Контакты

Аис проектное управление. Системы автоматизированного проектирования аис

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О создании, развитии и вводе в эксплуатацию, эксплуатации автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (подготовлен Минкомсвязью России 15.02.2018)

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях реализации Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской федерации от 15 октября 2016г. N1050, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об автоматизированной информационной системе проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";

План мероприятий ("дорожную карту") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатации автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы (далее - План мероприятий);

Изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

2. Определить:

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - государственным заказчиком и оператором автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" (далее соответственно - АИСПД);

Федеральный проектный офис - уполномоченным органом по ведению АИСПД.

3. Федеральному проектному офису, федеральным органам исполнительной власти, обеспечить:

а) реализацию Плана мероприятий;

б) подключение информационных систем федеральных органов исполнительной власти в рамках проектной деятельности с АИСПД и электронное взаимодействие указанных информационных систем с АИСПД;

в) использование АИСПД в проектной деятельности.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить использование АИСПД или интеграцию собственных информационных систем с АИСПД в рамках проектной деятельности.

5. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежеквартально, до 15-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Плана мероприятий.

6. Установить, что мероприятия, предусмотренные настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Предусмотреть выделение в 2018 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансирование мероприятий по созданию АИСПД.

8. Предусмотреть выделение с 2019 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации АИСПД.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации

Положение
об автоматизированной информационной системе проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти"

1. Автоматизированная информационная система проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" (далее - АИСПД) обеспечивает решение следующих задач:

а) информационное обеспечение проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, в том числе федерального проектного офиса, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций (далее - органы государственной власти и организации), участвующих в проектной деятельности;

б) информационную поддержку постоянных и временных органов управления проектной деятельности органов государственной власти и организаций, осуществляющих инициирование и реализацию проектов (программ);

в) информационное взаимодействие поставщиков информации и пользователей информации, содержащейся в АИСПД;

г) оперативный и объективный мониторинг реализации проектов (программ);

д) взаимодействие с гражданами по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам;

е) ведение электронных форм отчетности;

ж) информационную поддержку системы стимулирования участников проектной деятельности, включая учет показателей эффективности деятельности.

2. Выполнение задач, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется посредством следующих функций АИСПД:

а) поддержка принятия управленческих решений на основании оперативного и объективного мониторинга реализации проектов (программ);

б) управление проектами (программами), портфелем проектов (программ) в органах власти различного уровня по единой методологии, в том числе:

учет и ведение (сопровождение) проектных предложений;

инициирование проектов (программ), ранжирование и формирование портфеля проектов (программ);

подготовку проекта (программы);

реализацию проекта (программы) и управление изменениями проекта (программы);

завершение проекта (программы);

мониторинг реализации проектов (программ);

анализ, оценку и иные контрольные мероприятия реализации проектов (программ);

в) получение сведений о ходе реализации проектов (программ) из различных внешних источников;

г) использование электронной отчетности по проектной деятельности;

д) формирование статистически достоверной информации по статусу реализации проектов (программ);

е) учет и расчет персональных и проектных показателей эффективности, мотивацию постоянных и временных органов управления и участников проектной деятельности;

ж) информационное взаимодействие органов государственной власти и организаций и используемых ими информационных систем в процессе проектного управления и получения информации для объективного мониторинга реализации проектов (программ);

з) взаимодействие и работа с документами постоянных и временных органов управления проектной деятельности в рамках единого информационного пространства;

и) взаимодействие с гражданами, организациями и иными заинтересованными лицами и по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам;

к) формирование единого источника достоверной информации о проектной деятельности в органах власти различного уровня, доступность информации о проектах (программах) для органов государственной власти и организаций.

3. Участниками информационного взаимодействия являются:

а) оператор АИСПД;

б) поставщики информации в АИСПД;

в) пользователи информации, содержащейся в АИСПД.

4. Поставщиками информации в АИСПД являются:

а) органы государственной власти и организации, осуществляющие проектную деятельность;

б) органы государственной власти и организации, осуществляющие сбор, обработку и анализ информации, необходимой для объективного мониторинга реализации проектов (программ).

5. Пользователями информации, обрабатываемой в АИСПД, являются федеральный проектный офис, постоянные и временные органы управления проектной деятельностью органов государственной власти и организаций, осуществляющие проектную деятельность.

6. Уполномоченный орган по ведению АИСПД выполняет следующие функции:

а) координирует формирование и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности;

б) осуществляет мониторинг внедрения и функционирования АИСПД;

в) утверждает по согласованию с оператором АИСПД требования к программному обеспечению АИСПД;

г) определяет по согласованию с оператором АИСПД направления развития АИСПД;

д) осуществляет методологическую поддержку функционирования и развития АИСПД.

7. Оператор АИСПД обеспечивает:

а) функционирование АИСПД, включая работоспособность программных и технических средств АИСПД;

б) создание, развитие и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию АИСПД, в том числе в части сопровождения и развития технического и программного обеспечения АИСПД под разные типы проектов по согласованию с Уполномоченным органом по ведению АИСПД;

в) прием, хранение, предоставление данных АИСПД;

г) целостность и доступность данных АИСПД для участников информационного взаимодействия;

д) защиту информации и данных, создаваемых и обрабатываемой в рамках функционирования АИСПД;

е) разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия;

ж) подключение и(или) предоставление доступа к АИСПД;

з) обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников;

и) технологическое и иное взаимодействие АИСПД с внешними информационными системами;

к) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения АИСПД;

л) загрузку и актуализацию классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации, используемой в АИСПД, в федеральную Государственную информационную систему "Единая система нормативно справочной информации".

8. Поставщики информации в АИСПД обеспечивают:

а) предоставление сведений в АИСПД в установленном порядке;

б) актуальность и достоверность сведений, предоставляемых в АИСПД;

в) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с АИСПД;

г) предоставление Уполномоченному органу по ведению АИСПД предложений по развитию АИСПД.

9. Предоставление доступа к АИСПД осуществляется в отношении ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью, прошедших процедуру идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

10. Программно-технические средства АИСПД должны отвечать следующим требованиям:

а) располагаются на территории Российской Федерации;

б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;

в) имеют действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в АИСПД, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках АИСПД, осуществивших указанные действия;

д) обеспечивают доступ ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью к АИСПД, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в АИСПД информации от несанкционированного доступа;

е) обеспечивают возможность информационного взаимодействия АИСПД с другими информационными системами, в том числе посредством использования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

ж) обеспечивают осуществление идентификации и аутентификации ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью в АИСПД с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

з) обеспечивают возможность получения информации из АИСПД в виде файлов и электронных сообщений;

и) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории изменений.

11. В АИСПД обеспечивается единство используемой нормативно-справочной информации.

12. Информационное взаимодействие АИСПД с федеральными государственными информационными системами, информационными системами органов государственной власти осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, с иными организациями с использованием защищенной сети передачи данных, организацию которой обеспечивает оператор АИСПД.

13. Технические стандарты и требования к технологической совместимости АИСПД с внешними информационными системами, требования к стандартам и протоколам обмена документами АИСПД с внешними информационными системами устанавливаются оператором АИСПД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий.

14. Определение и уточнение состава сведений, форматов их предоставления, поставщиков и потребителей информации, формируемой в АИСПД, осуществляется федеральным проектным офисом с учетом решений рабочей группы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) и могут рассматриваться на президиуме Совета по предложению федерального проектного офиса.

15. Информация, содержащаяся в АИСПД, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных.

16. Защита информации, содержащейся в АИСПД, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией АИСПД.

17. В порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предоставление сведений о проектах (программах) в электронной форме с использованием АИСПД осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

18. Органы государственной власти и организации, а также ответственные лица, участвующие в проектной деятельности, несут ответственность за полноту и достоверность сведений о проектах (программах), сведений о статусе реализации проектов (программ), а также за соблюдение порядка и сроков их представления в АИСПД.

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2018 г. N _______

План
мероприятий ("дорожная карта") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатацию автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы

I. Общие положения

1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатацию автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы (далее - "дорожная карта") направлена на повышение результативности и эффективности проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также иных организациях, в том числе посредством внедрения автоматизированной системы для управления проектами (программами) по единой методологии, создания единого информационного пространства для взаимодействия постоянных и временных органов управления проектной деятельностью, перехода к электронному документообороту в проектной деятельности.

Стандартизация подходов к проектному управлению, использование облачного решения по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти позволит снизить административную нагрузку на органы государственной власти с одновременным повышением уровня эффективности проектного управления.

В связи с этим необходимо внедрение современных информационных технологий в части автоматизации проектной деятельности органов государственной власти.

2. Целью "дорожной карты" является оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении планирования, реализации и мониторинга проектов (программ).

II. Общая характеристика и основные результаты

Фактором повышения эффективности государственного управления является переход к проектному управлению с использованием единой методологии и автоматизации процессов проектного управления.

Результатами реализации "дорожной карты" являются:

создание, развитие, ввод в эксплуатацию и эксплуатация автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";

принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях внедрения автоматизации проектного управления в органах государственной власти и организациях.

По результатам реализации "дорожной карты" планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственной власти и организаций используемых ими информационных систем в процессе проектного управления, автоматизировать постоянные и однообразные процессы, повысить обоснованность принимаемых решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации о результатах реализации проектов (программ), перейти к электронной отчетности по проектам(программам), а также повысить доступность указанной информации для органов государственной власти.

III. План мероприятий

Наименование мероприятия Срок исполнения Вид документа Ответственные исполнители
1. Разработка порядка предоставления информации в АИСПД и осуществления информационного взаимодействия с АИСПД 31.12.2018 г. проект нормативного правового акта Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис
2. 1 этап. Проектирование, разработка и внедрение пилотного образца, включающего основные модули для управления приоритетными и ведомственными проектами, миграция данных из прототипа АИСПД 31.12.2018 г.
3. 2 этап. Ввод в эксплуатацию информационной системы и дальнейшая эксплуатация 31.12.2019 г. приказ Минкомсвязи России, доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
4. 3 этап. техническое сопровождение, развитие информационной системы 31.12.2020 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
5. Федеральные органы исполнительной власти начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.12.2018 г. доклад в Правительство Российской Федерации
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.03.2019 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
7. Органы местного самоуправления начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.12.2019 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2018 г. N _______

Изменения,
которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации

1. Подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938; 2013, N 27, ст. 3612; N 41, ст. 5188; N 45, ст. 5827; N 52, ст. 7218; 2014, N 30, ст. 4318; N 48, ст. 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5247; 2017, N 41, ст. 5981; N 44, ст. 6523) дополнить абзацем следующего содержания:

"автоматизированная информационная система проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти"."

2. В подпункте "б" пункта 4 Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 101; 2011, N 38, ст. 5380; 2013, N 1, ст. 65; N 48, ст. 6259; 2015, N 2, ст. 459, 460; N 10, ст. 1524; N 49, ст. 6972) слова "и выполнения приоритетных национальных проектов" исключить.

3. В позиции, касающейся основного мероприятия 4.2, приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2159; 2015, N 9, ст. 1341; N 26, ст. 3896; 2016, N 44, ст. 6139; 2017, N 9, ст. 1366; N 11, ст. 1573; N 15, ст. 2214; N 34, ст. 5289; N 45, ст. 6661; N 47, ст. 7007; 2018, N 4, ст. 623), в графе "Основные направления реализации":

а) после абзаца тридцать второго "развитие федеральной государственной информационной системы "Федеральный ситуационный центр электронного правительства";" добавить абзац следующего содержания:

"создание и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";"

б) после абзаца тридцать четвертого "эксплуатация федеральной государственной информационной системы "Федеральный ситуационный центр электронного правительства";" добавить абзац следующего содержания:

"ввод в эксплуатацию и эксплуатация автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";".

Обзор документа

Предложено Положение об АИС проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов госвласти".

Задачи - информационная поддержка постоянных и временных органов управления проектной деятельности органов власти и организаций, осуществляющих инициирование и реализацию проектов (программ); информационное обеспечение проектной деятельности; информационное взаимодействие поставщиков и пользователей информации, содержащейся в АИС; оперативный и объективный мониторинг реализации проектов (программ); взаимодействие с гражданами по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам; ведение электронных форм отчетности; информационная поддержка системы стимулирования участников проектной деятельности.

Приведен План мероприятий ("дорожная карта") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатации АИС на 2018-2020 гг.

1 декабря 2015 года состоялась открытая защита созданной по заказу Минпромторга России Автоматизированной информационной системы проектного управления (АИС ПУ). На защите, проходившей под председательством первого заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеба Никитина, присутствовали руководители департаментов министерства, представители Министерства экономического развития и Министерства обороны Российской Федерации.

Автоматизированная система проектного управления призвана повысить эффективность деятельности Минпромторга России в части поддержки, сопровождения и реализации проектов, направленных в том числе на импортозамещение, увеличение экспорта, технологическое развитие производства, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест и развитие промышленной инфраструктуры (индустриальных парков, технопарков, центров промышленного дизайна и инжиниринга).

Основными пользователями созданной системы наряду с руководством и сотрудниками министерства, отвечающими за реализацию государственных программ и федеральных целевых программ, станут промышленные предприятия, реализующие собственные инвестиционные проекты, федеральные органы исполнительной власти, оказывающие государственную поддержку предприятиям, банки, институциональные инвесторы и другие финансовые институты, участвующие в финансировании инвестиционных проектов промышленных предприятий и проектов развития промышленной инфраструктуры.

Система создана российским системным интегратором компанией «Инлайн-Технолоджис» с привлечением отечественного разработчика программного обеспечения компании «ЛМ-Софт». АИС ПУ разработана на базе российской платформы 1С с использованием свободного программного обеспечения и программного обеспечения собственной разработки.

По результатам изучения функциональных возможностей системы положительные отзывы были получены как со стороны руководства и сотрудников Минпромторга, так и со стороны Министерства экономического развития, ответственного за внедрение механизмов проектного управления в органах государственной власти. Кроме того, положительные отзывы о возможностях АИС ПУ были даны со стороны промышленных предприятий, представивших свои пилотные проекты в рамках разработки системы. В частности, положительные отзывы об опытной эксплуатации АИС ПУ дали представители ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Федерального казенного предприятия «Научно-исследовательский институт «Геодезия». Следует также отметить, что живой интерес к системе и заинтересованность в совместном сотрудничестве в вопросах внедрения проектного управления проявили представители АО «Гарнизон», находящегося в ведении Министерства обороны, а также представители некоторых банков с государственным участием.

«Созданная система проектного управления не только повысит эффективность деятельности сотрудников министерства, но и позволит организовать эффективное взаимодействие с участниками индустриальных проектов со стороны промышленных предприятий, органов государственной власти и институтов развития, финансовых институтов. АИС ПУ работает по принципу «единого окна» с максимальным использованием технологий электронного документооборота», − прокомментировал внедрение системы директор Департамента информационных технологий и общественных связей Минпромторга Сергей Валуев.

«Главной целью внедрения АИС ПУ является повышение качества контроля и управляемости, облегчение взаимодействия между органами власти и исполнителями масштабных проектов. При разработке системы учитывались, в первую очередь, отраслевые стандарты, постановления и распоряжения Правительства, указы Президента и приказы министра промышленности и торговли, а также лучшие отечественные и зарубежные практики. Для АИС ПУ было спроектировано более 600 компонентов, загружено более 20 000 справочников, словарей и классификаторов. В рамках дальнейших работ по развитию АИС ПУ планируется интеграция системы в качестве одной из подсистем создаваемой в настоящее время Минпромторгом России Государственной информационной системы промышленности», − рассказал Сергей Валуев.

Внедрение методов проектного управления определено одним из основных инструментов модернизации государственного управления и закреплено в новой редакции «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», подписанной председателем правительства Дмитрием Медведевым.

Практически проектирование информационной системы - это процесс определения ее архитектуры. Осуществление проектирования автоматизированной информационной системы предполагает использование проектировщиками определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта.

Технология проектирования ЛИС - это совокупность методов и средств проектирования и организации проектирования (управления процессом создания и модернизации проекта АИС). В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий.

Технологический процесс проектирования АИС делится на совокупность последовательно-параллельных, связанных и соподчиненных цепочек действий, каждое из которых может иметь свой предмет. Действия, которые выполняются при проектировании АИС, могут быть определены как неделимые технологические операции или как подпроцессы технологических операций. Все действия могут быть собственно проектировочными, которые формируют или модифицируют результаты проектирования, и оценочными действиями, которые вырабатывают по установленным критериям оценки результатов проектирования.

Таким образом, технология проектирования задается регламентированной последовательностью технологических операций, выполняемых в процессе создания проекта на основе того или иного метода. Предметом любой выбираемой технологии проектирования должно служить отражение взаимосвязанных процессов проектирования на всех стадиях жизненного цикла АИС.

К основным требованиям, предъявляемым к технологии проектирования, относятся следующие:

  • проект должен отвечать требованиям заказчика;
  • технология должна максимально отражать все этапы цикла жизни проекта;
  • технология должна обеспечивать минимальные трудовые и стоимостные затраты на проектирование и сопровождение проекта;
  • технология должна способствовать росту производительности труда проектировщиков;
  • технология должна обеспечивать надежность процесса проектирования и эксплуатации проекта;
  • технология должна способствовать простому ведению проектной документации.

Основа технологии проектирования АИС - это методология проектирования, которая предполагает наличие некоторой концепции и принципов проектирования. Она реализуется набором методов и средств.

Организация проектирования осуществляет определение методов взаимодействия проектировщиков между собой и с заказчиком в процессе создания проекта АИС и поддерживается набором специальных средств.

Методы проектирования АИС можно классифицировать по степени использования средств автоматизации, типовых проектных решений, адаптивности к предполагаемым изменениям.

Так, по степени автоматизации методы проектирования разделяются на методы: 1) ручного проектирования, при котором проектирование компонентов АИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование - на алгоритмических языках; 2) компьютерного проектирования, которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств.

По степени использования типовых проектных решений:

  • оригинальное (индивидуальное) проектирование, когда проектные решения разрабатываются «с нуля» в соответствии с требованиями к АИС. Этот вид проектирования предполагает максимальный учет особенностей автоматизированного объекта;
  • типовое проектирование, предполагающее конфигурацию АИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей). Этот вид проектирования выполняется на основе готовых решений и является обобщением опыта, полученного при создании родственных проектов.

По степени адаптивности проектных решений:

  • реконструкция путем переработки соответствующих компонентов (перепрограммирования программных модулей);
  • параметризация, когда проектные решения настраиваются в соответствии с заданными и изменяемыми параметрами;
  • реструктуризация модели, при которой изменяется модель предметной области, что приводит к автоматическому переформированию проектных решений.

Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования АИС, среди которых выделяются два основных класса: каноническая и индустриальная технологии (табл. 2.4). Индустриальная технология проектирования, в свою очередь, разбивается на два подкласса: автоматизированное (использование САБЕ-технологий) и типовое (параметрически-ори-ентированное или модельно-ориентированное) проектирование. Применение индустриальных технологий проектирования не исключает использования в отдельных случаях канонической технологии.

Таблица 2.4. Характеристики классов технологий проектирования

Технология

Степень автоматизации

Степень типизации

Степень адаптивности

проектирования

проектирования

проектирования

проектирования

Каноническое

Оригинальное

Реконструкция

Индустриальное авто-

Компьютерное

Реструктуризация

матизированное

(САБЕ-технологии)

Индустриальное типо-

Типовое сборочное

Параметризация и ре-

структуризация

2.5.1. Каноническое проектирование ИС

Каноническое проектирование информационных систем ориентировано на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла информационной системы. Стадии и этапы работы такого проектирования описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость; допускается объединять последовательные этапы и исключать некоторые из них на любой стадии проекта, а также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями - участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:

Стадия 1. Формирование требований к ИС:

  • обследование объекта и обоснование необходимости создания;
  • формирование требований пользователей к ИС;
  • оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.

Стадия 2. Разработка концепции ИС:

  • изучение объекта автоматизации;
  • проведение необходимых научно-исследовательских работ;
  • разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
  • оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание:

Разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект:

  • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка эскизной документации на ИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект на И С:

  • разработка проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка документации на ИС и ее части;
  • разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
  • разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация на И С:

  • разработка рабочей документации на ИС и се части;
  • разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие И С:

  • подготовка объекта автоматизации;
  • подготовка персонала;
  • комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
  • строительно-монтажные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • проведение предварительных испытаний;
  • проведение опытной эксплуатации;
  • проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение ИС:

  • выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
  • послегарантийное обслуживание.

Обследование - это изучение и анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для следующих целей:

  • обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
  • составления технического задания на разработку систем;
  • разработки технического и рабочего проектов систем.

На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.

Важнейшая задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Главная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями. По завершении стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (на аппаратное обеспечение, на закупаемое программное обеспечение и на разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ).

В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости и ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

  • ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
  • совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
  • сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
  • описание выполняемых системой функций;
  • возможности развития и модернизации системы;
  • интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
  • требования к ПО и СУБД.

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть определены инструктивно-методические и директивные материалы, на основе которых определяются состав подсистем и перечень задач, а также возможности применения новых методов решения задач.

Аналитики собирают и фиксируют информацию, находящуюся в двух связанных формах: 1) функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в автоматизируемой организации; 2) сущности - информация о классах объектов, имеющих значение для организации и о которых собираются данные.

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

  • наименование, сроки и периодичность решения задачи;
  • степень формализуемости задачи;
  • источники информации, необходимые для решения задачи;
  • показатели и их количественные характеристики;
  • порядок корректировки информации;
  • действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
  • действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
  • действующие средства связи;
  • принятая точность решения задачи;
  • трудоемкость решения задачи;
  • действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
  • потребители результатной информации по задаче.

Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:

  • количество документов;
  • место формирования показателей документов;
  • взаимосвязь документов при их формировании;
  • маршрут и длительность движения документа;
  • место использования и хранения данного документа;
  • внутренние и внешние информационные связи;
  • объем документа в знаках.

По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых должно быть автоматизировано, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые функции; Should have - желательные функции; Could have - возможные функции; Won’t have - отсутствующие функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий. Последняя категория функций особенно важна, поскольку нужно четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.

Модели деятельности организации создаются в двух видах: I) модель «как есть» («as-is») - отражает существующие в организации бизнес-процессы; 2) модель «как должно быть» («to-be») - отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.

Уже на этапе анализа нужно привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:

  • получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД и т. п.;
  • разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.

Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Чем позже обнаружены ошибки в проектных решениях, тем дороже обходится их исправление. Худший вариант - обнаружение их на этапе внедрения. Таким образом, нужно выделить время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.

Облегчить тестирование и увеличить его эффективность призваны специальные системы отслеживания ошибок. Их использование позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования.

Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.

Техническое задание - это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

  • определить общую цель создания ИС;
  • установить общие требования к проектируемой системе;
  • разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационному, математическому, программному, техническому и технологическому обеспечению;
  • определить состав подсистем и функциональных задач;
  • разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;
  • определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
  • провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения;
  • определить состав исполнителей.

Типовые требования к составу и содержанию технического задания ГОСТ 34.602-89 приведены в табл. 2.5.

Таблица 2.5. Состав и содержание технического задания ГОСТ 34.602-89

Общие сведения

Полное наименование системы и ее условное обозначение.

Шифр темы или шифр (номер) договора.

Наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты.

Перечень документов, на основании которых создается ИС. Плановые сроки начала и окончания работ.

Сведения об источниках и порядке финансирования работ.

Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств

Назначение и цели создания (развития) системы

Вид автоматизируемой деятельности.

Перечень объектов, на которых предполагается использование системы.

Наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и других показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС

Характеристика объектов автоматизации

Краткие сведения об объекте автоматизации.

Сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды

Требования к системе

Требования к системе в целом:

Требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы):

Продолжение табл. 2.5

  • требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки);
  • показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров);
  • требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации

Требования к функциям (по подсистемам):

  • перечень подлежащих автоматизации задач;
  • временной регламент реализации каждой функции;
  • требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, к характеристикам точности, достоверности выдачи результатов;
  • перечень и критерии отказов

Требования к видам обеспечения:

  • математическому (состав и область применения математических моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов);
  • информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам);
  • лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода-вывода);
  • программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ);
  • техническому;
  • метрологическому;
  • организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала);
  • методическому (состав нормативно-технической документации)

Перечень стадий и этапов работ.

Сроки исполнения.

Состав организаций - исполнителей работ.

Вид и порядок экспертизы технической документации.

Программа обеспечения надежности.

Программа метрологического обеспечения

Окончание табл. 2.5

Порядок контроля и приемки системы

Виды, состав, объем и методы испытаний системы.

Общие требования к приемке работ по стадиям.

Статус приемной комиссии

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

Преобразование входной информации к машиночитаемому виду. Изменения в объекте автоматизации.

Сроки и порядок комплектования и обучения персонала

Требования к документированию

Перечень подлежащих разработке документов.

Перечень документов на машинных носителях

Источники разработки

Документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система

Эскизный проект. Предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям. Выполнение стадии эскизного проектирования не является строго обязательным. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной ИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из общей последовательности работ.

  • функции ИС;
  • функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;
  • состав отдельных задач и их комплексов;
  • концепция информационной базы и ее укрупненная структура;
  • функции системы управления базой данных;
  • состав вычислительной системы и других технических средств;
  • функции и параметры основных программных средств.

По результатам проделанной работы оформляется, согласовывается и утверждается документация в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

В соответствии с ГОСТ 19.102-77 стадия эскизного проектирования содержит два этапа: 1) разработка эскизного проекта; 2) утверждение эскизного проекта.

Разработка состоит из следующих фаз:

  • предварительная разработка структуры входных и выходных даных;
  • уточнение методов решения задачи;
  • разработка общего описания алгоритма решения задачи;
  • разработка технико-экономического обоснования;
  • разработка пояснительной записки.

При этом допускается объединение и исключение некоторых работ.

Ниже приведен комплект документов, который должен быть подготовлен по окончании эскизного проектирования.

Обязательные документы:

  • 1. Уточненное техническое задание на проектирование и разработку АН С.
  • 2. Спецификация квалификационных требований на АИС.
  • 3. Комплект спецификаций требований на функциональные программные компоненты и описания данных.
  • 4. Спецификация требований на внутренние интерфейсы компонент и интерфейсы с внешней средой.
  • 5. Описание системы управления базой данных, структуры и распределения программных и информационных объектов в базе данных.
  • 6. Проект руководства по защите информации и обеспечению надежности функционирования АИС.
  • 7. Предварительный вариант руководства администратора АИС.
  • 8. Предварительный вариант руководства пользователя АИС.
  • 9. Уточненный план реализации проекта.
  • 10. Уточненный план управления обеспечением качества АИС.
  • 11. Пояснительная записка предварительного проекта АИС.
  • 12. Уточненный контракт (договор) с заказчиком на детальное проектирование АИС.

Документы, оформляемые по согласованию с заказчиком:

  • 1. Предварительное описание функционирования АИС.
  • 2. Схема потоков данных между функциональными компонентами АИС.
  • 3. Уточненная схема архитектуры АИС, взаимодействия программных и информационных компонент, организации вычислительного процесса и распределения ресурсов.
  • 4. Описание показателей качества компонент и требований к ним по этапам разработки АИС.
  • 5. Отчет о технико-экономических показателях, графике реализации проекта, распределении ресурсов и бюджета.
  • 6. Таблица распределения специалистов по компонентам и по этапам работ.
  • 7. Аттестаты разработчиков на право использования технологии и средств автоматизации разработки АИС.
  • 8. Описание требований к составу и формам результирующих документов по этапам работ.
  • 9. План отладки программных компонент, обеспечения методами и средствами автоматизации тестирования.
  • 10. Предварительное руководство для детального проектирования, программирования и отладки компонент АИС.
  • 11. Предварительный план продажи и внедрения.
  • 12. Описание предварительной структуры базы данных.

На основе технического задания и эскизного проекта разрабатывается технический проект ИС.

Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности АИС и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.

На стадии «рабочая документация» осуществляются создание программного продукта и разработка сопровождающей документации. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы.

Таблица 2.6. Состав и содержание технического проекта

Пояснительная

Основания для разработки системы.

Перечень организаций-разработчиков.

Краткая характеристика объекта с указанием основных технико-экономических показателей его функционирования и связей с другими объектами.

Краткие сведения об основных проектных решениях по функциональной и обеспечивающим частям системы

Функциональная и организационная структура системы

Обоснование выделяемых подсистем, их перечень и назначение.

Перечень задач, решаемых в каждой подсистеме, с краткой характеристикой их содержания.

Схема информационных связей между подсистемами и между задачами в рамках каждой подсистемы

Постановка задач и алгоритмы решения

Организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами, характер использования результатов решения, в которых они применяются). Экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая формы представления).

Входная оперативная информация (характеристика показателей, диапазон изменения, формы представления). Нормативно-справочная информация (НСИ) (содержание и формы представления).

Информация, хранимая для связи с другими задачами. Информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи.

Информация по внесению изменений (система внесения изменений и перечень информации, подвергающейся изменениям). Алгоритм решения задачи (последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы).

Контрольный пример (набор заполненных данными форм входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения экономико-технической задачи и в соответствии с разработанным алгоритмом расчета)

Организация информационной базы

Источники поступления информации и способы ее передачи. Совокупность показателей, используемых в системе.

Состав документов, сроки и периодичность их поступления. Основные проектные решения по организации фонда НСИ. Состав НСИ, включая перечень реквизитов, их определение, диапазон изменения и перечень документов НСИ.

Окончание табл. 2.6

Перечень массивов НСИ, их объем, порядок и частота корректировки информации.

Структура фонда НСИ с описанием связи между его элементами; требования к технологии создания и ведения фонда.

Методы хранения, поиска, внесения изменений и контроля. Определение объемов и потоков информации НСИ.

Контрольный пример по внесению изменений в НСИ. Предложения по унификации документации

Альбом форм документов

Система математического обеспечения

Обоснование структуры математического обеспечения. Обоснование выбора системы программирования.

Перечень стандартных программ

Принцип построения комплекса технических средств

Описание и обоснование схемы технологического процесса обработки данных.

Обоснование и выбор структуры комплекса технических средств и его функциональных групп.

Обоснование требований к разработке нестандартного оборудования.

Комплекс мероприятий по обеспечению надежности функционирования технических средств

Расчет экономической эффективности системы

Сводная смета затрат, связанных с эксплуатацией систем.

Расчет годовой экономической эффективности, источниками которой являются оптимизация производственной структуры хозяйства (объединения), снижение себестоимости продукции за счет рационального использования производственных ресурсов и уменьшения потерь, улучшения принимаемых управленческих решений

Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы

Перечень организационных мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов.

Перечень работ по внедрению системы, которые необходимо выполнить на стадии рабочего проектирования, с указанием сроков и ответственных лиц

Ведомость документов

Разработанная документация должна быть соответствующим образом оформлена, согласована и утверждена.

Для АИС устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания. При необходимости допускается дополнительное проведение других видов испытаний системы и ее частей.

В зависимости от взаимосвязей компонентов АИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономные и комплексные. В автономных испытаниях участвуют компоненты системы. Данный вид испытаний проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных компонентов (подсистем) или для системы в целом.

Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ «Программа и методика испытаний». Разработчик документа устанавливается в договоре или техническим заданием. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.

Отладка - это наиболее трудоемкий процесс в проектировании. Скрытые ошибки иногда проявляются после многолетней эксплуатации системы. Полностью избежать ошибок невозможно. Это обусловлено астрономическим числом вариантов работы системы, которые практически невозможно проверить на правильность в обозримые сроки.

Предварительные испытания. Проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала информационной системы с эксплуатационной документацией.

Опытная эксплуатация. Ее проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик системы и готовности персонала к работе в условиях ее функционирования, а также определения фактической эффективности и корректировки документации.

Приемочные испытания. Проводят для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы в постоянную эксплуатацию .

2.5.2. Общая характеристика CASE-средств

Термин «Computer Aided System/Software Engineering» (CASE) первоначально относился только к автоматизации разработки программного обеспечения. Сейчас он охватывает процесс разработки сложных информационных систем в целом.

Изначально CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений использования структурной методологии проектирования (сложности понимания, высокой трудоемкости и стоимости применения, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т. д.) за счет ее автоматизации и интеграции поддерживающих средств. CASE-технологии не существуют сами по себе, не являются самостоятельными. Они автоматизируют и оптимизируют использование соответствующей методологии, дают возможность повысить эффективность ее применения.

Таким образом, CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения, поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации, которые позволяют в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ИС. Наибольшая потребность в использовании CASE-сис-тем возникает на начальных этапах разработки - анализа и спецификации требований к ИС. Цена ошибок, допущенных на этих этапах, значительно превышает цену ошибок, допущенных на поздних этапах разработки.

Основные задачи CASE-средств - отделить начальные этапы (анализ и проектирование) от последующих и не обременять разработчиков деталями среды разработки и функционирования системы.

В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного и/или объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанные на использовании наглядных диаграмм, графов, таблиц и схем.

Применение САБЕ-средств изменяет все фазы жизненного цикла, но наибольшие изменения претерпевают фазы анализа и проектирования. Применение САБЕ-средств не только автоматизирует структурную методологию и дает возможность использовать современные методы системной и программной инженерии, но и предоставляет другие преимущества:

  • улучшает качество разрабатываемого программного обеспечения за счет средств автоматической генерации и контроля;
  • позволяет уменьшить время создания прототипа АИС, что дает возможность оценить качество и эффективность проекта на ранних этапах;
  • ускоряет процессы проектирования и разработки;
  • позволяет многократно использовать разработанные компоненты;
  • поддерживает сопровождение АИС;
  • освобождает от рутинной работы по документированию проекта, так как использует встроенный документатор;
  • облегчает коллективную работу над проектом.

В основе большинства САБЕ-средств лежат четыре главных понятия: «методология», «метод», «нотация», «средство».

Методология определяет руководящие указания для оценки и выбора решений при проектировании и разработке АИС, этапы работы, их последовательность, правила распределения и назначения методов.

Методы - процедуры генерации компонентов и их описаний. Нотации предназначены для описания общей структуры системы, элементов данных, этапов обработки, могут включать графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки. Средства - инструментарий для поддержки и усиления методов. Эти инструменты поддерживают работу пользователей при создании и редактировании проекта в интерактивном режиме, помогают организовать проект в виде иерархии уровней абстракции, выполняют проверки соответствия компонентов.

Существует много различных способов классификации САБЕ-средств. Рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Классификация по ориентации на технологические этапы и процессы жизненного цикла АИС:
    • средства анализа и проектирования. Используются для создания спецификаций системы и ее проектирования,

поддерживают широко известные методологии проектирования;

  • средства проектирования баз данных. Обеспечивают логическое моделирование данных, генерацию структур БД;
  • средства управления конфигурацией программного обеспечения. Поддерживают программирование, тестирование, автоматическую генерацию ПО из спецификаций;
  • средства документирования;
  • средства тестирования;
  • средства управления проектом. Поддерживают планирование, контроль, взаимодействие;
  • средства реверсного инжиниринга. Предназначены для переноса существующей системы в новую среду.
  • 2. Классификация по поддерживаемым методологиям проектирования:
    • функционально-ориентированные (структурно-ориентиро-ванные);
    • объектно-ориентированные;
    • комплексно-ориентированные (набор методологий проектирования).
  • 3. Классификация по поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм:
    • с фиксированной нотацией;
    • с отдельными нотациями;
    • с наиболее распространенными нотациями.
  • 4. Классификация по степени интегрированности:
    • вспомогательные программы (Tools), самостоятельно решающие автономную задачу;
    • пакеты разработки (Toolkit), представляющие собой совокупность средств, обеспечивающих помощь для одного из классов программных задач;
    • наборы интегрированных средств, связанных общей базой проектных данных - репозиторием, автоматизирующие все работы или их часть на разных этапах создания АИС (Workbench).
  • 5. Классификация по режиму коллективной разработки проекта:
    • без поддержки коллективной разработки;
    • ориентированные на разработку проекта в режиме реального времени;
    • ориентированные на режим объединения подпроектов.
  • 6. Классификация по уровням действия:
    • верхние (Upper), или компьютерное планирование. Использование верхних CASE-средств позволяет построить модель, отражающую всю существующую специфику. Она направлена на понимание общего и частного механизмов функционирования, имеющихся возможностей, ресурсов, целей проекта в соответствии с назначением фирмы. Эти средства позволяют проводить анализ различных сценариев, накапливая информацию для принятия оптимальных решений;
    • средние (Middle). Считаются средствами поддержки этапов анализа требований и проектирования спецификаций и структуры АИС. Основной результат использования среднего CASE-средства состоит в значительном облегчении проектирования систем. Такое средство превращает проектирование в итеративный процесс работы с требованиями к АИС. Кроме того, средние CASE-средства обеспечивают возможности быстрого документирования требований;
    • нижние (Lower). Поддерживают системы разработки программного обеспечения АИС, содержат системные словари и графические средства, исключающие необходимость разработки физических спецификаций - имеются системные спецификации, которые непосредственно переводятся в программные коды разрабатываемой системы (при этом автоматически генерируется до 80 % кодов). Главные преимущества: значительное уменьшение времени на разработку, облегчение модификаций, поддержка возможностей работы с прототипами.

Сегодня рынок программного обеспечения наполнен самыми разнообразными CASE-средствами практически любого из перечисленных типов.

2.5.3. Типовое проектирование ИС

Методы типового проектирования информационной системы достаточно подробно рассмотрены в литературе.

Типовое проектирование. Данный вид проектирования информационной системы предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т. д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.

Типовое проектное решение (ТПР) - это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение. Типовые проектные решения классифицируются по уровню декомпозиции системы следующим образом:

  • элементные. Типовое решение задачи или отдельного вида обеспечения задачи (информационного, программного, технического, технологического, математического, организационного);
  • подсистемные. Решение является отдельной функционально полной подсистемой;
  • объектные. Типовой проект, включающий полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС (для вида деятельности, отрасли и т. п.).

Типовое решение должно содержать не только функциональные элементы (программные или аппаратные), но и документацию с детальным описанием состава компонентов и процедуры настройки в соответствии с задачами проекта, в котором используется ТПР.

В табл. 2.7 приведены особенности различных классов типовых проектных решений.

Для реализации типового проектирования могут использоваться два подхода: параметрически-ориентированное и модельно-ориентированное проектирование.

Параметрически-ориентированное проектирование. Включает следующие этапы:

  • определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ (ППП) для решения поставленных задач;
  • анализ и оценка доступных ППП по сформулированным критериям;
  • выбор и закупка наиболее подходящих пакетов;
  • настройка параметров (доработка) закупленных ППП.

Ниже приведены группы, на которые делятся критерии оценки ППП:

  • назначение и возможности пакета;
  • характеристики и свойства пакета;
  • требования к аппаратным и программным средствам;

Таблица 2.7. Достоинства и недостатки ТПР

Класс ТПР, реализация ТПР

Достоинства

Недостатки

Элементные ТПР. Библиотеки методоориентированных программ

Обеспечивается применение модульного подхода к проектированию и документированию АИС

Большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной, программной и технической несовместимости. Большие затраты времени на доработку ТПР отдельных элементов

Подсистемные ТПР. Пакеты прикладных программ

Достигается высокая степень интеграции элементов АИС. Позволяют осуществлять модульное проектирование; параметрическую настройку программных компонентов на различные объекты управления.

Обеспечивают сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов; хорошее документирование отображаемых процессов обработки информации

Адаптивность ТПР недостаточна с позиции непрерывного инжиниринга деловых процессов. Возникают проблемы в комплектовании разных функциональных подсистем, особенно в случае использования решений нескольких производителей программного обеспечения

Объектные ТПР. Отраслевые проекты ИС

Комплексирование всех компонентов АИС за счет методологического единства и информационной, программной и технической совместимости.

Открытость архитектуры позволяет устанавливать ТПР на разных программно-технических платформах.

Масштабируемость допускает конфигурацию ИС для переменного числа рабочих мест. Конфигурируемость позволяет выбирать необходимое подмножество компонентов

Проблемы привязки типового проекта к конкретному объекту управления,что вызывает в некоторых случаях даже необходимость изменения организационно-экономической структуры объекта автоматизации

  • обязательства поставщика по внедрению и сопровождению пакета;
  • оценка качества пакета и опыт его использования;
  • перспективы развития пакета.

Внутри каждой группы критериев выделяется некоторое подмножество частных показателей, детализирующих каждый из приведенных аспектов анализа выбираемых пакетов прикладных программ.

Числовые значения показателей для конкретных ППП устанавливаются экспертами по выбранной шкале оценок. На их основе формируются групповые оценки и комплексная оценка пакета (путем вычисления средневзвешенных значений). Нормированные взвешивающие коэффициенты также получаются экспертным путем.

Модельно-ориентированное проектирование. Заключается в адаптации состава и характеристик типовой И С в соответствии с моделью объекта автоматизации. Технология проектирования в этом случае должна обеспечивать единые средства для работы с моделями типовой ИС и автоматизируемого объекта (предприятия).

Специальная база метаданных - репозиторий - содержит модель объекта автоматизации, на основе которой осуществляется конфигурирование программного обеспечения. Модель объекта автоматизации строится с помощью специального программного инструментария (например, SAP Business Engineering Workbench (BEW), BAAN Enterprise Modeler).

Альтернативный способ - создание системы на базе типовой модели из репозитория, который поставляется вместе с программным продуктом и расширяется по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.

Репозиторий содержит базовую (ссылочную) модель ИС, типовые (референтные) модели определенных классов ИС, модели конкретных АИС предприятий.

  • См.: Гагарина Л. Г., Киселев Д. В., Федотова Е. Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учеб, пособие / под ред. Л. Г. Гагариной. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.

Существует множество методов и вариантов разработки АИС, использование которых зависит от различных факторов, например, размеров предприятий и (или) их ИС, целей создания ИС, имеющихся ресурсов и др. Методы и принципы проектирования ИС рассмотрены в предыдущих главах.

Цикл разработки (проектирования) программного обеспечения (software project lifecycle) - совокупность стадий и этапов разработки программного обеспечения начиная от системного анализа и разработки исходных требований до её установки (инсталляции) на ЭВМ.

Опыт разработки и внедрения различных классов АИС показал высокую эффективность (в том числе экономическую) их применения, особенно на крупных предприятиях. Она отражается в хорошей организации труда и производства, повышении точности планирования и реализации поставленных задач, в обеспечении ритмичности работы предприятия, уменьшении доли ручного труда, эффективном (в том числе оперативном) информационном обеспечении различных категорий пользователей и т.д. Средний срок окупаемости таких систем обычно не превышает двух лет.

При разработке ИС в большинстве случаев предпочтение отдаётся типовым проектным решениям, адаптируемым под конкретные условия и возможности Заказчика. Индивидуальные проекты разрабатываются в случае отсутствия типовых решений или когда основные параметры организации значительно (более чем на 10-15%) отличаются от типовых решений. Обычно это касается крупных и крупнейших организаций.

Ни одна схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведётся разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.

Детализированная разработка проекта АИС предполагает наличие полного комплекта организационной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации.

Проектирование любого объекта осуществляется с:

  • а) определения его функционального назначения (зачем нужен, что и как делает проектируемый объект),
  • б) выявления логических связей (как осуществляет своё функциональное назначение проектируемый объект, какая информация и в какой последовательности обрабатывается),
  • в) выбора материальных средств реализации проектируемого объекта - функционально-технологический и технический аспект (носители, средства обработки данных и др.),
  • г) пространственного (территориального) размещения материальных средств реализации на выделенных или возможных для использования площадях,
  • д) формирования организационно-управленческой структуры проектируемого объекта (состав подразделений, полномочия и функциональные обязанности работников)

После выбора метода проектирования АИС необходимо спланировать комплекс работ по созданию системы в соответствии с типовыми этапами её разработки. Проект рассматривается и утверждается Заказчиком. Проектирование АИС предполагает выполнение определённых стадий и этапов.

Для успешной реализации проекта необходимо устанавливать реальные этапы с чётко обозначенными началом и окончанием. Разработка детального плана работ связана с описанием процессов и их последовательности, выполняемых на каждом этапе, необходимых для этого специалистов, средств и ресурсов. Такой подход в большей степени позволяет избежать упущений и ошибок. Он необходим работникам, реализующим внедрение проекта автоматизации, а также оказывает положительное воздействие на лиц, его финансирующих.

Эффективное поэтапное осуществление проектных работ связано с необходимостью разработки графика их выполнения, включающего ресурсы и сроки (этапы) их проведения (см. предыдущие графики и рисунки). Ресурсы включают необходимые персонал, технические и программные средства, финансирование и инфраструктуру. При этом финансирование лучше осуществлять отдельно по каждому виду работ (приобретение средств и ПО, установка, обучение, отдельные этапы проектирования и др.).

Для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т.п.), включая их сочетания, используют положения ГОСТ 34.601-90. Он предусматривает следующие стадии и этапы проектирования (таблица 1).

Таблица 2

1. Формирование требований к АС

  • 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
  • 1.2. Формирование требований пользователя к АС
  • 1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС

2. Разработка

концепции АС

  • 2.1. Изучение объекта
  • 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
  • 2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющей пользователя
  • 2.4. Оформление отчёта о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

  • 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям;
  • 4.2. Разработка документации на АС и её части

6. Рабочая документация

  • 6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части
  • 6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

  • 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие
  • 7.2. Подготовка персонала
  • 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
  • 7.4. Строительно-монтажные работы
  • 7.5. Пуско-наладочные работы
  • 7.6. Проведение предварительных испытаний
  • 7.7. Проведение опытной эксплуатации
  • 7.8. Проведение приёмочных испытаний

8. Сопровождение АС

  • 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
  • 8.2. Послегарантийное обслуживание

В стандарте указывается также, что:

  • · Стадии и этапы, выполняемые организациями, участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и Техническом задании на основе настоящего стандарта.
  • · Допускается исключать стадию “Эскизный проект” и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять “Технический проект” и “Рабочая документация” в одну стадию “Техно-рабочий проект”. В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

Технический проект (preliminary design) содержит принципиальные электрические схемы и конструкторскую документацию объекта разработки и составные его части, перечень выбранных готовых средств программного и технического обеспечения (в том числе типов ЭВМ, операционной системы, прикладных программ и т.д.), алгоритмы решения задач для разработки новых средств программного обеспечения).

Рабочий проект (detailed design) - заключительный этап проектирования, в общем случае предусматривающий уточнение и детализацию результатов предыдущих этапов, создание и испытания опытного образца объекта автоматизации, разработку и отработку программных продуктов, технологической и эксплуатационной документации.

В современной практике проектирования автоматизированных информационных систем (например, АИПС, АСНТИ, АСУ и др.) он может являться начальным этапом их внедрения в работу организации или службы Заказчика проекта, или головной в ряде других автоматизируемых организаций, служб и т.д.

Детализированная разработка проекта системы предполагает наличие полного комплекта организационной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации.

Государственный стандарт ГОСТ 19.102-77 устанавливает следующие стадии разработки программной документации:

  • 1. Техническое задание;
  • 2. Эскизный проект;
  • 3. Технический проект;
  • 4. Рабочий проект;
  • 5. Внедрение.

Отметим, что для небольших проектов количество стадий может быть сокращено.

В рамках выполнения первой стадии “Формирование требований к АС” осуществляется обследование объекта и обоснование необходимости создания АИС с учётом требований пользователя к проектируемой АИС. Эти процедуры первого этапа проектирования входят в состав предпроектного исследования. Сюда же могут входить процедуры второй стадии проектирования - “Разработка концепции АС”.

В процессе предпроектного исследования осуществляется разработка технико-экономического обоснования целесообразности создания АИС; выработка общих требований на разработку АИС.

В процессе предпроектного исследования для выполнения необходимых проектных работ выявляют:

  • · материальные ресурсы,
  • · финансовые ресурсы,
  • · людские ресурсы,
  • · временные ресурсы.

В настоящее время любая организации имеет в своем распоряжении некоторые материальные ресурсы, как правило, разнородного происхождения. Для обеспечения сохранности этих ресурсов необходимо вести их учет и назначать ответственных. Решение этой задачи можно осуществить с помощью различных прикладных программ, таких как 1C:Предприятие, АВАРД и многих других. Но данные программы очень дорогостоящие, как в приобретении, так и в обслуживании. Требуют специального обучения и подготовки персонала.

Соблюдение приведенных принципов необходимо при выполнении работ на всех стадиях создания и функционирования АИС и АИТ, т.е. в течение всего их жизненного цикла.

Жизненный цикл (ЖЦ) - период создания и использования АИС (АИТ), начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее выхода из употребления.

Жизненный цикл АИС и АИТ позволяет выделить четыре основные стадии, каждая стадия проектирования разделяется на ряд этапов и предусматривает соответствующие работы:

I стадия - предпроектное обследование:

1-й этап - формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы;

2-й этап - анализ материалов и формирование документации - создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа материалов обследования, собранных на первом этапе.

II стадия - проектирование:

1-й этап - техническое проектирование, где ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте;

2-й этап - рабочее проектирование, в процессе которого осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур баз данных, создание документации на поставку, установку технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя должностных инструкций. Технический и рабочий проекты могут объединяться в единый документ - технорабочий проект.

III стадия - ввод системы в действие:

1-й этап - подготовка к внедрению - установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;

2-й этап - проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала;

3-й этап (завершающая стадия создания АИС и АИТ) - сдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема-сдачи работ.

IV стадия - промышленная эксплуатация - кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

5. Методы ведения проектировочных работ

Создание автоматизированных информационных систем и технологий может осуществляться по двум вариантам. Первый вариант предполагает, что этой работой занимаются специализированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготовки программных продуктов конкретной ориентации. По второму варианту, проектированием и созданием разработок занимаются проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий, где создаются новые информационные технологии и системы.

В процессе разработки автоматизированных систем, рабочих мест и технологий проектировщики сталкиваются с рядом взаимосвязанных проблем:

Проектировщику сложно получить исчерпывающую информацию для оценки формулируемых заказчиком (пользователем) требований к новой системе или технологии.

Заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах автоматизации, чтобы судить о возможности реализации тех или иных инноваций. В то же время проектировщик сталкивается с чрезмерным количеством подробных сведений о проблемной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания информационных процессов и решения функциональных задач.

Спецификация проектируемой системы из-за большого объема и технических терминов часто непонятна заказчику, а чрезмерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов, создающих систему.

С помощью известных аналитических методов можно разрешить некоторые из перечисленных проблем, однако радикальное решение дают только современные структурные методы, среди которых центральное место занимает методология структурного анализа.

Структурным анализом называется метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с все большим числом уровней.

Структурный анализ предусматривает разбиение системы на уровни абстракции с ограниченным числом элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 6-7). На каждом уровне выделяются лишь существенные для системы детали.

Методология структурного анализа базируется на принципах декомпозиции и принцип иерархического упорядочивания.

Принцип декомпозиции предполагает решение трудных задач путем разбиения их на задачи легкие для понимания и решения.

Принцип иерархического упорядочивания декларирует, что система может быть понята и построена по уровням, каждый из которых добавляет новые детали.

На предпроектной стадии проводится изучение и анализ всех особенностей объекта проектирования с целью уточнения требований заказчика. В частности, выявляется совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему (аппаратные и программные ресурсы; внешние условия ее функционирования; состав людей и работ, имеющих к ней отношение и участвующих в информационных и управленческих процессах), производится описание выполняемых системой функций и т.п.

На этом этапе определяются:

Архитектура системы, ее функции, внешние условия, распределение функций между аппаратными средствами и программным обеспечением;

Интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

Требования к программным и информационным компонентам системы, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонентов системы, их интерфейсы.

Качество дальнейшего проектирования решающим образом зависит от правильного выбора методов анализа, сформулированных требований к вновь создаваемой технологии.

Методы, используемые на стадии предпроектного обследования, подразделяются на:

- Методы изучения и анализа фактического состояния объекта или технологии. Эти методы позволяют выявить узкие места в исследуемых процессах и включают: устный или письменный опрос; письменное анкетирование; наблюдение, измерение и оценку; групповое обсуждение; анализ задач; анализ производственных и управленческих процессов.

В целом методы изучения и анализа фактического состояния управленческой деятельности и существующей технологии решения задач предназначены для сбора необходимых материалов и формирования основы для проектирования АИС и АИТ.

- Методы формирования заданного состояния . Основываются на обосновании всех составных частей АИС исходя из целей, требований и условий заказчика. К данным методам, представляющим собой рабочие средства проектировщиков, относятся методы: моделирование процесса управления; структурное проектирование; декомпозиция; анализ информационного процесса.

- Метод моделирования процесса управления. В процессе изучения объекта проектирования строятся экономико-организационные и информационно-логические модели. Они отражают хозяйственные и управленческие отношения, а также связанные с ними информационные потоки.

- Метод структурного проектирования позволяет разделить весь комплекс задач на обозримые и поддающиеся анализу подкомплексы (модули).

- Метод декомпозиции модулей предусматривает дальнейшее разбиение подкомплексов задач на отдельные задачи, показатели.

- Анализ информационных процессов предназначен для выявления и представления взаимосвязи между результатом, процессом обработки и вводом данных. Он используется также для анализа и формирования информационных связей между рабочими местами работников управления, специалистов, технического персонала и информационными технологиями. С этой целью описываются входная и выходная информация, а также алгоритм обработки информации применительно к каждому рабочему месту.

- Методы графического представления фактического и заданного состояний предусматривают использование наглядного представления процессов обработки информации. К наиболее известным из них относятся блок-схемный метод, методы стрелочных диаграмм, сетевых графиков, таблиц последовательности операций прохождения процессов.

Если на предпроектной стадии должны быть сформулированы в техническом задании требования к созданию АИС и АИТ, то проектирование должно дать ответ на вопрос: «Как система будет удовлетворять предъявленным к ней требованиям?».

В результате выполнения этапов проектирования должен быть получен проект системы в рамках бюджета выделенных ресурсов.

Этапы проектирования включают следующее основные работы:

Разработку целей и организационных принципов АИС;

Формирование варианта АИС и АИТ;

Отладка программ;

Опытная эксплуатация;

Сдача проекта АИС и АИТ.

В процессе организации проектирования принимаются разнообразные решения, влияющие на динамику и качество выполнения работ. Поэтому для каждого этапа проектирования определяются: ожидаемые результаты и документы; персональные функции руководителя; решения, принимаемые руководителем; функции заказчика и разработчика АИС и АИТ.

В состав проектной и исполнительной документации входят: инструкции рабочих процессов, программы для рабочих мест, инструкции по оформлению документов, рекомендации по использованию информации, методов, таблиц решений и т.д.

В современных условиях АИС, АИТ и АРМ, как правило, не создаются на пустом месте. Потребность в своевременной, качественной, оперативной информации и оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического прогресса вызывают необходимость перестройки функционирующих АИС и создания АИС и АИТ на новой технической и технологической базах.

Понравилась статья? Поделитесь ей