Контакты

Рекомендации для родителей по развитию внимания. Когда требуется переключения внимания с одного вида работы на другой

Подбор кодов ОКВЭД при заполнении заявления на регистрацию ИП или ООО может показаться заявителю настоящим камнем преткновения. Некоторые профессиональные регистраторы даже указывают такую услугу отдельной строкой в своем прейскуранте. На деле же подбору кодов ОКВЭД стоит отвести весьма скромное место в перечне действий начинающего бизнесмена.

Если сложности с подбором кодов все-таки возникают, то вы можете получить бесплатную консультацию по ОКВЭД, но для полноты картины, в том числе ознакомления с рисками, связанными с выбором кодов, рекомендуем вам прочесть эту статью до конца.

Что такое коды ОКВЭД?

Коды ОКВЭД - это статистические сведения, предназначенные для того, чтобы сообщить государственным органам, чем именно планирует заниматься новый субъект предпринимательской деятельности. Указывают коды согласно специальному документу - Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, который и дал название аббревиатуре «ОКВЭД».

В 2019 году действует только одна редакция классификатора - ОКВЭД-2 (другое название ОКВЭД-2014 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)). Классификаторы редакций ОКВЭД-1 (другое название ОКВЭД-2001 или ОК 029-2001 (КДЕС ред.1)) и ОКВЭД-2007 или ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) утратили действие с 1 января 2017 года.

Если заявитель впишет в заявление коды не того Классификатора, то получит отказ в регистрации, поэтому будьте внимательны! Тем, кто будет заполнять заявление с помощью нашего сервиса, волноваться не надо, мы провели своевременную замену ОКВЭД-1 на ОКВЭД-2. Документы будут заполнены корректно.

При выборе кодов ОКВЭД нужно также учесть, что определенные виды деятельности требует лицензирования, их полный перечень мы привели в статье .

Структура ОКВЭД

Классификатор ОКВЭД - это иерархический список видов деятельности, разбитый на разделы с латинскими буквенными обозначениями от A до U. Вот так выглядит структура разделов ОКВЭД 2:

Разделы ОКВЭД:

  • Раздел A. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
  • Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
  • Раздел E. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
  • Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
  • Раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
  • Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
  • Раздел M. Деятельность профессиональная, научная и техническая
  • Раздел N. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
  • Раздел O. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
  • Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
  • Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
  • Раздел T. Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
  • Раздел U. Деятельность экстерриториальных организаций и органов

Буквенные названия разделов не применяют в формировании кодов ОКВЭД. Классификация кода происходит внутри раздела в следующем виде (звездочки обозначают количество цифр):

**. - класс;

**.* - подкласс;

**.** - группа;

**.**.*- подгруппа;

**.**.** - вид.

Приведем пример кода ОКВЭД 2 из раздела А "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство":

  • Класс 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
  • Подкласс 01.1 - Выращивание однолетних культур;
  • Группа 01.13 - Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
  • Подгруппа 01.13.3 - Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина;
  • Вид 01.13.31- Выращивание картофеля.

Такая подробная детализация кода (до шести цифр включительно) для указания в заявлении не требуется. Код ОКВЭД достаточно прописывать в пределах 4 цифр, то есть только до группы вида деятельности. Если вы указали группу кодов (то есть код, состоящий из четырех цифр), то в нее автоматически попадают коды подгрупп и видов, поэтому их не обязательно указывать отдельно или дополнять потом.

Пример:

  • Группа 01.13 "Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей" включает в себя:
  • 01.13.1: Выращивание овощей;
  • 01.13.2: Выращивание бахчевых культур;
  • 01.13.3: Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина;
  • 01.13.4: Выращивание семян овощных культур, за исключением семян сахарной свеклы;
  • 01.13.5: Выращивание сахарной свеклы и семян сахарной свеклы;
  • 01.13.6: Выращивание грибов и трюфелей;
  • 01.13.9: Выращивание овощей, не включенных в другие группировки.

Если вы указали код ОКВЭД 01.13, то, к примеру, выращивание овощей и выращивание грибов и трюфелей входят в эту группу, поэтому не обязательно их указывать в отдельности как 01.13.1 и 01.13.6, достаточно ограничиться кодом 01.13.

Примеры подбора кодов ОКВЭД в зависимости от выбранной сферы деятельности

Не всегда представление заявителя о предполагаемых кодах деятельности совпадает с логикой структуры классификатора ОКВЭД. Например, понятно, когда речь идет о деятельности, связанной со сдачей аренду квартир и офисов. Сюда подходят следующие коды ОКВЭД:

  • 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
  • 68.20.1 Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом
  • 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом

Так же, довольно логично, выстроены виды деятельности, связанные с торговлей или оказанием услуг такси. Но вот, например, дизайнер, связанный с Интернет-рекламой, может работать под следующими кодами ОКВЭД:

  • 18.12 Прочие виды полиграфической деятельности
  • 74.20 Деятельность в области фотографии
  • 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
  • 73.11 Деятельность рекламных агентств
  • 73.12 Представление в средствах массовой информации
  • 90.03 Деятельность в области художественного творчества
  • 90.01 Деятельность в области исполнительских искусств
  • 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения

Сколько кодов ОКВЭД можно указывать в заявлении?

Сколько угодно, не возбраняется вписать в заявление хоть весь классификатор (вопрос только в том - насколько это вам нужно). В лист, где указывают коды ОКВЭД, можно вписать 57 кодов, но таких листов может быть и несколько, в этом случае основной вид деятельности вписывают только один раз, на первом листе.

Обратите внимание, что если выбранный вами код ОКВЭД относится к сфере образования, воспитания и развития детей, медицинского обеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних, то к заявлению о регистрации надо будет приложить справку об отсутствии судимости (п. 1(к) ст. 22.1 закона № 129-ФЗ). Документ представляется по межведомственному запросу, но чтобы не затягивать процесс регистрации, можно, предварительно уточнив в регистрирующей инспекции такую возможность, справку запросить заранее.

В законе это требование оговаривается только для физических лиц (то есть, ИП), а при регистрации ООО такой справки не требуется.

Ответственность за ведение деятельности не по ОКВЭД

Как таковой, ответственности за деятельность не по ОКВЭД не предусмотрено. И судебная практика, и письма Минфина подтверждают, что предприниматель не подлежит ответственности за осуществление видов деятельности, не указанных в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

В то же время, если вы ведете деятельность по не прописанному либо не внесенному позднее коду ОКВЭД, то можете быть привлечены к административной ответственности в сумме до 5 000 рублей по ст. 14.25 КоАП РФ за «…непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе». Коды ОКВЭД к перечню таких обязательных сведений относит ст. 5 (5) закона № 129-ФЗ от 08.08.01 года, так что надо будет поторопиться внести изменения в трехдневный срок после начала деятельности по новому коду.

Основной вид деятельности по ОКВЭД

А вот тут надо быть внимательным. Дело в том, что начисление взносов за работников по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний происходит, согласно тарифам по основному виду деятельности. Чем к более рисковой (травматичной или провоцирующей профзаболевания) относится деятельность, тем выше тариф страховых взносов.

До 15 апреля года, следующего за отчетным, работодатели должны подать в ФСС документы, подтверждающие основной вид деятельности, в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития № 55 от 31.01.06 года. Организации подают такое подтверждение ежегодно, а ИП - работодатели только в случае, если они изменили основной вид деятельности. Основным считают тот вид деятельности, полученные доходы от которого выше в сравнении с доходами от другой деятельности за прошлый год.

Если подтверждение не подано, то ФСС устанавливает самые высокие тарифы из всех видов деятельности, указанных у страхователя, вот тут-то излишне указанные коды ОКВЭД и могут оказаться очень неуместными.

Как связаны налоговые режимы и коды ОКВЭД?

Все специальные, они же льготные, налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) имеют ограничения по виду деятельности, если вы намерены заниматься определенными видами деятельности, и при этом выбираете режим, на котором такая деятельность не предусмотрена, то здесь происходит конфликт интересов. Надо будет изменить либо налоговый режим, либо желаемый ОКВЭД. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, рекомендуем заранее проконсультироваться со специалистами по вопросу выбора подходящей системы налогообложения.

Для организаций порядок уведомления об изменении кодов ОКВЭД будет зависеть от того, указаны ли в Уставе соответствующие виды деятельности. Обратите внимание, что если в перечне видов деятельности вписано указание на «…иные виды деятельности, не запрещенные законом» (или что-то подобное), то вносить изменения в Устав не надо. Об изменении кодов ОКВЭД без изменения Устава сообщают .

Если же новые коды и близко не подходят к уже указанным в Уставе видам деятельности (например, указано производство, а вы решили заняться торговлей), и фразы об иных, не противоречащих закону видах деятельности, в нем не прописано, то используют В этом случае придется уплатить еще и госпошлину в размере 800 рублей.

Краткий минимум, который надо знать про ОКВЭД

  1. Коды ОКВЭД - это статистическое обозначение кода видов деятельности, которые заявитель указывает в заявлении о регистрации ИП или ООО.
  2. Указать в заявлении надо хотя бы один код деятельности, максимальное количество кодов ОКВЭД теоретически ничем не ограничено.
  3. Нет смысла указывать в заявлении как можно больше кодов (на всякий случай), т.к. при регистрации ИП среди них могут оказаться те, для ведения которых надо дополнительно к обычному пакету документов предъявить справку об отсутствии судимости.
  4. Если вы выбрали специальный налоговый режим, то при выборе кодов ОКВЭД необходимо учитывать ограничения по видам деятельности на этом режиме.
  5. При наличии работников основной вид деятельности надо подтверждать в ФСС до 15 апреля: для организаций ежегодно, для ИП только в случае изменения основного кода, т.к. от этого зависят тарифы страховых взносов на работников.
  6. Ответственности за деятельность не по указанным кодам ОКВЭД не предусмотрено, но за несвоевременное (в течение трех дней) сообщение об изменении кодов может быть наложен административный штраф до 5 тыс. рублей.
  7. При отсутствии у вас или вашего контрагента соответствующих кодов ОКВЭД возможны налоговые споры, с отказом уменьшать налоговую базу или применять другую налоговую льготу по сделке.

Собираетесь открыть расчётный счёт? Откройте расчётный счёт в надёжном банке - Альфа-Банке и получите бесплатно:

  • бесплатное открытие счёта
  • первый счет в иностранной валюте
  • заверение документов
  • интернет-банк
  • и многое другое

Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание" в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 - 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

  • типа нервной деятельности ребенка;
  • общего состояния организма;
  • эмоционального состояния ребенка;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка , вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь . Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении - дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами" и ориентировать его на завершение основной деятельности.

Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски ("Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиг-раем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения , дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается.

Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания - это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока.

Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Развивающие игры и упражнения

Упражнение "Да и Нет - не говори".
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания. Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Сегодня понедельник? Вы сегодня опоздали на занятия?
Сейчас зима? У тебя есть брат? Ты ночью спишь?
И т.д.
Ребенок не должен отвечать «да» и «нет», а заменить эти слова другим ответом

Игра "Что изменилось?".
Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Корректор.
Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О).
Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П - обведи в кружок".
Через несколько дней дайте ребенку его же работу - пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)

Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисо-вать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Упражнение "Цифровая таблица" .
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 9 (16, 25), которые располагаются в произвольном порядке. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 (16)". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.
Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 16 (25) клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 21 (30), из них 5 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам).

Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации и произвольности внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Варианты клеточных узоров могут быть различны. Импровизируйте.

«Найди отличия»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.

Игра "Три пункта"
Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1.Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2.Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5.

Игра "Маленький жук".
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнение "Бусы".

Для работы необходимо не менее шести фломастеров или цветных карандашей. Работа состоит из двух частей: I часть - рисование бус, II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция I: «У тебя на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя".
Инструкция II: "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а ты проверь свои рисунки, все ли сделал правильно. Кто заметишь ошибку, сделай рядом новый рисунок". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
Условия каждый раз можно изменять: увеличить количество бусинок, изменить цвет и т.д.

Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Переключаемость отличается от отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.

Многие авторы считают, что переключаемость внимания является обратной стороной его другого свойства - распределяемости. Переключаемость проявляется в скорости , с которой человек может переводить внимание с одного объекта на другой . Примерное время переключения – 0,8 сек.

Способность к переключению означает гибкость внимания – важное и нужное качество. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий:

Прежде всего, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться,

От индивидуальных особенностей человека, от таких свойств нервной системы, как лабильность, возбудимость и торможение.

Некоторые известные психологи (в частности К. Марбе) считали данное свойство врожденно обусловленным и доступным лишь немногим людям. Позже, однако, было показано, что тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время она действительно тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность - инертность, что ограничивает возможности упражнения.

Все методики измерения переключаемости внимания построены по одному принципу. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени, другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания.

Красно-черные таблицы Шульте; методика «Сложение чисел с переключением», тест К.К. Платонова (таблица с арабскими и римскими цифрами)

Непроизвольныое переключение (флуктуации) внимания могут исследоваться с помощью методик с двойным изображением: «Пирамида - тоннель», «Лестница - навес» и т.д

Инструкция

Пройдите тесты, определяющие степень концентрации и уровень распределения вашего внимания. Обычно они представляют собой таблицы с цифрами разных цветов или картинками, которые нужно сгруппировать в определенном порядке или найти за ограниченное время. Узнайте результаты. Если результаты получились не очень впечатляющими, потренируйтесь, прежде чем пройти еще ряд аналогичных тестов. Но и в том случае, если по итогам заданий вы превзошли самые смелые ожидания, не стоит останавливаться на достигнутом.

Переключение внимания напрямую связано умением распределять его в соответствии с поставленной задачей. Известно также, что организм начинает протестовать, если человек долгое время думает только о чем-то негативном или проблемном. Чтобы не угнетать свой организм, попробуйте во время решения каких-то задач переключаться на короткий срок на мысли о хорошем.

Как только вы почувствуете, что ваше сознание затмевают мысли о чем-то неприятном, представьте все проблемы в ином свете. Подумайте, как бы их стал решать какой-нибудь герой мультфильма или комедии. Или, если вы не можете в данный момент проявить всю свою фантазию, подумайте о детях, своем хобби, интересном фильме. В общем, обо всем том, что вызывает у вас положительные эмоции.

Если вы занимаетесь умственным трудом, полезно раз в час хотя бы на 5 минут отвлечься от дел и сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз или просто подышать свежим воздухом, постояв у окна. Вы и сами заметите, что к вам будто снова вернулись силы и необходимая сосредоточенность. Отказ от таких «пятиминуток» может привести к ухудшению памяти, внимания и быстрой утомляемости, что не лучшим образом скажется на делах.

Сосредоточенность на делах не всегда требует и полной тишины. Напротив, тихая музыка, шум за окном способствует концентрации внимания, которое время от времени «переключается» самостоятельно, допустим, если вы услышали какой-то резкий звук или красивый музыкальный пассаж.

Чтобы быть «как Юлий Цезарь», который, по легенде, мог выполнять несколько дел одновременно, достаточно потренироваться путем несложного упражнения. Попробуйте одновременно писать левой и правой рукой сначала, например. цифры по порядку, а потом – через одну или в обратном порядке. Потренируйтесь так несколько минут, попутно отмечая количество ошибок. Потом займитесь чем-нибудь другим, а через 5-10 минут попробуйте сделать это упражнение еще раз. Чередуйте упражнения и другой вид деятельности в течение часа. Вы заметите, что с каждым разом количество ошибок уменьшается. Время от времени тренируйтесь таким образом, чтобы научиться распределять внимание и переключаться с одного вида деятельности над другой.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.

Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.

Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:

  • Отбор актуальной на текущий момент информации
  • Обеспечение концентрации на определённом объекте или какой-либо деятельности
  • Активизация первостепенных и торможение второстепенных психических процессов

Непосредственно о внимании и его особенностях более подробно вы можете узнать, ознакомившись с . Сейчас же мы переключим внимание на основную тему сегодняшнего разговора – переключение внимания.

Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.

Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.

Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.

Способы переключения внимания

Способ первый

Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой – просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации – как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.

Способ второй

Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.

Способ третий

Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы – следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.

Способ четвёртый

Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.

Способ пятый

Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.

Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут – и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать и самоконтроль.

Способ шестой

В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза – это произведёт дополнительный эффект.

Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.

Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым – дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.

Понравилась статья? Поделитесь ей