Контакты

Творческие игры и конкурсы для летнего отдыха детей. Игры, конкурсы, викторины в летнем лагере Викторины для детей в лагере дневного пребывания

Викторина проводится на площадке (на открытом воздухе) в летний оздоровительный период.

Задачи: создание эмоционального радостного настроения, развитие логики, закрепление знаний времен года, погодных условий, названия цветов, развитие произвольного внимания, быстроты реакции, умения работать в коллективе, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Материал:

  • Бейджики для команд «ромашка», «земляничка» (Приложение 1)
  • Призы (использовала сложенных в технике оригами разноцветных бабочек)
  • Доски-мольберты – 2 шт., мел или маркеры – 2 шт.
  • 2 шарфа (завязывать глаза)
  • Фишки (для учёта набранных баллов)
  • Лепестки и серединка ромашки – 2 комплекта

Предварительная работа: беседы о временах года, разучивание стихов о лете, цветах, рассматривание иллюстраций.

(Дети приходят на площадку, где будет проводиться викторина. Встают в круг)

Ведущий:

Я рада, что вы пришли со мной поиграть.

Предлагаю вам устроить состязание, провести викторину «Лето». Сегодня мы узнаем, кто знает больше всего о лете.

У нас будет 2 команды: команда «ромашки», и команда – «землянички».

Я сейчас прикреплю каждому из вас бейджик, карточку с изображением ромашки или землянички.

(Разделить детей на 2 команды, прикрепить бейджики, выбрать капитанов)

Ведущий:

Занимайте места на скамеечках.

(Дети рассаживаются на скамейках, в соответствии со значком)

Ведущий:

Все расселись? Я буду каждой команде давать задание, за каждый правильный ответ команды будут получать фишку. Какая команда к концу состязания наберет большее количество очков – та и выиграла. Начинаем!

1. РАЗМИНКА. Загадки о временах года

Ведущий:

Правильно, это лето!
Сколько утреннего света
За распахнутым окном!
По земле гуляет лето,
Ходит лето босиком!

– Ребята, а вы любите лето? Чем же оно замечательно?

Ответы детей

(Цветут цветы, можно купаться и загорать, ловить рыбу, можно увидеть разных насекомых: бабочек, пчел, жуков, стрекоз, кузнечиков; летом много зелени, можно ходить в лес за ягодами.)

Ведущий:

Какие стихи о лете, цветах вы знаете?

2. СТИХИ О ЛЕТЕ, ЦВЕТАХ…

Ведущий: в аше второе задание – чья команда знает больше стихов о лете, о летних играх, развлечениях.

(Дети рассказывают стихи, команды получают фишки-баллы)

3. КОНКУРС «ЛЕТНИЕ ПРИМЕТЫ»

Ведущий: А сейчас узнаем, какие летние приметы вы знаете.

(Команды отвечают по очереди, за каждый ответ – фишка-балл)

  • Много мошек – готовь для ягод побольше лукошек!
  • Много комаров – припасай короба для грибов!
  • Что летом соберешь, с тем и зиму проведешь!
  • Если цветы вьюнка собраны в трубочку – будет дождь.
  • Если одуванчик не облетает, когда дунешь – будет дождь.
  • Если утром трава сухая – к ночи ожидай дождя
  • Хорошо пахнет жимолостью – к дождю
  • Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю
  • Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде
  • Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде

Ведущий: Молодцы! Засиделись мы с вами. Пришло время поиграть. Вставайте.

Игра «Слушай хлопки»

1 хлопок – плакучая ива

2 хлопка – тополь

3 хлопка – лягушка

4. КОНКУРС «ЗАГАДКИ ПРО ЦВЕТЫ»

Ромашки

Землянички

Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…

(василек)

Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые …

(незабудки)

Ой, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(колокольчик)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(ландыш)

Кто живет весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет,
Голова белеет.
Ветер налетает, пух с него срывает.

(одуванчик)

Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег, у них ресницы
И, как солнышко глазок.

(ромашка)

5. ЭСТАФЕТЫ

Ведущий:

Вот ромашки, посмотрите,
Потеряли лепестки.
Вы сюда скорей бегите
И ромашки соберите.

(Проводятся эстафеты)

  • «СОБЕРИ РОМАШКУ»
    На некотором расстоянии от команд на дорожке лежит желтый кружок (сердцевина ромашки). Каждый участник держит лепесток цветка. По сигналу дети по очереди подбегают к кружку и прикладывают к нему свой лепесток. Выигрывает команда, первая собравшая цветок и получает балл (фишку).
  • «БАБОЧКИ»
    (На асфальте нарисованы цветочки)

Ведущий: Представьте, что вы бабочки и мотыльки, летаете (прыжки на двух ногах) с цветка на цветок, «долетаете» до ориентира и быстро летите домой (возвращаются бегом к команде).

Физминутка. Дыхательное упражнение (по методике Б.С. Толкачева)

(Дети встают. Потягиваются всем телом. Делают энергичный вдох)

Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Печет дневной порою.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот,
А теперь на облака
И остановимся пока.

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

(Садятся на места)

6. ЗАГАДКИ О ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Упражнение «Гроза » (эмоциональная разрядка)

Ведущий: Представьте, что сейчас надвигается гроза…. Приготовили ладошки.

Зашуршала трава. растираем ладошки
Закапал мелкий дождик. ударяем пальцами одной руки по ладошке другой
Дождь стал усиливаться. хлопаем в ладоши быстрее и быстрее
Загремел гром. Посыпался град. продолжаем часто хлопать и топаем
Полил проливной дождь. ногами.

Пошел мелкий дождик. хлопки становятся реже .
Закончилась гроза. и стихают

7. КОНКУРС КАПИТАНОВ «НАРИСУЙ СОЛНЦЕ»

Ведущий: А сейчас будет конкурс для капитанов команд. Выходите. Каждому из вас я даю конверт, в них лежат рисунки. Сейчас вы посмотрите, что там нарисо­вано. Ничего никому не говорите. Берите маркеры и нарисуйте то же самое на доске, только рисунок сделайте большой. А чтобы было интересней, я вам завяжу глаза.

(По сигналу дети рисуют солнышко с завязанными глазами.)

Ведущий: Трудное задание, но капитаны справились хорошо. Посмотрите, ребята и отга­дайте, что нарисовали капитаны ваших команд? (Солнышко)

Ведущий:

Летом солнышко сияет,
Летом цветики цветут,
Летом птички распевают –
Нас с вами петь и танцевать зовут!

(Дети танцуют)

Ведущий: Пришла пора, подвести итог, чья же команда набрала больше баллов, давайте посчитаем.

(Подведение итогов викторины. Подсчет очков. Раздача призов)

Игра викторина с ответами для школьников в летнем лагере. Сценарий


Место работы: Никопольская средняя общеобразовательная школа I-III ступени №20, город Никополь, Днепропетровской области
Описание работы: Разработка данного мероприятия будет полезна педагогам, работающим в детских пришкольных лагерях с детьми младшего и среднего школьного возраста. Конкурсы, игры помогут ребятам раскрыть свои творческие способности, весело и с пользой провести летнее время.

Викторина с ответами для школьников в летнем лагере “Весёлое лето”

Цель: организация досуга и отдыха учащихся в летний период.
Задачи:
- прививать познавательный интерес к окружающему миру
- развивать логическое мышление и творческие способности детей;
- развивать внимание и умственную активность;
- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения к окружающим.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации, слайды.

Ход мероприятия

Ведущий
С детства мы знаем, что на смену зиме всегда приходит весна, а на смену весне – лето, а за летом следует осень. Идут года, сменяются эпохи, но смена времен года неизменна. Именно поэтому каждая пора года ценится нами по-своему.

Лето – удивительная пора отдыха, зеленых лугов, грибов и ягод, моря и солнца, отдыха и хорошего настроения. Мы ждем его каждый год с нетерпением и пересматриваем фотографии с летнего отдыха чаще, чем любые другие. Лето, как и весна, - самое продолжительное время года: в нем 92 дня. Именно эта пора года – самая долгожданная, самая богатая на воспоминания и самая солнечная. Как известно, астрономическое лето начинается с 21 на 22 июня. А знаете ли вы, что вплоть до 18 века календарное лето в России длилось с 23 июня по 23 сентября? А 1816 год в Европе был официально назван годом без лета, так как из-за извержения вулкана стояла аномально холодная погода? Или почему говорили, что летом не вспотеешь, зимой – не согреешься? Викторина о лете поможет узнать еще больше интересного об этой поре года. Сегодня за правильные ответы вы получаете фишки. Кто получит больше фишек, тот получает приз.
Ведущий:
– Ребята, а вы любите лето? Чем же оно замечательно?
Ответы детей:
(Цветут цветы, можно купаться и загорать, ловить рыбу, можно увидеть разных насекомых: бабочек, пчел, жуков, стрекоз, кузнечиков; летом много зелени, можно ходить в лес за ягодами.)

1 Конкурс “Стихотворения о лете”
1 ученик:


Здравствуй, Лето!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.

2 ученик


Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.

3 ученик


Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!

4 ученик


Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!

5 ученик
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!

2 Викторина: “Весёлое лето”
1. Кто это? На цветке цветок пьет цветочный сок. Бабочка
2. Как называется слабый дождь, при котором на небе нет туч, и часто светит солнце, после которого начинают расти грибы?Грибной дождь
3. Что, согласно пословице, лучше готовить летом, если телегу лучше готовить зимой?
Готовь сани летом, а телегу – зимой
4. Самая «солнечная» фигура в геометрии? Луч
5. Если вокруг муравейника много муравьев, какая погода, согласно народным приметам, нас ждет? Хорошая, без дождя
6. Этот месяц называет закатом лета. Какой?Август
7. Людей с какой группой крови чаще кусают комары? С 1 группой
8. Продолжите пословицу: «Каково лето, таково и …» Сено
9. Какой летний цветок вырастает на месте лесных пожарищ? Иван-чай

3 «Конкурс загадок»


Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …(Лето)


Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)


Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.(роса)


Летит огненная стрела.
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (молния)


Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.(кузнечик)


Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел (бабочка)


Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)


Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.(малина)


Как кровь, красна.
Как мед, вкусна.
Как мяч, кругла,
Мне в рот легла. (вишня)


То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.(цветок колокольчик)


Было зеленое платье - атласное,
Нет, не понравилось выбрала красное,
Но надоело также и это
Платье надела синего цвета.(слива)


Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.(земляника)


После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.(радуга)

4 Конкурс: “Придумай окончания”
БРОШКА


Божья …-(коровка)
Маленький …(жучок) .
Чёрная …(головка)
В пятнышках…(бочок) .
На ладошке ножками
Не ползи на ….(край!)
Будь моею брошкою
И не …(улетай)!

ОДУВАНЧИК


Уронило солнце
Лучик ….(золотой) .
Вырос одуванчик
Первый, …(молодой) .
У него чудесный
Золотистый …(цвет) .
Он большого солнца
Маленький….(портрет) .
(О.Высотская)

5 Конкурс «Летние приметы»
Ведущий:
А сейчас узнаем, какие летние приметы вы знаете.
За каждый правильный ответ ученик получает фишку

Много мошек – готовь для ягод побольше лукошек!
Много комаров – припасай короба для грибов!
Что летом соберешь, с тем и зиму проведешь!
Если цветы вьюнка собраны в трубочку – будет дождь.
Если одуванчик не облетает, когда дунешь – будет дождь.
Если утром трава сухая – к ночи ожидай дождя
Хорошо пахнет жимолостью – к дождю
Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю
Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде
Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде

Физминутка.
Дыхательное упражнение (по методике Б.С. Толкачева)
(Дети встают. Потягиваются всем телом. Делают энергичный вдох)

Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Печет дневной порою.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот,
А теперь на облака
И остановимся пока.
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
(Садятся на места)

6.Конкурс” Логические задачки”
1)Воробушки
7 воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что - то клюют без оглядки.
Котик - хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать, без оглядки!
2)Зайчата
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок сьели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (35)
3)Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?
Да, собака сидит на собственном хвосте, рядом сорока летает...
4)Как найти прошлогодний снег?
Выйти на улицу сразу после начала нового года....
5)Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала? Да, 0 - 0...
6) Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами? Цифра 6...

7 Конкурс скороговорок
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Валерий кавалерию
Раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия
Скачет у Валерия.

Ведущий:
Летом солнышко сияет,
Летом цветики цветут,
Летом птички распевают –
Нас с вами петь и танцевать зовут!
(Дети танцуют)
Ведущий:
Пришла пора подвести итог, кто набрал больше баллов, давайте посчитаем.

1. Почему говорят: «Как с гуся вода»? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не сманивает перьев и каплями скатывается с них)

2. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (У собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности, чтобы ей не было жарко)

3. Почему, ужалив кого-либо, пчела умирает? (У пчелы на жале есть зазубринки, наклоненные к ее тельцу. В тело жертвы жало входит легко, а вытащить его пчеле назад не удается. Вот так вместе с жалом отрывается часть брюшка пчелы, и она гибнет)

4. Почему хвостатая корова живет сытнее, чем бесхвостая? (Потому что хвостом коровы отгоняют кровососущих насекомых — слепней, клещей, комаров — и спокойнее питаются)

5. Почему нельзя трогать в гнездах яйца птиц? (Потому, что птица бросает гнездо, если тронуть его руками, и птенцы могут погибнуть)

6. Почему все кошки (домашние и дикие) гораздо чистоплотнее собак, волков и лисиц? (Потому что кошки ловят добычу, охотясь из засады, прыжком. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко)

7. Почему скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Они выщипывают шерсть животных для утепления своих гнезд и выклевывают из шкур скота насекомых для своего пропитания)

8. Почему домашние утки и гуси осенью начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Потому что предки наших домашних гусей и уток были перелетными птицами. Осенью, когда улетают их дикие сородичи, домашние утки и гуси тоскуют: их тоже тянет куда-то лететь)

9. Почему рыжую цаплю — выпь — зовут «водяным быком»? (Потому что самец-выпь издает звук, похожий на рев быка)

11. Почему куры перед дождем перебирают клювом перья? (Предчувствуя дождь, куры смазывают перья жиром, чтобы с них лучше стекала вода. Жир этот они берут из копчиковой железы, которая помещается у них под хвостом)

12. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую — низко над землей? (Летая, ласточки и стрижи ловят мошек, комаров, мух и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, влажный, и это не дает насекомым подниматься вверх на мокрых крыльях)

13. Почему глухаря так назвали? (Потому что во время тока, когда он поет «любовную песню», он так сосредоточен, что не слышит ничего вокруг и может стать очень легкой добычей охотника)

14. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она прочищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает)

15. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры, и лось не вязнет)

16. Почему рыбы могут дышать кислородом, растворенным в воде? (Всякий газ устремляется оттуда, где имеется высокое давление, туда, где давление меньше. В крови у рыбы давление кислорода меньше, чем его давление в воде, поэтому кислород переходит из воды в кровь, протекающую по кровеносным капиллярам жабр)

17. Почему стрижи не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Потому что их крылья значительно длиннее туловища и ног. Если они куда-нибудь сядут, то могут повредить крылья и не смогут взлететь)

18. Почему на флаге США тринадцать белых полос? (Потому что именно тринадцать штатов объединились, чтобы образовать новое государство — Соединенные Штаты Америки)

19. Почему растения нельзя поливать, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожоги)

20. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки и шипы? (Колючки и шипы, заменяющие листья у многих пустынных растений, — это «приспособления», которые позволяют этим растениям более экономно расходовать влагу)

21. Почему коньки скользят по льду, а по полу — нет? (При трении конька об лед увеличивается температура и лед подтаивает. Вода является смазкой, и конек скользит. На полу же этого не происходит)

22. Почему старых лосей называют «сохатыми»? (Сохатый — от слова «соха» — орудие труда, которым взрыхляли землю. На ветвистую соху похожи рога старого лося)

23. Почему след задних ног бегущего зайца находится впереди следа его передних ног? (Задние ноги у зайца длиннее передних. Когда он бежит, он выкидывает длинные задние ноги вперед)

24. Почему у зайца шкура очень тонкая? (Если даже догнавший зайца хищник и ухватит «косого» за бочок, дернувшись, можно вырваться из пасти хищника, пожертвовав своей шкуркой)

25. Охотникам случается убивать зайцев с воткнутыми в их спины лапами сов и ястребов. Почему это бывает? (Ястреб или сова, когда нападают на зайца, одной лапой вцепляются ему в спину, а другой стараются схватиться за ветки деревьев или кустов. Перепуганный заяц мчится с такой силой, что, бывает, иногда разрывает пополам вцепившегося мертвой хваткой в ветку ястреба)

27. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом? (Зимой деревья замерзают, не впитывают в себя воду; дрова из деревьев, срубленных зимой, суше)

28. Почему в лесу живые осиновые деревья плохо горят, а спички все-таки делают из осины? (Древесина у осины очень пористая. У живого дерева все поры заполнены влагой, поэтому дерево плохо горит. Но если его хорошо просушить — пористая древесина наполнится воздухом и будет хорошо гореть)

29. Почему снег в городе начинает таять раньше, чем снег в лесу? (Потому что в городе снег грязный, а темные цвета притягивают больше солнечных лучей. Кроме того, в городе теплее из-за теплотрасс, машин, заводов)

30. Игуана василиск бегает по воде и не тонет. Почему? (Она так быстро перебирает своими перепончатыми лапами, что не успевает погрузиться в воду)

31. Верблюды поедают острые и твердые колючки и не ранятся. Почему? (Нёбо, язык и щеки верблюдов покрыты, как броней, твердыми буграми)

32. Почему мотыльки и бабочки летят на гибельный для них огонь? (Их полет к смертоносной свече — просто реакция на раздражитель. Задолго до того, как на Земле появились искусственные источники света, бабочки и другие насекомые ориентировались по солнцу и луне. Бабочка полетит по прямой, если будет держаться так, чтобы лучи света падали на глаза все время под одним и тем же углом. Но если источник света находится вблизи (как в случае со свечой), его лучи образуют расходящийся пучок. Бабочке приходится все время изменять свой курс по отношению к источнику света. Получается спираль, которая постепенно приводит бабочку прямо в огонь)

33. Почему насекомые спят с открытыми глазами? (Они не могут их закрыть, у них нет век)

34. Почему остров Сейбл (что в переводе с английского означает «песчаный») моряки прозвали «островом смерти», или «пожирателем кораблей»? (Остров находится в Северной Атлантике. Его высота не превышает тридцати двух метров. Из-за густых туманов его трудно разглядеть. Многие суда здесь садились на мель и через один-два месяца тонули в зыбучих песках. Любой предмет, попавший в эти пески, погружается в них, как в воду, правда, не столь быстро)

35. Почему у кошки язык шершавый? (На поверхности кошачьего языка множество ороговевших выступов. Они служат ей своеобразным напильником, с помощью которого ее легче снимать мясо с добычи, лакать молоко, чистить шкурку и удалять с нее выпавшие волоски)

36. Почему литр так называется? (Французский винодел Клод- Эмиль-Жан Батист Литр, живший в восемнадцатом веке, первым стал использовать для замеров объема жидкости стеклянный цилиндрический сосуд с метками на внешней стороне. Правда, его емкость была больше теперешнего литра)

31. Почему Китай так называется? (Сами его жители уже более двух тысяч лет именуют свою страну «Чжунго», что в переводе значит — «срединное государство». Англичане переделали это слово в «Чайна». А вот когда русские землепроходцы впервые проникли за реку Амур, они встретились прежде всего с малой народностью, которые называли себя «кидани». Это слово с течением времени видоизменилось в соответствии с нормами русского языка и стало обозначать всю огромную страну — Китай)

38. Название диковинного грейпфрута очень созвучно с английским словом «виноград» («грейпс»). А между тем внешне грейпфрут больше похож на апельсин. Почему же его так назвали? (Плоды грейпфрута растут на деревьях тяжелыми гроздьями, точь-в-точь как виноград)

39. Почему у попугая такое название? (Первые попугаи попали к Европу из Индии. Их привезли воины Александра Македонского. В средневековье в Ватикане стали специально разводить попугаев для римских пап. Тогда и нарекли их — «папагалами», что значит «папские петухи»)

40. Почему жидкое мыло назвали «шампунем»? (Многие полагают, что слово это французское. На самом же деле происходит оно из Индии, где слово «шампо» означает — «натирать голову»)

41. Почему на гербе города Коломна Московской области появился столб? (Коломенцы придумали красивую легенду, что- де путешествовал по России знатный итальянец Карл Колумна, который основал город. «Колумна» — в переводе с итальянского — колонна. Так курьезным образом столб оказался на городском гербе. При царе Петре Первом решили измерить длину Российской империи. Начали от Московского Кремля до Коломенского кремля ставить столбы — «версты»)

42. Почему вздор зовут галиматьей? {Жил когда-то в Париже врач по имени Галли Матье. Пациентов он лечил довольно необычным способом — вместо лекарств рассказывал всякие смешные истории и анекдоты. И многим, представьте, это помогало. Со временем пациентов у него прибавилось, и часто вместо личного визита он отправлял к больным слугу с запиской, а в ней — остроты и каламбуры. Но со временем, то ли остроумие врача иссякло, то ли на пациентов, лишенных личного контакта, такого рода лекарства перестали действовать, такие записки стали восприниматься полным вздором и получили название галиматьи. А со временем из французского языка это слово попало к нам)

43. Почему шотландские фамилии начинаются с приставки «Мак»? (Эта приставка указывает на самый распространенный способ образования фамилий — по имени отца. На древнем гэльском языке, и по сей день распространенном в северной Шотландии, «Мак» означает «сын». Поэтому фамилию Маклауд можно на русский язык перевести буквально, как Лayдов. Удивительными представляются и многие фамилии ирландцев, начинающиеся с приставки «О» — например: О"Тул, О"Хара, О"Нил и так далее. Но сам способ образования фамилий такой же. В данном случае приставка означает «кого» или «чей». В древности Питер О"Тул означало Питер, сын Тула, а с течением времени сочетание О"Тул стало фамилией)

44. Почему «танк» так называется? (В переводе с английского «танк» означает не что иное, как бак для топлива. Поэтому происхождение слова «танкер» объяснить легко — ведь эти огромные суда для перевозки нефти или бензина, по сути, не что иное, как огромные плавучие баки. Но почему так назвали боевую машину? Летом 1916 года в Первую мировую войну англичане доставили на фронт первые пятьдесят бронированных гусеничных машин, оснащенных пушками и пулеметами. Это было принципиально новое оружие, и поэтому его постарались максимально засекретить. Бронированные гиганты, поставленные на железнодорожные платформы, были заколочены досками, на которых по-английски была написано «Tank». Словом, боевые машины выдавались за топливные баки. А потом это название так и закрепилось за ними во многих странах)

45. Почему некоторые сатирические стихи зовут пародиями? (Зародился этот насмешливый стихотворный жанр в Древней Греции. Название его происходит от сочетания двух греческих слов — «пара» и «оде», что буквально можно перевести как «против од», а иными словами — против высокопарных стихотворений. Таким образом, уже в античные времена пародисты высмеивали выспренность, приукрашенность, лесть. У нас в России пародии появились в восемнадцатом веке, а в 1821 году в литературном словаре ему впервые дали подробное объяснение как способу «едко, но справедливо высмеять нечто примитивное или скучное от громких, но пустых слов». Позже в этом жанре прославился Козьма Прутков — за этим псевдонимом скрывалась группа талантливых поэтов: А.К. Толстой и двоюродные братья А.В. и A.M. Жемчужниковы)

46. Почему человек чихает? (Удивительно, но долгое время на этот вопрос не было ответа. И разобрались медики в природе чихания сравнительного недавно. Оказывается, когда мы простужаемся, в пазухах носа появляется слизь — защитная реакция организма на собирающиеся там вредоносные микробы. Слизь действует на нервные окончания, «сигнализируя» организму, что необходимо освободить ноздри. Так и раздается мощное «а-а-пчхи!», и импульс воздуха выбрасывает из носовых проходов все ненужное. Точно так же мы с вами чихаем, когда в носу скапливается пыль, частички дыма или какие-нибудь иные раздражители)

47. Почему Гренландию называют «зеленой страной»? (История тут давняя. В раннем Средневековье за разбой в Исландии, заселенной норвежцами, полагалось изгнание из страны. Так был выдворен предводитель отряда викингов по прозванию Эрий Рыжий. Он сел на парусный корабль и отправился на запад искать землю, где мог бы поселиться. Через несколько недель странствий по морю его команда увидела землю, и парусник вошел в залив. Дело было весной, узкая полоска берега из- за проснувшейся после зимнего сна травы оказалась зеленой. Что и дало Эрику повод назвать остров Гренландией)

48. Почему мобильный телефон называется сотовым? (В радиотелефонах используют ультракороткие волны, которые распространяются прямолинейно, почти как свет. Чтобы такой телефон работал хорошо, удаляться от абонента на большое расстояние нельзя. И здесь помогает сеть ретрансляторов. Если они размещены оптимально, зоны их работы образуют правильные шестиугольники, похожие на соты. Микрокомпьютер в телефоне отслеживает положение относительно ретрансляторов и переключается с одного на другой незаметно для пользователя)

49. Почему колибри могут зависать над цветком? (Крошечная птичка и в самом деле порой уподобляется вертолету и зависает в воздухе. Сначала это объясняли способностью птички-невелички равномерно махать крыльями вверх-вниз. Однако на деле физика процесса здесь несколько иная... При равномерности взмахов колибри медленно опускалась бы вниз под действием собственного веса, даже несмотря на то, что он составляет всего несколько граммов. Так вот, на самом деле птичка энергичнее всего делает взмах крыльями вниз, отталкиваясь от воздуха. При этом, чтобы оставаться на одном месте, необходим точнейший расчет: ведь колибри делает десятки взмахов в секунду)

50. Почему язык у жабы прикреплен «задом наперед»? (И в самом деле, жабий язык прикреплен ко рту этого земноводного не задней частью, как у всех животных и у человека, а передней. Поэтому она способна выбрасывать его далеко вперед и ловить мух и комаров. Отправлять же их в рот помогает липкая «смазка» на языке. Кстати говоря, несмотря на свой не слишком привлекательный внешний вид, жаба человеку верный помощник. Она живет в огородах и в садах и уничтожает многих вредителей)

51. Почему героя «Недоросля» назвали Митрофанушкой? (Автор знаменитой комедии Денис Иванович Фонвизин выбрал ему имя не случайно. Дело в том, что Митрофан по-гречески значит — «послушный матери». А ведь, помните, Митрофанушка во всем слушался свою вздорную и неразумную родительницу — помещицу Простакову. В конце восемнадцатого века, когда драматург писал свою пьесу, высмеивавшую дворян, не желавших ничему учиться, еще хорошо помнили значение греческих имен, пришедших в Россию из Византии. А после комедии Фонвизина имя Митрофанушка стало нарицательным, обозначая лентяя-неуча. Между тем прототип героя в своей настоящей жизни одумался, стал учиться и достиг высот — стал членом Российской академии наук)

52. Ученые из Лионского университета во Франции, обследовав свыше ста мужчин, пришли к любопытному выводу: чем больше борода, тем скорее происходит облысение. Почему? (Объяснение этой зависимости очень простое. Известно, что когда температура тела повышается, терморегуляционные процессы ускоряют кровообращение в коже и освобождают таким образом избыток тепла. Делается это для того, чтобы защитить мозг от перегрева. Между тем борода представляет собой термическую изоляцию, затрудняющую отдачу тепла через кожу. Высказывается гипотеза о том, что у многих мужчин облысение — проявление адаптации организма, которое предохраняет мозг от перегрева)

53. Почему на многих экспонатах, представляемых на выставки западными фирмами, уже не увидишь привычных всем нам табличек с призывом: «Не трогать!». Более того, некоторые фирмы всячески поощряют любопытных посетителей, желающих лично испробовать вычислительную или какую- либо другую технику. Почему они это делают? (Эксплуатация в экстремальных условиях позволяет как следует проверить надежность новых машин)

54. Почему вода бывает жесткая? (Потому что в ней много солей)

55. Почему Красное море самое соленое на Земле? (В него не впадает ни одна река. И неудивительно: на одном берегу лежат раскаленные африканские пустыни, на другом — пески Аравийского полуострова)

56. Почему Красное море так называется? (Обычно вода в нем голубая или зеленая, причем очень чистых тонов. Но изредка особые микроскопические водоросли обретают красный цвет. Вот тогда вода в море становится необыкновенно красной)

57. Почему слоны первыми покидают район, где скоро пройдет землетрясение, а уже вслед за ними уходят в другое место и зебры, и носороги, и жирафы? (У слонов широкие и плоские ступни. Площади соприкосновения с землей вполне достаточно, чтобы воспринимать малейшие колебания почвы. Огромное животное как бы становится живым сейсмографом)

58. Говорят — «спит как сурок». Почему сурка считают необыкновенным соней? (Зимний сон у сурка продолжается от семи до девяти месяцев. За это время зверек полностью расходует накопленные запасы подкожного жира и просыпается худым и голодным. Спит же сурок не только очень долго, но и так крепко, что ничем не разбудишь. Словом, всем известная поговорка, сравнивающая человека-соню с сурком, на удивление точна)

59. Почему уфология так называется? (В нашей стране «летающие тарелки», по-научному НЛО, — неопознанные летающие объекты. Если перевести эту фразу на английский язык и взять начальные буквы, получится УФО. Именно так «летающие тарелки» именуются в англоязычных странах. Когда появилась наука, изучающая эти необыкновенные явления, она стала называться уфологией)

60. Почему цветы пахнут? (Это происходит потому, что их лепестки выделяют определенные ароматные масла — сложные химические соединения. Вырабатывание этих масел — составная часть роста любого растения. На свету или при определенной температуре химические соединения разлагаются — и образуется летучее, быстро испаряющееся вещество. Тогда-то мы и чувствуем тонкий цветочный аромат)

61. Почему у животных разные хвосты? (Все они ведут разный образ жизни, а хвост в жизни должен помогать. Белке он помогает сохранять равновесие, служа своеобразным рулем, и тормозить, служа парашютом. У обезьян это хватательный орган. Хвост может выполнять роль опоры, как у кенгуру; опахала, как у лошади. Птицам он помогает парить, для рыб — это руль. Словом, в живой природе хвосты разные нужны, хвосты всякие важны)

62. Почему плачут крокодилы? (Они плачут не от жалости к своей жертве и не от лицемерия: пожирая крупные куски мяса или откладывая яйца, животное напрягается, и из слезных протоков выдавливается избыток жидкости. Кроме того, крокодилы, живущие в солоноватой воде, через слезные протоки, как и морские черепахи, выводят соли)

63. Почему Алексей Николаевич Толстой выбрал для черепахи имя Тортила? (Тортуга — это испанское название черепахи. А имя Тортила означает «маленькая черепашка»)

64. Почему наводнения чаще всего случаются в жаркие дни? (Потому что в горах тает снег и лед, и вся эта вода стекает в реки, переполняя их)

65. Почему остров Пасхи носит такое название? (Он был открыт нидерландскими мореплавателями в Пасху в 1722 году)

66. Почему живущего в одном из южных морей краба назвали «старьевщиком»? (Ползая по дну, он разыскивает и накладывает себе на спину все, что попадается на пути. А когда ему угрожает опасность, он подставляет противнику свои «сокровища». И пока тот лакомится съедобными вещами, «старьевщик» спасается от неприятеля)

67. Почему птицу лысуху в Астраханской области называют «чиновник»? (Оперение у птицы такое же черное, как форменная одежда чиновников в царской России. И ходит она лениво и важно. Да еще и бляшка у нее на голове — прямо как кокарда на фуражке чиновника)

68. Почему мы говорим «круглый год», а не «квадратный» или «четырехугольный»? (Все четыре времени года переходят друг в друга постепенно. Год за годом, круг за кругом — так движется жизнь)

69. Почему люди, поевшие мясо морских черепах, мучаются болями в животе, иногда даже умирают? (Это происходит потому, что черепахи без ущерба для себя наедаются ядовитыми морскими животными, и их яд концентрируется в жире черепах)

70. Почему морские свинки так называются, ведь они не имеют ничего общего с морями, сугубо сухопутные животные и принадлежат к отряду грызунов? (Родина этих спокойных и ласковых животных — Южная Америка. В Европу их завезли оттуда в шестнадцатом веке. Сначала редких зверьков называли заморскими свинками, а потом приставка «за» отпала и стали они морскими свинками)

71. Почему именно блины стали символом Масленицы? (Блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару», очень напоминает солнце. А Масленица — это встреча весны, поклонение яркому солнышку и его богу Яриле)

72. Почему в Бельгии и Нидерландах святого Мартина всегда изображали на иконах с гусем? (Эта птица однажды не на шутку рассердила епископа. Он произносил горячую проповедь, а гуси громко загоготали. Недолго думая, святой Мартин приказал сделать из обидчиков жаркое. С тех пор в праздник, посвященный святому Мартину, принято ставить на стол жареных гусей)

73. Почему у рыб нет век на глазах? (Им веки не нужны, потому что вода все время смывает с рыбьих глаз посторонние частицы)

74. На Гавайских островах есть гора Мауна-Кеа, которая на 1 300 метров выше Эвереста. Почему не ее считают высочайшей вершиной мира? (Потому что большая ее часть скрыта под водой)

75. Почему серна не падает с крутых горных склонов? (Все дело в ее копытах. Они у серны крупные, да еще могут очень широко раздвигаться, а спереди и сбоку по краю имеют выступ — рант. Благодаря этому серна без труда цепляется за малейшие неровности на крутом склоне и не скользит при беге по обледенелой поверхности)

76. Почему у слона появился хобот? (Не только у слона, но и у некоторых видов крупных динозавров, у которых была короткая шея и большая тяжелая голова, появились первые хоботы. Ведь им как-то надо было дотягиваться до сочной травы и веток с зелеными листочками. Постепенно выживали те из животных, губы которых были больше и подвижнее)

77. Почему сони получили такое название? (Сони — это забавные зверьки, чем-то похожие на мышек, только хвостик пушистый, как у белочки. А имя свое они получили за то, что ведут исключительно ночной образ жизни. Днем же сладко спят в дупле дерева)

78. В восемнадцатом веке у итальянских скрипачей существовал обычай приносить на концерт в футлярах своих скрипок лягушек. Лупоглазых лягушек скрипачи ласково гладили. Почему они это делали? (Оказывается, лягушки многих видов выделяют вещества, которые сушат человеческую кожу. Руки после этого долго не потеют)

80. Почему, обычно в конце лета и осенью, белки вдруг снимаются с насиженных мест и отправляются, как говорится, куда глаза глядят, преодолевая огромные расстояния (до трехсот километров), переплывая большие реки? (Эти кочевки вызваны нехваткой сосновых кормов, неблагоприятными природными условиями: засухами, лесными пожарами. Еще сезонные кочевки связаны с последовательным созреванием кормов)

81. Почему выдру так назвали? (Это название произошло от способа выделки ее меха, когда жесткую ость выдирают, оставляя только густой подпушек)

82. За зайцем прочно закрепилось определение «косой». Почему? (Узайца глаза расположены по бокам головы, и смотреть прямо, как и косоглазый человек, он не может. Чтобы увидеть предмет, ему нужно повернуть глаз в его сторону. Зато какое зрение дает ему больший охват — он видит все, что по сторонам и даже сзади)

83. В борьбе за самку дикие кабаны с молниеносной скоростью бросаются друг на друга и наносят удары острыми, длинными и мощными клыками. Почему эти поединки редко заканчиваются смертью одного из противников? (Природа позаботилась о кабанах и покрыла переднюю часть их тела плотным кожаным фартуком — калканом. На боковых частях груди и лопатках он достигает толщины четырех сантиметров)

84. Почему люди бывают благодарны лисице? (Во-первых, она поедает много мышей, а во-вторых, принимает участие в уничтожении саранчи)

85. Почему медведь сосет лапу во время зимней спячки? (Примерно в феврале на подушечках лап медведя начинает отслаиваться старая огрубевшая кожа. Процесс этот вызывает зуд, кроме того, молодая кожа мерзнет. Вот медведь и облизывает лапы, снимая зуд и согревая ступни дыханием)

86. Почему у норок песцов часто можно увидеть брошенные оленьи рога, сухие кости животных? (Это игрушки для щенят, которые песцы собирают и приносят из тундры. Между ними иногда попадаются детские мячики и даже куклы. Эти подарки песцы утаскивают из чумов коренных жителей тундры, когда иногда забираются туда в поисках съестного)

87. Почему, если срезать кисточки с ушей рыси, ее слух притупляется^ (Кисточки у рыси на ушах — это своеобразные антенны. Именно они позволяют зверю улавливать малейшие звуки)

88. Почему кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Она очень прожорлива. Ест много часов подряд. Если в лесу появляются вредители, кукушки едят их до тех пор, пока не съедят всех. Такая прожорливость свойственна и кукушонку: не выкинь он других птенцов из гнезда, родители просто не смогут их всех прокормить. Трудно выкормить птенца и кукушке — ей самой надо очень много корма. А ведь для сохранения вида птенец должен быть не один. Но зато, когда кукушонок вырастет, он погубит больше опасных насекомых, чем все его погибшие собратья, вместе взятые. Значит, лесу от него больше пользы — такова неумолимая логика природы)

89. Почему сова поворачивает голову на 180 градусов? (Глаза совы настолько велики, что в глазницах просто не хватает места, чтобы обеспечить им движение. Поэтому птице приходится крутить головой на 180, а то и на 240 градусов!)

90. Цапля всегда на виду, плавает плохо, бегает и того хуже — мешают длинные пальцы ног, летает медленно и неуклюже. Почему же не находится желающих хищников, чтобы съесть ее? (У цапли нет врагов потому, что все боятся ее клюва. В обычном состоянии шея цапли сложена почти втрое, но при нанесении удара мгновенно, как пружина, распрямляется на полуметровую длину. Подходить к цапле близко не рекомендуется — это грозит серьезной раной, а то и потерей глаза. Цапля владеет своим оружием в совершенстве, кончик клюва со снайперской точностью бьет в ту точку, на которую направлен взгляд птицы. Лишь молодняк иногда промахивается, взрослая птица — никогда)

91. Вечером бегемоты выходят на берег и всю ночь пасутся на сочных лугах, как коровы. А с рассветом трусцой бегут к реке или озеру и ложатся в воду. Почему они это делают? (Дело в том, что их нежная кожа не выносит палящих солнечных лучей, и не будь рядом воды, бегемоты бы погибли)

92. Почему лягушку так назвали? (Это существо не кусается, не царапается ногтями, не кричит. Она лягается задними лапками и потому легко вырывается из рук)

93. Почему из космоса планета Земля кажется голубой? (Потому что почти три четверти ее поверхности покрыто морями и океанами)

94. Почему первым замкам ключ был не нужен? (Потому что двери не запирали, а завязывали веревкой)

95. Почему древние люди не выбрасывали большие и крепкие рыбные кости? (Они делали из них иголки, чтобы сшивать шкуры и делать себе одежду)

96. Чем високосный год отличается от других годов? (В нем не 365 дней, а 366)

97. Чем крупнее и сильнее животные, тем меньше у них рождается детенышей. Почему? (Потому что сильные папа и мама могут лучше защитить своих малышей, а это значит, что детеныш не погибнет и, повзрослев, продолжит род)

98. Почему у рыбы-попугая на каждой челюсти по 8—10 рядов крепких зубов? (Потому что излюбленное блюдо рыб- попугаев— коралловые полипы. Откусив кусок коралла своим клювом, рыба-камнеед долго и тщательно перетирает его на губах)

99. Если посмотреть вслед плывущей рыбе-попугаю, можно увидеть, как за ней тянется струйка песка. Почему? (Это выбрасывается за ненадобностью пережеванный известковый скелет коралла)

100. Почему очень крупных тюленей, живущих в арктических морях, назвали морскими слонами? (Длина тела у них больше пяти метров, а весят они более двух с половиной тонн. Только название свое звери получили совсем не за размеры. Есть у морских слонов на голове особый кожистый мешок. Стоит тюленю рассердиться, мешок начинает раздуваться и становится похожим на небольшой хоботок)

101. Почему в Антарктиде так много императоров, что их даже невозможно сосчитать? (Императорами величают самых крупных пингвинов, которых в Антарктиде великое множество)

102. В переводе с итальянского слово «помидор» означает «золотое яблоко». Раньше многие круглые плоды называли яблоком. Но почему «золотое», ведь помидор красный, бурый, розовый или зеленый? (Дело в том, что есть в природе и желтые помидоры. И так случилось, что первые помидоры, завезенные из Америки в Европу, были как раз золотисто-желтого цвета)

103. Среди бедного люда пицца была популярна давно. Ее даже так и называли — «пища бедняков». А вот представители высшего света считали пиццу низменной и грубой пищей. Почему? (Потому что в те времена тесто замешивали ногами)

104. Удивительное растение с высокими зелеными стеблями и золотистыми початками индейцы Америки, откуда оно было привезено, называют «маис». Современное название «кукуруза» маис получил позже. Пришло оно из Румынии и означает «еловая шишка». Почему? (Да потому, что кукурузный початок и впрямь похож на еловую шишку)

105. Почему финские конфеты самые необычные в мире? (Потому что финны их делают кислыми, солеными и даже со вкусом нефти)

106. Почему кипящие яйца пускают пузыри? (Если воздух нагревать, он расширяется. Внутри каждого яйца есть маленький мешочек, наполненный воздухом. Когда кипящая вода нагревает яйцо, нагревается и воздух. Он расширяется и находит выход через малюсенькие дырочки яичной скорлупы. Из-за этого и получаются пузыри)

107. Почему вареное яйцо, если его покрутить на столе, вертится волчком, а сырое лениво качается из стороны в сторону? (Сырое яйцо содержит внутри жидкие белок и желток. Они болтаются и не дают яйцу раскрутиться. Вареное же яйцо твердое внутри. Вот и вращается оно легко)

108. Живут тигры около пятидесяти лет. Но до старости доживают немногие. Этот сильный зверь, не имеющий врагов в природе, находится на грани исчезновения. Почему? (На тигров охотятся люди не только из-за их красивой шкуры. На Востоке верят в целебные свойства всего, что можно позаимствовать у поверженного животного. Народные легенды даже его когти и усы наделяют волшебной силой. К 1970-м годам на всей земле осталось не более шести тысяч тигров. Поэтому зверя внесли в Красную книгу)

109. Ушей у рыб не найдешь, сколько ни ищи. Но если даже очень тихо подкрасться к аквариуму, рыбы быстро уплывут в дальний угол. Почему? (Потому что, как ты ни старайся, рыбы тебя услышали, оказывается, рыбы слышат телом: во-первых, с помощью внутренних ушей, что находятся внутри головы. А вторая слуховая система рыб — это органы боковой линии, расположенные вдоль тела с обеих сторон)

110. Почему у птиц на теле маленькие перья и пух, а на крыльях и хвостах большие перья? (Большие перья крыльев и хвостов держат птиц в воздухе. Материал, из которого «изготовлены» птичья перья, как нельзя лучше подходит для этого — они легкие, прочные и к тому же эластичные)

111. Почему у зайца такие длинные уши? (Оказывается, не для того, чтобы лучше слышать, а для того, чтобы ими... потеть)

112. Почему тигры полосатые? (Живет этот зверь в зарослях тростника, кустарников, среди высоких трав. Там игра света и теней делает полосатого великана невидимым даже с близкого расстояния)

113. Почему у морских черепах панцирь имеет форму капли? (Такой панцирь позволяет им очень быстро передвигаться в воде)

114. По западным традициям у Санта Клауса обязательно должны быть белая борода, красная шапка и такого же цвета курточка. А вот в Австралии Санта Клаус одет в купальный костюм. Почему? (Приходит Новый год на этот континент, когда здесь стоит самая жара, потому-то австралийский Санта Клаус и передвигается не на санях, а на виндсерфинге — это специальная доска с укрепленной на ней мачтой для паруса)

1. Этому замечательному прыгуну хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)

2. На хвосте этого представителя семейства кошачьих пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)

3. Острые рожки, стройные ножки, язык полотняный, хвостик конопляный. (Коза)

4. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел)

5. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом отпадает. (Лягушка)

6. Хвост этой хищной черной кошки такой же грациозный, как и его хозяйка. (Пантера)

7. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)

8. Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

9. Сапоги со шпорами, хвост узорами. (Петух)

10. Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)

12. Одним взмахом хвоста она разбила яичко. (Мышка)

13. Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)

14. Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)

15. Ее пушистый рыжий хвостик мелькает между зеленых веток. Хозяйка-то непоседа. (Белка)

16. Про трусишку говорят, что он дрожит, точно хвостик. Чей? (Овечий, заячий)

17. В одной русской сказке обманщица лиса заставила его засунуть хвост в прорубь. (Волк)

18. У этого великана нос длиннее, чем хвост. (Слон)

19. Обычно он движется хвостом вперед. (Рак)

20. При опасности он голову прячет в песок, а хвост торчит над землей. (Страус)

21. Хобот слона — это нос или рот? (Хобот получился от сращивания носа и верхней губы. Именно губные мышцы обеспечивают хоботу удивительную подвижность)

22. Какие насекомые умеют сворачивать свои хоботки в спиральки? (Бабочки)

23. Какое животное, живущее в воде, имеет хоботок, на конце которого находятся ноздри, чтобы дышать, находясь под водой? (Выхухоль)

24. У какого животного на самом кончике его носа есть 22 мясистых сильных отростка в форме звезды? (У крота-звездорыла. Он обитает в Северной Америке. А отростки на носу — это очень чуткие органы осязания. Они непрерывно шевелятся и ощупывают почву, сообщая хозяину о добыче или опасных препятствиях)

25. У какой птицы под носом мешок для того, чтобы складывать туда рыбу? (Пеликан)

26. Зачем лошадь фыркает? (Так она прочищает нос, чтобы лучше улавливать запахи)

27. Древние греки называли этих зверьков «скиуриды» (от слов «скиа» — тень и «аура» — хвост). Заметив, что зверек часто держит хвост над головой, они думали, что так он защищается от солнца. О ком идет речь? (О белке)

28. Хвост белке нужен не в качестве зонтика, а для гораздо более важных целей. Каких? (Хвост служит белке и рулем, и парашютом, когда она перепрыгивает с ветки на ветку)

29. Почему, когда белка плывет, она всегда держит хвост высоко поднятым над водой? (Намокший хвост, как намокшие крылья у птиц, означает почти верную гибель, ведь белка теряет возможность управлять своим полетом в прыжке)

30. Какому животному хвост служит: при плавании — рулем; когда зверек грызет дерево, то опирается на него, как на сиденье стула? (Бобру)

31. О чем предупреждает бобр своих сородичей, громко хлопая хвостом по воде? (Об опасности)

32. Почему у бобра практически голый хвост? {Этот голый хвост снабжен большим количеством кровеносных сосудов, он обеспечивает отдачу тепла в сильную жару, когда покрытому густым мехом зверьку приходится очень тяжело)

33. Как по хвосту отличить волка от собаки? (У волка хвост не очень подвижный и висит, как полено)

34. Хвостик у этого пушного зверька белый, а самый кончик — черный. Такими хвостиками украшали мантии и плащи королей. Назовите этого зверька. (Горностай)

35. Огромную роль для удержания равновесия на дереве у этой птицы играет жесткий и сильный хвост. Он испытывает такую нагрузку, что за год стирается на одну десятую часть. Назовите эту птицу. (Дятел)

36. Дятлы используют свой долотообразный клюв не только, чтобы добывать из-под коры насекомых, но и для того, чтобы... Что делать? (Дятлы — это единственные птицы, использующие клюв в качестве музыкального инструмента. Выбрав сухой сук, они долбят по нему клювом, выстукивая звонкую брачную песню)

37. Какого цвета хвост у павлина? (Коричневого. Разноцветный, яркий веер из перьев находится над хвостом)

38. Какие представители кошачьих — единственные способные при ходьбе держать хвост вертикально? (Домашние кошки. Львы, тигры, пантеры и другие дикие кошки при ходьбе опускают свои хвосты)

Викторина по сказкам

1.Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)

2.Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

3.Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)

4.Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)

5.Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

6.Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)

Назовите заглавие сказок.

1. Ах, отец, я очарован

Незнакомкой молодой.

На балах среди придворных

Не встречал красы такой.

(Золушка)

2.Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи.

(Заюшкина избушка)

3. Бабушка внученьку очень любила,

Бабушка…ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

4.Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

Меня … зовут.

(Дюймовочка)

5. А я родился странной

Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

6.Был я в море в бочке брошен

И отцом своим забыт,

Но на остров неизвестный

Был волной морской прибит.

И на острове на том теперь правит…

(Князь Гвидон)

Сказки А.С. Пушкина

1.Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)

2.Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

3.Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)

4.В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?

5. Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне…»)

6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

7.В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)

8.Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.

9. В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)

10. Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)

11.Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

12.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

13.В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)

Викторина по сказкам (doc)

Понравилась статья? Поделитесь ей