Контакты

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Реферат: Деятельность человека и потребность в управлении Работники, занятые управлением

Принятие управленческих решений 22

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления 26

Тема 11. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления 29

Тема 12. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. 34

Тема 13. Личность менеджера 41

Тема 14 Лидерство и стиль управления 43

Тема 15. Власть и партнерство 46

Тема 16. Групповая динамика и разрешения конфликтов 48

Тема 17. Формальное и неформальное управление 54

Тема 18. Ресурсы, качество и эффективность управления 58

Тема 19 Система информационного обеспечения управления 61

Тема 20. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента 64

Тема 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Тема 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.

Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально экономическими процессами на уровне фирмы

Действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении не предпринемательскаих организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.

Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Менеджмент как научная дисциплина за сто летний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный динамичный менеджмент, в котором используются принципы, методы и инструментарий, формировавшийся в течение всего ХХ в.

Развитие управления менеджмента как науки представляло собой формирование разных подходов, которые не всегда совпадали, и поэтому позволяют рассматривать системы управления с разных сторон. Успехи в теории управления зависили от других, связанных с управлением наук, в частности математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики, философии, политологии.

Тема 3. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента

К.19в - 1920-е гг. Рыночный спрос на бол-во видов продукции был устойчив и предсказуем. Стабильность пр-ва постоянного ассортимента продукции. Контрольная модель упр-я - соблюдении стандартов и правил - текущий контроль технологических процессов, сбыта, поставок. 2.1920-70-е гг. В эк-ке - нестабильность, но будущее еще оставалось предсказуемым на основе статистических и математических моделей. Плановая модель упр-я - реализация долгосрочных и текущих планов и допускающая их корректировку с учетом изменения ситуации. 3.С 1970-х гг. - период нестабильности рын. среды – непредсказуемость хоз-ой жизни. Появление стратегического упр-я

Зарождение менеджмента как науки произошло в конце Х1Х в. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивались под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социообщественных факторов.

Классификация школ менеджмента.


Школа

Вклад в развитие науки

Выдающиеся представители

Внешняя среда

Классическая школа (школа научного управления)

Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др.

Г. Гант (1908), Ф. Тейлор 1911),Ф. и Л. Гилберт (1911),А. Файоль (1916),Дж. Муни (1931),Л. Урвик (1943) и др.

Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриальная революция, рост влияния менеджеров

Поведенческая школа (школа человеческих отношений)

Учет собственности конкретного индивидуума, мотивация труда, управление в целом и др.

Э.Мэйо(1945),П. Друкер,(1945),М. Вебер (1947),А. Маслоу (1960)

Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах

Школа управленческой науки

Исследование операций, теория игр, теория решений и др.

Н.Винер (1949),Г. Саймон (1955),Д. Мак-Грегор (1960),И. Ансоф (1965),Л. Канторович (1976) и др.

Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса

Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.)

Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения , информационные изменения и др.

Д.Томпсон (1967),П. Лоренс (1967),В. Оучи (1975), Г. Мицберг (1973),Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980) и др.

Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации

Школа научного управления . В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. В области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда- все это рассматривалось как средство совершенствование производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Школа научных отношений . Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии, Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.

Школа управленческой науки . Суть подхода- исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации.

Тема 4. Особенности российского менеджмента

В международной практике широко известны американская и японская модели менеджмента. В России до настоящего момента не было проведено систематического исследования российской модели менеджмента. Необходимо определить отличительные характеристики и использовать преимущества российского ведения бизнеса. Мощный заряд креативности российским руководителям дает та исключительно жесткая среда, в которой они работают. Как только она нормализуется, творческая жилка может ослабнуть. Хотя это может нас ожидать только в далеком будущем. Гуманитарный тип культуры дает российскому менеджеру огромные преимущества в плане гибкости, ведь ему требуется гораздо меньше специальных методик, программ и бюджетов, чтобы погрузиться в любую культурную среду. Наличие разных культур в компании он рассматривает не как неизбежное зло, а как естественное продуктивное состояние. По мнению ряда специалистов, стремление к гармонии является сущностью российской модели менеджмента. Большинство перспективных российских сотрудников представляют собой людей самореализующихся. Таким типом людей нелегко управлять нажимая лишь на материальные или карьерные рычаги. В настоящее время бизнес проецирует такие черты современного государственного управления, как отсутствие экономической стратегии и правовая незащищенность собственников. Средства массовой информации, наоборот, возможно благодаря политическому заказу, нагнетают обстановку, постоянно информируя о произошедших катастрофах и их последствиях. Неуверенность в завтрашнем дне сказывается на стиле управления: пассивным, безответственным сотрудникам нет смысла делегировать полномочия. Заменять авторитарный стиль управления на более демократичный становится неэффективно. В нашей стране личностные отношения преобладают над профессиональными. Профессиональные отношения возникают в течение длительного времени на основе установившегося доверия. Однако при неформально-дружеских отношениях довольно сложно выстроить систему. Но даже на этом уровне во многих компаниях менеджеры не научились использовать отличительные черты тех или иных сотрудников в интересах бизнеса. Возможны три российские модели менеджмента. Первая модель наиболее вероятна. Небольшая компания (с точки зрения глобальной экономики) с авторитарным лидером во главе, который является менеджером и собственником в одном лице. Подобный руководитель будет принимать решения исходя из изменений во внешней среде. При этом будут учитываться краткосрочные, субъективные цели. Вторая модель. Компания вовлечена в глобальный бизнес, при этом во главе находится авторитарный лидер, подавляющий любую инициативу. Стратегия фирме навязывается извне. Компания прямо или косвенно занимается обслуживанием вредного производства, экспорта природных ресурсов. Преобладание данной модели возможно при ухудшении позиций России на мировой арене. Третья модель – это оптимистичный вариант. Компания будет вовлечена в глобальный бизнес. Конкурентоспособность ей придает профессиональный менеджмент. Основная задача управления – дать возможность каждому сотруднику реализоваться. Дополнительную гибкость менеджерам в данном случае может придать гуманитарный склад ума, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем. Как таковой российской модели менеджмента не существует по причине того, что менеджмент в России - симбиоз европейского и азиатского методов руководства. Можно выделить основные причины отсутствия общей концепции в российском менеджменте: 1) недостаточная развитость рыночных отношений в России в сравнении с иностранными государствами; 2) существования такого явления как "откаты" для предприятий; 3) криминализация самых доходных отраслей предприятий; 4) высокие налоги и бюрократия; 5) размеры страны, а также её многонациональность и различия в территориальных законодательствах влекут за собой весомые потери, из-за которых поддержка и расширение предприятий становится такой же затратной, как создание филиалов предприятия за границей;

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте

Менеджмент как интеграционный процесс представляет собой действие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях:

  • Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

  • Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений , интуиции или научного аппарата;

  • Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

  • Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени ;

  • Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

  • Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

  • Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

  • Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

  • Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Тема 6. Внешняя и внутренняя среда организации

Внешняя среда.

Факторы внешней среды – это факторы, которые находятся вне организации и не зависят от чьей-то субъективной воли.

По степени воздействия они делятся на факторы прямого влияния (микросреда), непосредственно определяющие деятельность организации, и факторы косвенного влияния , действующие опосредованно, через факторы прямого влияния (макросреда).

К факторам прямого влияния относятся покупатели, поставщики, конкуренты и государство в его законодательной и регулирующей деятельности (схема 1).

Покупатели – важнейшее условие существования организации, т.к. только если продукция или услуга пользуются спросом можно осуществлять меры по повышению ее эффективности.

При всей самостоятельности покупателя организация располагает определенными возможностями воздействия как на общую массу покупателей, так и на отдельные группы. К таким мерам воздействия можно отнести прежде всего цены, особенно на товары первой необходимости, единства цен и качества товаров. Активно действуют все виды рекламных мероприятий: реклама, пробные продажи по сниженным ценам, выставки-продажи; очень важную роль играют льготы и стимулы для постоянных покупателей, периодические уценки, разного рода лотереи, которые привлекают покупателей возможностью бесплатно или по сниженной цене приобрести интересующий их товар. Очень важным фактором влияния является качественный сервис, систематический учет требований покупателя при обновлении производства и организации торговли, личная деятельность продавцов.

Поставщики – обеспечивают организацию необходимыми для ее деятельности товарами и услугами (производители сырья, топлива, оборудования, транспортные организации, банки, кадровые агентства, наемные работники).

Степень воздействия поставщика и складывающиеся с ним взаимоотношения зависят от многих факторов, главными из которых являются: степень монополизации поставщиком поставляемых материальных ценностей и услуг и доля поставщика в удовлетворении потребности данной организации. В том случае, когда поставщик является монополистом (в условиях России это государство при поставке электроэнергии, осуществлении железнодорожных перевозок), он диктует цену на реализуемый продукт, условия поставки и другие взаимоотношения.

Если поставщик не является монополистом, но без его продукции деятельность организации будет неэффективной (поставщик тары для фирм производящих соки, безалкогольные напитки и т.д.) преодоление монополизма достигается наличием у фирмы-производителя нескольких поставщиков, способных заменить друг друга. Во всех остальных случаях взаимоотношения между поставщиком и покупателем регулируются соотношением спроса и предложения.

Конкуренты – организации, производящие аналогичные или взаимозаменяемые товары и услуги. Понятие конкуренции включает в себя несколько явлений. Во-первых, внутриотраслевая, то есть между предприятиями, производящими определенный вид продукции (металл, уголь, хлеб, ткани). Она складывается из конкуренции внутри стратегических групп и между стратегическими группами. Стратегическая группа – это совокупность фирм, работающих в одной ценовой нише, с примерно одинаковым ассортиментом, удовлетворяющим одну группу потребностей.

Конкуренция между стратегическими группами возникает в пограничных слоях потребителей, т.е. тех, кто еще не достиг по уровню доходов ВИП-покупателей, но выше среднего дохода, а также в специфических условиях. Например, производители электротоваров «Бош» и «Электролюкс», относящиеся к разным стратегическим группам, конкурируют на тендерах, объявляемых строительными компаниями.

Помимо этого действует межотраслевая конкуренция – конкуренция разных отраслей, выпускающих товары для удовлетворения одной потребности (соки, безалкогольные напитки, бутилированная вода, пиво). И, наконец, конкурентная борьба за направление расходов покупателей (холодильник, телевизор, стиральная машина).

Взаимоотношения с конкурентами могут строиться на основе достаточно широкого спектра альтернатив: от ожесточенной конкурентной борьбы до различных временно возникающих союзов, направленных на раздел рынка, вытеснение общего конкурента, и для решения других маркетинговых задач. Особенно сложными и интересными являются взаимоотношения между конкурентами в настоящее время при возникновении виртуальных и паутинных сетей, в которых одни и те же фирмы могут выступать в одном случае как непримиримые конкуренты, а в другом случае как временно, но очень тесно сотрудничающие организации.

Государство – фактор императивный, не предполагающий инициативы и альтернативных действий со стороны организации, поскольку законы, инструкции, постановления подлежат исполнению. В микросреде государство выступает в следующих ролях:

Властная структура, в функции которой входит разработка правовой основы предпринимательства, контроль за соблюдением законодательства;

Менеджмент экономического регулирования, включающий в себя утверждение единых общих правил поведения хозяйствующих субъектов, установление дифференцированных правовых и экономических режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, использование отдельных административных актов управления;

- собственник государственного имущества , осуществляющий распоряжение и управление им (создание, ликвидация, продажа, покупка).

Внутренняя среда.

Внутренняя среда включает в себя ресурсы, структуру, коммуникации и организационную (корпоративную) культуру.

Ресурсы – это условия производства, в которые организация вкладывает денежные средства.

Можно выделить следующие виды ресурсов:

- Материальные – ресурсы, которые используются в одном производственном цикле или в течение одного календарного года (сырье, материалы, энергия, вода, инструменты и т.д.).

- Инвестиционные – средства, вложенные в те элементы производства, которые служат в течение всего производственного цикла или более года, т.е. в основные фонды (здания, сооружения, станки, оборудование).

- Информационные – вложения в получение необходимой информации (каталоги, справочники, реклама, обучение персонала и повышение его квалификации, обследования, заказываемые сторонним организациям).

- Человеческие – самый важный с точки зрения менеджмента вид ресурсов, поскольку именно он является объектом управления. Разнообразие людей безгранично, однако можно выделить некоторые признаки, подлежащие контролю при формировании коллектива: способности, склонности, потребности и ожидания, страхи, предрассудки, культурные, социальные, религиозные особенности. Влияние коллектива на личность.

В зависимости от сферы функционирования организации, размера организации, используемой технологии состав ресурсов может быть весьма различен. Точно так же будет различаться и их структура, то есть удельный вес каждого из видов ресурсов в общей их сумме.

Необходимость расчета структуры связана с тем, что для обеспечения эффективности производства следует оптимизировать расход ресурсов и начинать этот процесс следует с того вида ресурсов, который занимает наибольший удельный вес.

Тема 7. Факторы прямого и косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить многие сектора компьютерной промышленности. Многие фирмы вынуждены были искать дешевую рабочую силу в других странах.

Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров. В проведенных исследованиях при ранжировании по степени важности ряда факторов руководители фирм выделили в первую очередь: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.

Законы и государственные органы

Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между

покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Законотворчество местных органов управления. Регулирующие постановления местных органов власти также усложняют ситуацию. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий , ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системой местных установлений.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф.Друкер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в этом смысле. Так, правительство государства и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией, однако в период предвыборных кампаний граждан рассматривают как потребителей, которых нужно “купить”.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным.

Конкуренты

КОНКУРЕНТЫ - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Факторы косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики

Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

Социо-культурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы , и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.

На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным населением

Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы

Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать и международные факторы:

Изменение валютных курсов;

Политические решения стран-инвестеров;

Принимаемые решения международных картелей

Тема 8. Система менеджмента: функции и организационные структуры

1.Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

2.Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений, интуиции или научного аппарата;

3.Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

4.Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени;

5.Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

6.Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

7.Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

8.Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

9.Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Организационная структура:

Проектирование организационной структуры

Построение структуры организации определяется выбором стратегии, т.е. структура строится от стратегии. Структура обеспечивает реализацию стратегии, т.к. с течением времени стратегия меняется, следовательно, меняется и структура организации.

Структура разрабатывается сверху вниз. Вначале руководители должны разделить организацию на широкие сферы, а затем поставить конкретные задачи, поэтому последовательность следующая:


  1. деление организации на широкие блоки по горизонтали (деление по функциональным областям, что соответствует стратегии). При этом принимаются решения, какие виды деятельности выполняются линейными подразделениями и какие штабными;

  2. устанавливается разделение по вертикали и соотношение полномочий различных должностей, т.е. решается вопрос по степени реализации системы (централизованная она или децентрализованная); по норме управления и единоначалия, а также о штабных и аппаратных полномочиях;

  3. определяются особенности должностей как совокупность задач и функций, а также производится расстановка кадров по должностям;

  4. в зависимости от степени стабилизации условий работы определяется степень гибкости организации, вплоть до создания адаптивных структур.
Появившаяся в результате разработки организационная структура должна быть открытой к изменениям при изменении стратегии.

Основные элементы создания оптимальной структуры организации:


  1. исходная информация:

    1. общая характеристика организации, как объекта управления в соответствии со стратегиями;

    2. материальные связи организации;

    3. информационные связи организации;

    4. состав задач управления.

  2. определяемые параметры:

    1. число уровней управления;

    2. количество подразделений;

    3. количество подчиненных;

    4. распределение обязанностей;

    5. расстановка кадров;

    6. степень автоматизации работ;

    7. маршруты движения информации.

  3. оценочные параметры:

    1. затраты на содержание систем управления;

    2. напряженность труда в подразделениях;

    3. время обработки информации;

    4. время реагирования на различные сбои;

    5. время решения задач управления.

Тема 9. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений

Цель - идеальное или желательное состояние организации (индивида), достижение которого ориентирована на процесс управления.

Ф-ции цели: 1 Отражают философию орг-ции, концепцию ее функционирования и развития. 2 .Задают направления деятельности орг-ции. 3 .Уменьшают неопределенность, становясь ориентирами, помогают приспособиться. 4 .Концентрация на цели позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами. 5 .Цели, особенно великие, независимо от того, реальны ли они, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения.

Классификация целей : 1 .по уровням : низший уровень - объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; 2 .по источникам : на заданные из вне и сформировавшиеся внутри организации: внешние цели, которые обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в которой орг-ция функционирует; внутренние - на удовлетворение потребностей коллектива. 3 .с точки зрения комплексности : простые и сложные цели; 4 .по степени важности : стратегические и тактические: стратегические (решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (выход на международные рынки)); тактические цели (отражают отдельные этапы достижения стратегических). Бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). 5 .с учетом времени : на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). 6 .по содержанию : личные и институциональные. Личные - связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели - производственно-хозяйственной деятельности. Делятся на технологические (повышении качества товара), экономические (рост прибыльности), административные (достижение высокой дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (завоеванием рынков сбыта), научно-технические (разработка и внедрение новых образцов, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников 7 .по направленности : на конечный результат (выпуск определенного объема продукции); на осуществление той или иной деятельности (совершенствование технологии); на достижение определенного состояния объекта (приобретение работником новой профессии); 8 .по форме выражения - описываемых количественными показателями (продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе); 9 .по степени обязательности : цели-задания и цели-ориентиры. 10 .с точки зрения масштабности : глобальные, общие и частичные цели; 11 .по степени реальности : действительные и мнимые.

Процесс принятия решений

Решение – выбор одной альтернативы из нескольких.

Принятие решения – технология, необходимая для выполнения любой функции менеджмента.

Классификация управленческих решений:


  1. по источнику возникновения:

    1. инициативные;

    2. по предписанию.

  2. по способу доведения решения:

    1. устные;

    2. письменные.

  3. по субъекту принятия решения:

    1. индивидуальные;

    2. коллективные.

  4. по степени новизны:

    1. рутинные;

    2. новаторские.

  5. по наличию информации:

    1. определенные;

    2. вероятностные;

    3. неопределенные.

  6. по методу разработки решений:

    1. количественные;

    2. эвристические.

  7. по целевой направленности:

    1. одноцелевые;

    2. многоцелевые.

  8. по содержания решения:

    1. экономические;

    2. технические;

    3. социальные;

    4. организационные.

  9. по периоду действия:

    1. оперативные;

    2. долговременные.
Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель организации, для обеспечения движения ее к конечным целям. Бывают:

  • стандартные (с высокой степенью структурирования);

  • нестандартные (необычные ситуации, условия и пр.).
Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правильный.

Решения, основанные на суждениях, обусловлены знаниями, опытом, навыками.

Алгоритмическое (рациональное) решение – решение, принимаемое на основе логически взаимосвязанной последовательности операций.

Модель принятия управленческого решения.

1 – определение цели;

2 – диагностика исходных ситуаций;

3 – формирование проблемы;

5 – формулирование задачи;

6 – поиск (выборка) альтернатив решения задачи;

7а – выбор критериев;

7б – формулирование ограничений;

8 – выбор оптимального решения;

9 – композиция проблемы на основе решенных задач;

10 – разработка программы деятельности.

Этапы 3, 4 и 9 могут быть пропущены при работе модели.

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Средства управления - это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.

Методы управления - это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов Управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучал­ся многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значитель­но позже (в начале XX в.). Появление управления как вида человеческой деятельности связано с необходимостью координировать деятельность людей в процессе охоты, ведения войны, повседневной жизни. Первыми управленцами можно назвать племенных вождей. Углубление общественного разделения труда, развитие кооперации, увеличение масштабов производства усложнили процесс управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.

Слово «управление» произошло от старорусского слова «управа», т. е. способность с кем-то управляться.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники (Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента// https://online.muiv.ru/media/lib/books/osnovyi-menedzhmenta-ch1/xbook032/book/index/index.html

То есть исходя из данного определения различают естественное, техническое и социальное управление.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. Основы социального управления: Иванов, В.Н. и др.

Социальный менеджмент: Учебное пособие. Издательство: М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп.-2002 г.

· Выделяют разнообразные виды человеческой деятельности: государственная;

· хозяйственная;

· производственная;

· военная;

· социальная;

· образовательная;

· научная;

· культурная;

· предпринимательская;

· педагогическая;

· другие.

Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении

Так государственное управление – это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовую, исполнительную, судебную системы).

Управление – это древний вид человеческой деятельности. Необходимость в управлении возникла с того момента, как люди начали осуществлять коллективную деятельность, стали объединять свои силы для ведения производства.

На протяжении все жизни человек занимается разнообразными по содержанию и формам видам деятельности. На основе различий в содержании можно выделить следующие виды деятельности:

  • государственная;
  • хозяйственная;
  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • культурная;
  • педагогическая и др.

Управленческой деятельности принадлежит особое место среди этого разнообразия. Как самостоятельный вид управленческая деятельность исторически сложилась под влиянием складывающихся социально-экономических условий (способ производства, развитие технологий производства, а также содержание и характер труда), в процессе разделения труда. Известны слова К. Маркса из его труда «Капитал»:

Цитата

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Распределенная между подразделениями и отдельными исполнителями работа на предприятии, нуждается в том, чтобы кто-то координировал действия сотрудников для достижения общей цели деятельности. Таким образом, возникает потребность в отделении управленческой деятельности от исполнительной. Управление предприятием начинается с момента определения конечной цели, осуществляется при организации, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и функционировании предприятий. Целью управления является конечный желаемый результат деятельности. После определения цели она начинает «подчинять себе людей», стремящихся ее достичь, тем самым, оказывая влияние на выбор методов и средств. Однако цель управления обязательно должна быть достижимой, представлять собой конкретную форму выражения, быть для всех понятной и стабильной, т. е. она не должна меняться в процессе продвижения к ней.

Представления об управлении

Менеджмент, управление, можно рассматривать в трех ипостасях:

  1. научная дисциплина, имеющая теоретические основы (теории, принципы, методы) и впитывающая отдельные положения других наук;
  2. практика, представляющая собой совокупность видов и процедур управленческой деятельности, выполнение которых осуществляется в определённой последовательности и известных задолго до появления теоретических основ;
  3. искусство, проявляющееся в степени мастерства руководства в области управления.

Определение

Сам термин «менеджмент» английского происхождения, в переводе на русский язык интерпретируется как управлять, руководить. В научной литературе и практической деятельности понятие «менеджмент» зачастую отождествляется с понятием «управление». Однако это обстоятельство можно поставить под сомнение, т. к. научное толкование этих терминов не полностью совпадает. Приведем некоторые определения понятия «менеджмент ».

  • В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть, искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
  • «Толковый словарь русского языка» трактует «менеджмент» как искусство управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
  • В «Современном экономическом словаре» менеджмент понимается как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления.

Термин «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы (организации, предприятия и др.), где обязательными элементами выступают человек и его целенаправленная деятельность. Таким образом, здесь происходит управление взаимоотношениями людей в рамках их совместной трудовой деятельности.

С точки зрения эволюции управленческой деятельности, то менеджмент возник на заре становления капитализма, а управление является, по сути, древним видом человеческой деятельности. Человечество всегда испытывало потребность в данном виде деятельности.

Менеджмент как управление хозяйственной деятельностью может существовать только в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление же в свою очередь может быть реализовано и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, общественной деятельностью, идеологией, религиозной деятельностью).

Еще одно отличие лежит в области кадрового состава управленческой деятельности. Менеджмент представляет собой деятельность профессиональных управляющих – менеджеров, а управлением может заниматься не только профессионал, но и любой специалист, каждый человек.

Производительность управленческого труда

Потребность в управлении определяется также в рамках вопроса о производительности деятельности человека. Однако мы хотим рассмотреть не функциональный труд, а именно управленческую деятельность. Повышение эффективности управленческого труда влечет за собой повышение эффективности всей организации в целом, всей человеческой деятельности. Таким образом, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции, а именно – принятие решений и контроль за их исполнением – было поручено одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. В этой связи, можно сказать о том, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. Следовательно, при таких условиях достигается максимально эффективное использование трудовых ресурсов – субъекта и органа управления. Результат деятельности обоих звеньев:

  • в рамках государства - создание национального дохода;
  • в рамках отдельного предприятия – конкретной продукции, работ или услуг.

Вывод

Таким образом, мы можем видеть, что деятельность человека издавна нуждается в управлении, в необходимости четкого определения целей, постановки задач и отслеживания всего процесса достижения этой цели. При наличии человека, взявшего на себя функции управленца, мы, тем самым, помогаем сами себе достичь лучших результатов. Однако существует еще такая особенность, как внутренний контроль, внутреннее управление. Человек, способный следовать своему внутреннему контролю, обладает огромной силой воли и духа. Здесь речь также идет об управлении, однако это уже не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация, двигающая человека в сторону достижения поставленных целей и выполнения задач.

Управление характеризуется как функция любой организационной системы (биологические, социальные или технические), имеющей многообразный характер и существующей в самых разнообразных формах.

Потребность и необходимость управления

Потребность и необходимость управления, если применять ее по отношению деятельности человека, выражается в государственном управлении или управлении социально-экономической жизнью общества посредством разнообразных институтов власти.

Управление, потребность и необходимость в управлении, может выступать как осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они способны упорядочить и подчинить собственным интересам элементы внешней среды для достижения целей.

Условия возникновения управления

Потребность и необходимость управления вызваны условиями возникновения управления, которое возможно при наличии нескольких условий: субъект управления, объект управления, цель, достигаемая непосредственно объектом управления. Можно сказать, что общество стало испытывать потребность и необходимость управления после начала разделения труда.

Объемы и состав делегируемых полномочий находятся в зависимости от нескольких элементов: сложность управляемой системы, компетенция субъекта управления, возможность перераспределения ресурсов между субъектами и объектами управления.

Значение управления в деятельности человека

Жизнь любого человека – непрерывная цепочка его разносторонней деятельности, включая индивидуальную, коллективную, организационную, творческую, физическую, интеллектуальную и др. Данная деятельность не всегда возможно без соответствующей ее организации.

Для эффективной организации деятельности человека, прежде всего, необходимо представлять ее конечный результат и обладать навыком осуществления контроля ее хода с определенным уровнем заинтересованности. Это значит, что во всех видах деятельности человека потребность и необходимость управления существует и нужна для согласования совместных действий людей.

Чем более сложная деятельность, тем важнее становится потребность и необходимость управления. Например, когда в определенной сфере деятельности задействовано значительной количество людей, намечаются большие планы, решаются сложнейшие вопросы, появляется острая конкуренция, тогда необходимо осуществлять профессиональное управление.

Потребность и необходимость управления состоит в том, что оно помогает людям упорядочивать и подчинять своим интересам элементы общественной жизни, природы, техники для достижения собственных целей. Внедрение и осуществление управления имеет большое значение для эффективности и результативности совместных действий.

Управление потребностями

Проблема, которая имеет отношение к регулированию потребностей, может появиться в повседневной жизни любого человека и общества в целом. Особенно остро данный вопрос стоит перед людьми, которые имеют большое количество потребностей и возможностей их удовлетворения.

Потребности могут иметь долговременный и кратковременный характер, быть связаны с возможностями будущей реализации и быть экстремальными. Экстремальные потребности могут застать людей врасплох и требовать немедленного их удовлетворения. Большая часть потребностей появляется в одно время, что может поставить человека перед выбором, какую из них удовлетворить в первую очередь.

Эффективная организация деятельности, которая связана с удовлетворением соответствующих потребностей, также влияет на достижение положительного результата (например, карьерный рост, вручение диплома о высшем образовании, покупка товара, поездка в другую страну и др.).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Потребность и необходимость управления на предприятии можно характеризовать следующими чертами:

1) Использованием только одного метода управления при принятии управленческих решений,

2) Эффективная организация деятельности,

3) Согласованная совместная деятельность людей при осуществлении работы в организации (предприятии),

Под управлением принято понимать целенаправленное воздействие органа управления на субъект управления для достижения каких-либо целей.

Таким образом, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение, как минимум, трех условий:

наличие органа управления;

наличие объекта управления;

наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

Последнее предполагает делегирование объектом управления части своих полномочий органу управления. Следовательно, человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

сложности управляемой системы;

компетенции органа управления;

возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

На первый взгляд может показаться, что здесь должен присутствовать еще один фактор - возможность выделения субъектом управления части созданной стоимости для содержания объекта управления. Однако это не так.

В условиях рациональной системы управленческий труд является производительным .

Подтвердить это утверждение достаточно просто - субъект управления делегирует органу управления часть своих функций, которые он обязан выполнять при любых условиях. Следовательно, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции (с точки зрения управления, здесь речь должна идти, прежде всего, о принятии решений и контроле за их выполнением) одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. При этом предполагается, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. В этих условиях достигается наиболее эффективное использование трудовых ресурсов - как субъекта управления, так и органа управления. Результатом деятельности обоих звеньев управляемой системы является создание национального дохода (в масштабах государства) или конкретной продукции, работ или услуг (в масштабах отдельного предприятия или организации).

Разумеется, здесь возникает необходимость определения рациональности системы и обеспечения этой рациональности. К сожалению, ни одна из существовавших и существующих общественно-политических систем не позволяет сформировать максимально эффективную систему управления, с минимальным по численности аппаратом управления. Причем, это, в равной степени относится и к государственному уровню, и к уровню хозяйствующего субъекта. В процессе деятельности любого органа управления неизбежно возникают и развиваются тенденции к присвоению дополнительных функций (которые делегировать не обязательно или нерационально), непропорциональному расширению аппарата управления, к усложнению и увеличению длительности процесса принятия решений.



Поэтому главной задачей которую следует решить при создании новой системы является определение оптимального объема делегируемых функций и установление жестких критериев оценки эффективности деятельности органа управления.

При осуществлении органом управления управленческих функций используются различные принципы, методы и приемы. Естественно, что они будут отличаться в зависимости от задач, стоящих перед органом управления, сложности управляемой системы, взаимодействия между производительными силами и производственными отношениями, степенью участия государства в процессе управления отдельными хозяйствующими субъектами и т.д.. Более подробно эти принципы, методы и приемы будут рассмотрены в других главах учебника.

Понравилась статья? Поделитесь ей