Контакты

Что мешает учителям использовать эфу на уроке. Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника




Технологические решения по защите контента и его доставки потребителю Обеспечение работоспособности ЭФУ на устройствах пользователя, консультации и поддержка Разработка качественного контента Точная реализация авторской концепции Соответствие ФГОС Соответствие критериям ЭФУ, принятым МОиН РФ Развитие ИКТ в школах Переподготовка педагогов и администрации Мониторинг качества образования,удобства использования ЭФУ, внесение изменений в ООП Нормативно-правовая база по созданию, распространению ЭФУ, обеспечение доступа Вовлечение провайдеров продуктов и услуг в работу по модернизации современного образования Выделение финансирования Учёт лучшего международного опыта в разработке и внедрения ЭФУ Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в сфере образования Муниципальные органы управления образованием; Образовательные организации Дистрибьюторы Агрегаторы Интернет-магазины Издательство 3 Для успешного внедрения ЭФУ необходимо эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений


Цели и задачи апробации 4 Цели проекта: апробировать модели использования учебников в электронной форме; определить подходы к качественному системному изменению организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях с использованием учебника в электронной форме; определить способы модернизации образовательной среды, обучение в которой строится на базе электронной формы учебников (ЭФУ) в целях реализации в образовательных организациях требований ФГОС общего образования. Основные задачи: определить учебно-методические и дидактические и иные возможности использования учебников в электронной форме; определить способы встраивания ЭФУ в деятельность участников образовательного процесса; проанализировать результаты обучения, построенного на базе ЭФУ;.


5 Участники экспериментальной работы по апробации электронной формы учебника: 62 образовательных организации 125 учителей Более 500 учащихся 1 х, 5 х и 8 х классов ЭФУ доступно и учителю, и учащимся ЭФУ успешно апробированы в образовательных организациях РФ




Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.стандартов 2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 7


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;стандартами 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;перечнем 8


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.стандартами 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;перечень 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.перечень 9


Норма обеспеченности учебными изданиями В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования. 10


Электронная форма учебника С 1 января 2015 года для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников представляется электронная форма. Учебники, должны быть в печатной и электронной формах. Электронная форма учебника представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Педагогическая экспертиза (критерии в части электронной форы учебника) структура, содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу; электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации содержащиеся в печатной форме; электронная форма учебника содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля 11


Электронная форма учебника Общественная экспертиза (критерии в части электронной форы учебника) электронная форма учебника: представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса; может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств; должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное); функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интрнет»; реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним; поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. 12


Важными элементами внедрения ЭУ является комплексность и системность подхода к проекту, а так же ориентация на всех участников образовательного процесса школы. Для упрощения можно выделить два вектора работы по проектам внедрения ЭУ: Анализ компетенций, необходимых всем участникам проекта и выбор моделей работы для школы или класса. Формирование этапов внедрения проекта ЭУ, от определения необходимых компонентов процесса (план проекта ЭУ, требования к созданию инфраструктуры и участникам, повышение квалификации, мониторинг и оценка эффективности) до сопровождения и развития проекта. 13


Базовые компетенции включают: Базовую компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ (текстовых редакторов, электронных таблиц, программ для подготовки презентаций и пр.). Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы. Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий Педагогам и библиотечным работникам Компетенции участников внедрения проекта электронных учебников 14


Библиотечные работники в рамках школьных проектов могут решать задачи дистрибуции ЭУ на компьютеры учеников, консультирования их по вопросам использования ЭУ, правилам работы с ними, сроками их работоспособности и пр. Кроме этого, к их умениям должны относиться: Владение правовыми аспектами использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании; Преобразование и представление информации в эффективном для решения; конкретных задач виде, составление собственного материала из имеющихся источников; Формирование собственного цифрового портфолио; Навыки работы в виртуальном информационном пространстве; Администрирование фондов ЭУ и работа с электронными каталогами; Использование различных приложений и программных продуктов для автоматизации своего рабочего места. Дополнительные компетенции библиотечных работников 15


В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения: Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ добавление закладок. Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами ЭУ (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр. Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами. Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ. Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде ЭУ, если она (среда) это позволяет. Разработка ресурсов для урока в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ). Помимо этого, учитель должен уметь: Планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик: 1 компьютер, поскольку ученики работают с ЭУ индивидуально на своем устройстве. Использовать системы управления учебным процессом в классе. Владеть методиками и приемами современных педагогических технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, проектный подход и пр.). 16


ИКТ-ориентированные образовательные методики Мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер». Дает возможность получать доступ к электронным учебникам ученикам на их индивидуальных персональных устройствах; Дистанционное обучение. Позволяет организовать дистанционное взаимодействие учителя и ученика при решении учебных задач; Смешанное обучение. Позволяет совместить процесс очного обучения в классе с онлайн обучением, что наиболее подходит к использованию ЭУ, включая модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает самостоятельное изучение учебного материала учениками до урока, например дома. Урок же в свою очередь становится практическим. Учитель больше времени уделяет работе с учениками, в том числе индивидуальной работе; Облачные технологии. Ученики и учителя используют различные сетевые сервисы, являющиеся частью ИОС школы. Использование облачных сервисов в школах позволяет решить задачи лицензионного ПО, организовать персональные среды учеников и учителей, а также активно организовывать совместную работу при использовании ЭУ. 17


Основные этапы внедрения проекта электронных учебников в школе определение целей, задач и содержания проекта; формирование рабочей группы по внедрению ЭУ; оценка степени готовности учителей к использованию ЭУ и новых подходов в обучении; выбор учителей, учащихся и моделей использования ЭУ; разработка организационно-методической документации проекта; комплексное решение по оснащению учебного процесса персональными устройствами, включая создание инфраструктуры внутри школы; оснащение учащихся и учителей мобильными и планшетными компьютерами с учетом их совместимости для организации совместной работы в классе; разработка плана внедрения в ближней, средней и дальней перспективе. 18


В плане внедрения обязательно предусмотреть: проведение установочного семинара с коллективом ОУ; организация обучения учителей по программам повышения квалификации по использованию ЭУ в модели обучения «1 ученик-1 компьютер»; проведение открытых мероприятий и уроков с использованием ЭУ; организация повышения квалификации учителей по программам обучения, где результатом обучения будет овладение дополнительными ИКТ компетенциями для эффективной работы с ЭУ, в соответствии с перечнем содержания компетентности педагога; организация мониторинга эффективности проекта с целью определения влияния использования ЭУ на развитие предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, ИКТ компетенции учителей; выработка итоговых рекомендаций к методике применения ЭУ в школе; подведение итогов проекта внедрения и распространение (тиражирование) опыта. 19


Условия для высокой эффективности проекта Готовность школы к внедрению инноваций, наличие у коллектива опыта; инновационной педагогической деятельности, подтверждением чего могут служить победы в национальных проектах, участие в конкурсах по использованию средств ИКТ в учебном процессе, публикации и прочее; Заинтересованность администрации школы и преподавателей в участии в проекте; Обязательное наличие основных базовых ИКТ компетенций у всех участников. 20


21 Сопровождение и развитие проектов внедрения ЭУ Использования ЭУ в образовательном процессе школы: в данном случае будет уделено особое внимание вопросам доступа к ЭУ и эффективному использованию его возможностей. Ведь внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы позволяет повысить качество использования электронно-образовательных ресурсов, сделать процесс обучения не только личностно-ориентированным, но и деятельностным. Использование ЭУ в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования ЭУ в учебном процессе, что позволяет учителям встать на новый уровень использования информационно - коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать по новому.


Внедрение ЭУ в образовательный процесс Внедрение ЭУ на базе класса, в данном случае школа выбирает один опытно-экспериментальный класс, в котором на всех предметах используются ЭУ со всеми интерактивными приложениями. Для эффективной работы в данной модели необходимо иметь команду педагогов-предметников, готовых к внедрению и использованию современных образовательных технологий, работающих в экспериментальном классе. Внедрение ЭУ на базе предмета предполагает использование электронных учебников в рамках изучения конкретного предмета в разных учебных параллелях. Для реализации данного направления необходимо определить работу школьного методического объединения учителей-предметников, которые смогут разработать и внедрять план использования ЭУ на уроках. 22


Методические ресурсы в помощь реализации проекта внедрения электронных учебников в школе: Федеральная система дистрибуции электронных учебников "Азбука" Федеральная система дистрибуции электронных учебников "Азбука" "Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ" pdf "Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ" "Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств" pdf для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств" Электронный УМК Школа Бином Электронный УМК Школа Бином Приказ 1047 от http:// Приказ 1047 от Издательство Просвещение Электронный УМК Издательство Просвещение Электронный УМК Федеральная платформа ЭФУ "Орфограф" Федеральная платформа ЭФУ "Орфограф" ЭФУ «Дрофа» ЭФУ «Вентана Граф»

, Урок с использованием электронного учебника , Конкурс «Электронный учебник на уроке» , Видеоурок

Русский язык. 1 класс (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Русский язык. 2015 год, стр. 4-5), фрагмент урока с использованием электронного учебника.

Место и роль урока в изучаемой теме “Речь устная и письменная”. 1 урок в этом разделе.

Тип урока: “Открытие нового знания”.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве общения. Используя электронную форму

Задачи урока:

  • на практическом уровне различать случаи использования устной и письменной речи;
  • познакомить учащихся со способами сохранения и передачи устной и письменной речи;
  • узнать о происхождении слов из электронного этимологического словарика;
  • провести самостоятельную работу с самопроверкой (мини-тестирование понятий: устная и письменная речь по электронному учебнику ).

Примечание . В видеосюжете сделан акцент на применение ЭФУ в образовательном процессе. Во фрагменте не представлены виды письменной работы на уроке, однако, рамках целостного урока эта работа была проведена. В рамках системно-деятельностного подхода при проведении электронного мини- тестирования была организована работа в парах и группах. Ребята распределяли роли внутри группы, осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга. Во фрагменте урока эта форма работы сокращена.

Готовясь к этому уроку, задала себе следующие вопросы: Как эффективно использовать на уроке это средство обучения и для чего оно нужно?

  • Место использования ЭФУ на уроке.
  • Считаю, что на этапе постановки задачи и подтверждения темы урока уместно использовать ЭФУ.

    На этапе закрепления и контроля в ходе мини- тестирования.

    Какое количество времени оптимально для работы с ним? На каком уровне?

    Мы не должны забывать, что в соответствии с изменёнными на 24 ноября 2015 года (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81) нормами СанПиН и вводом новых требований со 2.01.16 г. необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать5 минут . Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут. Поэтому работа с ЭФУ на уроке велась фрагментарно.

    Понимаю, что это не должно быть только украшением урока, а реально облегчить мою работу, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивироват ь и подавать его дозированно.

    Изучив предметное содержание электронного учебника, убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения. С появлением в классе интерактивной доски работа на уроке приобрела другой аспект. Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.

    Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Но, конечно же, нельзя забывать, такая фронтальная модель работы с использованием ЭФУ, только как презентацией- это односторонний подход.

    В 2015–-2016 учебном году использую в практике работы электронные формы учебников. Дети моего класса обеспечены печатными учебными изданиями и пожеланию родителей имеют ЭФУ. Т.к. мобильного класса нет, используем пока ноутбуки.

    На старте внедрения проекта я провела анкетирование среди родителей обучающихся. На родительском собрании мы обсудили вопросы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности.

    Проблемы.

    Однако, на сегодняшний день проблемы есть, технические вопросы присутствуют: нет мобильного класса, на сегодняшний день пользуем СD-диски по предметам, т.к. были определённые сложности со входом в систему, не все планшеты загружают диски, загрузили ноутбуки. Есть определённые требования.

    Устройство должно быть с экраном не меньше 10 дюйм (иначе показывает нечётко или слишком мелко)

    Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ УЧЕБНИКОВ (ЭФУ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

    Кузнецова Е. В.

    Заместитель директора по УВР МОУ

    Кузнецова Т. В.

    учитель физики и технологии МОУ

    «Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. В. Котлова»

    Залогом эффективной образовательной деятельности в информационном обществе является наличие у педагога профессиональных компетенций, позволяющих непрерывно осваивать инновационные образовательные и технологии, а также способствовать формированию у обучающихся способностей управлять своими действиями. Учитель всегда первым реагирует на происходящие в сфере образования преобразования, проявляя творческий подход в условиях непрерывно расширяющегося списка образовательных технологий, применение которых в образовательном процессе, несомненно, требует формирования новых профессиональных компетенций.

    В 2015-2016 учебном году наша школа принимает участие в апробации электронных форм учебника технологии (Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология ведения дома» 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2015). Это серьезная работа, требующая от педагога понимания реалий современного образования и умения соответствующим образом выстраивать свою педагогическую деятельность. В ходе апробации учителю необходимо сделать выводы и рекомендации по совершенствованию ЭФУ в «дневнике апробации». Необходимо фиксировать наблюдения, накапливать замечания, комментарии и предложения к каждому параграфу, главе, разделу, сделать анализ его достоинств и недостатков.

    Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя настольного или мобильного компьютера (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).

    Система «Азбука» позволяет школе выбрать наиболее удобные варианты использования электронного образовательного контента . Существует несколько вариантов его использования:

    Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Но в нашей школе есть компьютерный класс, мультимедийный проектор и часть детей имеют и могут принести на урок свои мобильные устройства. Поэтому в наших условиях мы можем в полной мере использовать вариант демонстрационного режима и частично варианты «компьютерный класс» и «Модель BYOD».

    В демонстрационном режиме учителю работать удобно, а детям труднее. Кто-то быстрее читает, пишет, выполнят задания и не имеет возможности перейти на другую страницу. Не все дети могут принести на урок планшеты. Да и сами родители пока недоверчиво, а некоторые и пассивно, относятся к ЭФУ. Планшеты и ноутбуки могут выйти из строя по множеству причин (уронили, кончилась зарядка и т.д.), что является дополнительной проблемой для учителя. Стоит еще заметить, что длительная работа с экранами планшетов не лучшим образом влияет на зрение детей.

    Была проблема в получении доступа к ЭФУ. Регистрация учеников в системе трудоемкая. При передачи ученикам ЭФУ только 5 из 17 получили лицензию и доступ к учебнику, хотя все были зарегистрированы, зачислены в группу.

    Но пользоваться ЭФУ по технологии достаточно просто, здесь не требуются специальные навыки. Материалы параграфов точно соответствуют печатному учебнику. Меньше тратится время на подготовку к уроку, придумывание новых интересных приемов подачи материала. В ЭФУ предоставлено широкое поле возможностей быстро и без особых усилий привнести в урок разнообразие, наглядность, повысить интерес к предмету. Хочется отметить наличие дополнительных возможностей, которых нет в печатном издании: информационные файлы; быстрый переход от одной главы к другой, от урока к уроку, возможность оставлять закладки, регулировать размер шрифта, увеличивать все рисунки и схемы. Для лучшего усвоения учащимися материала учебника в каждом параграфе есть мультимедийные практические и контрольно-измерительные задания, в которых ученик может произвольно манипулировать представленными фрагментами информации для достижения правильного результата (сопоставлять их, соединяя линиями; выстраивать в правильном порядке и т. п.). В них после получения информации об ошибке допускается возможность повторного выполнения задания с повторной проверкой достигнутого результата. Такие работы вызывают большой интерес у учащихся, дают возможность осуществлять самоконтроль. В конце учебника размещены и небольшие итоговые проверочные задания, что тоже очень удобно.

    Информационного материала в ЭФУ технологии пока очень мало – есть несколько интерактивных иллюстративных материалов (коллекция монет, вышивки, кулинарные блюда и др.) и всего два видеофрагмента по теме «Вышивка». А для повышения наглядности учебного материала, развития познавательного интереса учащихся, особенно сельских школ, видео- аудиоматериалы, интерактивные иллюстративные материалы, дополнительный материал из истории, рубрика «Это интересно» должны быть почти на каждом уроке. Надеемся, что в скором времени это все будет включено в ЭФУ по технологии.

    Учитель печатный учебник не использует в течение всего урока. Так же и применение ЭФУ не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем, не нарушая требований СанПина.

    Нами был проведен опрос учащихся, участвующих в апробации и их родителей по вопросу внедрения ЭФУ в образовательный процесс. По результатам опроса 93% учащихся имеют постоянный доступ к хотя бы одному устройству (компьютер, ноутбук, нетбук, планшет, ридер), 80% имеют постоянный доступ к Интернет, большинство хотят использовать ЭФУ в учебном процессе, но только 40% считают, что учиться станет интересней.

    Родители более настороженно относятся к ЭФУ. По их мнению, только 20% положительно относятся к использованию ЭФУ в образовательном процессе, 40% - отрицательно и 40% не определились ещё. 20% родителей готовы приобрести дополнительное оборудование, которое могут дети брать с собой на уроки, но у 33% детей оно уже есть.

    Можно отметить, что в целом и учащиеся, и родители, и педагоги положительно относятся к внедрению в образовательный процесс электронных форм учебников. На следующий учебный год планируем обеспечить ЭФУ по литературе, физике, биологии, географии до 40% учащихся.

    Список литературы

      «Использование интерактивного оборудования при работе с ЭФУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    Пышминцева Евгения Сергеевна
    Педагог-библиотекарь
    МБОУ «Средняя образовательная школа №7»
    г. Каменск-Уральский
    Свердловская область

    Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы

    Альтернативные методики обучения вызывают громкие споры между педагогами и родителями. Как подготовить школьника к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как учителю будет удобнее подать информацию, а ученикам - усвоить знания? Специалисты из Министерства Образования ежегодно совершенствуют школьную программу и разрабатывают новые методики.
    Отдельного внимания достойны электронные формы учебников - опрос среди представителей наиболее заинтересованных участников педагогической практики показал все преимущества и недостатки электронных учебников. Непосредственно 85% опрошенных являются действующими работниками школьных заведений, более половины из них (81%) - школьные учителя, еще 8% - директора и завучи, 1% - библиотекари, остальные участники проекта занимаются сопутствующей деятельностью. 75% наших участников - опытные педагоги в возрасте от 35 до 55 лет, также в опросе приняли участие молодые педагоги возрастом до 35 лет (9%) и пенсионеры (16%).
    Треть статистов указала среднюю информированность в вопросе внедрения и использования электронных учебников, мнение остальных разделилось - одна часть опрошенных владеет информацией лишь частично, другая показывает высокий уровень информированности.
    Примечательно, что все участники в той или иной мере ознакомлены со спецификой электронной формы учебников, 5% регулярно используют данную методику либо консультируют новичков проекта.
    К сожалению, на практике электронные формы учебников (ЭФУ) используются нечасто: лишь 8 человек из 77 подтвердили, что в их школе повсеместно используется новая форма обучения. 26 человек пояснили, что электронные учебники применяются лишь частично, и 43 человека отметили, что в их конкретной школе ЭФУ не используются вовсе. Лишь 30% признали, что используют
    электронные учебники в личной практике.

    Основным преимуществом электронных учебников педагоги отметили их универсальность - книги можно использовать как в классах, так и за пределами школы: доступность знаний стала во главу угла. Немаловажными факторами признаны улучшение ИКТ навыков учителя и ученика, повышение мотивации учеников и эффективности обучения, создание развивающей образовательной среды и обеспечение персонального подхода к каждому ученику. Все факторы вместе и по отдельности способствуют лучшему восприятию и повышению успеваемости школьников.
    Удобная навигация, интуитивно простое управление и практичное структурирование мультимедиа объектов привлекают педагогов в первую очередь. Качество художественного оформления и специальные функции «закладка» и «заметка» отошли на второй план. В целом отношение к ЭФУ вполне позитивное: 47% опрошенных высказали скорее благоприятное впечатление об электронных учебниках, 35% всецело поддерживают идею внедрения ЭФУ, и лишь 3% высказались категорически против.
    Однако вопрос внедрения электронных учебников остается открытым - именно он вызывает наибольшие опасения у педагогов. 47% опрошенных предполагают, что справятся с новой формой обучения, 34% сомневаются в своих силах, и лишь 16% уверены, что справятся с инновациями. Уровень подготовки педагогов к использованию ЭФУ колеблется от откровенно слабого до вполне уверенного - конкретного перевеса в ту или иную сторону нет, а это значит, что почти половина преподавателей не готова к внедрению электронных учебников по причине банального отсутствия навыков.
    И все же в целом отношение к электронным учебникам благожелательное. Среди участников опроса удалось выяснить даже предпочтительную форму работы с ЭФУ - 60% высказались за организацию фронтальной модели с использованием автоматического рабочего места педагога (классическая форма диалога «учитель - класс»).
    Преимущества и недостатки инноваций может показать только практика, однако уже сегодня электронные учебники сулят массу перспектив как для педагогов, так и для самих школьников.

    Источники:

    Понравилась статья? Поделитесь ей