Контакты

Организация производства на предприятии -основные понятия теории организации производства -основные принципы организации и функционирования производства. Новые принципы организации современного производства Урок технологии новые принципы организации совре

Организация призв процесса осущ-ся на основе опред принципов, обеспеч. более эф-ное использование средств труда, предметов труда и собственно труда. Целью этих принципов явл выполнение плановых заданий в установленные сроки. Произв-ный процесс должен быть организован рационально. Принципы определяют эффективность произ-го процесса. Она выражается в высоком уровне производительности труда, в минимальном при прочих равных условиях уровнях себестоимости продукции и высоком её качестве.

Принцип специализации – это процесс общественного разделения труда. В промышленности он выражается в создании соотв-щих отраслей, в отраслях - предприятий, объединений, научно-технических комплексов по производству изделий. На пред-тиях – цехов, в цехах – участков, на участках – рабочих мест. Уровень специализации на пред-тии зависит от объемов производства одноименных изделий.

Принцип стандартизации – способствует повышен. уровня спец-ции. Под ст-ей понимается порядок установления и применения правил с целью упорядочения какой-либо деятельности. Стандарты применяются во всех сферах чел деятельности. Стандарт ограничивает разновидности и типы изделий одного и того же назначения, повышая тем самым объем производства одинаковых изделий и увеличивая число одноименных технологич. операций.

Принцип пропорциональности – когда все производственные подразделения пред-тия работают с одинаковой производительностью, обеспеч. выполнение произ-ной программы, предусмотренной бизнес планом в установленные сроки. Достижения пропорц-ти основывается на нормах, опред-щих количественную взаимосвязь м/у элементами произ-ва:

Нормы производительности технологич. Оборудования, нормы времени выпол-ния технологич операций, нормы запасов и расходов материальн. и энергетических ресурсов и др

Принцип непрерывности – произв-ный процесс должен организовываться таким образом, чтобы в нем отсутствовали перерывы или они былиmin-ми. В машиностроении реализация этого принципа связана с большими трудностями и достигается полностью только тогда, когда при производстве изделия все технологические операции равны или кратны по продолжительности др другу. Полностью требования данного принципа реализуются на непрерывно-поточных линиях и в автоматизированном произвдстве.

Принцип ритмичности – заключается в обеспечении выпуска в равные промежутки времени одного итого же или равномерно возрастающего количества продукции. Соблюдение ритма выпуска продукции явл гарантией выполнения произв-ной программы в установленные сроки. Ритмичность работы в основном произ-ве зависит от равномерной в соотв-ии с графиком вспомогательного и обслужив-го производств.

Принцип прямоточности – заключ. в обеспечении кратчайшего пути прохождения изд-я по всем стадиям и операциям. Он требует по возможности исключения возврата движения деталей в процессе обработки, сокращения транспортных маршрутов деталей, узлов, агрегатов. Рациональное расположение зданий и сооружений на территории предприятия и технологического оборудования в цехах и на участках в соотв-вии с ходом технологических процессов –основной способ соблюдения требований принципа прямоточности.

Принцип параллельности – заключается в том, чтобы максимально возможно осущ-ть обработку изделий одновременно, парал-но на нескольких станках.

Принцип концентрации – состоит в сосредоточении выполнений операций над технологически-однородной продукцией на отдельных рабочих местах, участках, линиях, цехах. Основанием для этого явл общность технологии изготовления, обуславливающая возможность исп-ния однотипного оборудования.

Принцип дифференциации и комбинирования – в зависимости от сложности изделия и объемов его производства производственный процесс может быть осущ-ен в каком-либо произв-ном подразделении (цехе, участке) или его можно рассредоточить по нескольким подразделениям.

Принцип автоматичности – состоит в том, чтобы в наибольшей мере освободить рабочего от затрат ручного мало производительного труда при выполнении технологической операции (используют компьютеры, робототехнику).

Принцип гибкости – заключается в необходимости обеспечить быструю переналадку технологического оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры выпускаемой продукции. Особое значение требование гибкости приобретает в условиях единичного и мелкосерийного производства. Реализация этого принципа наиболее эф-но осущ-ся на основе применения электроники и МП-ной техники.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Производство. Виды фирм

Произво́дство: В экономическом смысле - процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, - процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития. Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги. Структурированная комбинация факторов производства с целью достижения конечного продукта или услуги. Производственное предприятие также называют «производством». Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащённости и величины выработки.

Производство может быть разделено на следующие области (категории): Оборонное производство - производство средств обороны (защиты) от врагов Сельскохозяйственное производство (и его отрасли - лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.) - разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы; Промышленное производство (добывающая и обрабатывающая промышленность) - переработка сырья в пригодный для потебления человека вид;

Передача произведенного продукта от производителей к потребителям: логистика и торговля

Производство услуг (сфера услуг)

Финансовые услуги: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, культура, искусство

Фи́рма - это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.

Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организации - индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется хозяйственным обществом с единственным участником. Создатель такой фирмы - ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью. Индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им не по силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.

Товарищество В полном товариществе его участники: - занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества; - несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; - управляют деятельностью товарищества по общему согласию; - распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем (складочном) капитале товарищества (например, член товарищества, внесший при его создании 20% складочного капитала, имеет в дальнейшем право на получение и 20% чистой прибыли); - при долгах товарищества отвечают каждый в полной мере, а не пропорционально своей доле в уставном фонде.


Современное производство.

Цель: создать условия для усвоения обучающимися понятий: современное производство, технологическая культура, разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства.

Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний/нацеливание (тест на выявление недостаточности знаний)

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это

2. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

3. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

4. Причина появления профессиональной деятельности

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно – денежных отношений

В) преобразование окружающей среды

5. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

Были ли вам известны ответы на все вопросы теста? Вызывали ли некоторые из них сомнения? К концу урока мы приобретем необходимый по данной теме багаж знаний.

Записываем тему урока в тетрадь: Современное производство.

Что такое производство? Какие виды производств вам известны?

Производство - англ. production процесс создания материальных жизненных благ - продуктов (изделий, энергии и услуг), необходимых для существования и развития человеческого общества.

Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности (приведите примеры)

Производство материальных благ:

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Производство нематериальных благ:

Здравоохранение

Образование и Культура

Торговля, финансы и кредит

ЖКХ, общественное питание

Управление и планирование

Информационные услуги

Сервис, транспорт, связь….

Давайте приведем по 1 примеру специальности для каждой отрасли. Какими качествами должен обладать специалист, работающий в ней?

Какие сферы производства существуют уже на протяжении веков, а какие сравнительно «молоды»?

Какие специальности будут актуальны, когда придет ваше время совершить выбор?

В современных условиях ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Какая отрасль производства будет актуальна всегда и была актуальна? АПК. Фермерские хозяйства, опирающиеся на современные технологии производства.

Предлагаю вам провести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.), который поможет вам определиться с выбором будущей специальности.

Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре про­фессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,

из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести ти­пов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.

Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинако­вое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной про­фессиональной направленности преждевременно.

Опросник Д.Голланда

Инженер-технолог

Конструктор

Завуч по внеклассной работе

Председатель профсоюзного комите­та

Дизайнер

Чертежник

Ученый-химик

Бухгалтер

Политический деятель

Писатель

Наборщик

Редактор научного журнала

Воспитатель

Художник по керамике

Вязальщик

Санитарный врач

Нотариус

Снабженец

Переводчик художественной литера­туры

Лингвист

Статистик

Заведующий магазином

Фотограф

Психиатр

Оператор ЭВМ

Карикатурист

Садовник

Метеоролог

Командир отряда

Художник по металлу

Гидролог

Заведующий хозяйством

Инженер-электронщик

Секретарь-машинистка

Главный зоотехник

Спортивный врач

Фельетонист

Водитель троллейбуса

Медсестра

Копировщик

Директор

Архитектор

Математик

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

Председатель колхоза

Агроном-семеновод

Офтальмолог

Архивариус

Скульптор

Стенографист

Экономист

Заведующий магазином

Научный работник музея

Консультант

Корректор

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

Дипломат

Телеоператор

Археолог

Закройщик-модельер

Декоратор

Часовой мастер

Монтажник

Режиссер

Психолог

Закрепление: возвращаемся к тесту прорабатываем ответы, записываем определения.

Домашнее задание: подготовить реферат или презентацию, в которой указать + и – подходящей по результатам опросника сферы деятельности.

Спасибо за урок. Хорошего дня!

Бланк для ответов

Тип личности

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.

Укажите профессию№2

Укажите профессию№1

Укажите Ваш профессиональный тип

……………………..

Укажите профессию№5

Укажите профессию№4

Укажите профессию№3

Урок 1. Структура современного производства.

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Изучение нового материала.

Сфера профессиональной деятельности.

Цель: формирование и углубление знаний о разделение труда, специализация труда, отрасли, деятельности

Задание: основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на тест.

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно — денежных отношений

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

А) деятельность В) кооперация

Б) отрасль Г) специализация труда

— выполните тест.

За каждый правильный ответ — 1 балл

Закрепление полученных знаний

Пользуясь материалами теста, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.

2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность. Каковы функции профессиональной деятельности.

3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?

4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?

5. Заполните схему

Сферы профессиональной деятельности

6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?

7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка ответов на вопросы

Виды предприятий; структура производства ЕАО.

Цель: познакомиться с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Используя дополнительный текст, ответьте на вопросы.

1. Назовите организационные формы предприятий.

2. Как различаются предприятия по формам собственности на орудия труда?

3. заполните таблицу: Организационные

формы предприятия

Особенности предприятия

Основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на вопросы.

1. На территории области 5 районов. Назовите районы с аграрным типом хозяйства.

2. Назовите районы с промышленно — аграрным типом хозяйства.

3. От чего зависит специализация хозяйства района?

Работа самостоятельно или парах в тетради

Работа с классом, проверка

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

2. Назовите причину появления профессиональной деятельности.

3. Назовите положительные стороны разделения труда.

4. Докажите на примерах, что специализация труда прогрессивна для экономического развития.

Работа с классом, проверка

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии» любого предприятия на территории нашего района)

Дополнительный текст

Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Они являются также сферами профессиональной деятельности.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

В зависимости от юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.

Предприятие — это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Организационные формы предприятия:

Урок 2. Формы разделения труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с формами разделения труда, классификацией сфер профессиональной деятельности; узнаете, чем отличается понятия «профессия» и «специальность»

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»

Выполните тест

Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого — либо продукта — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) профессиональная деятельность Б) деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно — денежных отношений

Б) удовлетворение потребностей производителя

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) оба производства

В) нематериальное производство

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги — это

А) деятельность В) кооперация

Б) специализация труда Г) отрасль

Работа самостоятельно тетради — выполните тест.

Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ — 1 балл

Изучение нового материала.

Формы разделения труда

Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»

1. Составьте схему «Формы разделения труда»

Формы разделения труда

2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?

3. Что такое классификация?

4. Перечислите основные причины в необходимости классификации профессий.

5. Составьте схему «Способы классификации профессий»

6. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»

7. Приведите примеры профессий и специальностей.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Найдите и исправьте ошибки в таблице

Профессии

Специальности

Тракторист

Преподаватель

Литературный критик

Водитель автомобиля

Монтажник

Летчик — истребитель

Сборщик полупроводниковых приборов

Проводник вагонов международного сообщения

Продавец

Парикмахер

Учитель математики

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка выполнения работы

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии».

Дополнительный текст

В условиях НТР, под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевое разделение труда — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сх, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.)

Предметная специализация — это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и др.).

Функциональное разделение труда — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно — технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональное разделение труда — объединение работников в зависимости от профессии или специализации (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационное разделение труда — дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

Разделение и специализация труда — объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.

Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Должность — предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.

Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:

Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:

Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»

1. Назовите основные формы разделения труда.

2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:

А) наука, образование, торговля, медицина

В) токарь, бухгалтер, экономист

Г) промышленность, сх, транспорт, строительство

Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал

Е) учитель, врач, продавец

Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар

З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели

Работа самостоятельно тетради

проверка теста.

5б — 4б «3»

Изучение нового материала.

Цель: формирование и углубление знаний о предметах труда, .

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»

Предметы труда

Объекты труда

Области труда

Профессиональные качества

человек — природа

Почва, вода, лес, семена, растения, животные

человек — техника

Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами

человек — знаковая система

ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги.

человек — человек

Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское)

человек — художественный образ

Художественный образ и закономерности его создания

3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая — тип, вторая — класс, третья — отдел, четвертая — группа профессии.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы

1.Название профессии: ———

Квалификационные

признаки

Сфера профессиональной деятельности

1. Цель труда

2. Предмет труда

3. Орудия труда

4. Условия труда

5. Результаты (продукция) труда

6. Профессиональные качества

2. Формула профессии.

Работа самостоятельно в тетради

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

Дополнительный текст

Сфера — предел распространения, какого — либо действия.

Сфера профессиональной деятельности — имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.

Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:

Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:

Условия труда:

Группа профессий

Орудия труда:

Отделы профессий

Цели труда:

Классы профессий

Предметы труда:

Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий

Урок 4. Разделение труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Сферы профессиональной деятельности»

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности

2.Определите, какие профессиональные качества названы не верно:

А) Ч — природа: любовь к растениям и животным, физическая выносливость, координация движений, терпимость и настойчивость, техническое мышление, вежливость, образная память, оперативная память, наблюдательность.

Б) Ч — техника: техническое мышление, технический слух, устойчивость к монотонности, наглядно образное мышление, творческое мышление, концентрация внимания, любовь к технике.

В) Ч — человек: вежливость, честность, физическая выносливость, смелость, точность движения, художественный вкус, наблюдательность.

Г) Ч — Знаковая система: точность движения, зрительное восприятие, логическое мышление, координация движений, устойчивость к монотонности, любовь к природе, честность, любовь к людям.

3. Назовите профессию, к которой могла бы относиться данная формула: а) ТИАО

Работа самостоятельно тетради

проверка выполнения задания

Изучение нового материала.

Горизонтальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о горизонтальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. В чем заключается главный смысл разделения труда?

2. От чего зависит эффективность работы организации?

3. Назовите виды разделения труда.

4. В чем заключается сущность горизонтального разделения труда?

5. По каким признакам производится горизонтального разделения труда. Дайте характеристику этих признаков.

Тема: Новые принципы организации современного производства .

Цель: Ознакомить с путями развития современного индустриального производства

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала.

1. Рассказ темы урока.

Главная задача организации производственного процесса заключается в рациональном сочетании всего множества работ, выполняемых на рабочих местах в подразделениях и на участках предприятия. Решить эту задачу можно в том случае, если осуществлять организацию производства по строгому плану с соблюдением ряда обязательных принципов.

Принципы организации производства могут быть классифицированы на основные, которые обязательные при организации любого производственного процесса, и дополнительные, зависящие от уровня технического развития и степени взаимодействия производственной организации с внешней средой.

К основным принципам организации производства относятся: специализация, пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность и ритмичность.

Дополнительными принципами организации производства являются: автоматичность, гибкость, комплексность, надежность и экологичность.

Рассмотрим названные принципы в отдельности.

— Принцип специализации означает, что все подразделения предприятия (цехи и участки) в максимально возможной степени должны быть специализированы на выполнении отдельных работ, входящих в общий комплекс изготовления готового изделия (производства автомобиля, постройки судна, выпечки хлебобулочной продукции и т. д.).

— Принцип пропорциональности требует, чтобы все подразделения предприятия и участки цеха по своей пропускной способности (мощности) были равны или пропорциональны друг другу.
Пропорциональность в организации производства предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции. Степень пропорциональности производства может быть охарактеризована величиной отклонения пропускной способности (мощности) каждого технологического передела от запланированной величины выпуска продукции.

Пропорциональность производства исключает перегрузку одних paбочих мест, то есть возникновение узких мест, и недоиспользование мощностей в других звеньях и является предпосылкой равномерной работы предприятия, то есть обеспечивает бесперебойный ход производства.

Фундаментом соблюдения пропорциональности является правильное проектирование предприятия, оптимальное сочетание основных и вспомогательных производственных звеньев. Однако при современных темпах обновления производства, быстрой сменяемости номенклатуры производимой продукции и сложной кооперации производственных звеньев задача поддержания пропорциональности производства становится постоянной. С изменением производства меняются взаимоотношения между производственными звеньями, загрузка отдельных переделов. Перевооружение определенных подразделений производства изменяет установившиеся пропорции в производстве и требует повышения мощности смежных участков.

III. Итог урока

1. Закрепление темы урока.

Понравилась статья? Поделитесь ей