Контакты

История развития социального проектирования. Современное социальное проектирование и его методики История развития социального проектирования

ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Ткачева Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания МОАУ «Григорьевская СОШ»

Соль-Илецкого района

Оренбургской области

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.

    Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех и получить качественное образование.

    Родители школьников сегодня стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. Они хотят, чтобы их дети были мобильными, умели приспосабливаться к современным условиям, как в городе, так и селе.

    Учителя хотят, чтобы были созданы условия для их творческого и профессионального потенциала, чтобы родители принимали активное участие в учебно-воспитательном процессе и чтобы государство уделяло внимание решению проблем учительства.

    Школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а так же между современными образовательными технологиями и культурно-историческими, социальными особенностями села.

Социальное проектирование и есть средство, с помощью которого можно выполнить госзаказ и удовлетворить общественные потребности.

Я, как учитель истории и обществознания, вижу одно из главных направлений своей работы – освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, презентации.

Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.

Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.

Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работа, предполагающая, что учитель является руководителем проекта, а ученики – его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются дети.

Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, и, прежде всего руководителей образовательных учреждений. Предоставление школьных аудиторий и технического оборудования для работы над проектом, материалов для оформления портфолио, поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в проектной деятельности – таков лишь примерный перечень возможных форм поддержки проекта со стороны администрации образовательных учреждений.

Использование информационно – коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет новые возможности:

Поиск и использование необходимой информации, что особенно важно для сельской школы из-за ограниченности литературы в школьной библиотеке;

Представить защиту проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.

Очень важно, чтобы участники проекта ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение. Это возможно при искренней заинтересованности в социальном проектировании и его результатах представителей властных структур и, прежде всего органов местного самоуправления.

Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы села, проблемы других людей.

Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе мы с ребятами выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта , когда происходит устная защита проекта учащимися, ребята представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. Авторы социальных проектов представляют их на ежегодном районном конкурсе «Я – гражданин России», где занимают призовые места.

Нашими социальными партнерами в работе над проектами стали органы местного самоуправления, администрация колонии-поселения ИКП-12, ЮК 25/6, ООО «Чашкан», родители. Можно сказать о готовности наших социальных партнеров выслушать доводы ребят, принять их предложения.

Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

    в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;

    расширяются знания учащихся о сложностях, взаимосвязях окружающей действительности;

    привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

    ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Таким образом, социальное проектирование – это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут подросткам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая решения взять ответственность на себя за будущее своего города, подросток становится личностью, гражданином, жителем планеты Земля.

Предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по-новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. Сегодняшние лидеры школьных команд могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.

Наш опыт показывает, что, обучая подростков социальному взаимодействию и проектированию социально–значимых дел, поддерживая их инициативы, мы можем говорить о воспитании активной гражданской позиции юных граждан.

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

Активно пропагандируя идею гражданской активности, включенности подрастающего поколения в общественную жизнь и рассматривая ее как одну из важнейших целей воспитания, Джон Дьюи {John Dewey) предлагал строить образование как активную целесообразную проектную деятельность детей. Суть ее заключается в решении насущных жизненных, личностно значимых для ребенка проблем посредством исследования окружающей действительности, приобретения новых знаний и практического их применения в реальной жизни. Такая деятельность, как правило, организуется на основе совместного труда, сотрудничества детей в процессе работы над проектом. Дж. Дьюи исходил из понимания детства не как этапа подготовки к будущей взрослой жизни, а как полноценного периода человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Таким образом, модель учебного процесса в школе, преданная Дьюи, характеризуется реальностью учебного материала, целостностью физической, умственной и эмоционально-волевои сфер в познавательной деятельности детей, опорой на самостоятельную активность ребенка – обучение «деланием», проблемностью, как основой развития критического мышления, использованием разнообразной игровой деятельности в обучении (спонтанные игры, повторяющие жизнь взрослых, организованные игры, изготовление игрушек,конструкторская работа, драматизация, ролевые игры и др.).

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно -- с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека -- каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -- проектирование ребенка нового типа».

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

В концепции социального проектирования отразился более общий социологический принцип, который эффективно применяется в построении теорий относительно различных сторон и проявлений социальности. Суть принципа - в признании активности субъекта социального в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни. Принцип этот хорошо известен, освящен в рамках разных научных парадигм и под различными обозначениями великими, но нередко встречается в слишком абстрактной форме, не позволяющей перевести его из сферы социальной философии в сферу социологических интерпретаций.

В самом общем виде социальное проектирование деятельности представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ре­сурсам действия, направленного на достижение социально значи­мой цели.

В социальной области проектный способ организации деятельности реализовывался менее системно и в из­вестном отрыве теории от практики. Видимо, этому способствова­ло и то, что бизнес - проектное мышление исходило из оценки успешности проекта по показателям эко­номической эффективности, а такой подход мало применим в социальной ра­боте и другой деятельности социокультурного характера.

Желаемые состояния будущего. Сущность социального проектирования - конструирование же­лаемых состояний будущего. Исходные вопросы социального проек­тирования - какие состояния желаемы и какие ресурсы есть для их достижения - в современных условиях раскрываются иначе, с иными акцентами и оттенками, чем еще 15-20 лет назад.

Проблема желаемого состояния общества приобрела явные черты экофобии. Социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах «человек-природа», «человек-человек» - эта концептуальная установка ведет к установлению экологически ориентированных параметров при оценке социальных проектов. Эти новые параметры отражают, во-первых, мультипликационный харак­тер любого социального нововведения: оно не может не затронуть целой группы социальных потребностей, интересов и ценностей, как бы ни были скромны задачи проекта и какой бы малой общности он ни был адресован. Они, во-вторых, учитывают кумулятивный характер последствий, к которым ведет любое социальное новов­ведение: изменение, порождаемое успешной реализацией проекта, нарастает и со временем может пересечь экологическую границу, за которой положительные последствия нововведения будут пере­вешиваться его негативными последствиями.

Отсюда - стремление к оптимизации социально-проектной де­ятельности, ее постановки под контроль не столько государства, сколько общественности. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Доктри­на «public participation», развивающаяся в США и Европе с 1960-х годов, более всего затрагивает градостроительные решения (ее зародыш содержался в критике планирования городского развития без учета интересов потребителей, отказ от практики осущест­вления архитектурных решений, исходя из представления о рацио­нальном городе, о функциональной основе жизни людей). Доктрина строится на переходе от функционального к средовому (environmental) подходу - с активным участием жителей города в разработке и осуществлении социальных проектов. Реализация доктрины предполагает «разработку процедур поддержки естественных соци­ально-идентификационных механизмов», т. е. «отождествление участников процесса выработки решений с проблемными жизненными ситуациями друг друга», а самого процесса как диалога, парт­нерства.


Как представляется, новые особенности социального проектирования определяются прежде всего новым качеством мышления широких масс в развитых странах Европы и Америки, которые включают экофобный фон как основной для повседневной жизни большинства (или значимого большинства) жителей. Академик Б. Раушенбах, исходя из своих наблюдений над повседневной жизнью современной Германии, отмечает «буквально помешанность населения на проблемах экологии. Стремление сохранить природу, ее первозданность, принимает формы совершенно необычные, порой даже, казалось бы, гипертрофированные». Он специально отмеча­ет, что «не государственные деятели или люди, которым положено заниматься такими проблемами, а все помешаны на экологии, все население»

В российских условиях подобный фон также начинает склады­вается, но его параметры пока неустойчивы и масштабы подверже­ны значительным колебаниям. Исследования кафедры социологии Института молодежи 1995-1996 гг., в частности, показали, что актуальность загрязнения окружающей среды, экологической ка­тастрофы как детерминанты личностных опасений в среде старшек­лассников и студентов осознают 29-42% опрошенных.

Экологический алармизм охватывает также и сферу социаль­ной и культурной жизни, что дает толчок новым моделям утопи­ческого проектирования, не выходящего за рамки интеллектуаль­но-художественной деятельности. Фактически это способ создания новых социокультурных образцов общежития людей, иногда приоб­ретающих черты реального поведения локальных сообществ.

Тем не менее воспроизведение социокультурных образов, спустя более полувека после начала их литературной жизни, само по се­бе представляет исследовательский интерес. В рамках же нашей темы немаловажно отметить замещение агрессии групповой соли­дарности предписанными в литературном источнике нормами пове­дения (а точнее - образцами поведения в ситуациях смоделиро­ванного мира). Ингрупповой фаворитизм предопределен сказкой, о которой участникам изначально известно, что это сказка. Симво­лы агрессии (например, меч) также «экологичны»: это лишь образы таких символов (картонные мечи).

Интерес к социальному проектированию сначала возник за рубежом в странах с рыночной экономикой и быстро возрастал начиная с 50 годов ХХ века. Оно развивалось в тесной связи с социальной инженерией и социальной утопией . Они составляют 2 полюса социологического понимания социально-проектной деятельности Социальная инженерия основывается на эмпирическом знании и стоит на грани с технологией. Социальная утопия находится за гранью эмпирических знаний и находится в тесной связи с философией и художественным творчеством.

Термин «социальная инженерия» появился в 20-е гг. ХХ века. (Роско Паунд) и означает «постепенные, частные социальные преобразования».

В настоящее время социальная инженерия определяется как деятельность по проектированию, созданию и изменению социальных структур и институтов, а также комплекс прикладных методов социальных дисциплин, составляющих инструментарий этой деятельности.

Исходя из книги «Утопия» английского философа Томаса Мора, под утопией понимается место, в котором становится возможной идеальная социальная организация.

Антиутопия - это идеально организованное общество, воспринимаемое как враждебное человеку.

Дистопия выводит негативный образ будущего из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологической и психической деградации человека под воздействием наркотиков и т.д.

Современные концепции социально-проектной деятельности (Т. М. Дридзе):

    Концепция объектно-ориентированного подхода к социально-проектной деятельности.

Социальный проект, с позиций этого подхода, имеет целью создание нового или рекон­струкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.

    Проблемно-ориентированный подход рассматривает социально-проектную деятельность как специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

    Субъектно-ориентированный (тезаурологический) подход связан с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанной на различии и сходстве тезаурусов людей.

Тезаурус представляет собой систему знаний и установок человека в той или иной области жизнедеятельности. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены тезаурусом инициатора.

Проблемно-целевая ситуация в социальном прогнозировании и проектировании (16,17)

В ходе разработки и реализации социальной политики и социальной работы могут возникать различные проблемные ситуации.

Нормальная социальная ситуация – это ситуация, при которой разрыв между действительным и желаемым не мешает нормальному функционированию общества или социальной группы. Полное отсутствие разрыва между действительным и желаемым влечет за собой исчезновение стимулов для их развития и существования.

Проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы. Актуальность проблемной ситуации определяется значимостью для общества или группы социальной проблемы. Тот элемент ситуации, который вызвал затруднение – называется проблемой . Основой любой проблемы является противоречие между действительным и желаемым. Специфика социальной проблемной ситуации является то, что значимость социальных проблем не всегда соответствует их объективным параметрам: общество может не ощущать давления одних проблем и преувеличивать роль других. Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация (ложная).

Процесс развития проблемной ситуации происходит постепенно и носит название назревания проблемной ситуации (См. рис.1).

Нормальная ситуация

Возникновение противоречия

Проблемная ситуация

Критическая ситуация

Катастрофическая ситуация

Революционная ситуация

Если происходит своевременное вмешательство сферы социального управления, то процесс назревания прерывается и ситуация превращается вновь в нормальную, но уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие социальных групп и общества в целом.

Бездействие или неэффективность сферы управления приводит к дальнейшему назреванию проблемной ситуации. Следующим уровнем назревания проблемной ситуации является критическая ситуация. Критическая ситуация характеризуется приостановкой нормального функционирования социального объекта и опасностью возникновения катастрофы. Положение и на этом этапе можно нормализовать, но уже ценой непомерно больших затрат сил и средств, чем на предыдущем.

Если нормализация не происходит, начинается последняя стадия назревания – катастрофическая ситуация , при которой нормализовать положение оказывается затруднительно. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта.

Альтернатива катастрофической ситуации – революционная ситуация как реакция общества на критическую ситуацию с целью произвести социальный переворот, способный перевести объект на желательное качественно иной уровень, что позволит ему нормально функционировать и развиваться на более высоком уровне.

Противоречия, лежащие в основе проблемных ситуаций, можно и необходимо разрешать. Решить проблему – это значит: 1) осознать наличие проблемы, объективных факторов, мешающих осуществлению социальной политики и социальной работы; 2) найти принципы, способы, средства, необходимые для разруливания ситуации в целях достижения нормального функционирования социальных групп и общества в целом.

Понравилась статья? Поделитесь ей