Контакты

Участник закупки - оффшорная компания. Как определить оффшорная ли фирма или нет? Не является оффшорной компанией 44 фз образец

Законопроект о запрете офшорным компаниям участвовать в закупках принят в третьем чтении

Для закупки консультационных услуг могут быть установлены дополнительные требования

Официально разъяснять нормы Закона N 44-ФЗ может только Федеральное Собрание РФ

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 23.02.2015 N Д28и-305

Ключевые слова: разъяснения Закона N 44-ФЗ; Минэкономразвития России

Законопроект о запрете офшорным компаниям участвовать в закупках принят в третьем чтении

К таким компаниям будут относиться юридические лица, если они зарегистрированы в государстве или на территории, включенных в перечень, который будет утвержден в соответствие с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Документ: проект Федерального закона N 694962-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=694962-6&02)

Принят в третьем чтении Госдумой

Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок: об участниках закупок подробнее

Госзакупки: главные новости (http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2015-01-16.html): о запрете участия в закупке офшорным компаниям

Ключевые слова: офшорные компании; запрет на участие; Закон N 44-ФЗ

Для закупки консультационных услуг могут быть установлены дополнительные требования

Правительство РФ получило право с 1 июля определять дополнительные требования к участникам закупки консультационных, а также аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Данное изменение было внесено в ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Способ закупки, при котором возможно предусмотреть эти требования, не указан. Вместе с тем соответствующие изменения были внесены только в нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие проведение электронного аукциона.

В связи с отсутствием необходимого Постановления Правительства РФ остается нерешенным следующий вопрос: можно ли устанавливать такие требования не только для электронного аукциона, но и для иных способов закупок?

Аналогичное право Правительство РФ получило и в рамках осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ.

Документ: Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ

Ключевые слова: аудиторские и консультационные услуги; Закон N 44-ФЗ; Закон N 223-ФЗ.

Официально разъяснять нормы Закона N 44-ФЗ может только Федеральное Собрание РФ

Лишь такие разъяснения Закона N 44-ФЗ будут иметь юридическое значение. Данное мнение Минэкономразвития России основано на Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П.

Разъяснения, даваемые министерством, не являются официальными и общеобязательными. Они отражают позицию ведомства по вопросам применения положений Закона N 44-ФЗ.

В современных рыночных условиях достаточно устойчивыми стали такие понятия, как офшорные зоны и офшорные компании. В СМИ можно увидеть множество объявлений, в которых предлагаются услуги по регистрации предприятия на безналоговой территории или открытию счета в каком-нибудь крупном банке мира.

Определение

Офшорные компании - это юридические лица, зарегистрированные в юрисдикции, в которой отсутствует валютный контроль и применяется льготное налогообложение. Эти организации не осуществляют деятельность на территории, где стоят на учете. Владельцами таких фирм выступают нерезиденты страны. Такие организации возникают в тех странах, законодательства которых полностью либо частично освобождают предприятия, не ведущие бизнес на территории регистрации, от налогообложения. Необходимо отметить, что льготы действуют только в части работы за пределами страны, где фирма стоит на учете. Чтобы вести полноценный бизнес в любом другом государстве, необходимо заключить соответствующее соглашение. Это позволяет избежать

Офшорные компании: 44 ФЗ

13 августа 2015 года вступил в действие Закон № 227. Он внес ряд поправок в нормативный акт, регламентирующий в сфере закупок для обеспечения муниципальных и государственных нужд. С этого момента заказчики в документации устанавливают обязательное требование к участникам о том, что они не выступают как офшорные компании. Это положение, однако, не распространяется на запрос котировок, электронный аукцион и предварительный отбор. В первом и последнем случаях контроль над исполнением поправок к Закону осуществляется при заключении контракта. При электронном аукционе оператор площадки откажет в регистрации, если заявку подают офшорные компании. 44 ФЗ во всех остальных случаях обязывает комиссию заказчика устанавливать характер регистрации участника. При этом она не вправе требовать от организации, подающей заявку, подтверждения факта, что она не является офшорной компанией.

Специфика

Согласно положениям международного права, офшорные компании - это самостоятельные организации, которые осуществляют свою деятельность по законодательству стран, в которых зарегистрированы. На сегодняшний день в мире присутствует около 60 государств, нормативные акты которых предусматривают льготное налогообложение. Предприятия, зарегистрированные в таких странах, могут открывать счета в любых крупных банках в неограниченном количестве. Фактически, деятельность таких организаций никому не подотчетна. Практически во всех "безналоговых" странах ежегодная отчетность заключается в перечислении фиксированного сбора.

Назначение

Существует несколько причин, по которым бизнесмены открывают офшорные компании. Это:

  1. Сейф. Допустим, предприниматель имеет в наличии некоторые средства, которые желает положить в безопасное место. При этом ему хотелось бы иметь немедленный доступ к ним, свободно распоряжаться своими деньгами и перемещать их по миру. Кроме этого, бизнесмен стремится уйти от политической нестабильности в своей стране, облегчить свое бремя обложения. Чтобы решить все эти задачи, нужно найти банк в надежном государстве. Но открыть частный счет в зарубежной финансовой организации он не сможет, поскольку для этого необходима лицензия РФ. Кроме этого, существует вероятность раскрытия его данных. В частности в платежных документах в поле "Получатель" будет указано его имя или кредитная карта будет говорить о наличии счета за границей. Однако законодательство не запрещает открывать предприятие на свое имя и регистрировать его в "безналоговой стране". Бизнесмен будет являться директором и распоряжаться счетом компании. А о том, что он является владельцем, никто знать не будет.
  2. Участник бизнеса. При ведении необходимо оптимизировать налоги, ускорить упростить документооборот, а также защититься от фискальных служб. Офшорные компании - это модель ведения бизнеса, которая позволяет избавиться от многих проблем. Такие организации выступают в качестве посредников между местным предприятием и покупателем (продавцом) при ведении внешнеэкономической деятельности.
  3. Участник рынка ценных бумаг. В этом случае офшорная компания открывает специальный счет в отечественном банке и осуществляет работу с
  4. Продажа ОС. При импортировании, например, линии по розливу напитков можно не платить НДС и таможенный сбор. При открытии офшорной компании основные средства вносятся в качестве уставного фонда. Также можно осуществить лизинг оборудования для отечественного предприятия, проценты по нему перечислить за границу, а платежи включить в расходы.

Отечественная практика

Офшорные компании России имеют особую ценность. Она заключается в том, что появляется возможность юридически свободно перемещать капитал. В условиях тяжелого способного разрушить целые сектора экономики, именно офшорная схема позволяет достичь высокой прибыли в бизнесе. Потребность создать такую организацию возникает, как правило, у тех предпринимателей, которые получают хороший доход и хотят, чтобы он таким и оставался и не изменялся в случае нестабильности рынка или вмешательства государства. Следует сказать, что использование офшоров распространено по всему миру. Однако цели создания таких организаций различны. Что касается России, то здесь предприниматели, как выше было сказано, стараются уберечь свой капитал от налогов, неэффективной неблагоприятного инвестиционного положения в стране и высоких рисков. Это и является главной мотивацией для экспорта денежных масс за рубеж и сокрытия факта владения объектом на территории государства.

Как проверить, является ли компания офшорной?

Это можно сделать двумя способами: самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Как подтвердить, что компания не является офшорной, самому? Для этого нужно:

  1. Изучить все опубликованные сведения об интересующем предприятии.
  2. Направить запросы в разные государственные органы.

Однако этот процесс займет достаточно много времени. Кроме того, совершенно нет никаких гарантий, что на все запросы придут ответы, а выяснить некоторые факты можно только лишь при наличии нужных связей.

Помощь фирм

Что касается специалистов, то многие из тех, кто предлагает такую помощь, занимаются поиском информации достаточно давно. Это значит, что у них есть необходимые связи, опыт и знания. Такие компании могут предоставить сведения о:

  1. Величине уставного капитала интересующей фирмы.
  2. Рентабельности.
  3. Надежности.
  4. Ликвидности.
  5. Бухгалтерском балансе.
  6. Наличии связей с другими компаниями.
  7. Руководстве.
  8. Истории деятельности и так далее.

Заключение

Достоверность сведений, разумеется, будет зависеть от непосредственно самого исполнителя. Но, как практика показывает, в 90% случаев информации, которую предоставляют такие специализированные фирмы, стоит верить. Следует сказать, что самостоятельный поиск информации, как правило, ни к чему не приводит или заинтересованное лицо получает только поверхностные, несущественные сведения. Чтобы не потратить время впустую, лучше заплатить специалистам, которые предоставят ответы на все вопросы.

Компаниям, зарегистрированным в офшорах, закрыт доступ к закупкам для государственных и муниципальных нужд

Президент РФ 13 июля подписал Закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с новым законом, с 13 августа 2015 года участниками (поставщиками, подрядчиками) госзакупок не могут быть юридические лица, зарегистрированные в офшорной зоне. Мы попросили прокомментировать изменение законодательства директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Елену Викторовну Агапову.

- Владимир Путин подписал закон, запрещающий участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках. Насколько сильно повлияет это решение на рынок госзаказа? Что будет главным результатом: повышение собираемости налогов, снижение коррупции, устранение рисков, связанных с иностранными юрисдикциями?

Офшорные компании или офшорные зоны позволяют с легкостью выйти на международный финансовый и инвестиционный рынок. Законодательство многих офшорных зон построено на принципах конфиденциальности и защиты прав собственника. Компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, очень часто имеют формальных (подставных) генеральных директоров. Поэтому абсолютно стандартной является схема, когда прибыль офшорных компаний увеличивается, а прибыль российских компаний уменьшается, тем самым уменьшая налоговую базу для исчисления налогов. Кроме того, офшорные юридические лица, как правило, не являются производственными компаниями, а всего лишь оказывают консультационные, маркетинговые или информационные услуги, поэтому привлечение данных компаний в качестве подрядчиков сразу вызывает много вопросов.

Давайте вспомним, что начало деофшоризации российской экономики стартовало в 2013 году согласно поручениям Президента Российской Федерации о разработке мер, направленных на снижение участия офшорных компаний в российской экономике. Поэтому на рынок государственных закупок принятый Федеральный закон от 13.07.2015 № 227-ФЗ не должен оказать сильного влияния. И тем не менее подобная норма должна привести к повышению собираемости налогов и устранению рисков, связанных с иностранными юрисдикциями, уменьшению оттока капитала за границу и сокращению коррупционных рисков.

- Будут ли делаться исключения для каких-то видов госзакупок, например, для закупок российских загранучреждений? Не планируется ли расширение действия закона на закупки юридических лиц, регулируемые ФЗ-223?

Принятый Федеральный закон № 227-ФЗ запрещает участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках и не предполагает введение исключений для каких-либо закупок. В отличие от ФЗ-44, где прописаны требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки, в ФЗ-223 требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки не установлены. Организации, действующие по ФЗ-223, самостоятельно устанавливают требования к участникам торгов в положении о закупке и в соответствующей тендерной документации.

- Как будет исполняться закон на практике, в случае если торги проводятся в электронном виде в режиме on-line?

В ходе проведения электронных аукционов изменений не будет, а на момент аккредитации компании оператор электронной торговой площадки будет обязан проверять вновь аккредитуемые компании на соответствие участника требованию ФЗ-44. В то же время непосредственно комиссии заказчика обязаны проверять компании, которые были ранее аккредитованы и участвуют в торгах. Данные поправки в ФЗ-44 усложняют работу комиссий заказчиков и требуют дополнительного контроля за офшорными юрисдикциями.

- Насколько полным является перечень офшоров, на который будут ориентироваться тендерные комиссии? Не получится ли так, что некоторые офшоры по тем или иным причинам в него не попадут?

Регулирующим органом по утверждению перечня офшорных юрисдикций является Министерство финансов Российской Федерации, которое следит за деятельностью офшорных компаний и при необходимости вносит изменения в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

- Допустим, тендер выиграет участник, зарегистрированный не в офшоре. Сможет ли он передать субподряд офшорной компании?

Один из вариантов решения - это право заказчика устанавливать самостоятельно в документации о закупке порядок привлечения субподрядчиков по исполнению государственных и муниципальных контрактов. По решению заказчика может быть установлен запрет на привлечение офшорных компаний на субподряд, однако прямого законодательного запрета не существует.

- Если офшорная компания учредит в России дочернюю фирму, сможет ли последняя участвовать в торгах по госзаказу? Представим себе и такую ситуацию: участник, зарегистрированный не в офшоре, выигрывает тендер, подписывает госконтракт, а затем его покупает офшорная компания. Что будет в этом случае?

Подобные ситуации в настоящее время законодательно не урегулированы. Законодатель не устанавливает требования к учредителям компаний - участникам закупок по 44-ФЗ. Даже если вдруг произойдет покупка акций российской компании офшорной компанией, юрисдикция российской организации не изменится.

- Какими положениями можно дополнить закон, чтобы повысить его эффективность, уменьшить количество лазеек для любителей работать через офшоры?

Существуют различные варианты развития, по которым возможно двигаться дальше. Один из них - установление требований к участникам закупок по ФЗ-223, но делать это необходимо очень аккуратно и обязательно совместно с крупными организациями, действующими по ФЗ-223.

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2015 года, N 00012015063000082; 1 июля 2015 года, N 0001201507010036) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 3 после слов "происхождения капитала" дополнить словами ", за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания),";

2) в статье 14:

а) в части 4 слова "установлены запрет, ограничения" заменить словами "установлен запрет";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.";

3) в статье 31:

а) часть 1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) участник закупки не является офшорной компанией.";

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.";

г) дополнить частью 8.2 следующего содержания:

"8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.";

4) в части 15 статьи 34 слова "40 и 41" заменить словами "40, 41, 44 и 45";

(см. текст в предыдущей редакции)

6) статью 73 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

7) часть 11 статьи 78 после слов "подписанный контракт" дополнить словами "и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)";

8) статью 80 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

9) в статье 93:

а) в части 1:

Дополнить пунктом 44 следующего содержания:

"44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;";

Дополнить пунктом 45 следующего содержания:

"45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.";

Бизнес - штука сложная. И жестокая. В мире денег, сделок и деловых костюмов существуют сотни ловушек, грозящих предпринимателю разорением. Ярким примером таковых служит сотрудничество легальных фирм с офшорными компаниями. Почему подобное партнерство опасно, к чему конкретно оно может привести и как избежать данной проблемы? Именно эти вопросы и будут рассмотрены в данной статье.

Базовая информация.

«Офшорами » в нашей стране называют те предприятия, которые были зарегистрированы в государствах с льготным налогообложением. Например - в Кипре, Сингапуре, на Виргинских островах и т.д. Характерными чертами финансовой политики большинства подобных держав являются:

1) Минимальное количество налогов;
2) Отказ от походного налога. Иными словами -предприниматель выплачивает строго фиксированную суму в пользу бюджета офшорной страны. Вне зависимости от размеров собственного дохода.

Суть проблемы.

Казалось бы - что плохого в сотрудничестве с компанией, которая зарегистрирована в государстве со столь лояльной финансовой политикой? На первый взгляд ничего. Но если присмотреться к данному вопросу более внимательно, можно обнаружить множество «но». Во-первых - подобные фирмы так или иначе обманывают собственное государство, лишая его законных доходов. Что, естественно, вселяет подозрения.

Во-вторых - многие офшоры сохраняют полную конфиденциальность финансовых дел своих вкладчиков. То есть компании, зарегистрированные в таких странах часто имеют связь с криминалитетом и используют «грязный капитал». Проверить их честность или узнать, откуда же они взяли деньги не предоставляется возможным.

В-третьих - судится с офшорной компанией не просто сложно, а невероятно тяжело. Ведь поданный иск будет рассматриваться в другой стране. Давайте подумаем - много ли в РФ специалистов, которые хорошо разбираются в международном законодательстве и имеют опыт в подобной сфере? Конечно же - нет. Соответственно и стоимость их услуг находится на стабильно высоком уровне.

Стоит отметить, что подобные иски рассматриваются очень долго. К тому же многие из них отклоняются из-за неправильно оформленных документов. Наконец - во многих государствах действует закон, согласно которому проигравшая в суде сторона оплачивает юридические издержки (стоимость работы адвокатов и прочее).

Как определить, офшорная фирма или нет?

В случае, если вы желаете узнать интересующую вас информацию не привлекая специалистов со стороны, вам рекомендуется:

1) Изучить всю опубликованную информацию о вашем потенциальном партнере;
2) Направить запрос в различные службы государства для получения ценных данных;
3) Махнуть рукой на это дело и обратится за помощью к профессионалам.

Существует много веских аргументов, говорящих в пользу того, что самостоятельное определение «офшорности » фирмы - это глупость. Вот несколько из них:

1) Данный процесс займет много времени;
2) Никто не гарантирует, что оно не будет потрачено впустую;
3) Многие ответы можно получить лишь имея нужные знакомства и доступ туда, куда обычных граждан не пускают;
4) Сотрудничество с профессионалами выгоднее с финансовой стороны.

О каких «специалистах» идет речь и что конкретно они могут предложить предпринимателю?

Ныне существует немало интернет-фирм, чья деятельность связана с поиском информации и ее анализом. Некоторые данные они берут из открытых источников, другие же достаются им благодаря нужным знакомствам, лазейкам в законодательстве и т.д.

Что конкретно предлагают компании данного типа?

Широкий спектр информации касательной той или иной фирмы. С их помощью можно получить данные касательно ее:

1) Размера уставного капитала;
2) Благонадежности;
3) Рентабельности;
4) Ликвидности;
5) Связи с другими предприятиями;
6) Бухгалтерского баланса;
7) Истории;
8) Руководства.
И многого другого.

Насколько надежны подобные компании?

Все зависит от конкретного исполнителя. Но в 90 % случаев в данных, предоставленных ими, сомневаться не приходится.

Подводя итоги.

Определить «офшорность » той или иной компании своими силами практически невозможно. Или, по крайней мере, сложно и дорого. Но если вы твердо решили проверить своего будущего партнера, выход есть - вы можете обратится к специалистам со стороны.

Понравилась статья? Поделитесь ей