Контакты

Кадровый аудит своими силами: пошаговая инструкция для кадрового специалиста. Кадровый клуб "кадры в порядке" Понятие чек-листа для внутреннего аудита

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ы по направлениям деятельности факультета Чеклист Область Качество кадрового обеспечения факультета Соответствует ли процент остепененности преподавателей по ставкам факультета требованиям ФГОС? Соответствует ли процент остепененности преподавателей по физическим лицам факультета требованиям ФГОС? Соответствует ли процент докторов наук требованиям ФГОС? Имеется ли кадровый резерв на должность декана факультета? Имеются ли преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений? Соответствует ли количество преподавателей, работающих на штатной основе нормативным требованиям?

2 Область Качество учебного процесса на факультете Осуществляется ли анализ качества обучения на Ученых, Методических советах факультета? Каковы основные решения? Соответствует ли средний балл промежуточной аттестации студентов требованиям вуза? (Указать результаты промежуточной аттестации по курсам за отчетный период) Соответствует ли средний балл ИГА интернов и ординаторов требованиям вуза? Какова динамика результатов ИГА за отчетный период? Каковы результаты первичной аккредитации специалистов? (при проведении) Проводилась ли на факультете процедура внешней оценки качества образования? Каковы основные результаты? Ведется ли работа с неуспевающими обучающимися?

3 Область Качество учебнометодической работы факультета 1 % обеспеченности рабочими программами дисциплин/программами практик Обеспечен ли образовательный процесс материалами промежуточного и итогового контроля в полном объеме (ФОС)? Соответствует ли обеспеченность основной и дополнительной литературой на факультете ФГОС? (показатель, %) Имеется ли методическое обеспечение: симуляционное обучение? электронное обучение, обучение с применением дистанционных технологий? Осуществляется ли контроль методического обеспечения на факультете? В случае выполнения курсовых работ, выпускник квалификационных работ, соответствует тематика КР, ВКР профилю ОП? (90%)

4 Область Качество воспитательной работы на факультете Имеется ли в полном объеме документация, регламентирующая процесс воспитательной работы на факультете? Осуществляется ли планирование воспитательной работы на факультете? Осуществляется ли анализ воспитательной работы на факультете? Представляются ли вопросы по воспитательной работе на Ученом и Методическом Советах факультета? Осуществляется ли информирование обучающихся факультета о мероприятиях, формах и видах воспитательной работы на факультете? Какие свидетельства? Выполняют ли преподаватели факультета функции кураторов академических групп? Участвуют ли обучающиеся факультета: а) в НИРС? Б) в олимпиадах различного уровня?? В) в реализации воспитательных программ? Г) в работе спортивных секций, клубов, объединений, студий и т.п.? д) в воспитательных мероприятиях Имеются ли обучающиеся, нуждающиеся в общежитиях? Осуществляется ли анализ качества воспитательной работы и мониторинг принятых решений? Осуществляется ли процесс профориентации на факультете? Среди абитуриентов и среди выпускников на программы послевузовского обрия? Каковы результаты мониторинга удовлетворенности качеством внеучебной деятельности со стороны обучающихся?

5 Область Качество научноисследовательской деятельности 7. Имеются ли заявки на гранты, реализованные на факультете? Реализуются ли на факультете международные научные проекты? Имеются ли патенты на изобретения, полученные сотрудниками кафедр, реализующих ОП на факультете? Принимают ли обучающиеся участие в конкурсе на лучшую научную работу? Участвуют ли обучающиеся в научных мероприятиях: конференциях, форумах, симпозиумах и т.д.? (публикации и выступления с докладами) Осуществляется ли на факультете контроль и мониторинг результатов научноисследовательской деятельности? Каковы результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством научноисследовательской деятельности?

6 Область Качество международной деятельности и мобильность обучающихся факультета. Сотрудничество с российскими и зарубежными вузами, организациями, учреждениями, предприятиями Имеется ли документационное подтверждение осуществление международных общественнозначимых проектов на факультете? Проходят ли преподаватели факультета зарубежные стажировки? Осуществляется ли грантовая поддержка международной деятельности? Осуществляется ли международный обмен студентами? Участвуют ли преподаватели и студенты факультета в конференциях и семинарах международного уровня? Проходят ли обучение на факультете иностранные студенты?

7 Область Контингент обучающихся и выпускников факультета Выполняется ли план по приему абитуриентов на факультете, в том числе на места с полным возмещением затрат? Ведется ли учет движения контингента? Основные причины отчисления обучающихся:

8 Область Качество материальнотехнических и библиотечнонформационных ресурсов Соответствуют ли библиотечноинформационные ресурсы требованиям ФГОС? Соответствует ли обеспеченность электронными библиотечными ресурсами требованиям ФГОС? Осуществляется ли контроль материальнотехнического обеспечения образовательного процесса на факультете?

9 Область Качество организационноуправленческой деятельности, СМК Имеется ли утвержденный проректором по УВР план работы факультета? Учитываются ли цели в области качества при планировании деятельности факультета? Соответствует ли документооборот факультета требованиям вуза? Имеются ли планы, протоколы заседаний и положение об Ученом и Методическом совете факультета? Соответствует ли деятельность Ученого Совета положению об Ученом Совете факультета? Имеются ли утвержденные цели в области качества? Имеется ли утвержденный перечень записей по качеству? Имеется ли утвержденный проректором по УВР отчет о работе факультета? Осуществляется ли мониторинг удовлетворенности потребителей? Анализируются ли его результаты? Осуществляется ли мониторинг результативности образовательного процесса? Анализируются ли его результаты? Разработан ли план КД/ПД на факультете на основании отчета ГАК? Мониторинга результативности процессов? Мониторинга удовлетворенности потребителей?

10 1 Отслеживается ли выполнение планов на факультете? (план работы факультета цели в области качества комплексная программа развития факультета план КД/ПД)


Чек-лист для проверки процесса и/или подразделения на соответствие МС ИСО 9001:2008 Объект проверки: Реализация ООП СПО/ВПО Место проверки: Кафедра Пункты МС ИСО 9001:2008: 4.2.3, 4.2.4, 5.4, 6.1, 6.2,

Приложение к приказу от 3.08.08 6.3.08.8.03 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе 0 г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по образовательным программам среднего профессионального образования

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. Настоящее Положение определяет общие принципы магистерской подготовки в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский

Положение об индивидуальном плане работы преподавателя 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение является нормативным документом, устанавливающим правила составления индивидуального плана работы преподавателя

Удовлетворённые требования потребителей Требования потребителей Процессная модель Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ПРИНЯТО на заседании Ученого Совета протокол 7 от 27 февраля 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Ректор ОЧУ ВО АСПИ

Www.vsu.ru П ВГУ 1.0.01 2019 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») П О Л О Ж

Показатели качества основных видов деятельности РГУ имени С.А. Есенина (утверждено на заседании Совета по качеству: протокол 5 от 06.04.2011 г.) Сокращения: ГАК государственная аттестационная комиссия

Приложение 1 к распоряжению проректора по учебно-методической работе от Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

СТО Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный

Кафедра ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ КАФЕДРЫ за период 20 г. - 20 г. Согласовано: Проректор по УВР, / А.С. Оправин / 20 г. Проректор по НИР, / С.И. Малявская / 20 г. И.о.проректора по лечебной работе и последипломному

Положение Проект о студенческом научном обществе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Студенческое научное общество (СНО) Горно-Алтайского государственного - общественная организация, объединяющая на добровольных началах

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по образовательным программам высшего образования на 0 / 0 учебный год Приложение к приказу от 3.08.07 5-У УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе Е.Н.

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Департамента образования области от 11.08.2015 2247 (приложение 2) Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников

Министерство культуры Омской области бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» (БПОУ «ОмКБИТ») ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМ ИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДЗЕРЖИНСКИЙ

Рассмотрено и принято Ученым Советом НУОВППО «ТМУ» (протокол 1от 27.09.2012 года) «Утверждаю» Ректор НУОВППО «ТМУ» профессор Соколов В.М. ПОЛОЖЕНИЕ о факультете Среднего профессионального образования Негосударственного

Утверждено на Учёном Совете Протокол 1 от 31.08.2018 Декан (Л.В.Селькина) План работы педагогики и методики начального образования на 2018-2019 уч. год Содержание деятельности Мероприятия Сроки ый Раздел

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный

КАРТА KPI ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА (2017-2018 учебный год) Общие сведения о факультете Число кафедр: Число кафедр с остепененностью ниже %: Контингент обучающихся по уровням образования: бакалавриат магистратура

Приложение 3 ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.7. Содействие развитию материально-технической базы структурных подразделений факультета. 2.8. Руководство деятельностью факультета по вопросам, связанным с охраной труда. 3. Функции 3.1. В области реализации

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. ПРОЦЕССЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА... 4 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ЗАПИСЕЙ И ДАННЫХ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

Приложение 3 к Положению об официальном сайте учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» Перечень подразделений и должностных лиц, ответственных за обязательное предоставление

Приложение 10 к Положению об оплате труда работников ПИУВ Целевые показатели деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Пензенский

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» УТВЕРЖДАЮ

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» КНИГА ПРОЦЕССОВ Орел 2014 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. КАРТА ПРОЦЕССОВ

1 предоставляемых услуг и эффективностью деятельности руководителя структурных подразделений: информационное и мониторинговое сопровождение со стороны административно-правового управления и управления

Положение о системе менеджмента качества образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет

Министерство и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего Самарский государственный технический университет УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого cовета 30

1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о внутривузовской системе контроля качества образования в ВГПУ (далее Положение) разработано на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании

1 - - 2-1.5. Типовое положение о, изменения и дополнения к нему принимаются на Ученом совете ВолгГМУ и утверждается ректором. 1.6. Фармацевтический факультет реализует Федеральный государственный образовательный

2 углубление теоретических и практических знаний на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии; совершенствование форм, методов и средств обучения; распространение и освоение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Приложение 1 к приказу РГУ имени С.А.Есенина от 18.02.2016 19 -од Распределение ответственности структурных подразделений и персональной ответственности профильных проректоров за соблюдение требований

2 Содержание 1 Область применения... 4 2 Цель... 4 3 Общие положения... 4 4 Функции 7 5 Регламент работы и оформление решений ученого совета... 9 6 Права... 9 7 Улучшение положения... 10 3 1 Область применения

I. Общие положения 1. Настоящее положение регламентирует процедуру проведения мониторинга качества образования (далее - мониторинг) в ГБОУ СПО «Пермский краевой колледж искусств и культуры» (далее Колледж).

Утверждаю: Ректор Д.П. Ануфриев Рассмотрено на Ученом совете АИСИ протокол от 2015г. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования Направление подготовки (специальность) (указывается

Принято Утверждено на заседании Педагогического совета приказом директора протокол от 2013 года ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша» от 2013 года Директор Б.М. Балоян 2013 г ПОЛОЖЕНИЕ о кафедре общепрофессиональных

УТВЕРЖДАЮ Ректор Университета управления «ТИСБИ» Л.Н. Нугуманова 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о выпускающей кафедре Казань Должность ФИО Подпись Разработал Проректор по качеству Савушкин М.В. Проверил Начальник юридического

Приложение 6 к приказу от 31.08.2018 26.31.08.18.03 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе И.О. Фамилия 20 г. О РАБОТЕ КАФЕДРЫ за 20 / 20 учебный год Кафедра СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПЛАНУ Объем поручений

Чек-лист для проверки готовности факультета к процедуре государственной аккредитации Объект проверки: подготовка факультета Предмет проверки: уровень готовности факультета (деканата) к госаккредитации,

1 Отчет о самообследовании программы высшего образования по направлению 010300.62 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», реализуемого в федеральном государственном образовательном

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) П Р И К А 3 «-/(f» штл- 201/г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА Утверждено на заседании Ученого совета факультета 14 января 2014 г., протокол 1 ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ») УТВЕРЖДЕНО ученым советом университета

УТВЕРЖДЕНО: Приказ Министерства и науки Донецкой Народной Республики _412_ от «_20_» 08 2015г.. Нормы времени для планирования и учета объема учебной работы педагогических и научно-педагогических работников

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт экономики, политики и права» (НЧОУ ВО «МИЭПП») «Moscow Institute of Economics, Politics and Law» («MIEPL»)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ) Положение о порядке действий «УТВЕРЖДАЮ» Ректор

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Департамента образования области от 11.08.2015 2247 (приложение 9) Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников

Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников по должностям: «преподаватель» (ОО СПО), «мастер производственного обучения», «преподаватель-организатор

П Е Р Е Ч Е Н Ь показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников для установления стимулирующих выплат за качество выполняемых работ, интенсивность и высокие результаты работы

1 СЕКЦИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ) 4 Новые тренды на рынке труда и социологическое образование Образцов И.В., д.с.н., проф. кафедры социологии МГЛУ (Москва). Тема доклада: «Кому учить "Социолога 2.0": требования

Содержание 1. Общие положения... 3 2. Порядок проведения конкурса... 4 3. Оценочные показатели деятельности факультетов-участников конкурса... 4 4. Периодичность и сроки проведения конкурса... 5 5. Информационная

Положение о руководителе Первый проректор по учебной и методической работе Н.М. Розина Руководитель Руководитель осуществляет общее руководство научным и методическим содержанием в соответствии с современными

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки» Принято Ученым

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМК СКГУ им. М. КОЗЫБАЕВА ПО ИТОГАМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Доклад директора ДСКИ Погребицкой М.В. на ректорате, состоявшемся 13 марта 2017 г. Этапы развития СМК вуза 2005

СМК-Н 03.ОД.09 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный горный университет Нормы 03. Образовательная

2. Разработаны различные формы раздаточного материала. 3. Заместитель декана принял участие в пяти информационных десантах. 4. Разработано три положения олимпиад и конкурсов для потенциальных абитуриентов.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор филиала О.А. Минаева 10 апреля 2018 г. ОТЧЕТ о результатах самообследования программы подготовки

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» Педагогический институт им. В.Г. Белинского Факультет педагогики,

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.2000 1965 Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения (с изменениями и дополнениями приказа Министерства

ОТЧЕТ о результатах самообследования по образовательной программе 38.03.03 (080400.62) «Управление персоналом» профиль «Управление персоналом организации» В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский промышленно-гуманитарный

1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Порядка организации и осуществления

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Н и

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы» Утверждено Решением Ученого Совета Введено

1.Анализ и оценка контингента обучающихся, принятых на обучение в текущем году В 2016 году по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис Министерство Образования и науки РФ не выделило места для обучения

2 1.1. направлениям подготовки и специальностям высшего образования. 1.2. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением Филиала, обеспечивающим преподавание дисциплины или группы

Скаковская Людмила Николаевна Проректор по учебно-воспитательной работе Распоряжение Рособрнадзора от 30.01.2014 г. 123-06 «О проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ,

Версия: 3.0 Страница 1 из 6 1.4 Работники кафедры ТПТИ непосредственно подчиняются заведующему кафедрой. 1.5 Кафедра ТПТИ возглавляется заведующим кафедрой, который принимается на работу по трудовому договору

Настоящее Положение о кафедре «Финансы и кредит» Автономной некоммерческой организации «Образовательной организации высшего образования «Университет экономики и управления» (далее - Университет) разработано

Аудит… У бухгалтеров и сотрудников финансовых подразделений эта тема вызывает чувство легкого беспокойства, а на людей творческих профессий она наводит откровенную скуку. А ведь для каждого менеджера очень важно знать, что на самом деле происходит на вверенном ему участке работы. Кроме того, если подойти к этому вопросу «с душой», то место скуки займет искренняя заинтересованность.

Представим себе объемную фигуру, например, куб. Разделив его вертикальными и горизонтальными плоскостями на некое количество ячеек, получим n равных кубиков. Разместив в вершинах куба шарниры, мы сможем, сохраняя на одном месте основание, наклонять его в вертикальной плоскости - влево/вправо или вперед/назад. Мы получили гибкую структуру, которая при всех изменениях сохраняет все основные параметры: высоту, ширину, глубину (рис. 1 ).

Рис. 1. Иллюстрация гибкости матричных структур

Матричную структуру холдинга «Атлант-М» можно уподобить такому подвижному кубу: в ней есть отделения - коммерческие и бюджетные (в нашей компании отделение - это самостоятельная балансовая единица).

К основным функциям бюджетных отделений (например, отделение управления персоналом , отделение развития бизнеса ) относятся разработка, внедрение и контроль исполнения управленческих решений, политик, регламентов, процедур и т. п. Именно эти подразделения создают каркас «куба», их деятельность обеспечивает прочность всей конструкции, поскольку они:

    описывают накопленный опыт; оптимизируют действующие бизнес-процессы;

    транслируют лучшие практики в другие отделения;

    организуют работу новых предприятий;

    оптимизируют бизнес-процессы с помощью ERP-системы и контролируют деятельность коммерческих отделений.

Составляющими «куба» нашей компании являются коммерческие отделения - отдельные автоцентры. Под давлением внешних воздействий его оси могут смещаться, адаптируясь к происходящим событиям (например, к мировому финансовому кризису). Созданная и оберегаемая бюджетными отделениями система управления не дает всей конструкции холдинга рассыпаться под влиянием «смещений» на отдельные кубики. К таким инструментам, с помощью которых поддерживается целостность системы, относятся аудиты.

Аудит позволяет решать следующие задачи:

    проводить мониторинг деятельности отделений по всем бизнес-процессам;

    собирать информацию о зонах деятельности, которые могут быть оптимизированы;

    анализировать эффективность внедрения инноваций на местах;

    проводить бенчмаркинговые исследования успешности деятельности отделений, работающих на разных рынках с различными марками автомобилей.

Аудиты проводятся по каждому бизнес-процессу (на основании соответствующих Положений) с помощью чек-листа (check-list - контрольный список, перечень вопросов, план проверки), где последовательно описано, какие процессы и операции являются обязательными для конкретного отделения. Чек-лист выполнен в виде таблицы с показателями (файл программы Excel с несколькими «листами» - рис. 2, 3 ).


Рис. 2. Общий вид чек-листа


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 3. Вид отдельного листа

Технологию аудитов в управленческую практику нашей компании внедрили сотрудники отделения развития бизнеса. Здесь работают наши лучшие специалисты - асы в сбыте автомобилей и запасных частей, сервисном и гарантийном обслуживании, диспозиции и логистике, финансах. Замечу, что у нас рабочие группы постоянно используются для решения новых задач или создания новых технологий. В группу, которая разрабатывала методологию проведения аудита, вошли специалисты по персоналу из Минска, Москвы и Киева (8–10 человек, состав менялся в зависимости от этапа работы). Подготовка проводилась на специально созданной виртуальной площадке, с помощью интернета.

На начальном этапе были собраны инициативы участников группы - предложения относительно процедуры проведения проверок и предложения по содержанию чек-листа. Эту информацию консолидировали, структурировали и представили участникам группы для изучения и корректировки. Всего в процессе разработки методик было проведено несколько таких итераций.

При разработке чек-листа мы стремились:

    Минимизировать время, требующееся для его заполнения.

    Использовать важные и измеримые(!) критерии, не перегружать его излишней детализацией.

Для проверки работоспособности чек-листов перед началом проведения плановых аудитов было реализовано несколько пилотных проектов.

Какую пользу нам приносят данные аудитов?

    Сотрудники подразделений с высокой интегральной оценкой деятельности по итогам года получают бонус. (Интегральная оценка равна сумме оценок аудитов по функциям основных и сквозных (поддерживающих) бизнес-процессов, имеющих определенный вес.)

    По результатам отчета по аудиту каждое отделение получает план мероприятий, которые помогут оптимизировать его работу.

Уделяя много внимания основным бизнес-процессам, мы не забываем о бюджетных отделениях (финансы, информационные технологии, маркетинг, управление персоналом), регулярно совершенствуем их деятельность.

Систему управления персоналом в «Атлант-М» схематически можно представить в виде звезды, имеющей пять основных лучей - направлений деятельности (рис. 4 ): подбор и использование человеческих ресурсов; развитие; оценка; мотивация; безопасность.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 4. Схема управления персоналом в холдинге «Атлант-М»

* «Кадровый балласт» - дезадаптированные сотрудники, систематически допускающие серьезные промахи и ошибки в работе; люди с низкой мотивацией, длительное время недостаточно эффективно выполняющие свои функции; не желающие или не способные к обучению/перепрофилированию своей деятельности. Если руководитель считает их дальнейшую работу нецелесообразной, он начинает либо процедуру увольнения, либо (если это целесообразно) передает списки таких сотрудников отделу управления персоналом для переподготовки.

Молодым руководителям и специалистам, не имеющим опыта в управлении персоналом, схема «Звезда» помогает освоить основы управления людьми, а молодым эйчарам - подготовиться к лицензированию. В нашей компании лицензирование - это внутренний экзамен, подтверждающий наличие необходимого объема знаний для ведения определенной деятельности.

Аудит реализации бизнес-процесса «Управление персоналом» (УП) в отделениях мы проводим в виде оценки деятельности. Основаниями для нее являются:

    проверка (просмотр документации, сбор устной информации);

    сравнение собранных данных с регламентными и базовыми требованиями Положений/Стандартов деятельности в области УП.

Цель проверки - получение достоверной информации о соответствии выполняемой деятельности корпоративным стандартам ведения работы, при необходимости - выработка мероприятий по устранению недочетов в работе с персоналом. Процесс аудита описан в соответствующем Положении, которое является руководством для членов комиссии. Положение помогает руководителям отделения и членам комиссии определить требования по каждому критерию и рассматривать спорные вопросы.

Каждое направление HR-деятельности - луч «звезды» - состоит из нескольких блоков и отражается на отдельном листе чек-листа (рис. 3 ). В программу проверки включены:

    калькуляция и оценка экономических показателей УП;

    проверка выполнения регламентов;

    проверка кадрового документооборота.

Экономические результаты в УП мы оцениваем по соотношению план/факт: проверяем отклонение текущих показателей от плановых - производительности, рентабельности и текучести кадров. Текучесть кадров, в свою очередь, оценивается по двум группам показателей - общая текучесть кадров и текучесть кадров на ключевых должностях. Оценка проводится по трехбалльной шкале, где:
«1» - работа полностью соответствует описанным в документации требованиям;
«0,5» - работа ведется не в полном объеме, есть замечания;
«0» - работа ведется в минимальном объеме или не ведется вообще.

Аудит проводит комиссия, в составе, как минимум, двух человек. В чек-листе представлены две группы критериев:

    для проверки наличия документов и правильности их оформления;

    для проведения интервью.

Интервьюируются представители трех групп персонала: руководители; специалисты; рабочие. Количество опрашиваемых сотрудников должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы аудиторы получили ясную картину по оцениваемой группе критериев. Как показывает наш опыт, для этого достаточно проинтервьюировать 10–20% численности отделения.

На отдельном листе чек-листа представлена модель оценки (рис. 5 ): каждому критерию присвоен определенный вес, расчет показателя проводится исходя из возможной максимальной оценки. Таким образом, подсчет наглядно показывает отклонение от наилучшего возможного результата.


Нажмите на изображение для увеличения

Рис. 5. Модель оценки бизнес-процесса «Управление персоналом»

Итоги оценки не только фиксируются в цифровой форме, но и иллюстрируются - с использованием рисунков-«смайликов» (рис. 6 ). Подобная «наглядность» представления данных позволяет проверяющему быстро оценить результат.

Рис. 6. Визуализация оценок

Выставляя оценки, каждый член комиссии работает индивидуально. По окончании работы комиссия собирается для обсуждения результатов, выработки общего решения и подготовки рекомендаций. По итогам оценки составляется отчет. В течение месяца после проведения аудита менеджер по персоналу прошедшего проверку отделения готовит план дальнейшей работы с указанием конкретных мероприятий (в соответствии с перечнем рекомендаций).

Все наши предприятия занимаются одним направлением бизнеса и имеют типовые структуры. При этом управление выстроено так, что руководители отделений пользуются достаточной степенью свободы в стратегическом и оперативном управлении (для того чтобы максимально гибко учитывать специфику рынка). Организационные структуры подразделений холдинга отличаются друг от друга, поскольку предприятия, как и их руководители, находятся на разных этапах развития. Подобная неравномерность нередко маскировала сложности, присущие каждому отдельному отделению, не позволяла оценить (и сопоставить) эффективность управленческих решений, принимаемых их директорами.

Аудиты помогли нам выявить неэффективных топ-менеджеров, а также тех, кто «преследует субъективные интересы». Например, используя имеющиеся в рамках предоставленной самостоятельности возможности, некоторые из них вносят в оргструктуру корректировки, которые приводят к появлению избыточных уровней управления и дублированию функций . С другой стороны, для нас стало ясно, что в каждом отделении необходимо ввести должность заместителя директора, который управлял бы сквозными функциями (бэк-офис). Все эти проблемы стали очевидны по итогам проведенных проверок.

Полученные оценки также показали, какое большое значение для эффективного управления людьми имеет квалифицированная и стабильная работа самого менеджера по персоналу, его лояльность к компании, а кроме того - последовательность и преемственность в этой деятельности на уровне отделения и холдинга в целом.

Результаты HR-аудита убедительно продемонстрировали:

    снижение процента текучести кадров возможно только при системной работе с персоналом;

    принятая стратегия управления персоналом напрямую влияет на результаты работы отделения в целом.

Оценки в чек-листе помогли нам в работе с линейными руководителями. К примеру, мы постоянно говорим им о важности адаптационного периода: чем меньше внимания в первые дни на рабочем месте уделяется новому сотруднику, тем выше вероятность, что он уйдет с предприятия или будет работать с низкой производительностью. Объективная оценка комиссии, проведенная по результатам интервью с 10% сотрудников, для линейных руководителей оказалась намного более убедительной, чем слова.

Как же сами сотрудники отнеслись к проведению аудитов? Сначала люди беспокоились, задавали членам группы проверки вопросы: «Нас проверяют? Что-то не так?» Во время интервью я еще раз рассказывала людям об общей системе управления в «Атлант-М», частью которой и являются аудиты - системный мониторинг правильности выполнения бизнес-процессов. При их проведении мы не преследуем каких-либо «репрессивных» целей («проверка» - наказание»), результаты оценок используются только для усовершенствования оргструктуры и деятельности отделений.

Один из моих коллег распечатал тексты Корпоративного кодекса и Правил внутреннего трудового распорядка и выдал их работникам накануне проведения аудитов вместе с заработной платой. Эта информация помогла разъяснить сотрудникам суть происходящего, в результате они стали более спокойно относиться к процедуре аудита. Поскольку задаваемые во время проведения интервью вопросы касались не результатов работы отдельного человека, а системы управления персоналом в целом, люди охотно и откровенно рассказывали и о проблемах, и о достижениях. В результате мы получили от сотрудников обратную связь о качестве работы отдела по управлению персоналом, а также оценку работы их непосредственных руководителей и менеджера по персоналу отделения. Эйчарам я рекомендую регулярно совершенствовать мастерство проведения интервью!

Проведение аудитов (в том числе HR-аудитов) в нашей компании себя отлично зарекомендовало; его результаты помогли выявить недостатки и найти скрытые резервы для дальнейшего совершенствования и развития.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Объектом аудита может выступать: СМК (верхний уровень), процесс, подразделение, информационная система и др.

Модель данной процедуры приведена на Рис. 13.

При проведении внутреннего аудита СМК банка также рекомендуется использовать международный стандарт ISO 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента».

Шаблоны документов, которые необходимы для проведения аудита СМК банка и аудита процессов банка, приведены в [ 1 ] .


Рис. 13.Внутренний аудит СМК

Поскольку архитектура СМК состоит из 2-х уровней (см. Рис. 3 и 4), то и внутренний аудит СМК включает 2 соответствующих этапа (процедуры) плюс общий этап «Подготовка к аудиту».

  1. Подготовка к аудиту. Исполнитель: служба качества.
  2. Внутренний аудит СМК (верхнего уровня). Исполнитель: служба качества.
  3. Аудит процесса. Исполнитель: процессная команда.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

3.1. Подготовка к аудиту

Состоит из следующих функций.

  • Разработка, согласование и утверждение программы внутренних аудитов

Выход: программа внутренних аудитов. В данном документе указывается перечень всех видов аудитов с наименованиями (на ближайший год). Для каждого аудита указывается: перечень объектов аудита, ФИО руководителя аудита, срок проведения аудита.

  • Формирование и обучение (при необходимости) группы внутренних аудиторов банка

Параллельно с разработкой программы аудитов определяется потребность в аудиторах, формируется и обучается (при необходимости) группа аудиторов, назначаются аудиторы для каждой процессной команды, назначаются аудиторы для аудита СМК верхнего уровня, утверждается главный аудитор.

  • Подготовка и издание Приказа о проведении внутренних аудитов

Вход: программа внутренних аудитов.
Выход: приказ о проведении внутренних аудитов.
Приказ утверждает программу аудитов, состав группы аудиторов и их обязанности, обязанности членов процессных команд, руководителей подразделений и сотрудников банка при проведении аудитов.

  • Подготовка учебно-методических материалов по внутреннему аудиту

Выход: учебно-методические материалы по внутреннему аудиту

  • Разработка Единого Чек-листа для аудита процесса

Выход: чек-лист для аудита процесса (единый шаблон).
Чек-лист - это таблица, которая используется аудитором для проверки выполнения установленных требований. Фрагмент чек-листа (3 столбца таблицы) для аудита процесса приведён в Табл. 1.

Чек-лист состоит из 6 столбцов .

  • Номер строки
  • Проверяемое требование
  • Уточняющие вопросы (при необходимости)
  • Способ оценки выполнения требования (изучение документации, наблюдение, опрос и др.)
  • Отметка о соответствии / несоответствии
  • Свидетельство аудита (запись и комментарии аудитора)

Единый чек-лист для аудита процесса необходим для того, чтобы все процессные команды и аудиторы проводили аудит процессов по одним и тем же требованиям.

  • Рассылка документации по внутреннему аудиту процессным командам

Выход: документация внутреннему аудиту для процессных команд. Включает все документы, разработанные в предыдущих процедурах.

Табл. 1. Чек-лист для аудита процесса (фрагмент)

Требование Способ оценки
1. Документация и модели процесса
1.1. Полнота документации (перечень) Изучение документации
1.2. Актуальность документов и моделей процесса Изучение документации, наблюдение, опрос
1.3. Содержание моделей и документации в соответствии с требованиями ISO 9001 (если к данному процессу есть требования) - например, разработка продуктов, управление документацией, работа с претензиями, закупки и т.д. Изучение документации
1.4. Наличие доступа к актуальной документации с рабочих мест сотрудников Наблюдение, опрос
1.5. Соответствие печатных документов их электронными версиям Изучение документации
2. Выполнение процесса
2.1. Выполнение процесса в соответствии с утверждёнными регламентами и стандартом Наблюдение, опрос
2.2. Эффективность взаимодействия процедур и процесса с другими процессами банка Наблюдение, опрос
3. Персонал процесса
3.1. Знание процесса сотрудниками и квалифицированность по его выполнению Опрос, наблюдение
3.2. Соответствие количества сотрудников трудоёмкости процесса Расчёт трудоёмкости процесса, опрос, наблюдение
3.3. Знание сотрудниками основных нормативных документов СМК (Политика в области качества, Положение о СМК) Опрос
4. Ресурсы, инфраструктура и производственная среда процесса
4.1. Наличие достаточных операционных ресурсов для процесса и их качество Опрос, наблюдение
4.2. Наличие достаточной инфраструктуры для процесса и её качество:
- программное обеспечение
- здания (офис), внутренний интерьер
- техническое оборудование офиса и телекоммуникации
Опрос, наблюдение
5. Управление процессом
5.1. Управление записями процесса (ведение записей) - в соответствии с ISO 9001. Перечень записей, содержание. Изучение записей
5.2. Оперативный мониторинг показателей Опрос, наблюдение
5.3. Разработка и выполнение предупреждающих действий Опрос, изучение записей
5.4. Разработка и выполнение корректирующих действий, улучшение процесса Опрос, изучение записей
5.5. Проведение аудитов и анализа процесса Опрос, изучение записей
6. Цели, показатели и измерение процесса
6.1. Наличие и полнота целей и показателей процесса Изучение документации
6.2. Наличие эффективных средств для измерения показателей процесса Опрос, наблюдение
6.3. Динамика изменения значений показателей Изучение записей

3.2. Аудит СМК (верхнего уровня)

Состоит из следующих функций.

  • Разработка Чек-листа и Плана для аудита СМК (верхнего уровня)

Выход: чек-лист и план аудита СМК (верхнего уровня)

Образец чек-листа (фрагмент) для аудита СМК (верхнего уровня) представлен в Табл. 2.

В нём перечислены общие требования к компонентам СМК (верхнего уровня). Данные требования должны быть детализированы и дополнены требованиями ISO 9001 и собственными требованиями банка.

Например, требование «1.1. Перечень (полнота) документации - соответствие требованиям ISO 9001» детализируется на требования раздела ISO 9001 «4.2. Требования к документации» ISO 9001», где указан состав необходимой документации.

«Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:

a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
b) руководство по качеству…»

На основе чек-листа разрабатывается план аудита СМК.

План аудита состоит из 5 столбцов .

  • Номер строки
  • Номер чек-листа, либо раздел (группа проверяемых требований) чек-листа
  • ФИО аудитора
  • Дата и время проверки
  • ФИО и должность ответственного от членов процессов команды / исполнителей процесса

Аудитор выбирает из чек-листа требования и в плане прописывает, когда, как и с помощью кого он будет их проверять.

Например, чтобы проверить требование «1.2. Актуальность документации» аудитор назначает несколько интервью с сотрудниками банка, кто отвечает за определённые документы, и записывает это в План.

  • Проведение аудита СМК (верхнего уровня) согласно Плану и заполнение Чек-листа

Вход: чек-лист и план аудита СМК (верхнего уровня).

Выход: заполненный чек-лист аудита СМК (верхнего уровня).

Аудитор оценивает выполнение каждого требования из чек-листа с помощью выбранного способа оценки (опрашивает сотрудников банка, изучает документацию, наблюдает за деятельностью банка). Затем ставит отметку о соответствии / несоответствии и указывает свидетельства, которые это подтверждают.

  • Подготовка Отчёта по результатам внутреннего аудита СМК (верхнего уровня)

Вход: заполненный чек-лист аудита СМК (верхнего уровня).

Выход: отчёт по результатам внутреннего аудита СМК (верхнего уровня).

В отчёте по результатам внутреннего аудита СМК объединяются все заполненные чек-листы в порядке следования требований. Указывается общее количество выявленных несоответствий, выводы и заключения.

Выход: план по корректирующим и предупреждающим действиям для СМК (верхнего уровня)

Наиболее срочные и важные действия выполняются сразу после разработки.
Действия, требующие привлечения значительных трудовых и финансовых ресурсов, выполняются в течение следующего периода функционирования СМК.

Табл. 2. Чек-лист для внутреннего аудита СМК (верхний уровень)

Требование Способ оценки
1. Документация СМК
1.1. Перечень (полнота) документации - соответствие требованиям ISO 9001 Изучение документации
1.2. Актуальность документации
1.3. Содержание документации - соответствие требованиям ISO 9001 Изучение документации
2. Процессы СМК
2.1. Перечень обязательных процессов СМК - соответствие требованиям ISO 9001 Изучение документации, опрос
2.2. Функционирование СМК (планирование и построение СМК, анализ СМК со стороны руководства) - выполнение в соответствии с ISO 9001. Ведение записей. Изучение документации, опрос, наблюдение
3. Организационная структура СМК
3.1. Наличие официально назначенного представителя руководства по СМК и его полномочия. Должностная инструкция директора по качеству, приказы.

3.3. Аудит процесса

Правила проведения аудита процесса схожи с правилами аудита СМК (верхнего уровня), только объектом аудита уже выступает процесс. Поэтому приведем перечень процедур и действий без дополнительных комментариев.

Чтобы аудит процесса выполнялся процессной командой методически правильно и эффективно, в неё должен входить квалифицированный аудитор от службы качества.

Итак, процессная команда при проведении аудита выполняет.

  • Ознакомление с документацией по внутреннему аудиту
  • Разработка Плана аудита процесса
    Вход: чек-лист аудита процесса (единый шаблон)
    Выход: план аудита процесса.
  • Проведение аудита процесса согласно Плану и заполнение Чек-листа Вход: план и чек-лист аудита процесса.
    Выход: заполненный чек-лист аудита процесса.
  • Подготовка Отчёта по результатам аудита процесса и передача в Службу качества
    Вход: заполненный чек-лист аудита процесса.
    Выход: отчёт по аудиту процесса.
  • Разработка корректирующих и предупреждающих действий по результатам аудита
    Выход: план по корректирующим и предупреждающим действия для процесса.
  • Выполнение оперативных корректирующих и предупреждающих действий

3.4. Получение и агрегация Отчётов по аудитам процессов от процессных команд

Отчёты по результатам всех аудитов должны собраны воедино для дальнейшей работы с ними.

Ведение кадрового учета является обязательным для любой компании и подразумевает разработку множества документов. Все кадровые документы должны быть в идеальном порядке, в этом случае компании не страшны риски, связанные с нарушением трудового законодательства, такие как государственные проверки, штрафы, приостановление деятельности, дисквалификация, трудовые споры с сотрудниками. Но не все работодатели уделяют должное внимание правильности ведения кадрового делопроизводства и качеству кадровых документов, вследствие чего в документах возникает беспорядок. Выявить ошибки в ведении кадрового учета и привести документы в порядок поможет проведение кадрового аудита организации.

Кадровый аудит организации или аудит кадровой документации, аудит документооборота - это процедура по оценке системы кадрового документооборота, сложившегося при ведении кадрового учета, включающая в себя проверку наличия всех обязательных кадровых документов и экспертизу кадровой документации на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, в целях минимизации рисков штрафных санкций, связанных с проведением проверок соблюдения трудового законодательства, а также рисков трудовых споров и жалоб работников.

Когда необходимо проводить кадровый аудит?

  • при предстоящей государственной проверке;
  • при смене специалиста по кадрам;
  • при угрозе проверки после увольнения обиженного работника (невыплата вовремя заработной платы, премии, увольнение по инициативе работодателя);
  • при смене руководства компании;
  • при изменении законодательства.
  • Кадровый аудит можно провести самостоятельно или доверить его проведение сторонней организации. Существуют специализированные компании, которые проводят кадровый аудит, они проведут проверку и напишут детализированный отчет, в котором будут указаны ошибки и нарушения, а также рекомендации по их устранению. Но их услуги стоят дорого, поэтому не все руководители соглашаются обратиться к таким компаниям.
  • В этом случае поможет проведение аудита кадровой документации своими силами. Для этого нужно издать приказ о проведении проверки, определить ее цели и сроки, а также прописать лиц, которые будут проводить кадровый аудит.
    После издания приказа, необходимо определить этапы проведения кадрового аудита. Из определения аудита кадровой документации следует, что первым этапом является проверка наличия всех обязательных кадровых документов, а вторым экспертиза на предмет соответствия кадровой документации действующему законодательству. Рассмотрим подробнее каждый этап проведения кадрового аудита.

Как провести аудит самостоятельно

Проверка наличия обязательных кадровых документов

Работодатель несет ответственность за отсутствие обязательных кадровых документов, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, поэтому при проведении кадрового аудита первым делом необходимо определить перечень таких документов и проверить их наличие в компании.

Обязательные кадровые документы можно подразделить на две группы :

  • документы, которые обязательны для всех компаний независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности;
  • документы, которые становятся обязательными при определенных условиях.

К первой группе относятся документы, обязательность которых прописана в трудовом законодательстве, например, локальные нормативные акты, которые разрабатываются каждым работодателем самостоятельно и которые отражают условия труда именно в данной организации. Перечень всех документов, которые относятся к данной группе, приведен в таблице 1.

Таблица 1 Кадровые документы, обязательные для всех работодателей

Правила внутреннего трудового распорядка

ст. 189, 190 ТК РФ

Положение о защите персональных данных

п. 8 ст. 86 ТК РФ

Инструкция по охране труда

ст. 212 ТК РФ

Положение об оплате труда

ст. 135 ТК РФ

График отпусков

ст. 123 ТК РФ

Штатное расписание

ст. 57 ТК РФ

Табель учета рабочего времени

ст. 91, 99 ТК РФ

Приказы по основной деятельности

Инструкция по заполнению формы Т-3 Постановления Госкомстата от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», п. 45 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и т.д.

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них

п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»

Журнал учета прохождения инструктажа по охране труда

п. 2.1.3 Постановления Минтруда РФ и Минобрахования РФ от 12.02.2003 г. № 1 «Об утверждении Порядка обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Журнал учета мероприятий по контролю

ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Трудовой договор

ст. 56, 57, 67 ТК РФ

Трудовая книжка

ст. 65, 66 ТК РФ

Личная карточка

п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»

Приказы по личному составу

ст. 62, 68, 84.1 и т.д.

Заявления работников

ст. 80, 127, 128, 255 ТК РФ и т.д.

Ко второй группе относятся документы, которые становятся обязательными при наличии определенных условий, которые могут быть обусловлены спецификой организации или если на данные документы делается ссылка в трудовом договоре, локальном нормативном акте или других документах. Перечень таких документов приведен в таблице 2.

Таблица 2 Документы, которые могут стать обязательными при наличии определенных условий

Документ

Условия, при которых документ становятся обязательным

Должностные инструкции

Положение о премировании

Если не расписана система материального стимулирования в трудовом договоре, коллективном договоре, положении об оплате труда или правилах внутреннего трудового распорядка

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

Если в организации есть такой режим работы

График сменности

Если в организации введена сменная работа

Положение о неразглашении коммерческой тайны

Если в трудовом договоре закреплено соблюдение работником коммерческой тайны

Коллективный договор

Если достигнута договоренность об этом между работниками и работодателем

Договор о коллективной материальной ответственности

Если в организации ведутся работы в соответствии с Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Если в организации работают сотрудники - материально ответственные лица

Также работодатели могут утверждать и другие локальные нормативные акты, обязательное наличие которых не закреплено в трудовом законодательстве, но они могут значительно помогать в работе, например, положения об отделах, о персонале, аттестации и т.д.

Завершающим действием первого этапа кадрового аудита является сверка документов - какие документы есть, а какие нужно разработать. Для удобства результаты сверки можно свести в таблицу (таблица 3)

Таблица 3 Сверка документов

Экспертиза документов

После того, как мы определили список обязательных документов, проверили их наличие, необходимо проверить правильность их оформления, а также соответствие требованиям законодательства.

Таким образом, на данном этапе проверяется содержание кадровых документов. Проверяйте все документы, которые есть в компании.

Просматривая локальные нормативные акты, необходимо проверить, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с трудовым законодательством и раскрывали условия труда компании. Все работники должны быть ознакомлены с локальными нормативными актами под роспись. При проверке локальных нормативных актов необходимо использовать соответствующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

С каждым работником должно быть подписано согласие на обработку и передачу его персональных данных, если работнику, по его просьбе, оформляются справки, то на каждую справку работник должен написать письменное согласие на передачу его персональных данных третьей стороне.

В графике отпусков должны быть указаны не только плановые отпуска, но и должны делаться отметки о фактических отпусках, о переносах отпусков. Сотрудники должны быть письменно уведомлены о дате начала отпуска за две недели.

В организации должно быть актуальное штатное расписание, которое утверждается приказом, если в штатное расписание вносятся изменения, то должны быть изданы приказы о внесении изменений в штатное расписание.

Табели учета рабочего времени должны быть за каждый месяц, в табелях должны отображаться сведения обо всех сотрудниках (об отпусках, больничных, прогулах и т.д.).

Просматривая распорядительные документы, необходимо проверить, чтобы приказы по личному составу хранились отдельно от приказов по основной деятельности. Если компания не использует унифицированные формы документов, а разработала и использует свои формы, то данные формы документов должны быть утверждены приказом руководителя компании.

При аудите трудовых книжек, необходимо проверить наличие приказа по основной деятельности о назначении ответственного за ведение трудовых книжек . Все трудовые книжки должны быть зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, все книжки должны быть в наличии и в них должны быть внесены все записи (приемы, переводы, награждения), вкладыши должны быть вшиты в трудовые книжки. Работодатель должен сам закупать бланки трудовых книжек и вкладышей и зафиксировать их в приходно-расходной книге по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них. Бланки трудовых книжек и вкладышей должны храниться в бухгалтерии, которая ведет приходно-расходную книгу, передача бланков в отдел кадров осуществляется на основании служебных записок или заявок ответственного за ведение трудовых книжек. Новые трудовые книжки и вкладыши оформляются работникам на основании их заявлений.

Трудовые договоры должны быть заключены с каждым работником, содержание трудового договора должно соответствовать статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в трудовом договоре, как минимум, должны быть указаны сведения и условия, предусмотренные данной статьей.

Обратите внимание на правильность заполнения личных карточек работников, в них должны быть указаны актуальные данные, карточки должны быть на каждого работника. В личной карточке должны быть указаны коды и со всеми сведениями о приеме и переводах работник должен быть ознакомлен под роспись.

Все кадровые журналы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью и подписью руководителя компании, а книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них и приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них опломбированы или скреплены сургучной печатью.

Оформление итогов кадрового аудита

По итогам кадрового аудита, лица, проводившие аудит, составляют отчет о результатах проверки. В отчете по кадровому аудиту отображаются выявленные ошибки и меры, необходимые для устранения данных ошибок, делаются выводы о состоянии кадрового учета и риски, которые возникают у компании.

Отчет можно разделить на два блока.

В первом блоке распишите итоги аудита обязательных кадровых документов по компании (локальных нормативных актов, приказов по основной деятельности, штатного расписания, графика отпусков и т.д.).

Во втором блоке распишите результаты проверки документов по делу каждого сотрудника (трудовой договор, личная карточка, ознакомление с локальными нормативными актами, трудовая книжка).

Как провести профессиональную проверку кадровой документации без привлечения консультантов? (выложена презентация, раздаточный материал и ВИДЕО семинара)

Как провести профессиональную проверку кадровой документации без привлечения дорогостоящих консультантов?

С чего начать проверку текущего состояния дел?
​- Как не закопаться в куче документов?
- На что обращать особенное внимание?

"КАДРОВЫЙ АУДИТ СВОИМИ РУКАМИ"

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА:

  • Презентация "Кадровый аудит своими руками" скачать
  • Анкета (чек-лист) для проведения кадрового аудита скачать

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

1. Цели и задачи внутреннего аудита. Типы проверок.
2. Ревизия имеющихся в наличии документов
3. Проверка содержания, оформления и регистрации документов
4. Проверка соответствия данных и условий в различных документах
5. Проверка правильности оформления основных кадровых операций
6. Ответственность за нарушения трудового законодательства

Все участники семинара получат подробный чек-лист для проведения внутреннего аудита, который позволит быстро и организованно оценить текущее состояние дел и определить возможные риски.

ГДЕ И КОГДА СОСТОИТСЯ СЕМИНАР:

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Семинар бесплатный .
Количество мест ограничено. Регистрация обязательна.

ВЕДУЩИЙ СЕМИНАРА:

Понравилась статья? Поделитесь ей