Контакты

Назначение и общее устройство ножевых минных тралов. История создания и развития отечественных минных тралов

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.

При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной 154

машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2 (БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).

Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис. 47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.

Рис. 48. Установка разминирования УР-77

Таблица 19

Основные технические характеристики минных тралов

Характеристики

Тип трала

Колейный, ножевой

Колейный, катково-ножевой

Оснащаемые боевые машины

Все типы средних танков

БМП-1, БМП-2

Т-55, Т-62 и их модификации

Все талы средних танков

Тип протраливаемых мин

Противотанковые противогусеничные и противоднищевые (контактные)

Ширина колей траления, мм

Скорость траления, км/ч

Время монтажа трала, экипажем, ч

Время отцепки трала экипажем, ч

Время аварийной отцепки, с

Взрывоустойчювость катковых секций от мин:

ТМ-57 в тротиловом снаряжении

ТМ-62 в снаряжении МС

Габариты трала, смонтированного на танке (БМП), мм:

В габаритах танка

длина (расстояние от носа боевой машины до передней точки трала)

Масса трала (с комплектом индивидуального ЗИП), кг

Препятствия, преодолеваемые танком (БМП) с тралом:

подъем (спуск), градусы

боевой крен, градусы

ширина рва, м

водная преграда

Рис. 49. Бронированная машина разминирования БМР-3

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 (рис. 48) предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200...500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде - до 5 км/ч.

(семидесятые-девяностые годы)

Колейный минный трал КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 является навесным оборудованием на танк и предназначен для проделывания колейных проходов в минных полях из противотанковых противогусеничных и противоднищевых мин контактного типа. Он же является основным вооружением инженерных машин разминирования БМР-2 и БМР-3.

На снимке справа: трал КМТ-7 на машине БМР-3.

Трал состоит из двух катковых секций и колейного трала КМТ-8 ножевого типа. Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями. Трал КМТ-8 здесь играет роль страховки, защищающей танк с тралом в случае, если противогусеничная мина по каким либо причинам (например, английская мина Mk 7 срабатывающая лишь при втором нажатии) не взорвалась под катком. Его действие основано на выглублении противогусеничных мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал КМТ-7 в отличие от трала КМТ-5М может использоваться на всех типах современных российских танков (Т-72, Т-80, Т-90). Для траления противопехотных мин трал не предназначен.

От автора. В некоторых сайтах указывается, что трал КМТ5 (КМТ-5М) и трал КМТ-4М могут навешиваться и на танки Т-72 и более поздние. Это не так. Углы наклона верхнего и нижнего лобовых листов у танков типа Т-62 и типа Т-72 различные и расположение крепежных платиков тоже иное. Израильтяне и американцы, чтобы иметь возможность навешивать трал КМТ-5 на свои машины, делали переходные колодки. Возможно, что это же пытались делать и у нас. Однако, проще оказалось разработать похожий на КМТ-5 трал КМТ-7, приспособленный именно для Т-72.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащается электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода. Во время траления с подходом танка к внешней границы минного поля (когда точно неизвестна внешняя граница минного поля ее границей считали момент подрыва первой мины в трале) механик-водитель выстреливает первый пиросигнал, который вонзается в землю по средней оси колейного прохода и горит ярким огнем в течение 1-2 минут. Метров через 30-40 механик выстреливает второй пиросигнал, а на внутренней границе поля третий пиросигнал. Для танков, следующих за тральщиком получается отчетливо видимый световой створ. Механик-водитель обычного танка направляет свою машину так. чтобы все три огня сливались в один и помещался в правом углу левого триплекса. При подходе к первому пиросигналу танкист направляет танк так, чтобы след левого трассировщика был виден в левом углу левого триплекса и был виден до момента исчезновения третьего огня.

В принципе допустимо движение танков по проходу, проделанному одним тралом, однако рекомендуется следом за первым тралом пускать второй со сдвигом вправо или влево на 70см. В этом случае получается практически сплошной проход шириной 5.68 метра. Непротраленный промежуток имеет ширину в 0.4 метра по оси прохода. Вероятность того, что в этом промежутке есть мина исчезающе мала, тем более, что наверняка гусеница танка никогда на эту полосу не попадет.

Трал на танке может находиться только в рабочем положении, т.е. катковые секции в транспортное положение не поднимаются. Ножевые секции (трал КМТ-8) могут находиться в транспортном или рабочем положении. Опускание ножевых секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневмосистемы. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала с опущенными ножевыми секциями танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия при достаточно малом радиусе поворота происходит разрушение ножевых секций. Для перевода ножевых секций в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. После выглубления ножей из грунта механик-водитель с помощью пневмосистемы поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. После этого танк может двигаться обычным порядком. При положении ножевых секций в транспортном положении танк с тралом может делать повороты с радиусом более 65 метров.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние и верхние бонки Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, монтаж пневмооборудования) 3.5 часа. Время навески трала силами экипажа 35-40 мин, время снятия ножевых секций 5-10 мин.

Ножевые секции трала могут находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке только пневмооборудование, кронштейны. Сами ножевые секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей. Катковые секции навешиваются на танк только перед преодолением минного поля. В район навешивания катковых секций они доставляются транспортом инженерно-саперной роты, разгружаются автокраном и раскладываются так, чтобы танк мог подъехать к ним и прицепить силами экипажа.

После преодоления минного поля, механик-водитель с помощью пиропатронов отстреливает катковые секции, переводит в транспортное положение ножевые секции, а при наличии времени, экипаж снимает за 8-10 минут ножевые секции и оставляет все это на месте, уходя выполнять свои боевые задачи. Сбор, погрузка и транспортировка тралов для последующего использования - это задача инженерно-саперной роты полка

Комплект трала состоит из двух катковых секций, двух ножевых секций, пневмооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), трассировщик, кассеты пиросигналов и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной катковой секцией 80-87см., ножевой секцией 60см. ширина непротраливаемого промежутка между катковыми секциями 1м.62см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.95см., длина (от носа танка до передней точки трала 3.45 м.

Общий вес трала 7500 кг. Вес одной катковой секции 2250 кг., вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов, ширина преодолеваемого рва 2.5 метра. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Живучесть катковой секции составляет 6 взрывов мины ТМ-57 или 2 взрыва мины ТМ-62. Это данные завода. Реально трал выдерживал по 10-15 взрывов, причем из строя выходили только сами катки, которые довольно легко заменить. Тактические расчеты показывают, что на стандартном минном поле армии США трал может встретить в колеях от 1 до 7 противотанковых мин, до 10 противопехотных фугасных мин, до 9 противопехотных мин осколочных. В непротраливаемом промежутке может остаться до 1-3 противотанковых мин и до 12-14 противопехотных фугасных мин.

Тактика преодоления минных полей предусматривает, что за каждым танком с тралом КМТ-7 следует инженерно-саперное отделение, которое с помощью удлиненных зарядов ВВ или вручную проверяет межколейное пространство и взрывает, или удаляет оставшиеся мины, уширяет проход до 6 метров, обозначает его. После этого проход пригоден для движения любой техники или людей. Танк с тралом за минным полем и остальные танки перед минным полем в это время своим огнем прикрывают работу саперов. По необходимости к прикрытию саперов подключаются мотострелки, артиллерия, минометы.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР танкового полка имеется 3 трала перевозимых на 3 машинах Урал-375(Урал- 4320) с прицепами (по одному тралу на машине). В ИСР мотострелкового полка 1 трал, перевозимый на 1 машине Урал-375(Урал- 4320) с прицепом. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей с привлечением автокрана роты. Также и обратный процесс

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1988г.
3.Сайт "Броня" (http://armour.da.ru)

Назначение

Предназначен для разведки и преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.
Трал КМТ-7 может дополнительно оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, рагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.
К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода.

Основные характеристики

Ширина протраливаемого прохода - две колеи по 0,8 м
Скорость траления - до 12 км/час
Транспортная скорость - 20…30 км/час
Общая масса - 7,5 т
Взрывоустойчивость катковой части - 10 мин ТМ-57 снаряженных тротилом и 4 мины ТМ-62
Преодолеваемые препятствия:
максимальный подъем (спуск) - 20°
боковой крен, не более - 15°
ширина рва, диаметр воронки, не более - 2,5 м
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/050052054054124050052054051.html

КМТ-8, колейный минный трал

Назначение

Предназначен для преодоления минно - взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков.

Особенности

Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и снегу.

Трал КМТ-8 состоит из следующих составных частей и комплекта:

– двух ножевых секций (левой и правой)

§ пневмосистемы

§ тралящего устройства зимнего (ТУЗ)

§ устройства траления противоднищевых мин (УТПМ)

§ ЗИП индивидуального.

Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049053057056124049048055056057.html

Колейный минный трал КМТ-8 предназначен для преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков. Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью в 93 %. В различных грунтовых условиях и снегу. Трал можно устанавливать на все современные типы танков: Т-55/62/64/72/80/90

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-72, Т-80, Т-90. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин трал может оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется, попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевается специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивает скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: правая секция трала в рабочем положении. Устройство траления противоднищевык контактных мин в виде откидной штанги здесь не показано.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневосистемы. Пневомоцилиндры опускания и поднимания секции внутри корпуса секции трала Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке пневомоборудование, кронштейны. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, элементов пневмосистемы, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 120см.

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-6. В ИСР танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Заметим, что данные об оснащении танковых и мотострелковых полков тралами относятся к Советской Армии восьмидесятых годов. В связи с переходом сегодняшней Российской Армии на систему батальон-бригада, эти данные вероятно устарели.

Краткие характеристики:
Тип трала колейный, ножевой
Ширина протраливаемого прохода (м) 2 Х 0,6
Скорость траления (км/ч) до 15
Транспортная скорость (км/ч) до 60
Гарантийный пробег (км):
Трала 1 000
Ножевой секции в рабочем положении 30
Общая масса (т) 1,2
Предельная плотность грунта при работе ножевой секции 23 удара*
Преодолеваемые препятствия:
Подъём (град) 20
Крен (град) 15
Ров (м) 2,5

ММП (многоканальный переносной) предназначен для поиска предметов (объектов) из металла, пластмасс, установленных в грунт, снег или под водой. Элемент R506.

1. Н обнаруж – 50 см

безкорпусн – 15 см

ППМ – 7 см

3. Время непрерывной работы с одним комплектом источников тока не менее 15 часов.

4. 3 режима поиска (радиоволнов, индукц, совмещенн).

5. Вес прибора (носимая часть) – 4,7 кг, комплект 9,3 кг.

6. Рабочий интервал температур от -30°С до +59°С.

7. площадь поиска – 155 м2

8. Телескопическая штанга (длина) - 800 - 1700 мм;

СОСТАВ :

1. Блок обработки сигналов

2. Соединительный кабель

3. Сплошной квадратный поисковый элемент с предохранительной резинкой

4. телескопическая штанга

6. блок источников питания

7. сумка, ремень

8. головные телефоны

Принцип работы основан на регистрации диэлектрической проницаемости и проводимости между миной и средой. Имеет схему контроля работоспособности. Настройка производится по эталону настройки.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Достать миноискатель из укладочного чемодана

Установить в блок источников 2 батареи 10РЦ83, соблюдая полярность, закрепить выводы батарей зажимами

Закрыть крышку блока и поместить его в карман сумки блока обработки сигналов

Подключить кабель питания к блоку обработки сигналов

Соединить держатель поискового элемента со штангой

Установить необходим длину и закрепить каждое колено зажимами

Установить угол наклона штанги и закрепить гайкой, фиксирующ держатель

Извлечь щуп из укладочного чемодана и собрать его

Закрепить сумку с блоком обработки сигналов на поясе оператора

Надеть головные телефоны и подключить их к блоку обработки сигналов

5.Назначение, общее устройство, ТТХ, принцип работы минных тралов КМТ-7, КМТ- 8, КМТ – 10.

КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки и преодоления проходов в минных полях с контактными минами и минами со штыревыми взрывателями и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Тралом оснащаются все современные типы танков и их модификации,

находящиеся в эксплуатации – танки: Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С.

СОСТАВ ТРАЛА

2 секции, в каждой по 4 катка, рама между катками, 2 ножевых секции (плуг), цепное устройство с корпусом танка(навесная рама), электрооборудование, пневмосистема, кассета пиросигналов, ЗИП (лебедка, ключи).

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащаться электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

Понравилась статья? Поделитесь ей