Контакты

"кузя" спешит на работу, или "кузькина мать" в полный рост. «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии

Торжественную встречу устроили экипажам боевых кораблей, которые вернулись из дальнего похода к берегам Сирии. Позади 18 тысяч морских миль и несколько месяцев успешной службы вдали от родины. Авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий» сделали свое дело - помогли уничтожить множество объектов террористов. Поздравления командования, церемония награждения и, конечно, нетерпение родных.

18 тысяч морских миль позади. И до дома вроде бы рукой подать. Но на то они и военные моряки, что вся их жизнь подчинена уставу. А команды сойти на берег не было.

Торжественное построение на борту тяжелого авианесущего крейсера адмирал Кузнецов. Прямо в большом ангаре – там, где еще неделю назад располагался главный кулак корабля, самолеты и вертолеты - сегодня главком ВМФ награждает экипаж как участников боевой операции в Сирии.

Результаты похода в Сирию впечатляют. 420 боевых вылетов в быстро меняющейся обстановке. Больше тысячи ударов по объектам террористов. Все цели были поражены успешно.

Для «Адмирала Кузнецова» этот дальний поход стал восьмым по счету. Привычным маршрутом через Атлантику, Ла-Манш и Гибралтар он совершил переход в Восточное Средиземноморье, но воевал уже не с условным противником, как это было раньше, а с самым настоящим. Причем и как авианосец, и как полноценный надводный крейсер.

Поход к берегам Сирии вообще наделал много шума. То авианосную группу отказались заправлять в Испании и на Мальте, то корабли и самолеты НАТО не давали нашим покоя. Но ничего, рассказывает командир «Адмирала Кузнецова», справились.

«Наши нервы как канаты. Наше оружие с нами. Наши самолеты у нас на борту. Они боеготовы, поэтому мы такой щекотки натовской не боимся. Главное – знать свое дело и быть всегда боеготовыми, что мы и показали в нашем походе», - говорит командир крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов.

Вот сколько существует корабль, столько и спорят, кто тут главный – моряки или летчики. Но участие в операции в Сирии расставило все по своим местам. Авианосец - это единый организм, от слаженной работы которого зависит многое. Боевые летчики на хорошо знакомых им Су-33 и новейших палубных истребителях МиГ-29 уничтожали технику и склады террористов в разгар операции по освобождению Алеппо. Все это время на борту авианосца обеспечивали условия для полетов авиации. А с борта ракетного крейсера «Петр Великий» осуществляли как противовоздушную оборону наших самолетов, так и охранение всей ударной группировки.

«Этот поход был с точки зрения технической готовности уникальным. Все восемь котлов, вся главная энергетическая установка корабля в строю. Военно-патриотический дух личного состава группировки достоин самого высокого уважения. Личный состав готов выполнять любые поставленные боевые задачи», - подчеркнул главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев.

К встрече моряков дома уже, кажется, все готово. Для родных и близких это были четыре месяца переживаний. И полного неведения - как там, за горизонтом.

«Можно позвонить только на стационарный телефон, а у нас его нет, а мобильная связь на корабле запрещена; когда нет информации – хуже всего, все узнавали только из телевизора», - говорит Ирина Домрачева.

Дальний поход завершен. Ирина наконец-то смогла увидеть мужа. Пусть ненадолго, всего на несколько минут и прямо на корабле. Такова служба - отпустят всех. Но не сразу.

«Конечно, скучал. Ложился спать, вставал – все время думал о своей семье, о жене, о детях – думаю, так же, как и любой член экипажа. Мы очень дорожим теми, кто нас ждет на берегу», - поделился заместитель командира крейсера «Адмирал Кузнецов» Алексей Домрачев.

Но те, кому все же посчастливиться сегодня ступить на землю, еще долго будут помнить эти минуты, как к родным берегам они вернулись героями.

Маршрут "Адмиралу Кузнецову" проложил Путин

Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов", следующая в Средиземноморье, в пятницу вошла в пролив Ла-Манш на пути в Атлантику, сообщает "Би-би-си". На опубликованной видеосъемке, сделанной в целях безопасности с дальнего расстояния, на палубе авианосца видны два истребителя, стоящих наготове к вылету.

Особая пикантность ситуации заключается в том, что авианосная группа ВМФ РФ следует к берегам Сирии именно через пролив Ла-Манш. Маршрут явно не боевой, поскольку в условиях войны такие крупные корабли в здешних узкостях были бы моментально уничтожены. Тем более, что есть другой маршрут – в обход британских островов с севера – мимо Исландии, которым обычно и пользуются российские корабли. Именно там можно было спокойно выйти на просторы Атлантики, не привлекая особенного внимания.

И, следовательно, именно в целях привлечения максимального внимания и был выбран такой показательный маршрут. Решение, несомненно, не столько навигационное, сколько политическое. Причем, наверняка принятое на самом высоком уровне. Поэтому аплодисменты лично Владимиру Путину в данном случае будут явно не лишними.

Тот артистизм, с которым он выжимает максимум возможного из любой ситуации, обращая её к максимальной выгоде России, не может не вызывать оправданного восхищения. Отдельное спасибо телекомпании "Би-би-си", которая расстаралась на славу и с помощью вертолетов показала всему миру мощь российского флота.

Таким образом, Западу предоставлена возможность максимально наглядным образом убедиться в том, что Россия – далеко не то картонное пугало, в качестве которого её кое-то по старинке продолжает изображать. А вполне реальная мощная военная сила с которой, хочешь не хочешь, придется считаться. Да, у России пока только один корабль такого класса. Но и это немало. Особенно с учетом того, что в настоящее время в боевом строю флота той же "владычицы морей" Великобритании нет ни одного авианосца, у Франции один престарелый "Шарль де Голль", а у остальной Европы нет даже этого. Есть еще, конечно, США с их авианосной армадой. Но этой стране сегодня впору думать не столько о противостоянии с Россией на море, сколько о том, чтобы совместно с ней и ко взаимной выгоде решать мировые проблемы. Пока еще, как говорят в Одессе, трамваи ходят…

А что касается того, что дымит "Кузя" наш - так то "дым отечества",.

И особо изгаляющиеся над тем дымом "небратья" ("УЖАСЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ" РАБОТАЕТ НА АВТОПОКРЫШКАХ!") весьма напрасно изгаляются.

У нас им даже ежики отвечают:

"Просто не знаю, как теперь жить. Всё так хреново.

Авианосец работает на покрышках. Как в глаза смотреть-то людям теперь? Пойду полежу в кустах один. Нет! Брошу всё и уеду на Украину. Только говорят, вид на жительство на Украине дают с условием тем, кто захватит с собой пару кило краски - дабы "Украину" хоть малёхо покрасить.

Да и Запад может пожалеть о шутках над "Адмиралом Кузнецовым"

Российская корабельная авианосная группа Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" продолжает двигаться в сторону Средиземного моря. В комментариях под видео морского шествия, стремительно распространяющемся в сети, иностранные пользователи потешаются над сильными клубами дыма, который испускает в воздух крейсер. Федеральное агентство новостей поговорило с экспертом о том, почему такая реакция является обывательской и почему такое "дымное" поведение "Кузнецова" - норма.

На видео видно, как силовая установка "Кузнецова" усиленно выпускает в небо дым. В сети сразу нашлись острословы, которые пошутили про экологический ущерб и про то, что авианосец загорелся.

"В штаб-квартире НАТО дикий хохот. Чтобы найти и уничтожить российский авианосец, пилотам альянса даже не понадобятся радары, так как дым видно за 50 километров. Легкая добыча", - вот примерный тон и уровень комментариев "экспертов". Которые словно бы пытаются скрыть за нападками на дымовые завесы свой испуг, внушаемый "Адмиралом Кузнецовым". Он, как и большинство советских военных кораблей, выглядит агрессивно, внушительно и в разы опаснее американских.

Начнем с того, что это тяжело вооруженный крейсер. Он несет на себе 12 противокорабельных ракет "Гранит" с дальностью в 600 километров, 256 ракет "Кортик", 192 ракеты "Кинжал", 48 тысяч снарядов для шестиствольных пушек и несколько десятков самолетов и вертолетов как приятный бонус. У крейсера четыре паротурбины, восемь котлов величиной с два этажа и еще целая куча дизельных генераторов. Было бы странно, если бы при всем при этом такая махина не выпускала дым в солидных объемах.

"Это дизельный пароход, коптит и коптит. Что такого? Для военной техники это - обычная вещь, никто и никогда не задумывался здесь над нормами экологии. У них совсем другая задача. Ну, и пароход создан в начале 90-х, понятно, что на такие вещи никто не обращал внимания. К тому же в 90-е годы у нас закончились деньги на кораблестроительную программу. В корабельной группе рядом идет "Петр Великий", из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Понятно, что если мы вообще можем вести речь об аналогах "Адмирала Кузнецова" в США, то американские крейсеры атомные, они не коптят", - комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственное судно подобного класса в составе российского Военно-Морского флота.

Понятно, что пока у России нет другого "Кузнецова", да еще и поновее. Но в будущем все поправимо. Сейчас нашему флоту, как минимум, нужен опыт эксплуатации авианосца и особенно - палубной авиации.

"Вспомните, что за авианесущим крейсером "Кузнецов" следовал бы атомный крейсер "Ульяновск", который тоже бы не коптил, но из-за тяжелой экономической ситуации он был разобран на стапеле в начале 90-х. Но вот следующий авианосец "Шторм", который планируют закладывать после 2020 года, тоже будет атомным и коптить не будет. Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению. Там модернизированные Су-33, что могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция", - добавляет эксперт ФАН.

Сейчас крейсер "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии, чтобы помочь в проведении антитеррористической операции.

Так что Западу неплохо было бы вспомнить "Хорошо смеется тот, кто смеется последним"...

Юрий Селиванов,


В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




Добавить коментарий
Последние публикации

Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

.
Несмотря на то, что КАГ СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Пётр Великий" и судов обеспечения ещё не прибыла в пункт(ы) постоянного базирования (ожидается 08-09.02.2017 ссылка 1 , ссылка 2 ), уже имеется достаточно информации, чтобы обобщить итоги восьмого дальнего похода (боевой службы) нашего авианосца и сделать кое-какие выводы.


01. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" Североморск−Гибралтар, 15-25.10.2016 (скриншот из 2-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)


1. Достижения

Бесспорных положительных результатов, достигнутых в результате почти четырёхмесячной БС "Кузнецова" (предварительно − 117 сут. или 3,84 мес.), можно назвать семь:

1) вопреки всем мрачным прогнозам (включая те, что содержались в комментариях некоторых гостей моего блога), авианосец всё-таки вышел в дальний боевой поход и вышел не с одним БПК, как часто бывало раньше, а в сопровождении весьма внушительного (и не только по нашим меркам) наряда кораблей охранения (надеюсь, что в скором времени мы узнаем, кто прикрывал КАГ из-под воды); ради этого кораблестроители (судоремонтники), военные моряки и палубные лётчики приложили поистине титанические усилия, заслуживающие государственных наград;

2) насколько известно, котлотурбинная ГЭУ авианосца, небезосновательно считавшаяся его "ахиллесовой пятой", отработала без сбоев (по крайней мере, без серьёзных сбоев), что является наилучшим свидетельством качественно выполненного предпоходового ремонта (силами 35 и 82 СРЗ и их контрагентов); на переходе Североморск−Гибралтар (15-25.10.2016, 2 890 миль) КАГ шла со средней скоростью 12,0 узлов, т. е. "ущербный" "Кузнецов" не уступал атомному "Петру Великому" (22.10-01.11.2013 ТАРКР, находясь в одиночном плавании, преодолел то же расстояние за то же время); в Средиземном море продвижение группы значительно замедлилось (25.10-08.11, 2 030 миль, 6,5 узлов), что было вызвано, в числе прочего, необходимостью пополнения запасов (одна заправка топливом и водой занимает около суток ссылка 3 , 36:35); средняя скорость на переходе Североморск-Сирия (4 920 миль, 24 сут.) составила 8,5 узла;

3) ранее "Адмирал Кузнецов" совмещал обязанности авианосца ПВО (дальней ПВО) и противолодочного вертолётоносца, начиная с 08.11.2016 (со дня начала боевой работы по берегу) он имеет полное право классифицироваться как многоцелевой АВ, причём столь разнообразной авиагруппы на его борту никогда ещё не видели − тяжёлые истребители-бомбардировщики (теперь именно так) Су-33, лёгкие МиГ-29К(УБ), ударные вертолёты Ка-52К, десантные (транспортно-боевые) Ка-29, ДРЛО Ка-31, противолодочные Ка-27ПЛ и поисково-спасательные Ка-27ПС;

4) то, что Су-33 смогут результативно работать по наземным целям, стало настоящим сюрпризом для общественности (даже для автора блога, допускавшего возможность такого поворота событий − ); результаты боевой работы авиагруппы "Кузнецова" за два месяца (59 суток − 08.11.2016-06.01.2017), озвученные начальником генштаба ВС России В. Герасимовым, производят впечатление: 420 боевых вылетов (7,1 в день), из них - 117 ночью (27,9 %), 1252 поражённых объекта террористов (21,2 в сутки) (ссылка 5 ) − скорее всего, без СВП-24-33 тут дело не обошлось;

5) подключение военных моряков к операции по борьбе с террористическими группировками позволило в кратчайшие сроки освободить от боевиков экономическую столицу Сирии Алеппо" (В. Герасимов, заподозрить которого в лукавстве и преувеличении роли ВМФ России в Битве за Сирию, можно только с похмелья) (ссылка 5);

6) несмотря на поток бранных слов (в основном с Британских островов) поход нашей КАГ наглядно продемонстрировал миру, что у России есть боеспособный океанский флот пока не столь многочисленный, как хотелось бы, но в случае необходимости способный собрать свои силы в кулак и спроецировать их на любой регион планеты;

7) есть уверенность, что после завершающейся БС КАГ "Кузнецова" отношение к военному флоту и морской службе в России изменится в лучшую сторону, прчём изменится качественно, и необходимость строительства новых авианосцев уже не будет вызывать сомнений, недоумения и обвинений в разбазаривании народных денег на то, чтобы "бомбить пингвинов" (из реплики одного из моих гостей).


02. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" от Гибралтара до Сирии, 25.10-08.11.2016 (скриншот из 3-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)

2. Большой пиар

Напомню, что пиар (от англ. PR Public Relations ) − это информация, целенаправленно распространяемая СМИ ради привлечения внимания к кому-либо (чему-либо), а в конечном итоге − для формирования общественного мнения о ком-либо (чём-либо) (формулировка Google в редакции автора блога).

Цитата из себя любимого (из записи от 05.03.2016 − одной из многих "ЗА поход"): "В заключение стоит сказать (ещё раз), что очередная боевая служба "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море даёт редкий шанс океанской компоненте российского военного флота показать себя во всей своей красе и силе. Очень хочется надеяться, что главкомат ВМФ и руководство страны не упустят такую возможность" ( )... И они не упустили .

Столь грандиозного пиара отечественного ВМФ я не припомню за всю свою жизнь. На полётной палубе, в ходовой рубке и других помещениях авианосца журналистов и операторов российских СМИ было едва ли не больше, нежели штатных членов экипажа корабля. ГТРК Россия, 1-й канал, RT , НТВ, Рен-ТВ, ТРК Звезда, Т24 − все сочли своим долгом (и, надо полагать, большой журналистской удачей) аккредитоваться на "Кузнецове" во время его исторического похода (не удивлюсь, если на его борту побывала и съёмочная группа "Дождя"). Было снято множество репортажей и как минимум два документальных фильма, вышедших из-под пера объектива "Военной приёмки" и Т(ехно)24.

Если сказанное в п. 7 предыдущего раздела соответствует (будет соответствовать) действительности, страна и её ВМФ должны благодарить за это прежде всего тех сугубо штатских "десантников" с камерами и микрофонами, которые высаживались на палубу "нашего единственного" на протяжении всей его боевой службы.

3. Зависть бриттов

Оголтелая травля российского авианосца британскими СМИ ("ржавое корыто", "корабль позора") имеет, на мой взгляд, вполне понятную подоплёку − зависть. С одной строны, это зависть подданных бывшей империи, которой никогда более империей не стать, к другой бывшей империи, сохранившей не только имперские амбиции, но и реальные возможности вновь (в третий раз) реализовать их на практике. С другой стороны, это зависть адмиралов Royal Navy , которые ещё не получили от своего ВПК первый за долгие годы большой авианосец, но, когда "Кузнецов" вошёл в Ла-Манш (с двумя изготовившимися к прыжку Су-33 на носовых стартовых позициях) вдруг поняли, что их F-35B − не что иное, как "небесные этажерки", не имеющие шансов в полноценном (маневренном) воздушном бою с российскими истребителями даже предыдущего поколения, не говоря о тех, что придут им на смену, и что ВМС Велико Британии уже никогда более не станут Гранд Флитом.

4. Состав авиагруппы: ревизия

Настоящая ревизия состава авиагруппы "Кузнецова (коснувшаяся в основном её самолётной составляющей) имела целью подтвердить численность ЛА, имевшихся на борту во время боевой службы, и выявить (подтвердить) бортовые номера потерянных машин (МиГ-29К 13.11.2016 и Су-33 03.12.2016). Для этого были тщательно просмотрены видео- и фотоматериалы, сделанные после 03.12.2016 − во время визитов на ТАВКР начальника генштаба ВС Сирии А. Айюба (06.01.2017) и командующего ВС Ливии Х. Хафтара (11.01.2017), а также на борту авианосца и в Североморске-3 в ходе перелёта авиагруппы на аэродром берегового базирования (03.02.2017).

Видеорепортажи пресс-службы минобороны Сирии и арабского филиала RT от 06.01.2017, сделанные перед самым отбытием "Кузнецова" в Россию, позволяют отследить его самолётный парк с точностью до машины. На размещённых ниже скриншотах можно видеть: в ангаре − Су-33 б/н 88 и б/н хх; на стартовых позициях №1 и №2 − Су-33 б/н 84 и хх; на технических позициях ТП6-ТП15 (с носа в корму) − Су-33 б/н хх, 85, хх, 78, 66; на ТП19-ТП22 − МиГ-29К(УБ) б/н 53, 52, 49, 41 ; итого 9 "Сухих" и 4 МиГа (видео 720 − ссылка 7 , ссылка 8 ) (номера техпозиций − от Pavel Polikarpoff ).

Отсутствие Су-33 б/н 67 и МиГ-29К б/н 47 подтверждает их потерю (charly015 оказался прав).

Вертолётная составляющая (по сравнению с предыдущей записью на данную тему) оставлена без изменений за исключением подтверждения коллегой milinfolive участия в походе двух Ка-52К (по материалам документального фильма телеканала Т24 − ссылка 10 ). Новых машин выявлено не было, кроме Ка-27ПЛ б/н 47 в Североморске-3, который, скорее всего, просто "пролетал мимо". В итоге, с большой степенью вероятности можно утверждать, что в период 15.10.2016-03.02.2017 на борту "Кузнецова" находились следующие машины:

Су-33 - 62 , 66 , 67 (потерян), 71 , 76 , 77 , 78 , 84 , 85 , 88 ;
МиГ-29КУБ − 52 , 53 ;
МиГ-29К − 41 , 47 (потерян), 49 ;
Ка-52К − 2 машины без бортовых номеров;
Ка-27ПС − 52 , 55 , 57 , 60 ; Ка-27ПЛ − 32 , 45 ; Ка-29 − 23 , 75 ; Ка-31 − 90 .

Итого в авиагруппе: 10 Су-33, 2 /3 МиГ-29 (КУБ / К) , 2 Ка-52К, 1 Ка-31, 2 Ка-29, 2 /4 Ка-27 (ПЛ / ПС) , всего 26 ЛА минус 2 = 24 ЛА.

Примечание 1 . Откуда взялись на обратном пути " более 40 летательных аппаратов корабельной авиации, использовавшихся для нанесения ударов по международным террористическим группировкам" известно только И. Конашенкову (ссылка 11 ), т. к. даже с учётом трёх штатных вертолётов "Петра Великого" их набирается всего 27.

Примечание 2 . Кроме боевых вылетов палубной авиацией КАГ СФ было выполнено " 750 вылетов для выполнения задач поисково-спасательного, авиационно-транспортного обеспечения, воздушной разведки и поддержания благоприятного оперативного режима" (В. Герасимов, ссылка 5). Добавим сюда демонстрационные вылеты Су-33 специально для сирийских и ливийских высоких гостей.


03. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


04. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


05. Стартовые позиции №1 и №2 − Су-33 б/н 84 (слева) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


06. Технические позиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66 и 78, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


07. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78 и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


08. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78, б/н хх, б/н 85, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


09. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 78 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


10. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н хх, б/н 85 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


11. Техпозиции ТП19-ТП22 − МиГи б/н 53, 52, 49 и 41, садится Су-33 б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


12. Су-33 б/н 62 взлетает с ТАВКР с 3-й СП, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


13. Су-33 б/н 62, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


14. Су-33 б/н 66 и 77, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


15. Су-33 б/н 71 на кормовом подъёмнике ТАВКР, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


16. Су-33 б/н 71 готовится к взлёту с ТАВКР курсом на Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


17. Су-33 б/н 76, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


18. Су-33 б/н 77 и 85, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


19. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


20. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


21. Су-33 б/н 84 на палубе ТАВКР у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


22. Су-33 б/н 84, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


23. Су-33 б/н 85 и 84, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


24. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


25. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy )


26. МиГ-29К б/н 41, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


27. МиГ-29К б/н 49 взлетает с ТАВКР, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


28. МиГ-29К б/н 49, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТВ Россия 24)


29. МиГ-29КУБ б/н 52, МиГ-29К б/н 49 (ближе − б/н 53, дальше − б/н 41), 06.01.2016 (скриншот из видео ТРК Звезда)


30. Все четыре МиГа-29К(УБ) (б/н 52, 53, 41, 49) перед вылетом в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


31. МиГ-29КУБ б/н 52, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


32. МиГ-29КУБ б/н 53, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из программы НТВ "Сегодня")

Российский «авианосец» - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами - безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) - чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего - только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, - это добрый знак.

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» - это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так - «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт - менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять возмущение министра обороны Сергея Шойгу: «Поход наших кораблей вызвал ажиотаж у западных партнеров. Но особенно удивила нас позиция отдельных стран (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые под давлением США и НАТО публично заявили об отказе в заходе наших боевых кораблей в свои порты». Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой - HMS Prince of Wales - строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг - террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли - у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО - такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина - 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки - что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» - стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы - либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить - нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).

Понравилась статья? Поделитесь ей