Контакты

Социальное партнерство библиотеки по формированию безопасности жизнедеятельности. Библиотека как движущая сила развития партнерских отношений

  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

социального партнерства

Администрация Брусничного сельского поселения Нижнеилимского района в лице главы Брусничного сельского поселения Анисимовой Светланы Николаевны и Школьного парламента действующего на основании Устава школы, положении о Школьном парламенте, в дальнейшем именуемые «Стороны» заключили настоящий Договор о нижеследующем:

I. Общее положение, предмет Договора

1.1 Стороны путём объединения усилий договорились совместно действовать в целях успешного решения вопросов местного значения реализации своих полномочий и других задач, направленных на улучшения качества жизни школьников п. Брусничный.

1.2. Стороны в соответствии с общим планом работы совместно проводят мероприятия для школьников: праздники, спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные мероприятия, образовательные, культурные, профориентационные мероприятия.

II. Обязанности сторон

2.1. Администрация Брусничного сельского поселения обязуется:

2.1.2. Оказывать содействие Школьному парламенту в проведении мероприятий и представлении, указанных в п.1.2. настоящего Договора.

2.1.3. Оказывать помощь в поисковой, краеведческой, экологической деятельности школьников.

2.1.4. Привлекать членов Школьного парламента к организации поселковых мероприятий с учащимися.

2.2. Школьный парламент:

2.2.1. Принимать активное участие в акциях, конкурсах, мероприятиях, предусмотренных в плане работы.

2.2.2. Согласовывать с администрацией Брусничного сельского поселения в разумные сроки план проведения каждого из мероприятий.

2.2.3. Оказывать содействие администрации Брусничного сельского поселения в проведении мероприятий и представлений, указанных в п.1.2. настоящего Договора.

2.3. В целях реализации положений настоящего соглашения Сторонами могут проводин, переговоры, образовываться совместные рабочие группы.

2.4. Стороны обязаны соблюдать согласованный план работы.

III. Ответственность сторон

3.1.Меры ответственности сторон применяются в соответствии с действующим нормативно - правовыми актами.

IV. Прочие условия

4.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, будут разрешаться путём переговоров между Сторонами.

4.2. Настоящий Договор составлен в двух подлинных экземплярах на русском языке, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждого из Сторон.

4.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору будут иметь силу лишь в том случае, если они составлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

4.4. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами.


Термин «социальное партнерство» широко используется учреждениями культуры. Но смысл, вкладываемый в это понятие, часто становится обозначением любого взаимодействия с различными организациями. Мы считаем, что с позиции специальной библиотеки социальное партнерство следует рассматривать как систему равноправных конструктивных взаимоотношений, направленных на защиту интересов инвалидов. Не будем подробно описывать все существующие виды и формы сотрудничества, понимая, что в каждой библиотеке накоплен свой опыт работы с социальными партнерами. Но хотим обратить внимание на роль библиотеки в качестве консолидирующего начала между партнерами. Специфика деятельности библиотеки для слепых, основными пользователями которой являются взрослые и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и специалисты разного профиля, позволяет увидеть проблемы инвалидов со всех сторон: социальной, образовательной, медицинской, юридической, культурной. Как правило, эти проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Решать их необходимо объединенными усилиями различных ведомств. Но, к сожалению, преодолеть межведомственные барьеры непросто. Социальное партнерство должно стать такой формой взаимодействия, которая решала бы значимые социальные проблемы в принципе, обеспечивая людям равные возможности для достойной жизни. Для того чтобы государственные учреждения, общественные и коммерческие организации, способные повлиять на изменение ситуации, смогли найти точки соприкосновения в решении конкретных задач, нужна объединяющая сила. Именно библиотека может стать такой объединяющей и движущей силой в развитии партнерских отношений. Основываясь на опыте нашей библиотеки, мы определили три последовательных этапа в становлении и развитии социального партнерства: мониторинг проблем людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): анализ и систематизация требующих решения или прогнозируемых проблем; выявление первоочередной проблемы; выяснение степени заинтересованности различных ведомств в решении данной проблемы; выработка механизмов взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, направленного на решение проблемы; конструктивное взаимодействие, сотрудничество и развитие многосторонних связей между различными структурами. На первом этапе были предприняты следующие шаги. Сформирована целевая группа, куда вошли пользователи с ОВЗ и члены их семей. Выявлены проблемы, касающиеся непосредственно этой социальной группы. Определен круг потенциальных партнеров – различных учреждений и организаций, которые могут содействовать в решении проблем с ОВЗ. Проведен мониторинг ресурсов библиотеки (информационных, материальных, кадровых). Обозначены роль и место библиотеки в становлении социального партнерства. Второй этап был посвящен разработке механизма партнерского сотрудничества. Он представляет особую сложность по нескольким причинам, которые необходимо учитывать, а именно. Руководителям различных ведомств и учреждений трудно изменить формировавшуюся десятилетиями позицию в отношении инвалидов, несмотря на то, что сейчас ситуация, пусть медленно, но меняется. Между общественными, коммерческими организациями и государственными структурами сложились отношения, которые далеко не всегда можно назвать партнерскими. Общественные и родительские организации существуют изолированно. Чаще их усилия направлены на преодоление сиюминутных трудностей и решение локальных проблем конкретных людей. Все это, к сожалению, затрудняет выявление «болевых точек», расстановку приоритетов и выстраивание конструктивного диалога. Поэтому именно на втором этапе библиотеке необходимо взять на себя консолидирующую роль, выступить неким третьим независимым лицом, способным абстрагироваться от предвзятого взгляда на социальные и культурные проблемы и организовать конструктивное взаимодействие. Здесь необходимо пояснить, что библиотека не стремилась брать на себя руководящую роль. Но тесное общение с людьми с ОВЗ и членами их семей, деятельность коррекционного класса библиотеки, позволившие «изнутри» узнать потребности пользователей с ограничениями в жизнедеятельности, послужило пусковым механизмом к развитию партнерских отношений. Так сложилось, что традиционно деятельность любой библиотеки в значительной степени основывалась на альтруизме и энтузиазме. Это устраивало общество, т. к. учреждения культуры брали на себя определенную ответственность в решении целого ряда социальных проблем. Но сегодня социокультурные нормы диктуют необходимость перехода к новым моделям сотрудничества, качественному изменению связи «библиотека – общество». Принцип «игры в одни ворота» перестает действовать. Понимание этого привело библиотеку к установлению партнерских связей с государственными и общественными организациями. Ими стали: министерство образования Республики Карелия; уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия; республиканские учреждения (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования», Республиканский детский эколого-биологический центр); республиканские общественные организации (Карельская республиканская организация Всероссийского общества слепых – далее КРО ВОС, Карельская региональная общественная организация инвалидов-опорников «Петросино»); общественные родительские организации (Карельская региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна – далее КРОО РДСД, Карельская региональная общественная организация родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); реабилитационные учреждения (Реабилитационный центр «Солнышко» Прионежского муниципального района, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», Реабилитационный центр при ГУЗ «Поликлиника № 2» г. Петрозаводска); муниципальные учреждения (МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»); муниципальные специализированные дошкольные учреждения (МДОУ № 1, 11, 79); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с ОВЗ (ГОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы–интернаты № 21, 23, 47); средние специальные и высшие учебные заведения республики (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия», Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия «Петрозаводский педагогический колледж»); учреждения культуры (ГУ «Карельский государственный краеведческий музей», ФГУК «Музей-заповедник «Кижи», ГУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»); медицинские учреждения (ГУЗ «Детская Республиканская больница» и др.). В работе с партнерами библиотека использует самые разные формы взаимодействия. Зависят они в первую очередь от сферы их деятельности. Для примера возьмем некоторые формы сотрудничества с КРО ВОС. Обмен информацией о людях с нарушением зрения (предоставляем информацию о семьях, воспитывающих детей раннего возраста с патологией зрения). Участие в совместных проектах (проект «Первые шаги», разработанный с целью поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста). Финансовая поддержка совместных мероприятий. Организация и проведение совместных мероприятий («Школа для родителей», Летний реабилитационный лагерь, досуговые мероприятия для детей). Совместное участие сотрудников библиотеки и КРО ВОС в различных формах повышения квалификации (семинары, мастер-классы). Расширение круга партнеров, в том числе зарубежных (например, установление контактов с «Финской федерацией инвалидов по зрению»). На третьем этапе, выстраивая модель деловых отношений, поняли, что взаимодействие сторон будет действительно партнерским при соблюдении следующих условий: взаимодействие должно формироваться вокруг социальной проблемы. При этом каждая из сторон должна быть заинтересована в ее решении; каждому участнику партнерского объединения следует четко осознавать цель, роль и свои права, оценивать возможности и осознавать степень собственной ответственности. Поэтому необходимо разработать пакет документов, который регулировал бы все стороны социального партнерства с учетом интересов, специфики и возможностей каждого партнера. Не принято «дружить» по договору, но точно прописанные обязанности сторон позволят более четко строить такие взаимоотношения; отношения современного уровня невозможно создать старыми методами. Следовательно, решение социальных проблем требует инновационного подхода. Мы можем констатировать, что нашу библиотеку стали воспринимать как учреждение, генерирующее новаторские идеи и технологии, ломающее стереотипы работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, на данный момент, довольно трудно, образно выражаясь, быть локомотивом, который с трудом сдвинул с места состав и теперь пытается толкать его вперед. Но есть надежда, что сможем убедить всех участников в необходимости взаимовыгодного сотрудничества; истинное партнерство должно быть стабильным, долгосрочным и не зависящим от смены руководства; в связи с тем, что государственные организации имеют ограниченный бюджет, финансирование совместной деятельности целесообразнее выстраивать, используя механизм проектной деятельности в области реализации социально значимых проектов. Например, уже два года в партнерстве с КРОО РДСД «Открытый мир» мы выигрываем гранты, позволяющие на высоком уровне оказывать информационно-психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающим детей раннего возраста с синдромом Дауна. Нельзя утверждать, что наша модель партнерских отношений, модель сотрудничества и развития многосторонних связей между различными структурами работает идеально, но уже сейчас можно прогнозировать, что результатом развития партнерских отношений станет возможность максимально эффективно решать глобальные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и, в конечном счете, качественно улучшать уровень их жизни.

1.4 Социальное партнерство библиотек

Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования. Библиотечно-информационные учреждения как составляющая часть социокультурного пространства подчиняются объективным законам общественного развития. Коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве.

Среди объективных факторов участия библиотек в системе социального партнерства можно выделить: во-первых, наличие гражданского общества и устойчивой тенденции развития демократии. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без консолидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества; во-вторых, наличие субъектов, взаимозаинтересованных в партнерских отношениях.

Библиотека сегодня является тем учреждением, которое аккумулирует интересы широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями, организациями, движениями. Социальное партнерство может решать проблемы местного сообщества по различным направлениям. Так, среди партнеров библиотек г. Старый Оскол Белгородской области можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти, коммерческие структуры.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет одновременно участвовать в партнерских отношениях не только с одним партнером, но и создавать проекты многостороннего партнерства, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров.

В-третьих, наличие организационно-правовых механизмов и процедур, регламентирующих социальное взаимодействие. В плане правового обеспечения социального партнерства в библиотеках накоплен определенный опыт.

Наряду с обозначенными объективными факторами, перспективы развития социального партнерства определяются рядом субъективных (внутренних) факторов. Один из них - осознание библиотечным коллективом потребности в партнере. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных и прибиблиотечных услуг, совершенствование библиотечной деятельности, повышение конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг социальная востребованность, необходимость развития библиотечных ресурсов влечет за собой необходимость выбора оптимального партнера в каждом конкретном случае. Так, например, при проведении книжно-читательских или благотворительных акций необходима информационная поддержка СМИ. Библиотеки способны инициировать роль социального партнера как муниципальной власти, так и местного сообщества.

Понятие «социального партнерства» в корне отличается от имевшего место традиционного сотрудничества библиотек. Как правило, рамки координации деятельности ограничивались коммуникативными связями с другими учреждениями культуры и образования без учета экономических и правовых аспектов. Данное сотрудничество регламентировалось, прежде всего, директивным руководством вышестоящих органов. Функционирование социального партнерства предполагает возникновение равноправных горизонтальных связей. В настоящее время библиотеки все чаще выступают в роли равноправных партнеров муниципальных органов власти.

Значимость библиотеки как участника социального взаимодействия во многом зависит от содержания ее социального потенциала. Подчеркнем, что выстроить эффективную систему социального партнерства возможно только, проанализировав внутренние возможности. При этом могут быть выделены следующие критерии оценки: определение стадии развития коллектива, оценка социально-психологической атмосферы, мотивация участия коллектива в социальном партнерстве.

Уровень профессионального развития, информационные ресурсы, материальная база библиотек должна соответствовать задачам и целям, стоящим перед ней как перед участницей социального партнерства. Сильные стороны внутреннего потенциала взаимодействующих субъектов должны дополнять друг друга и способствовать обоюдному развитию.

Общероссийский проект «Корпоративная полнотекстовая база данных “Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации”» (далее - Проект) реализуется в рамках основных направлений деятельности Российской национальной библиотеки как всероссийского научно-методического центра в сфере библиотечного дела. Проект осуществляется в партнерстве с Центральными библиотеками субъектов РФ, при поддержке Российской библиотечной ассоциации. Оператором проекта является Научно-методический отдел библиотековедения РНБ.

Участниками проекта могут стать все центральные библиотеки субъектов РФ. Проект нацелен на активизацию обмена данными в профессиональной среде, развитие общедоступной системы взаимодействия библиотек на основе сетевой кооперации. ЦБ субъектов РФ получат новые возможности для решения актуальных задач, среди них: проведение сравнительного анализа состояния библиотечного дела региона, изучение опыта работы и инноваций других библиотек, сокращение трудовых и финансовых затрат на поиск полнотекстовой информации. Это может положительно сказаться на качестве работы не только ЦБ субъектов РФ, но и на состоянии библиотечного дела страны в целом.

Представляемый Проект является новым этапом работы над базой данных «ЦБ субъектов РФ», которая ведется с 2002 года Научно-методическим отделом библиотековедения РНБ. Подготовлен пакет документов по проекту:

Соглашение о сотрудничестве,

Положение о Корпоративной полнотекстовой базе данных “Центральные библиотеки Российской Федерации” (далее - КБД),

Список документов (текстов), предоставляемых Библиотекой-участницей Проекта,

Визитная карточка ЦБ субъекта РФ,

Положение о Наблюдательном совете.

В них заложен организационно-правовой механизм реализации Проекта на основе добровольного сотрудничества его участников. Для Библиотек-участниц предусмотрены широкие права: получать полный доступ к ресурсам базы данных, определять условия доступа пользователей к полнотекстовым документам, участвовать в управлении ресурсами КБД.

Библиотекам-участницам Проекта предлагается пополнять базу данных уже созданными ими документами. Это тексты неопубликованных документов и малотиражных изданий: региональных и локальных нормативно-правовых актов, отчетов, обзоров деятельности муниципальных библиотек региона, методических рекомендаций и др. Единственный документ, который составляется специально для КБД - визитная карточка ЦБ субъекта РФ. Она имеет вид анкеты, заполняемой в личном кабинете Библиотеки-участницы проекта на сайте КБД.

Разрабатывается новый интерфейс сайта КБД, позволяющий более эффективно использовать ресурсы базы данных. Будут публиковаться обзоры поступлений в КБД, информационно-аналитические материалы по актуальным вопросам развития библиотечного дела.

Результатом реализации Проекта станет полноценный профессиональный ресурс, позволяющий анализировать состояние и перспективы развития библиотечного дела в стране. Такой ресурс особенно актуален сегодня, в период масштабных преобразований библиотечной отрасли.

Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия

Одна из важнейших задач сегодня - сделать информацию о книге на всех этапах ее жизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты...

Искусство Месопотамии

Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской...

Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения

В средние века какой-либо специфической архитектуры для библиотек не существовало. Обычно их размещали в каком-нибудь освободившемся старом здании, где окна были обращены на восток. В XVI в. стали яснее понимать...

Культура Древнего Египта

Высокоразвитая и богатая цивилизация, которую построили египтяне еще за несколько тысячелетий до нашей эры, оказала большое влияние на развитие соседних народов, и тех, которые пошли по её стопам, особенно на страны Ближнего Востока и Грецию...

Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период

При всей востребованности детских библиотек сегодня и всей уникальности оказываемых ими услуг в сфере деятельности детских библиотек наметился ряд проблемных вопросов...

Медиаграфия литературно-художественных и детских изданий по филологии и искусству

Российские библиотеки начали предоставлять доступ в Интернет к электронным каталогам со второй половины 1990 годов. Отечественные библиотечные каталоги еще не обладают достаточной информационной прочностью...

Медиатеки. Библиотеки. Их актуальность и функция

Библиотеки бывают: - Государственные - Муниципальные - Частные - Личные (семейные) - Учебные и т. д...

Молодежные субкультуры в современной России – объект интолерантности

В книге «Толерантность и границы либерализма» Сьюзан Мендус определяет причины интолерантности так - утверждение Боссуэта о том, что «У меня есть право преследовать тебя по тому, что я прав, а ты нет»...

Новый год как праздник, его историческое значение и современные аспекты

Место советских праздников и обрядов как важного средства воспитания масс в арсенале форм идеологического воздействия определяется теми задачами, которые выдвигает наша партия в деле коммунистического воспитания трудящихся...

Организация фестивальной деятельности в новых экономических условиях

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук...

Основные функции библиотечного обслуживания

Богатство и значение библиотеки росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему»...

Электронная библиотека в среде библиотечно-информационной деятельности

Для того, чтобы успешно применять электронные библиотеки в среде библиотечно-информационной деятельности следует, прежде всего, выделить виды электронных библиотек для их дальнейшего успешного применения...

Статьи

Бойкова О.Ф.
Социальное партнерство. Договорное регулирование правоотношений в библиотечной сфере (Часть 1)

[ Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. – № 3. – С.93-105 ]

Социальное партнерство – это цивилизованная система общественных отношений, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, представителей органов государственной власти и местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений, достижения компромиссов, консенсусов по актуальным экономическим и социально-политическим проблемам.

Рассмотрим основные вопросы социального партнерства на примере библиотечной отрасли.

Социальное партнерство как новый этап развития библиотеки

В библиотечной сфере социально-партнерские отношения развиваются как на внутреннем, так и на внешнем уровне. В первом случае они представляют собой процесс формирования социально-трудовых отношений в коллективах и помогают решать такие важные для библиотек вопросы, как:

• улучшение условий организации труда; • оплата труда, в т. ч. установление надбавок и других льгот; • социальная помощь и защита работников; • организация системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров.

Во втором случае – это взаимодействие библиотек со всеми субъектами общества: пользователями, органами власти, бизнес-структурами, общественными организациями, издательствами, книготорговыми объединениями, другими библиотеками, а также с отечественными и зарубежными благотворительными фондами.

Библиотекам зачастую не хватает собственных сил для решения таких важных социальных проблем, как, например, совершенствование библиотечно-информационного обслуживания пользователей на основе компьютеризации, улучшение комплектования и сохранение фондов. Для этого необходимы совместные усилия, т. е. социальное партнерство.

Сегодня активно развивается:

• внутриведомственное взаимодействие библиотек различного типа (университетских, педагогических, школьных, музыкальных, музейных); • межведомственное их взаимодействие; • взаимодействие библиотек с другими организациями вне профессиональной системы.

Значение партнерства для сотрудничества библиотек с другими организациями, а также для регулирования внутренних трудовых отношений подробно обсуждается на профессиональных совещаниях, научно-практических конференциях руководителей федеральных и региональных библиотек России. Библиотечная общественность обменивается опробованными на практике методами привлечения дополнительных (внебюджетных) средств, возможностями более активного создания единого библиотечно-информационного пространства путем внедрения и распространения прогрессивных компьютерных технологий, создания корпоративных систем. Анализируются юридические вопросы, такие как: развитие договорных отношений с партнерами; возможности повышения заработной платы; социальная помощь и защита библиотечных работников; особенности разработки учредительных и локальных нормативно-правовых библиотечных документов. Все это позволяет сделать вывод о том, что социальное партнерство укрепляет положение библиотек в обновляющейся социокультурной среде российских регионов.

В настоящее время библиотеки осваивают этап становления некоммерческого социального и делового партнерства.

Существенно меняются характер и содержание отношений между библиотеками, если в их основе лежат координация, кооперация и интеграция. Социальное партнерство большей частью развивается на основе договорных отношений, для чего разрабатываются новые локальные нормативные акты, например: уставные документы библиотек, правила пользования, должностные инструкции.

Законодательство, регулирующее социальное партнерство

Правовое поле развития партнерских отношений библиотек регулируется нормами как общего, так и отраслевого законодательства.

Основные принципы социального партнерства провозглашены в Конституции РФ, определившей круг социально-экономических, социально-политических и социально-культурных вопросов. Правовым фундаментом социального партнерства является Гражданский кодекс РФ {УК РФ), который:

• регулирует основополагающие отношения в жизни общества; • регламентирует обязательственные права сторон на договорной основе; • определяет правовое положение всех участников гражданского оборота, основания для возникновения и порядок осуществления права собственности, права на результаты интеллектуальной деятельности; • регулирует договорные отношения, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

ГК РФ – универсальный акт, нормы которого распространяются как на граждан (в условиях библиотеки – на отдельных пользователей), так и на всех других физических и юридических лиц, осуществляющих партнерство в различных направлениях деятельности.

Применительно к развитию партнерских отношений между библиотеками наиболее актуальными являются положения законодательства о заключении договоров:

• купли-продажи, мены, дарения; • аренды, субаренды; • подряда, поставки товаров для государственных нужд, возмездного оказания услуг (включая библиотечно-информационные), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; • займа (кредита); • страхования, обязательного государственного страхования. Законодательные акты, регулирующие договорные отношения, в совокупности составляют правовой фундамент, на основе которого происходит становление качественно новых партнерских отношений между библиотеками, взаимодействующими как друг с другом, так и с органами государственной власти, местного управления, различными организациями, профсоюзами и работодателями.

Положение о партнерских отношениях между библиотеками различного типа, библиотеками и центрами научно-технической информации, архивами, а также о трудовых отношениях работников библиотек на договорной основе закреплено в Федеральном законе от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее – Закон № 78-ФЗ). Статья 26 гл. VI «Организация взаимодействия библиотек» Закона № 78-ФЗ посвящена регулированию трудовых отношений администрации библиотеки и библиотечных работников в соответствии с законодательством о труде. Законом № 78-ФЗ закреплена необходимость периодической аттестации работников библиотек.

Вопросы улучшения условий труда библиотечных работников и их экономического положения регламентируются Трудовым кодексом РФ (ТК РФ). Раздел «Социальное партнерство в сфере труда» определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

Система социального партнерства в сфере труда состоит из пяти уровней:

• федерального; • регионального (в субъекте РФ); • отраслевого (в отрасли, отраслях); • территориального (в муниципальном образовании: городе, районе и др.); • конкретной организации (библиотеки).

Это позволяет решать присущие каждому из них задачи путем договорного регулирования, сочетания и согласования интересов (порой противоречивых) с использованием установленных правил и процедурных норм.

Формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе обозначены также в федеральных законах от 23.11.95 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и от 27.11.02 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее – Закон № 156-ФЗ), а также в Законе РФ от 11.03.92 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 2490-1). Содержащиеся в них нормы являются правовым фундаментом для становления и развития в библиотеках трудовых социально-экономических отношений нового типа.

Принципы социального партнерства

ТК РФ закрепил основные принципы социального партнерства, которые создают основу и определяют общую направленность регулирования внутриотраслевых отношений. Наиболее важные среди них:

• трипартизм (трехсторонность) в соответствии с международно-правовым регулированием трудовых отношений; • равноправие, уважение сторон, их заинтересованность в договорных отношениях; • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов; • обеспечение свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольности и реальности принимаемых сторонами обязательств; • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Контроль выполнения коллективных договоров, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При этом представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию.

За невыполнение коллективного договора или соглашения в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28-5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена юридическая ответственность.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Применительно к библиотекам сторонами социального партнерства, как правило, выступают сотрудники и представители администрации.

Представительство в социальном партнерстве

Взаимодействие социальных партнеров или их представителей, сближение всех позиций и согласование интересов осуществляются по-разному. В ТК РФ установлены основные формы социального партнерства, позволяющие использовать различные правовые средства для регулирования трудовых отношений в библиотеках (ст. 27), а именно:

• коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений; • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав и совершенствования трудового законодательства; • участие работников и их представителей в управлении организацией, в т. ч. библиотекой; • участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.

В главе 4 ТК РФ (ст. 29~34) закреплено представительство работников и работодателей как социальных партнеров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные избранные работниками представители.

Интересы библиотечных работников в управлении учреждением и рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация (профком) или иные представители, избираемые работниками. В случае отсутствия профкома или объединения им менее половины персонала библиотеки работники могут поручить представление своих интересов кому-либо другому (ст. 29, 31 ТК РФ). Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить профсоюзный орган библиотеки представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК РФ являются руководитель библиотеки или уполномоченные им лица.

Во время проведения коллективных переговоров и заключения соглашений, а также при разрешении трудовых споров о них интересы работодателей представляют соответствующие уровню соглашений объединения работодателей.

В соответствии с Законом № 156-ФЗ объединение работодателей -это некоммерческая организация, на добровольной основе объединяющая работодателей для представительства и защиты интересов своих членов в социальном партнерстве с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Эта форма партнерства основана на членстве работодателей (юридических и физических лиц). Представителями работодателей – библиотек на уровне субъектов РФ и муниципальных библиотек, финансируемых из соответствующих бюджетов, могут быть органы исполнительной власти либо субъекта РФ, либо местного самоуправления соответственно.

Органы социального партнерства

Органами социального партнерства являются создаваемые партнерами комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех указанных выше пяти уровнях.

На федеральном уровне образуется трехсторонняя постоянная комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Ее правовой статус определен Федеральным законом от 01.05.99 № 92-ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». Она состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ.

В субъекте РФ (на региональном уровне) может быть образована трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на его территории, деятельность которой регулируется законом субъекта Федерации.

В субъектах РФ – автономных республиках, краях, областях – в настоящее время активно идет процесс становления регионального законодательства, определяющего особенности развития социального партнерства и трудовых отношений в библиотеках конкретных регионов.

С одной стороны, в субъектах РФ для регулирования трудовых отношений принимаются соответствующие региональные законы о социальном партнерстве. С другой – вопросы социального партнерства в сфере труда включены в региональные законодательные акты о библиотечном деле, где имеются разделы, регулирующие вопросы оплаты труда и надбавок для работников библиотек, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий. Так, подобные положения имеются в законодательных актах о библиотечном деле Республики Карелии, Алтайского края, Белгородской, Псковской, Камчатской, Кировской, Ивановской, Рязанской, Свердловской, Томской, Тульской и других областей.

На территориальном уровне деятельность трехсторонних комиссий регулируется положениями о комиссиях, утвержденными представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии возможны как на федеральном уровне*, так и на уровне субъекта РФ.

На уровне библиотеки образование комиссии необходимо для ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора.

Коллективный договор

Порядок ведения коллективных переговоров и развитие социально-партнерских отношений на уровнях выше библиотечного регулируются упомянутым выше Законом № 2490-1, который устанавливает правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений, а также расширяет сферу применения коллективно-договорного и социально-партнерского регулирования условий труда и социально-экономических вопросов труда.

С учетом новых социально-экономических условий в Законе № 2490-1 определены:

• понятия «коллективный договор» и «социально-партнерское соглашение»; • виды и содержание коллективных соглашений и социальные гарантии их выполнения; • порядок разрешения разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в конкретной библиотеке. Он заключается между ее работниками и работодателями в лице их представителей.

Стороны коллективного договора, содержание, условия и порядок его заключения, а также контроль выполнения определены в гл. 7 ТК РФ (ст. 40-44).

В соответствии с нормами ТК РФ в библиотеке, независимо от ее вида и типа, организационно-правовой формы и подчиненности, вопрос о необходимости заключения двустороннего коллективного договора между администрацией и выборным органом профессиональных союзов решает трудовой коллектив, он же рассматривает и утверждает его проект.

Приложение

Федеральное отраслевое соглашение между Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы

1. Общие положения

1.1. Настоящее отраслевое Соглашение (далее – Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на защиту профессиональных, трудовых прав, социально-экономических интересов и повышение уровня жизни работников организаций и учреждений культуры.

Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей.

Настоящее Соглашение основывается на действующих нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, законах Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», «О занятости населения в Российской Федерации», федеральных законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере культуры, Положении о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.04 № 291, и Уставе Российского профсоюза работников культуры.

1.2. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени.

1.3. На основании делегирования полномочий сторонами Соглашения являются:

• работодатели в лице их представителя – Федерального агентства по культуре и кинематографии (далее – Роскультура); • работники организаций и учреждений культуры, финансируемых из федерального бюджета (далее – работники), в лице представителя – Российского профсоюза работников культуры (в дальнейшем – Профсоюз).

1.4. Стороны согласились в том, что:

1.4.1. Профсоюз, его территориальные, первичные организации выступают в качестве полномочных представителей работников организаций и учреждений культуры:

• при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений; • ведении переговоров по защите профессиональных и социально-трудовых прав; • оплате труда (размеров тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок), размеров и форм материального поощрения, норм труда, занятости, найма; условий и охраны труда, режима труда и отдыха,

а также по другим вопросам социальной поддержки коллективов и отдельных работников.

1.4.2. Непосредственно в организациях и учреждениях культуры регулирование трудовых, профессиональных и социально-экономических отношений между работниками и работодателем осуществляется путем заключения коллективного договора. В коллективном договоре с учетом особенностей деятельности организации, учреждения и их финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные льготы работникам по сравнению с нормами и положениями Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и настоящим Соглашением.

1.4.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности.

1.4.4. Ни одна из сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения (коллективного договора), неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора (Соглашения) или выполнения принятых обязательств, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 54, 55 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.4.5. В период действия настоящего Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения конфликтов с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения – забастовок.

1.5. Стороны Соглашения доводят текст настоящего Соглашения до федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений культуры, территориальных и первичных организаций Профсоюза и содействуют его реализации.

1.6. Профсоюз и его территориальные организации осуществляют систематический анализ и обобщение опыта заключенных организациями и учреждениями культуры коллективных договоров и территориальных Соглашений.

1.7. Стороны согласились, что ход, промежуточные и итоговые результаты выполнения настоящего Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров регулярно освещаются в средствах массовой информации.

1.8. Соглашение заключено на 2005-2007 годы, вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2007 года включительно.

1.9. В случае реорганизации сторон Соглашения их права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

2. Обязанности сторон в области социально-трудовых отношений

2.1. Руководствуясь принципами социального партнерства, основанными на взаимном уважении позиций, равенстве и учете интересов, стороны обязуются:

2.1.1. Содействовать соблюдению в организациях и учреждениях культуры законодательства о труде Российской Федерации.

2.1.2. Способствовать повышению уровня заработной платы, улучшению социально-трудовых отношений, созданию безопасных условий труда и охраны здоровья работников учреждений и организаций культуры в соответствии с трудовым законодательством.

2.1.3. При осуществлении процессов разгосударствления и приватизации, ликвидации, реорганизации организаций и учреждений культуры проводить совместные переговоры по достижению приемлемых решений для соблюдения прав и интересов работников.

2.2. Трудовой договор с работниками организаций и учреждений культуры заключается в соответствии с действующим законодательством о труде.

Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.

3. Гарантии занятости

3.1. Стороны считают, что в случае массовых высвобождений, возникших в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений и организаций культуры, работодатель направляет в Профсоюз информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях увольняемых, а также сроках, в течение которых намечено осуществить указанные мероприятия.

Работодатели и Профсоюз в случаях массового высвобождения работников руководствуются критериями массового высвобождения работников и принципами взаимодействия, направленными на обеспечение занятости работников, установленными Положением об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Совета Министров Российской Федерации от 05.02.93 № 99.

3.2. Профсоюз обязуется через выборные профсоюзные органы представлять интересы членов профсоюза при ликвидации организаций, сокращении рабочих мест, при разрешении трудовых конфликтов и принимать меры по защите их законных прав.

3.3. Работодатели обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

4. Оплата труда

4.1. Система оплаты и стимулирования труда, в т. ч. оплата за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, определяется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, и отражается в коллективных договорах (соглашениях) с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

4.2. Выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, осуществляется за дополнительную оплату. Размер оплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора и определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4.3. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 315 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.4. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской федерации (ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.5. Введение и пересмотр норм труда производятся работодателем организации с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.6. Роскультура и Профсоюз принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в организациях и учреждениях культуры непосредственного ведения заработной платы, стипендий, пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Режим труда и отдыха

5.1. Режим рабочего времени в организациях и учреждениях культуры определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

5.2. Для работников учреждений и организаций культуры в соответствии со ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором или трудовым договором.

5.3. Сверхурочные работы проводятся только в случаях, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Оплата за работу в сверхурочное время производится в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.4. Стороны пришли к соглашению, что привлечение к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организации, цирков осуществляется в соответствии с перечнями этих категории и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

5.5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников отрасли устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации, не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала.

5.6. Ежегодный отпуск может быть перенесен или продлен:

• при временной нетрудоспособности работника; • при исполнении работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы; • в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5.7. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с действующим законодательством.

Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

5.8. Исчисление среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска производится в соответствии с действующим законодательством.

6. Охрана труда

6.1. Роскультура:

6.1.1. Осуществляет контроль и координирует деятельность подведомственных организаций по обеспечению охраны труда, ведет учет и регулярный анализ случаев производственного травматизма работников, обобщает государственную отчетность по форме 7-Т (травматизм), 1-Т (условия труда) «О состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда».

6.2. Работодатели:

6.2.1. Организуют работу по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда согласно рекомендациям Минтруда России (постановление Минтруда России от 14.03.97 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»).

6.2.2. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации).

6.2.3. Принимают необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний.

6.2.4. Организуют проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с действующим законодательством (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.04 № 83).

6.2.5. Обеспечивают работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам.

6.3. Профсоюзные органы на местах совместно с представителями работодателя осуществляют:

• формирование и организацию деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда; • работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов; • проведение общественного контроля состояния охраны труда, пожарной безопасности; • контроль за выполнением организациями и учреждениями культуры требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда с целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников отрасли (ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации).

7. Развитие социальной сферы, предоставление льгот и компенсаций

7.1. Работодатель и Профсоюз:

7.1.1. Обеспечивают полное информирование о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правомерности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.

7.1.2. Работники организаций и учреждений культуры, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, пользуются льготами по коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством.

7.1.3. Могут в порядке и размерах, определяемых в коллективном договоре, в пределах собственных средств устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам учреждений и организаций культуры, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

<...> Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящим Соглашением, коллективным договором.

8.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели:

8.2.1. Обязаны соблюдать права и гарантии Профсоюза, способствовать его деятельности.

8.2.2. Предоставляют профсоюзному органу организации, учреждения культуры бесплатно необходимые помещения для работы самого профсоюзного органа и проведения собраний работников, хранения документации, а также создают другие дополнительные условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, предусмотренные ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации.

8.2.3. Не препятствуют представителям профсоюзных органов в посещении учреждений и подразделений, где работают члены профсоюза, для реализации предоставленных законодательством прав.

8.2.4. Предоставляют профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам.

8.2.5. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также других работников – не членов профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета организации и учреждения культуры на расчетные счета Профсоюза средств в качестве членских профсоюзных взносов в порядке, установленном коллективным договором. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.

8.2.6. Работодатели и Профсоюз могут устанавливать в коллективном договоре дополнительные гарантии для избранных (делегированных) в органы профсоюза работников, не освобожденных от производственной и творческой деятельности (работы), помимо установленных действующим законодательством.

8.2.7. Сохранение за выборными и штатными работниками профсоюзного органа социальных гарантий и льгот, действующих в учреждении, определяется в коллективном договоре.

8.2.8. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении всех работников.

9. Обязательства Профсоюза

Профсоюз, его территориальные и первичные организации обязуются:

9.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, коллективных договоров, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах отрасли, используя в том числе средства Профсоюза.

9.2. Вносить предложения в соответствующие органы государственной власти по совершенствованию законодательства о труде и социальной поддержке работников отрасли, проводить общественную экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов.

9.3. Осуществлять защиту трудовых, социально-экономических и профессиональных прав и интересов членов профсоюза, в т. ч. в судебных и иных государственных органах, оказывать бесплатную юридическую помощь членам профсоюза, иным работникам в соответствии с коллективным договором.

9.4. Содействовать обеспечению работников организаций и учреждений культуры путевками на санаторно-курортное лечение и отдых, организации летнего отдыха и оздоровления детей работников отрасли.

9.5. Осуществлять контроль и защиту гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективным договором.

9.6. Использовать все формы информационного обеспечения с целью наиболее полного информирования профсоюзных организаций и членов профсоюза о деятельности сторон Соглашения по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников отрасли.

9.7. Предусматривать в территориальных соглашениях (коллективных договорах) выделение материальной помощи за счет собственных средств семье погибшего на производстве в результате несчастного случая, произошедшего не по вине работника.

10. Контроль и ответственность за выполнение Соглашения

10.1. Стороны осуществляют постоянный контроль за реализацией Соглашения, информируя друг друга о своих действиях, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, предоставляют возможность присутствия представителей сторон Соглашения на коллегиальных заседаниях Роскультуры и Президиума Профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением Соглашения.

10.2. В случае если работодатели нарушают настоящее Соглашение и Профсоюз планирует забастовку, Профсоюз информирует Роскультуру о сложившейся ситуации не менее чем за два месяца до планируемой даты забастовки.

Стороны принимают меры к урегулированию конфликтов с целью предупреждения забастовки.

Руководитель Федерального агентства
по культуре и кинематографии
М. Швыдкой

Председатель Российского Профсоюза
работников культуры
Г. Парошин

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 20/05-07.

Руководитель Федеральной службы
по труду и занятости
М.Л. Топилин

Please enable JavaScript to view the

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества.

Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет создавать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Социальное партнерство с участием муниципальной библиотеки сегодня правомерно рассматривать в качестве социокультурного феномена, который объективно выступает одним из важных условий развития территориального библиотечного обслуживания.

Но при этом следует отметить, что для получения весомого экономического и социального эффекта от мероприятий социального партнерства следует четко определить их организационные и правовые аспекты. Теоретиками и практиками до настоящего времени в полной мере не выделены субъекты социального партнерства применительно к библиотечному делу. В качестве субъектов партнерства рассматриваются преимущественно учреждения культуры, образования, рекреационной сферы. Суть социального партнерства как общественно-политического демократического института, приходящего на смену социальной практике безраздельного господства государственной собственности, заключается в создании таких условий взаимодействия, при которых будет реализовано сочетание интересов всех социальных групп и сообществ на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не конкуренции.

Социальное партнерство имеет неоспоримые перспективы для развития всех форм библиотечной деятельности и заслуживает более пристального изучения с целью применения в практической деятельности муниципальных библиотек.

Основополагающими организационными аспектами создания и развития социального партнерства являются: определение своего места в социокультурном пространстве обслуживаемой территории; реализация стратегии развития; установление устойчивых взаимоотношений с различными структурами территориального образования на основе правового регулирования.

Представить полную картину возникновения, функционирования и развития социального партнерства как одного из факторов совершенствования территориального библиотечного обслуживания невозможно без классификации его видов. Адаптируя подход видного исследователя проблемы американского социолога А. Даймонда, предлагаем следующую классификацию видов социального партнерства, развивающуюся в практике библиотечной работы в условиях муниципального образования.

Гражданское партнерство. Реализуется на базе «первого сектора» гражданского общества, включающего в себя: правительственные структуры, законодательные структуры и т.д. Первостепенное значение для муниципальных библиотек приобретает партнерство с муниципальными органами власти, возможность установления которого обуславливает тот факт, что (при всем различии этих социальных институтов) в данный период формирования в стране гражданского общества происходит трансформация их деятельности.

Социальная модернизация библиотек выдвигает задачи изменения содержательного наполнения информационно-библиотечной работы, развития новых социальных функций, адаптации к новой социально-политической и экономической среде на уровне муниципального образования. Вышеперечисленными обстоятельствами предопределены изменения во взаимоотношениях и стереотипах поведения, создание принципиально новых моделей взаимодействия. Процесс становления социального института местного самоуправления библиотечного обслуживания на основе социального партнерства. Законодательно модель взаимоотношений между библиотекой и властью закреплена в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), федеральном законе «О библиотечном деле» (1994), региональных законодательных актах. Органы власти являются учредителями муниципальных библиотек, а библиотеки - учреждениями, образованными с целью реализации делегированных обществом в адрес власти задач. Учредитель определяет библиотеке перечень функций и направлений ее деятельности, которые соотносит с потребностями населения. В свою очередь, библиотека должна выполнять функции, закрепленные учредителем, внося свои предложения по их дополнению и развитию.

Наиболее важной для библиотек новацией, связанной с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное безраздельное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения. Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ, устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы взаимоотношений с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно-правовом поле, формирующемся в соответствии с вышеназванным федеральным законом.

Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной территориальной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой его важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти. При значительном сокращении государственного финансирования одна из приоритетных задач библиотечной политики заключается в том, чтобы доказать чиновникам местной администрации необходимость активного содействия развитию библиотеки, дополнительного (программно-целевого) финансирования ее деятельности для решения проблем свободного доступа к информации, духовного развития личности. В настоящее время, когда местное сообщество все активнее заявляет о своих интересах, востребованность библиотеки населением, соответствие уровня решаемых задач уровню потребностей пользователей непосредственно влияют на отношение к библиотеке со стороны местной власти. Результативность деятельности библиотеки как главного ресурса информации для муниципального образования, без которого невозможно нормальное функционирование общественно-полезных сфер, во многом определяют объемы бюджетного финансирования. В практике работы муниципальных библиотек в полной мере должен быть использован такой механизм социального партнерства с местной властью, как целевая финансовая поддержка проектной деятельности. В ряде регионов одним из ее видов являются муниципальные гранты в области культуры, предоставляемые на конкурсной основе, а также инвестирование целевых программ библиотек по предоставлению дополнительных социальных услуг населению.

Партнерство с информационными организациями. Данный вариант партнерства включает организации, способствующие становлению гражданского общества посредством распространения различных видов информации. Партнерство с информационными организациями позволяет библиотекам осуществлять развитие политики библиотечного маркетинга, формировать положительный имидж библиотеки и ее сотрудников у населения, властных и общественных структур, позиционировать способность библиотеки соответствовать потребностям местного сообщества. В числе потенциальных участников такого социального партнерства, прежде всего, следует выделить средства массовой информации. Информационная поддержка библиотечных акций со стороны СМИ содействует продвижению книги и мотивации чтения, привлечению в библиотеку новых. Этот вид библиотечного партнерства в последние годы наиболее активно используется муниципальными библиотеками.

Перспективным является партнерство с книгоиздательскими и книготорговыми фирмами. Имеется немало примеров развивающегося сотрудничества библиотек с книготорговыми организациями. Активное участие библиотеки в формировании муниципального книжного рынка позволяет привносить элементы организованности в его стихийное состояние. Основанием для подобного рода партнерских связей является то обстоятельство, что библиотечные специалисты являются профессионалами в области книжного дела, постоянно связаны не только с продукцией, но и ее потребителями из различных социальных слоев, свободно ориентируются в ассортименте изданий и конъюнктуре книжного рынка.

Одним из направлений данного вида современного партнерства является инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Реализация комплексного подхода к проблемам, связанным с формированием и развитием внешнего территориального информационного пространства, информационной системы муниципального образования, предполагает не только решение вопросов комплектования фондов традиционными документами, но и развитие технологий, расширяющих возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.

Удовлетворение потребностей пользователя современной библиотеки предполагает создание комфортной библиотечной среды. В связи с этим должны использоваться последние достижения эргономики, дизайнерского искусства, возможности высокоэффективного внутреннего информационного юля. Все вышеперечисленные требования не всегда могут быть обеспечены усилиями только персонала библиотеки, поэтому широкое распространение получило партнерство библиотек со студиями наружной рекламы, дизайн-агентствами, которые также могут быть отнесены к организациям - распространителям информации.

Партнерство с организациями культуры. Партнерское взаимодействие в области культуры традиционно распространено в практике библиотечной работы. Но и здесь в последние годы наблюдаются новые тенденции. Библиотеки выступают в качестве гаранта сохранения традиционной книжной культуры, развития общих культурных тенденций, обеспечивают доступность культурных ценностей всем социальным слоям населения. Наиболее активно повсеместно в последнее десятилетие развивается партнерство библиотек с музеями, что во многом обусловлено совпадением мемориальной функции, которую выполняют как музеи, так и библиотеки.

Партнерство с образовательными учреждениями. Партнерство в сфере образования достаточно широко представлено в практике работы муниципальных библиотек и основывается на многолетней практике сотрудничества библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы. Данный вид партнерства альтруистичен, развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества, связанные с самым широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания.

Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, изучении, накоплении и распространении информации о региональных образовательных ресурсах. Учреждения всех типов образования традиционно координируют деятельность с информационно-библиотечными учреждениями и в вопросах воспитания.

Партнерство с общественными организациями и ассоциациями. Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Возможности совместной деятельности библиотек и местных некоммерческих организаций предопределены в их изначально социально-ориентированной деятельности. К числу общественных объединений относят политические партии, массовые движения, женские молодежные и детские организации, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

Привлечение к сотрудничеству общественных (неправительственных) организаций представляется особенно важным для позиционирования библиотеки как центра местного сообщества, предполагает активное функционирование библиотеки в роли компонента информационно-коммуникационной сети, объединяющей деятельность третьего сектора гражданского общества и библиотечных учреждений на муниципальном уровне.

Социальное партнерство, развивающееся между библиотекой и общественными организациями, может быть подразделено на следующие подвиды: партнерство с творческими неформальными организациями; с экологическими организациями и движениями; правозащитными организациями; с женскими, детскими и молодежными организациями и др.

Экономическое партнерство. Приобретение библиотеками юридической и экономической самостоятельности положило начало развитию партнерских связей, основанных на экономическом сотрудничестве, взаимовыгодном как библиотекам, так и организациям, вступающим с ними в экономические взаимоотношения. Полученный в ходе исследования эмпирический материал позволяет сделать вывод, что экономическое сотрудничество достаточно часто воспринимается библиотечным сообществом не вполне адекватно. Экономический подход к проблеме воспроизводства и увеличения библиотечных ресурсов должен учитывать изначальную социальную сущность библиотеки и предусматривать приоритетное решение социальных проблем обслуживаемого населения. Получение материальной выгоды для библиотеки в процессе экономического сотрудничества представляет собой не самоцель, а промежуточный результат, одно из условий дальнейшего решения социальной проблемы.

Центральным вектором социального партнерства должно стать социально-экономическое сотрудничество. Объем финансирования напрямую взаимосвязан с социально значимыми и экономически обоснованными проектами, консолидирующими усилия в достижении цели различных сил местного сообщества. Причем источниками финансирования могут выступать не только местный бюджет, но и средства различных фондов, а также коммерческих структур. Именно социальная значимость библиотечных программ, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса, создает базу для внебюджетного дополнительного финансирования.

В роли партнеров библиотек часто выступают экономические ассоциации и сети коммерческих и промышленных организаций, а также субъекты, занимающиеся самостоятельной экономической и хозяйственной деятельностью. В их числе промышленно-производственные структуры.

В библиотеках создаются отделы производственной литературы и другие структуры, обеспечивающие информационное обслуживание промышленных предприятий. Направлениями сотрудничества, получившими широкое распространение в практике библиотек, стали: выполнение библиотеками социально-творческих заказов на участие в социологических исследованиях, пакетирование информации по темам заказчика, предоставление нормативных документов, в том числе стандартов, норм и правил, проведение дней информации и дней специалистов по менеджменту качества и др.

Современный период развития библиотек как самостоятельно хозяйствующих субъектов, расширение прав и экономических возможностей трудовых коллективов предоставляют возможность расширения выбора субъектов партнерства. К партнерству в сфере экономики можно отнести и партнерство с мелкими и средними бизнес-структурами, которое развивается чаще всего по двум направлениям: информационное, библиотечное обслуживание малого и среднего бизнеса, софинансирование библиотечных проектов бизнес-структурами.

Таким образом, поиск социальных партнеров - важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь ей