Контакты

Символ самопожертвования и родительской любви. Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc

Москворецкая набережная дом 2а. Родовспомогательный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Пеликан - символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу, где рассказывалось о птице пеликане, водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимо му, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств, - где означал попечение высшей государственной власти о подданных.

Вильям Васильевич Похлёбкин «Словарь международной символики и эмблематики».

Пеликан - символ благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия. По одной легенде, самка пеликана душит родившихся птенцов от избытка любви. Через три дня в гнезде появляется самец, раздирающий себя клювом в кровь, чтобы этой кровью оживить птенцов. По другой легенде, роли меняются: самец в гневе убивает птенцов, а через три дня появляется самка, которая раздирает себе грудь, чтобы их накормить и тем самым оживить. Так повествуют средневековые бестиарии, однако святой Иероним в комментарии к 10-му псалму приписывает умерщвление пеликаньего выводка змее.

Кровь, возвращающая мертвых к жизни, ассоциируется с причастием и распятием. В связи с этими легендами пеликан стал символизировать воскресение, а с XIII века - и самого Христа. Так, Данте в знаменитом стихе из «Рая» «Божественной комедии» называет Спасителя «наш пеликан». Латинский комментатор Бенвенуто де Имола толковал это так: «Его называют пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди».

Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л «Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия».

А вот, что говорил доктор филологии и теологии Леонид Александрович Мацих в передаче «Братья» на «Эхо Москвы» , - пеликан - это исключительно масонский символ, но масоны, как и многие другие символы, и пеликана тоже, конечно, использовали. Пеликан, кормящий собственной кровью и сердцем своих птенцов, означает величайшую степень родительского или учительского самопожертвования ради детей или учеников. Вот именно это он и обозначает. Иногда даже пеликана изображали похожим на орла, чтобы придать этому жертвенному подвигу такое царское величие. У масонов в символике есть и такого рода пеликан.

Пеликан, - как говорит Сергей Павлович Карпачев в книге «Путеводитель по масонским тайнам», - это символ жертвенности, самоотверженной родительской любви, бескорыстия, стремления к благотворительности.

Екатерина Глаголева в книге «Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения» говорит, что в Лондоне алхимические книги продавались в книжной лавке с названием «Пеликан»; птица Гермеса была главным символом ордена розенкрейцеров, но впоследствии она появляется и в символике высших масонских степеней (градусов). Пеликан являлся символом отеческой любви: легенда утверждала, что он вскармливает птенцов собственным мясом. Пеликан олицетворял собой аксиому, согласно которой открыть можно лишь то, чем уже обладаешь, что скрывается внутри тебя самого, связывая, таким образом, физические исследования и духовный поиск.

Пеликан - эмблема розенкрейцерских (семнадцатой и восемнадцатой) степеней шотландской системы; символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью, поскольку, по легенде, самка пеликана, чтобы прокормить птенцов, разрывает себе грудь.

Москворецкая набережная дом 7 строение 2. Хозяйственный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Славянская площадь дом 2/5. Комплекс конторских и гостиничных помещений «Деловой двор» у Варварских Ворот, - построен архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым в 1911-1913 годах.

Большой Казенный переулок дом 9. Елизаветинская женская гимназия с церковью Праведной Елизаветы. Здание 1911-1912 годов постройки, архитектор - Иван Иванович Рерберг.

Улица Солянка дом 14а. Здесь до революции 1917 года размещался московский Опекунский совет, здание построено по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева в 1823-1826 годах.

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище, - возведён в 1910 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Горностаева.

Название «неясыть», встречается в древнерусском языке и позднее в церковнославянском - «нєѧсыть», в Библии (Лев. 11:14, Иов. 15:23, Пс. 101:7). В текстах Септуагинты, с которого был сделан славянский перевод Библии, это слово на древнегреческом языке: «γύψ, γυπός» - «коршун», а в Вульгате: «pellicano» - «пеликан».

А вот тут пересеклись две мои темы, - люки и пеликаны.

Неизвестный художник XVIII века. Пеликан, кормящий птенцов. Холст. Масло. Тверская областная картинная галерея.

Весьма любопытное описание этой картины есть на сайте Православие.Ru , - На картине неизвестного художника конца XVIII века (холст, масло, 64,5 х 49 см, Тверская областная картинная галерея) изображен пеликан, кормящий птенцов своей кровью. С одной стороны, пеликан является древним символом самопожертвования и родительской любви, поскольку, по мнению писателей древности, эта птица кормит своих птенцов, выдирая куски мяса из собственной груди. При этом на данной картине отчетливо видны множественные библейские символы: скрижали с 10 заповедями, крест, терновый венец, гвозди, потир и змей с яблоком. Аспид, обвивший пеликанье гнездо, ассоциирует картину с другой средневековой легендой, в которой змея умертвила спящих птенцов пеликана в то время, как родитель добывал им корм. Вернувшись в гнездо, пеликан в горе разорвал себе грудь, и горячая кровь, пролившаяся из раны, оживила детей. Змея с яблоком во рту, очевидно, символизирует древнего змея, через которого пали и вкусили смерть наши прародители. А пеликан с крестом - Христа, Который спас наших прародителей и нас самих от власти греху и смерти, пролив за нас Свою Кровь. Ещё одним подтверждением именно такого прочтения картины является изображение церковной чаши - потира - с изливающейся в него Святой Кровью. Сохранилась картина конца XIX века, написанная в Благовещенской келии Афона, на которой не только изображен подобный сюжет, но и дана его расшифровка: «Птица пеликан своею кровью оживляет своих птенцов. Символическое изображение Господа нашего Иисуса Христа, оживившего нас честною Своею Кровию».

Неизвестный художник. Пеликан, питающий птенцов своей кровью. Вторая половина XIX века.

Своей информационной системе, которая очень быстро развивалась, мы в какой-то момент времени решили дать имя собственное.

После довольно долгих поисков система получила название ИТ – ПЕЛИКАН

Об информационной системе я еще много буду рассказывать, а сейчас о Пеликане – почему именно такое имя.

Пеликан – первый в мире донор

Согласно легенде, пеликан разорвал себе грудь, чтобы вскормить своей кровью детёнышей

В некоторых европейских странах пеликан стал самым главным донором. Конечно же, как символ.

Для изображения донорского движения пеликана выбрали не случайно. Уж очень много легенд и мифов связано с этой птицей.

Существует, например, такая древняя легенда о пеликане . Самка в порыве страстных ласк убила собственных детей. Тогда самец разорвал себе клювом грудь и окропил их кровью. И произошло чудо – птенцы ожили.

Пеликана как персонажа сказок и легенд довольно часто использовали в историях с кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь ради спасения человечества. У мусульман пеликан вообще считается священной птицей. По мусульманскому преданию, пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке.
Благодаря этим пафосным историям пеликан стал образом самопожертвования и заботы, причем его сразу же объявили священным. И когда в мире возникло донорское движение, именно пеликана, пожертвовавшего свою кровь, выбрали визитной карточкой донорства.

Но сначала мифы и легенды о любвеобильных пеликанах-отцах в качестве изобразительных символов стали использовать в европейской геральдике. Здесь пеликана также отождествляли с самоотверженной родительской любовью, хотя за основу в геральдике взяли другой миф.
В тяжелое время, когда птенцам пеликанов грозит голодная смерть, их родители раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают потомство. Порой, спасая жизнь детей, родители погибают. Поэтому пеликан стал символом высочайшего бескорыстия и самопожертвования.
Его изображение стало символом службы переливания крови в Голландии, Бельгии и некоторых других странах.
В России изображение пеликана, кормящего птенцов, служило эмблемой многих приютов и больниц, символизируя бескорыстие и самоотверженность. Такие эмблемы сохранились над входом во двор бывшего Воспитательного дома в Санкт-Петербурге, на здании бывшего Воспитательного дома в Москве, на здании нынешней детской больницы в Одессе.
По примеру пеликана знатные люди Европы, начертав на гербах «кормящий детей своих», как бы давали присягу кормить и заботиться о своей семье вечно, передавая этот зарок из поколения в поколение.
Кстати, с древней геральдикой перекликается и современная символика самопожертвования ради детей.
Например, в России лучшему учителю года вручается специальный приз – статуэтка «Хрустальный пеликан».

Внешний вид пеликана, судя по всему, тоже сыграл свою роль в древней и современной символике. На первый взгляд пеликан выглядит довольно нелепо – это водная птица с размахом крыльев около шести футов, у него очень длинный клюв, нижняя часть которого расширена и образует мешок для накапливания рыбы.
Своеобразный клюв пеликана еще древним алхимикам напоминал реторту. В своих опытах этот лабораторный сосуд, порой наполненный кровью, они даже называли «философским пеликаном».
Древний алхимический образ стал дополнительным аргументом при выборе символа донорства.

По материалам vmdaily.ru, wh-lady.ru

«ПЕЛИКАН (эквивалент - НЕЯСЫТЬ) - символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу (авторы - Августин, Иероним, Исидор), где рассказывалось о птице Онокро- тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимо му, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств (где означал попечение высшей государственной власти о подданных).
Для эмблематического изображения пеликана характерно, что он бывает всегда повернут к зрителю в три четверти, так что видно, как он клювом разрывает свою грудь, из которой течет кровь, изображаемая каплями. Цвет пеликана серебряный (белый), капли крови — красные. Число птенцов всегда должно быть нечет ным - три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую (безраздельную) любовь, сострадание, участие, самопожертвование.»

А в случае символики никогда не поймёшь, почему тот или иной объект призван изображать какой-либо род деятельности. Разумеется, медицинская геральдика тоже подчиняется этим непростым законам.

И тоже предполагает забавные исключения. Скажем, истинные мастера детективного жанра запросто могут сообщить, кто убийца, в самом начале произведения. Признанный мастер детектива Конан Дойл в «Записках о Шерлоке Холмсе» один из рассказов назвал без затей и со вкусом: «Серебряный». В конце рассказа становится ясно, что жеребец с этой кличкой и был виновником загадочного убийства тренера на ипподроме.

Устами младенца

Примерно так же обстоят дела и с одним из самых распространённых символов педиатрии. Кто является объектом этой отрасли медицины? Правильно - дети. Кто по идее мог бы стать её символом? Самое очевидное решение - изображение ребёнка.

Именно эта мысль посетила светлые головы тех, кто в первой половине XIX столетия формировал собственно педиатрию. Или, как тогда её называли, «педиятрику». Которая «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». В качестве эмблемы было выбрано изображение спелёнатого младенца. Причём не абы какое, а с богатой историей.

Ospedale degli Innocenti (в переводе «больница» или «приют безгрешных») была открыта во Флоренции в 1445 г. Безгрешными в те времена именовались либо римские папы, либо новорождённые, брошенные матерями. Это было первое заведение подобного рода в Европе. Нет, приюты при монастырях бывали и раньше, но только здесь подошли к делу масштабно. На волне подъёма гуманистических настроений эпохи Возрождения задумали небывалое - устроить не просто приют или больницу, а заведение, которое системно работает с подкидышами, принимая грудничков и выпуская уже совершеннолетних людей.

За оформление этого долгостроя, который длился почти четверть века, отвечала династия скульпторов делла Роббиа. Конкретно - Лука и Андреа . Последний совершенно без задней мысли решил украсить фасад здания майоликовыми медальонами с изображением младенца в пелёнках. Всего медальонов было 14, и на каждом красовался этот персонаж. Пикантности ситуации добавляют два любопытных факта. Во‑первых, сам Андреа делла Роббиа был своего рода подкидышем - приёмным сыном главы мастерской Луки делла Роббиа. А во‑вторых, педиатры, стоявшие у истоков этой самостоятельной дисциплины, забыли договориться, какой именно младенец из 14 будет олицетворять их стезю, - мастер, как и полагалось, изобразил и детей, и пелёнки разными. Так сказать, на любой вкус. Поэтому в пуританской Америке и строгой викторианской Англии в качестве символа был избран ребёнок, целомудренно закутанный в пелёнки до самых подмышек. В более легкомысленной Франции пелёнки едва доходят до пояса. А когда в буржуазной Латвии в период между Первой и Второй мировыми вой-нами устраивали благотворительную лотерею в пользу детей, выбрали изображение малыша, где пелёнками укутаны только ножки. Настоящая диалектика - единого канонического символа педиатрии попросту не существует. Но то, что есть, стопроцентно узнаваемо и ни с чем больше его не перепутаешь. Особенно если это сопровождается традиционным девизом буквально из уст младенца: «Лучше быть ухоженным, чем оплакиваемым».

Карты, дети, пеликан

Некогда в пределах Российской империи этот медицинский символ был гораздо более распространённым, чем красный крест сейчас. Более того, его постоянно видело перед собой огромное множество людей, прожигающих жизнь или просто проводящих время в сомнительном удовольствии.

Князь Пётр Вяземский , близкий друг Пушкина , писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас. В русской жизни карты - одна из непреложных и неизбежных стихий». Добавить к словам Вяземского можно только одно: лицом этой самой стихии был пеликан, изображённый на рубашках отечественных карт. И тот же пеликан присутствовал на клейме, которым метили колоды карт иностранных.

Выбор такой экзотической для наших широт птицы объясняется довольно просто. Дело в том, что монополией на производство и клеймение игральных карт обладала дирекция Воспитательного дома - благотворительного учебного заведения для сирот и подкидышей. Екатерина II , основав это учреждение, считала, что средства, полученные от обслуживания индустрии азартных игр, должны идти на цели благие.

Вся продукция Воспитательного дома носила на себе фирменный знак - изображение пеликана с тремя птенцами. Старинную христианскую эмблему, восходящую к временам святого Августина. Он оставил трогательный рассказ о том, что в долине Нила живёт особенная птица, которая спасает птенцов, укушенных ядовитой змеёй, тем, что кормит их своей кровью, раздирая себе грудь клювом. Словом, образец самопожертвования и поистине христианского поведения, согласно которому положено отдавать «душу свою за други своя».

В реальности пеликан, конечно, кормит птенцов не своей кровью, а рыбой, принесённой в огромном горловом мешке. Птенцы достают оттуда корм сами. Но часто торопятся и ранят родителей. Издалека это выглядит красиво - белая птица с грудью, обагрённой кровью. И припавшие к груди птенцы.

Это наводило на размышления. Но в разных традициях символ объясняли по-разному. Католический Запад сделал ставку на конкретику - так сказать, «что вижу, то и пою». И потому в европейской традиции пеликан, как отдающий свою кровь, стал символом донорства.

Более поэтичная православная традиция видела в пеликане иное - символ жертвенной родительской любви. Именно по этой причине пеликан ещё на стадии проекта создания Воспитательного дома был утверждён его гербом с девизом: «Себя не жалея, питает птенцов». Поэзия оригинально сочеталась с материальной выгодой. Продажа карт с этим изображением на рубашке ежегодно приносила в казну Воспитательного дома от 100 до 140 тысяч рублей - сумма для XIX века весьма внушительная.

Тайный свет

Той же жертвенностью пропитан и другой символ медицины - горящая свеча. Очень часто его сопровождают девизом: «Светя другим, сгораю сам». Очень высоко и красиво. Но рождение символа связано с делами печальными и противозаконными.

Оформился он в XVI-XVII столетиях, когда на всех портретах знаменитых врачей - голландцев, немцев, англичан, итальянцев и французов - внезапно стало появляться изображение свечи. Похоже на веяние моды?

Отчасти да. Но обусловлено оно конкретной причиной. Взлёт медицинской науки того времени был бы немыслим без грязной и опасной предварительной работы, которой было практическое изучение анатомии. То есть вскрытие трупов. Это дело находилось под строжайшим церковным запретом. Были и счастливчики, которые тайными преступными путями умели завладеть относительно свежим покойником. И они, конечно же, занимались вскрытием в глубокой тайне.

Сохранился экспрессивный рисунок, который приписывают то Микеланджело , то Караваджо - два человека вскрывают труп. А в грудную клетку покойного воткнута свеча. Освещение такой прибор мог дать тусклое, но относительно равномерное. А главное, его можно было скрыть даже за не очень плотными шторами.

Тот, кто занимался таким делом, имея явно благую цель воспользоваться потом своим знанием во имя спасения людей, рисковал «сгореть сам» вовсе не в фигуральном смысле. А на вполне реальном костре - как колдун, чернокнижник, сатанист и злодей.

Некоторое время спустя тяжесть угрозы ослабла - до иерархов Церкви наконец дошло, что никакого сатанизма в изучении анатомии нет. Вскрытие трупов стали проводить при дневном свете. Более того, маятник качнулся в противоположную сторону. Появилась и набрала популярность такая штука, как анатомический театр - публичное вскрытие покойных. В свечах уже не было никакой необходимости. Но они присутствовали на анатомическом столе всё равно. Правда, в единичном экземпляре - как символ того, с чего всё начиналось. И лишь потом свеча стала символизировать не только анатомию, но и медицинскую деятельность вообще.

Средневековая легенда гласит о том, что в тяжелое время, когда птенцам пеликанов грозит голодная смерть, их родители раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают потомство. Порой, спасая жизнь детей, родители погибают.

Очень красивую легенду рассказал об этом Леонардо да Винчи. Она включена в книгу "Сказки, легенды, притчи" (Ленинград, 1983 г.):

"Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду.

Пушистые птенцы мирно спали.

Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкали зловещим блеском - и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.

Довольная содеянным злом злодейка уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над его птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.

Без вас нет мне теперь жизни! - причитал отец, смотря на мертвых детишек. - Пусть я умру вместе с вами!

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул.

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух".

Такова легенда. Но и сегодня в дельте Волги, в Приазовье, в Азербайджане и в других местах нашей Родины, а также в южной Европе можно видеть этих великолепных птиц, сидящих на гнездах. Правда, лишь редким наблюдателям удается обнаружить их гнезда и подобраться к ним, чтобы посмотреть, как пеликан кормит птенцов. Поймав рыбу, он приносит ее в гнездо в горловом мешке, откуда птенцы достают корм сами. Голодные, сильные и нетерпеливые, они иногда ранят кормящих их родителей. Вид белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, видимо, и породил легенду, послужившую затем основой для создания эмблемы донорства.

Пеликан стал символом высочайшего бескорыстия и самопожертвования. Козьма Прутков включил в "Плоды раздумия" афоризм 24 "Усердный врач подобен пеликану". А Шекспир в пятой сцене четвертого акта трагедии "Гамлет" говорит устами Лаэрта:

Его друзей я заключу в объятья И, жизнью жертвуя, как пеликан, Отдам им кровь свою.

Изображение Пеликана с зияющей на груди раной и птенцов, пьющих вытекающую из раны кровь, стало символом службы переливания крови в Голландии, Бельгии и некоторых других странах. Этот символ был изображен на почтовых марках Бельгии и Голландии, а также на специальном "конверте первого дня" * , выпущенном в 1956 г. в Бельгии, с надписью на французском и фламандском языках: "Честь дающим кровь".

* ("Конверты первого дня" - коллекционируемые любителями почтовые конверты с рисунками и марками на одну тему. В день выпуска марок в обращение они наклеиваются на такие конверты и гасятся на почте календарным штемпелем. Иногда пользуются специальным штемпелем в честь каких-либо выдающихся событий, исторических памятных дат и т. д. )

В России изображение пеликана, кормящего птенцов, с начала XIX в. служило эмблемой многих приютов и больниц, символизируя бескорыстие и самоотверженность. Такие эмблемы сохранились над входом во двор бывшего Воспитательного дома в Ленинграде, на здании бывшего Воспитательного дома в Москве, на здании современной Детской городской больницы № 4 в Одессе. Здание больницы было построено в 1847 г. на частные пожертвования ведомством благотворительных учреждений императрицы Марии специально как приют для детей. Значительную часть пожертвованных денег составили поступления от известного венгерского композитора и музыканта Ференца Листа, гастролировавшего тогда на Украине. В "Одесском вестнике" за 6 августа 1847 г. было сообщено: "Лист предоставил военному губернатору для обращения в пользу здешнего Александровского детского приюта тысячу рублей серебром из суммы, вырученной за концерт, данный с благотворительной целью". Это была сумма немногим меньше той, что дали на строительство приюта все купцы Одессы.

Изображение пеликана на конверте и открытке "первого дня гашения". Бельгия


С эмблемой, изображающей пеликана, кормящего птенцов, связано интересное открытие в области искусствоведения. Несколько лет назад коллекционер москвич Ф. Вишневский, основатель музея Тропинина, подарил музею портрет неизвестного человека с австрийским орденом Марии Терезии. Портрет был подписан В. Тропининым и датирован 1828 г. Высказывалось предположение, что это портрет адъютанта А. В. Суворова - С. С. Кушникова, на том основании, что он был в числе лиц, награжденных таким орденом, и что, как было известно, его портрет когда-то писал В. Тропинин. Однако окончательно решить вопрос помогла эмблема на пуговицах мундира изображенного. Ее рассмотрела заведующая музеем Г. Д. Кропивницкая, которая рассказала, что на пуговицах была видна какая-то птица с головой, повернутой набок. "Я долго искала пуговицы с таким рисунком. Случайно ко мне попала колода карт XIX в., выпущенных Московским воспитательным домом. А на картах - эта птица - пеликан, раздирающий себе грудь и кормящий собой птенцов. Выходит, изображенный на портрете показан в мундире воспитательного дома". Схожесть внешнего облика с уже известным изображениям С. С. Кушникова, орден, мундир - все доказывало, что это его портрет, тем более что С. С. Кушников в 1820 г. был назначен почетным опекуном сиротских и воспитательных домов.

Тарелка из красной каменной массы с изображением пеликана, кормящего птенцов своей кровью (Стаффордшир, около 1660 года)

Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие. В геральдике эту птицу, как правило, изображают похожей на орла или журавля, стоящей в гнезде и пытающейся накормить птенцов своей кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь во имя спасения человечества. Пеликан также – символ европейского оккультизма (в первую очередь, алхимиков и розенкрейцеров), выражающий подвиг самопожертвования и вечное возрождение жизни.

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Пеликан Тарелка из красной каменной массы с изображением пеликана, кормящего птенцов своей кровью (Стаффордшир, около 1660 года)Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие. В геральдике эту птицу, как правило, изображают похожей на

Из книги Энциклопедия животных автора Мороз Вероника Вячеславовна

Пеликан Пеликаны – очень крупные птицы. У них неуклюжее, массивное туловище, громадные крылья, короткие большие ноги, длинная шея и большой клюв, который примерно 5 раз длиннее головы. На нижней стороне клюва имеется сильно развитый кожный мешок. Этот мешок помогает

Из книги Список публикаций Д. Е. Громова и О. С. Ладыженского (Г. Л. Олди) на 2004 год автора Олди Генри Лайон

III.II. Спектакли (труппа театра-студии "Пеликан", режиссер-постановщик и руководитель театра – О. Ладыженский): 1. Ф. Кривин, "Когда фея не любит". Премьера – март, 1984 г. Роль Короля, песни из спектакля – О. Ладыженский.2. Е. Шварц, "Обыкновенное чудо". Премьера – май, 1985 г. В роли

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Пеликан Эта птица из-за своих размеров кажется большинству из нас неповоротливой и неловкой. На самом деле это не так. Пеликаны могут часами парить в воздухе, а при поворотах и посадке они необычайно

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр
Понравилась статья? Поделитесь ей