Контакты

Деятельность общественной организации без образования юридического лица. Создание общественной организации без регистрации

Общественные организации представляют собой объединения граждан, созданные на добровольной основе в соответствии с нормами действующего законодательства . Основой их формирования является общность интересов.

Цель деятельности – удовлетворение потребностей материального и духовного характера. Основным документом, регулирующим деятельность подобной организации, является устав.

Различия между общественными организациями

В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия . Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.

Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности . Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).

Некоммерческая

В отличие от НКО, как уже говорилось, в ОО есть членство, где каждый участник имеет свои права и обязанности.

Автономная

Такая организация действует автономно, самостоятельно, т. е. не имеет привязки к другим предприятиям.

Без образования юридического лица

Не все ОО имеют статус юридических лиц. Если в этом нет необходимости, образование ЮЛ не производится.

Всероссийская

Такая организация действует на территории более чем половины субъектов РФ (регионов).

Спортивная

Спортивная ОО предполагает цель – обеспечение спортивных мероприятий и формирование у населения привычки заниматься спортом.

Региональная

Организация такого плана действует на территории только одного региона. Если их количество является большим, речь идет о межрегиональной ОО.

Экологическая

Цель формирования ОО – поддержание экологической ситуации на местности в норме и разработка мер для ее улучшения.

Как составить и утвердить устав

Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию . На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.

На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты :

  • дата и место;
  • орган, который принял документ.

Требования к содержанию

В процессе разработки образца документа необходимо предусмотреть включение в него следующих данных :

  • наименование НКО;
  • место пребывания;
  • цели создания и фактической деятельности;
  • порядок участия/выбытия;
  • состав членов;
  • порядок принятия новых решений;
  • имущественные права и обязательства;
  • нюансы распределения имущества в процессе ликвидации.

Документ должен состоять из нескольких разделов . Целесообразнее всего включить в него общие положения, права и обязанности сторон, а также ответственность за определенные явления и события.

В каждом разделе следует четко прописать пункты в целях их пояснения. Это позволит избежать разногласий в ходе практического использования документа, а также предотвратить нарушения действующего законодательства и ущемление прав других участников.

Образец устава

Есть три направления НКО – общественная организация, фонд и объединение. Шаблон документа для каждой из них является практически одинаковым за исключением некоторых различий.

Общественная организация

Общественная организация представляет объединение граждан (неправительственное), инициированное на добровольной основе . Базой для его создания является общность целей и интересов.

Чаще всего при ее создании оформляется юридическое лицо, для которого также требуется составление устава. Поэтому многие данные копируются из него и дополняются с учетом пожеланий и предпочтений всех участников.

Общественный фонд

Под общественным фондом принято понимать разновидность некоммерческого фонда, который не имеет членства и создается для формирования имущества на базе добровольных взносов . Он преследует благотворительные, а также образовательные, культурные, социальные и прочие общественно полезные целевые задачи.

В уставе прописывается их перечень, а также суммы средств, которые будут приниматься фондом, и направления их расходования.

Общественное объединение

Под общественным объединением принято понимать формирование некоммерческого типа, созданное на добровольной основе, на базе инициативы граждан . В соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 30), создавать объединения и участвовать в них может каждый, но никто не может быть к этому принужден.

В уставе, как и в предыдущих случаях, указываются цели создания общественных объединений, перечень участников, права и обязанности сторон, ответственность за нарушения норм законодательства и т. д.

Порядок регистрации общественной организации представлен ниже на видео.

Оформление дополнительной отчетности

В ФЗ №402 речь идет о том, что общественные организации, а также их подразделения, которые не осуществляют коммерческую деятельность, раз в год сдают перечень документов :

  • бухгалтерский баланс;
  • бухгалтерский отчет о прибылях и убытках;
  • справка о целевом расходовании денежных средств.

Отправить отчетность нужно в региональное отделение Министерства юстиции. Остальные документы подаются по НДС, имущественному сбору (ежеквартально), НДФЛ (при осуществлении выплат в адрес физических лиц).

Договор

Чаще всего общественными организациями заключаются следующие виды соглашений :

  • оказание услуг возмездного характера;
  • пользование имущественной собственностью;
  • поставка товаров;
  • купля-продажа.

Также принято заключать комиссионные договоры, соглашения получения и хранения. Задача контрагента заключается в том, чтобы удостовериться в соответствии между текстом договора и целями организации .

Постановление

Вынесение постановления происходит на основании решения коллегиального органа управления общественного объединения. Документ является распорядительным и включает в состав два раздела .

Один из них – констатирующий, другой – распорядительный. Решение по окончании его составления должно быть подписано секретарем и представителем.

Протокол

Форма документа специального утверждения не имеет, поэтому на практике используется документ, применяемый для акционерных обществ. В связи с этим документ должен включать реквизиты :

  • место и дата;
  • инициалы и ФИО председателя;
  • повестка дня;
  • положения собраний и выступлений участников;
  • вопросы, решаемые в рамках голосования;
  • полученные результаты;
  • принятые решения.

Сначала составляется черновик. На протяжении трех дней необходимо оформить чистовик.

Письмо

Письма выступают в качестве средств коммуникации для индивидуальных предпринимателей, организаций, а также в роли инструментов оповещения о наступлении определенных событий.

Для составления документа требуется изучение сути вопроса, сбор сведений, написание, согласование, подписание руководителей. Реквизиты, содержащиеся в бланке, следующие :

  • логотип;
  • название;
  • сведения об организации;
  • дата;
  • номер регистрации;
  • адресат;
  • текстовая часть;
  • отметка о приложении;
  • сведения об исполнителе;
  • подпись.

Распоряжение

Документ издается в целях решения текущих вопросов срочного характера, связанных, например, с кадровым делопроизводством. Оформление происходит в соответствии с приказами общественной организации.

Уставной капитал

Уставной капитал – это средства, которые нужны для извлечения из деятельности прибыли. В связи с этим в НКО не может быть уставного капитала. Вместо него она использует спонсорские средства, не получая при этом финансовой выгоды. Это – имущественная база организации.

Описание устава автономной некоммерческой организации представлено ниже на видео.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

В гражданском отечественном праве традиционно признавались два вида субъектов гражданских правоотношений - физические и юридические лица. Перестройка дополнила их перечень субъектами хозяйственной деятельности без образования юридического лица.

Первыми из них стали трудовые коллективы. Закон СССР “О трудовых коллективах” предоставил коллективу предприятия право самоуправления. Трудовые коллективы получили возможность самостоятельно осуществлять деятельность от своего имени, а не от имени организации, в которой они состояли. С последней эти коллективы заключали договор аренды помещения предприятия с правом выкупа. На этом отношения бывших работодателей и трудового коллектива прекращались, поскольку трудовой коллектив преобразовывался в ТОО или другое юридическое лицо, а юридическое лицо - бывший работодатель прекращал свое существование. В этом процессе правопреемства проявлялся один важный момент. Трудовой коллектив заключал договор аренды предприятия (имущества юридического лица) с юридическим лицом еще до того как сам получал статус юридического лица. Специфика трудового коллектива заключалась в возможности быть субъектом гражданско-правовых отношений, не являясь ни физическим лицом, ни юридическим. Трудовой коллектив непосредственно мог начинать хозяйственную деятельность, при этом его участникам не требовалось проходить регистрацию. Но для дальнейшей предпринимательской деятельности этот коллектив должен был преобразоваться в хозяйственное общество, так как последующие сделки могли осуществляться уже не от имени трудового коллектива, а от имени организации, которую он представлял (или выкупал).

Примеры субъектов без образования юридического лица

Круг хозяйствующих субъектов БОЮЛ расширил Закон СССР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, которым был введен институт частных предпринимателей. Указанный нормативный акт закреплял несвойственную ранее и неизученную по природе форму хозяйственной деятельности, расширив тем самым сферу правоприменения гражданского права и сделав экономические отношения более свободными. Этот поистине революционный для нашего законодательства шаг положил основу для дальнейшего прогрессивного развития современного гражданского права.

Регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица позволяла гражданам лично, без посредства каких-либо организационных структур, участвовать в хозяйственном обороте. Новые принципы правового регулирования малого бизнеса ломали множество стереотипов командно - административной системы хозяйствования. В частности, не было необходимости в скреплении документов сделки печатью, появилась возможность прямых наличных расчетов, вместо банковских операций между юридическими лицами. Все это способствовало развитию доверия между сторонами сделок друг к другу.

Глава 55 Гражданского кодекса РФ, продолжая вышеуказанные тенденции, закрепила еще один пример деятельности коллектива граждан без образования юридического лица - договор простого товарищества. Простое товарищество формируется из смеси признаков трудового коллектива и частного предпринимательства, так как по форме он не требует образования юридического лица, а по содержанию является объединением частных предпринимателей. Такое объединение носит формальный характер, поскольку каждый из предпринимателей вправе осуществлять сделки как до объединения в простое товарищество, так и после; как в интересах товарищества, так и относительно себя, ибо правоспособность ЧП в деятельности не связанной с деятельностью простого товарищества не утрачивается. Существование негласного товарищества только подтверждает этот вывод. Граждане, выступая в интересах товарищества, в сделках фигурируют как предприниматели, а не как объединение граждан или какой-либо коллектив. Использование простого товарищества как организации при ведении общей хозяйственной деятельности каких-либо преимуществ не дает.

В этом плане Закон РФ “Об общественных объединениях” содержит пример совсем иного рода. Ст. 19 указанного Закона разрешает деятельность общественных объединений без регистрации их в качестве юридического лица, указывая, что при этом случае такое объединение не приобретает прав юридического лица. При этом такое объединение признается законом, и соответственно, из этого признания вытекает некоторая правоспособность. Такое объединение несет права и обязанности, имеет некоторые личные блага - честь, деловая репутация, право на название и др. Для реализации этих прав, такое объединение должно совершать некоторые юридические действия (например, сделки и т.п.), обладать и пользоваться имуществом. Следовательно, любое общественное объединение независимо от факта регистрации в качестве юридического лица может и должно обладать не только личными, но и имущественными правами.

Таким образом, мы видим, что заключение сделок, в принципе, допускает участие не только граждан и юридических лиц как обязательно присутствующих субъектов хозяйственной жизни, но и промежуточные их формы, например, коллективы граждан БОЮЛ. Но какие сделки могут совершать объединения БОЮЛ, а какие не могут? В законе об общественных объединениях не содержится прямого ответа, а говориться лишь, что при отказе от регистрации объединение не приобретает прав юридического лица. В таком случае возникает вопрос, что же входит в права юридического лица. Ст. 49 ГК РФ, несмотря на свое название, не раскрывает содержания понятия правоспособность юридического лица. Исходя из того, что, как указано в ч.1 данной статьи, юридическое лицо может иметь гражданские права, связанные с его уставными целями, юридические лица имеют лишь часть гражданских прав, ограниченную его целями. Граждане же обладают всем их комплексом. Поэтому юридическое лицо не может получать по отдельному закону больше прав, чем гражданин. Такая позиция может быть оправдана только в том случае, если возникает коллизия интересов индивидуумов, например, когда речь идет о сохранении тайны частной жизни. Например, гражданин, защищая свои интересы по делу, не может получить самостоятельно доказательства, связанные с получением ограниченных сведений (адрес места жительства, сведения об обмене), в то время как юридические консультации имеют право направлять адвокатские запросы. В этом случае правоспособность гражданина оказывается значительно уже правоспособности юридического лица.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Юридическое лицо и коллектив вторичен. Они создаются для обслуживания интересов граждан, а не наоборот. Командно-административная система хозяйствования всегда исходила из приоритета корпоративного начала над личностью, который еще долго будет звучать отголоском наследия тоталитарного прошлого.

Права, как известно, бывают личные и имущественные. Если мы говорим о личных правах, то должны признать, что и граждане и объединения без образования юридического лица и сами юридические лица обладают единым их комплексом. Этот вывод следует из выше установленного нами соотношения объема прав субъектов: у личности их не может быть меньше чем у юридического лица. Но есть еще и сила принуждения, принадлежащая именно коллективу. Однако, право принуждения принадлежит не всякому, а только уполномоченному юридическому лицу - органу власти. Деятельность государственных органов строится по принципу единоначалия. Следовательно, и в этих органах власть не принадлежит коллективу, то есть обществу. Власть и сила принуждения принадлежит, таким образом, не обществу, а государству в целом. Государство есть носитель закона и выразитель воли народа, делегированной ему последним. Итак, общество первично, но в силу того, что оно самоустраняется и доверяет себя государству, государство приобретает высший характер воли народа, облеченной в форму государственной власти, и, в конечном счете, оно становится первично по отношению к обществу в отношениях с личностью.К имущественным правам следует, прежде всего, отнести в соответствии со ст.18 ГК РФ право иметь и распоряжаться имуществом в целях, не составляющих предпринимательской деятельности и право вести хозяйственную деятельность.

И граждане, и их коллективы в том числе и без образования юридического лица могут иметь в собственности имуществом и им распоряжаться с тем различием, что в первом случае имущество будет личным, а в другом- коллективным. Правовой режим имущества юридического лица в этом случае может отличаться, так как юридические лица различаются по числу собственников и могут быть как унитарными, так и акционированными.Распоряжение имуществом реализуется в сделках. Исходя из принципа равенства всех экономических субъектов, мы должны признать, что все субъекты гражданского права имеют равное право на заключение различного вида хозяйственных договоров. Не должно существовать каких-либо договоров, доступных только организациям и не доступных при этом гражданам или их коллективам. Однако, практика показывает обратное. Например, заключение договоров контрактации и поставки для государственных нужд могут заключаться только при участии специальных субъектов. Такой подход в целом соответствует доктрине гражданского права, так как сфера стратегических отраслей требует особого подхода. Но любые общехозяйственные договора (купли-продажи, аренды и т.п.) могут и должны заключаться в равной мере всеми вышеперечисленными субъектами.

Если лишить простое товарищество права заключения договоров от общего имени, тогда это товарищество не может следовать своим целям. А так как оно может создаваться и для некоммерческой деятельности, то надо признать, что коммерческая деятельность не является прерогативой юридического лица. Но из этого вывода не вытекает ответ на вопрос, может ли общественная организация БОЮЛ заниматься хозяйственной деятельностью, так как она является некоммерческой. Но если организацию лишить права вести предпринимательскую деятельность, то у большинства из них не будет возможности достигать свои уставные цели в связи с отсутствием денежных средств. Согласно ст. 12 Закона РФ “Об общественных объединениях” все объединения независимо от организационно-правовой формы равны перед законом. При этом здесь имеется в виду, прежде всего, видовая характеристика формы. Ибо в ином случае будет невозможным полностью приравнять по действующему законодательству зарегистрированные и незарегистрированные объединения, так как они лишены будут права на обращение в суд, иметь свою печать и пользоваться ею и др.

Противники расширения рынка за счет новых независимых и мобильных субъектов в виде коллективов БОЮЛ могут привести много возражений, ответа на которых нет в действующем законодательстве: как, например, фиксировать доходы и уплачивать налоги. Правила ведения бухгалтерского учета на такие организации не распространяется, инструкции налоговых органов не позволяют поставить на учет такую форму объединения граждан. Мы же в этом юридическом пробеле усматриваем еще одно противоречие с законодательством, тормозящее применение нового ГК.

Таким образом, законодательство не устанавливает ограничений правоспособности коллективов БОЮЛ по сравнению с иными субъектами гражданского права, презумируя их паритетность. Однако, корреспондирующие ГК РФ нормы не разработаны. Думается, что со временем наше общество сможет преодолеть рассматриваемый психологический барьер, и не считать необходимым наличие каких-либо «бумажек» у представителей коллективов БОЮЛ для признания их права существовать, также как в свое время частные предприниматели были признаны полноправными субъектами гражданского оборота.

Примечание: Налоговым кодексом РФ впоследствии была нечетко выделена группа так называемых самозанятых граждан, не являющихся предпринимателями - частные нотариусы, главы крестьянских и фермерских хозяйств, учредивший адвокатский кабинет. Думается, что данный перечень может быть расширен за счет включения в него представителей отдельных творческих профессий - художников, артистов и т.д.

На чтение 3 мин.

Возникла необходимость создать общественную организацию для упорядочения деятельности. В ФЗ “Об общественных объединениях” сказано, что возможно создание общественных организаций без образования юридического лица. Однако, не совсем понятен порядок действий. Если при создании организации с юрлицом требуется государственная регистрация, то без образования юрлица – не требуется? Если не требуется, то нужно лишь написать Устав (нужно ли его где заверять и как убедиться, что он составлен по всем нормативам верно?) и созвать общее собрание с протоколом? Пожалуйста, поясните порядок действия.

Ответы юристов

Здравствуйте, Руслан Таболин.

Да, без образования юр лица гос. регистрация не требуется, но и прав юр лица такое объединение не имеет.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ ” Об общественных объдинениях”.(ст. 18 ФЗ “Об общ..”)

Пишете устав, на общем собрании утверждаете и избираете органы управления. Да, спротоколом.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Post Views: 556

Понравилась статья? Поделитесь ей