологически оптимальное общение.
2. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?
3. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течение XX века? Как они могут дальше меняться в следующем столетии? Почему?
4. На каком уровне возможно диалогическое (манипулятивное) общение?
5. Какой психологический выигрыш получает литературный герой Ч.Диккенса в отрывке, представленном в качестве эпиграфа к главе учебника Е. В. Андриенко «Социальная психология»? Можно ли назвать данное общение манипулятивным? Кто именно выступает в качестве манипулятора?
6. Сгруппируйте функции общения по тем направлениям, которые предложены в учебниках у различных авторов. Создайте схему: «Функции общения».
7. Какие критерии удовлетворенности общением вы могли бы добавить к обозначенным в главе?
8. Задания для самостоятельной работы:
Используя материал главы, составьте табличный вариант типологии уровней общения. Самостоятельно изучите уровни общения, описанные А.Б.Добровичем (Психологический анализ общения учителя и ученика / Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995); Л.И.Рувинским (Методика воспитательной работы. - М., 1989). Сопоставьте все три типологии. Сделайте обобщение.
9. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте типологию уровней полностью.
10. Подумайте, с кем из знакомых у вас не сложилось общение. Проанализируйте это с точки зрения критериев удовлетворенности общением. Какие ваши социальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворение каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведением? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество общения с данным человеком? (Для анализа и моделирования общения используйте книгу: М. Е. Литвак «Психологическое айкидо». - Ростов н/Д, 1992.)
11. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Подумайте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?
12. Составьте сообщение о стилях педагогического общения на основании использования материалов главы «Лидерство и руководство».
13. Подготовьте сообщение на тему: «Общение как психологическая деятельность партнеров».
Мистер Лэмл, искрометный с головы до ног, выдвигает на первый план своего друга Фледжби, заявляя, что тот умирает от желания представиться леди Типпинз. Фледжби представляют. Судя по выражению его лица, он хочет что-то сказать, судя по выражению его лица, он ничего не хочет сказать, судя по выражению его лица, он погружается в размышления, потом им овладевают сомнения и чувство внутреннего опустошения, он пятится, натыкаясь на Бруэра, описывает круг около Бутса и, окончательно стушевавшись на заднем плане, проводит рукой сперва по левой, потом по правой щеке, как будто долгожданные бакенбарды могли вырасти там за последние пять минут.
Но Лэмл снова извлекает Фледжби на свет божий, не дав ему времени окончательно убедиться в бесплодии его физиономии. По-видимому, Фледжби чувствует себя совсем плохо, так как, если верить Лэмлу, он опять умирает. На сей раз Фледжби умирает от желания представиться Твемлоу.
Твемлоу протягивает ему руку. Он рад познакомиться. - Мы с вашей матушкой в родстве, сэр. -Да, кажется, - отвечает Фледжби, - но она была не в ладах со своей родней. - Вы сейчас живете в городе? - спрашивает Твемлоу. - Я всегда живу в городе, - говорит Фледжби. - Любите городскую жизнь? - говорит Твемлоу, - но Фледжби сразу укладывает его на обе лопатки, заявив обиженным тоном, что он не любитель городской жизни. Пытаясь ослабить силу падения Твемлоу, Лэмл говорит: - Городская жизнь нравится далеко не всем. - Фледжби возражает, что это верно только по отношению к нему, и Твемлоу снова сбит с ног. - Новостей сегодня, кажется, нет? - спрашивает Твемлоу, с удивительным присутствием духа опять кидаясь в бой. - Фледжби ничего особенного не слышал. - Никаких новостей нет, - говорит Лэмл. -Совершенно никаких новостей, -добавляет Бутс. - Решительно никаких, - подхватывает Бруэр.
Этот номер программы, исполненный квартетом, почему-то поднимает общее настроение. Долг совершен - все оживляются. Теперь им легче перенести такое бедствие, как общение друг с другом...
Ч. Диккенс «Наш общий друг»
16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.
Общение- это особое проявление активности, как сложный многоплановый процесс, установления и развития контактов. Ч-к передаёт свои мысли, впечатления, чувства, переживания другому чел. Общение является деят-тью т.к. есть мотивы и побуждения цели. В любой совместной деят-ти возникает общение. Любое псих.развитие осуществляется благодаря общению. Потребность в общении появляется 1-1,5 мес – в комплексе оживления – появляется соц.улыбка. в первые фиксируется психика ч-ка. Потребность в общении имеет 2 стороны: 1.Неспецефическую(когда от общения получает эмоц. удовлетворение)
2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).
У ребёнка 1 год: - Предметно - манипулятивная деят-ть.(при пом.родителя); -Игра - в игре развивается воображение, и любая игра не возможна без общения; -Учебная деят-ть- этот вид деят-ти невозможен без общения; - Личностно-значимая деятельность. Ф-ции общения(выд. Павлов): 1.Информационно- коммуникативная (передача инф-ции) 2.Регуляционно-комуникативная (регуляция собственного поведения и регуляция совместной деят-ти) 3.Аффективно-коммуникативная (речь идёт о понимании эмоц. состояний).Если с детьми не общаться это приводит к смерти.
17. Функции и мотивы общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:
информационно-коммуникативную; регулятивно - коммуникативную; эффективно - коммуникативную.
Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень - это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других. Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование - не согласования, сравнение взглядов и т.п.).
Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия. Происходит процесс так заванного - взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация, др..
Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.
Существуют другие классификации функции общения. В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:
♦ контактная - установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности; ♦ информационная - обмен информацией, мнениями, решениями; ♦ побудительная - стимулирование партнера по общению; ♦ координационный - взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности; ♦ понимание - не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.); ♦ эмотивная - возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний ("обмен эмоциями") или изменение своих под влиянием партнера; ♦ установление и фиксация отведенного места в системе функций ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду; ♦ воздействие - изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.). Разновидностью ролевого типа общения является так же управленческое общение, т.е. общение между несколькими собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной управленческой иерархии. А. А. Урбанович определяет следующие основные функции управленческого общения: ■ выдача необходимой распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.); ■ получение ответов обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации; ■ выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.
Первая функция общения в управленческой деятельности присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном случае управленческого общения. Одной из особенностей функции общения является формирования межличностных отношений.
Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и противодействующими.
Совпадающие мотивы облегчают общение.
Противодействующие мотивы оказывают противоположное влияние, они препятствуют установлению хорошего общения.
Мотивы общения могут быть устойчивыми и временными.
Устойчивые мотивы имеются в том случае, когда одному человеку интересно (или неинтересно) общаться с другим в течение длительного времени.
Временные мотивы ситуативны, возникают под влиянием тех или иных обстоятельств. Например, если у одного из сотрудников возникли неприятности в семье или сложности в трудовом коллективе, в отношениях с товарищами, то любое упоминание коллег о «больном» вопросе, даже нечаянный намек, может вызвать у него либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций.
В таких случаях надо дать ему возможность успокоиться или излить душу собеседнику. Без понимания состояния того или иного сотрудника вместо психологического контакта может возникнуть эмоциональный барьер отчужденности.
В психологическом плане мотив есть желание общаться с определенной (но не всегда ясно осознаваемой) целью. В этой связи по обусловленности мотивы общения могут быть различными.
Мотив-долг характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, высоких гражданских идеалов. Человек общается потому, что это нужно, прежде всего, для общества, для других людей.
Такие мотивы общения внутренне обязывают открыто выступать против чуждых обществу явлений, занимать активную гражданскую позицию в столкновениях с идейными противниками, с бюрократами, демагогами и т. д. В этих случаях чувство долга и совести является ведущим мотивом слов и поступков.
Мотив-потребность проявляется в общении, мотивы которого осложнены или психологически обусловлены биологическими, материальными или духовными потребностями личности. Примером тому могут служить энергичные контакты студентов, когда надо достать к экзамену нужную книгу или конспект.
Мотив-интерес преобладает в общении, мотивы которого осложнены или психически обусловлены интересами, любопытством, любознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной.
В практике общения нередко выделяют интересных собеседников, интересные беседы, лекции, информации, сообщения, книги, факты и т. д. Ясно, что людям, имеющим сходные интересы, легче общаться друг с другом. Вспомним, как легко и непринужденно общаются даже при первой встрече рыбаки, болельщики одной команды и т. д. Общение по интересам почти всегда имеет особую эмоциональную окраску и облегчает достижение желаемого сближения.
Опытные коммуникаторы умело используют такие мотивы в качестве психологического момента сближения с собеседником и дальнейшего перевода разговора на заранее запланированную тему. В этой связи на практике необходимо различать реальные и показательные мотивы-интересы.
Мотив-привычка характерен для общения на основе привычек и склонностей людей. Последнее влияет и на выбор темы, целей и партнеров общения. Различие полезных и вредных привычек, мотивирующих общение, приводит к разным социальным оценкам конкретных актов общения. Сравните общение людей, которые давно знают друг друга, и общение двух малознакомых собеседников.
Мотив-каприз представлен в общении, мотивированном капризами, прихотями, аффективными вспышками и т. д.
Мотивы этой группы относятся к числу жизненных, эгоистичных и обычно характерны для людей невоспитанных, несдержанных и морально распущенных.
Нередки случаи, когда руководитель коллектива, получивший «нагоняй» от вышестоящего начальства, начинает «разносить» своих подчиненных, не разобравшись в сущности вопроса. Разговаривать с человеком, общение которого мотивировано капризом, прихотью, чрезвычайно трудно.
Поэтому вначале следует разобраться в причинах возникновения мотивов-капризов, и только после этого определять оптимальные способы воздействия на партнера общения.
Однако следует помнить, что мотив общения не всегда статичен. Первичные мотивы могут меняться в ходе общения под влиянием воздействия собеседника, обстановки и условий общения.
Заметим, что уже только одно перечисление разновидностей мотивов свидетельствует о сложных закономерностях общения, которые, тем не менее, каждому руководителю необходимо всегда иметь в виду.
Руководителю по роду своей профессиональной деятельности приходится вступать в процесс общения с различными возрастными аудиториями. Учет их особенностей при установлении контакта с ними является важным фактором достижения взаимопонимания при обсуждении вопросов.
Вступая в контакт с аудиторией, нельзя забывать, что довольно часто общение лиц старшего поколения и молодежи затруднено возрастными особенностями той и другой стороны.
Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа взрослого о своем поведении в детстве или юности в аналогичной ситуации, оценив свои поступки с юношеской позиции и позиции взрослого.
В общении с молодыми людьми нужно проявлять большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям, чтобы избежать возникновения у молодежи пренебрежительного отношения к взрослым.
Общение с людьми старшего поколения имеет свои особенности, которые надо учитывать и использовать в межличностном взаимодействии
" |