Контакты

Без отрыва от производства. Повышение квалификации: как оплачивать время обучения Без отрыва от производства а

При необходимости обучения работников новым задачам работодателю следует исходить из наличия имеющихся потребностей. Они могут касаться знаний, умений и навыков, а также отношения персонала к клиентам или к собственным обязанностям. Например, продавцу в магазине одежды требуется обладать высокими показателями по всем трем параметрам. Он должен уметь демонстрировать определенное отношение к клиенту, обладать навыками и умениями в сфере продаж и обслуживания, а также работы в торговом зале и знанием процедуры продажи как таковой.

Как лучше вести обучение

Разновидностей его всего две - обучение в стороннем учебном заведении либо обучение без отрыва от производства (непосредственно на рабочем месте). Выбор определяется тем, какой из методов при этом будет использоваться. Данная статья посвящена второму варианту, но для сравнения попробуем рассмотреть оба способа и выявить плюсы и минусы каждого, а также некоторые тонкости оформления документов.

Вариант с обучением сотрудника без отрыва от производства практикуется в условиях обычной рабочей обстановки. Тот, кого обучают, пользуется реальными рабочими инструментами и оборудованием, а также имеющимся материалом и документацией. Он одновременно сочетает роли ученика и работника.

Обучение с отрывом от производства проводится за пределами рабочего места. Чаще всего при этом используется упрощённая модель оборудования и учебных инструментов. На период обучения работник не относится к числу производительных единиц. Работа его в данный период заключается в выполнении учебных заданий.

Такой вид обучения главным образом осуществляется в отдельных специализированных центрах, посещают которые работники сразу нескольких различных компаний, а также в колледжах или на курсах.

Обучение без отрыва от производства - главные преимущества

Плюсы данного варианта на первый взгляд очевидны:

1. Такое мероприятие - менее дорогостоящее по сравнению с обучением с отрывом от работы, так как осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании.

2. Эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы.

3. В процессе обучаемый погружается в условия рабочей атмосферы. Ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять "среду обитания".

А теперь о минусах

Но обучение работника без отрыва от производства обладает и рядом недостатков:

1. В качестве наставника часто назначают ближайшего соседа по рабочему месту. Тот может не обладать должными навыками преподавания или нужным количеством времени, чтобы уделить подопечному много внимания.

2. В случае сдельной оплаты при обучении без отрыва от производства в проигрыше остаются и инструктор, и ученик. Нормальной продуктивной учебы при этом, скорее всего, не получится.

3. В такой неформальной обстановке велик риск обучить новичка неправильным методам работы, по каким-либо причинам принятым в данном коллективе.

4. Результатом действий неопытного сотрудника может стать большое количество бракованной продукции и испорченного сырья.

5. Существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования.

6. Производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии. Ученик может стесняться своей неопытности и бояться насмешек коллег. В подобных условиях о хороших результатах обучения без отрыва от производства говорить не приходится.

Постижение определённых навыков возможно исключительно в условиях рабочего процесса. Они требуют плотного взаимодействия с наставником. Часто это относится к таким разновидностям работ, которые требуются в производственном процессе не каждый день. Специально обучать им с отрывом от производства особой необходимости нет.

В то же время говорить о качественной теоретической подготовке в рабочих условиях не приходится. Для этого ученику потребуется посещать колледж.

Документальное оформление процедуры

Вопросами обучения новичков на предприятии ведает отдел кадров. Как правило, никаких проблем с оформлением данной процедуры не возникает. Но порой стоимость обучения требуется исключить из налогооблагаемой базы. В этом случае в дело предстоит вмешаться бухгалтерии в целях правильного оформления процесса.

Когда речь идет об обучении с отрывом от производства, всё несколько сложнее по сравнению с приобретением навыков непосредственно на месте. Полезно будет составить при этом ежегодный план по обучению сотрудников. В нём потребуется указать число человек, направляемых в учебные заведения в текущем году, с обоснованием цели и причин данного шага.

Приказ об обучении с указанием причин направления на него подписывается директором. Правильное оформление подобного документа предполагает указание конкретных задач, которых требуется достичь. При этом, например, речь может идти об обновлении теоретических и практических знаний и навыков, касающихся определённых специальностей, усвоении сотрудниками современных методов решения производственных вопросов и т. п.

Как оформить сотрудника на учебу

Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.

Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.

Что нести в налоговую

В качестве подтверждения того, что обучаемый является штатным сотрудником, потребуется снять копию с его трудовой книжки. В качестве учетных документов по окончании обучения послужат полученные от сотрудника программа с отражением пройденных вопросов, акт по оказанным услугам и (в случае коммерческого образовательного учреждения) счет-фактура.

В случае когда предполагается учеба в другом населенном пункте, нелишним будет к пакету документов приложить проездные документы и счёт из гостиницы.

Документ, полученный работником по завершении учебы (свидетельство, аттестат, сертификат и т. п.), следует скопировать. Ссылка на него должна быть в приказе, изданном по данному поводу. Основным содержанием такого приказа будет указание на новую должность работника либо возросший уровень его квалификации.

Семинары и консультации

Если речь идёт о консультационных семинарах, с обучающей компанией обязательно следует подписать договор. Формулировка должна подчеркивать обязательства организаторов семинара оказывать услуги консультационного характера в той сфере, которая относится к деятельности фирмы.

Точно так же по окончании процесса учёбы следует запастись первичными документами - актом оказанных консультационных услуг, "отчётом" организатора семинара, где тематика и состав рассмотренных вопросов будут подробно расписаны, счетом-фактурой и проездными документами в случае "заочной" учебы.

Обучение без отрыва от производства: оформление

Но вернемся к главной теме нашей статьи - обучению на рабочем месте. В данном случае в деле документального оформления проблем возникает на порядок меньше.

Аналогичным образом должен составляться ежегодный план по числу и составу обучаемых с причинами и целями такой учебы. На каждого направляемого готовится приказ на обучение без отрыва от производства с указанием причин необходимости переподготовки. Если в качестве преподавателя будет выступать приглашенный специалист или представитель учебного заведения, с ним следует обязательно подписать контракт.

Когда же наставником выступает кто-то из сотрудников компании с отдельной оплатой преподавательской деятельности, с ним необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору.

При направлении на обучение без отрыва от производства с сотрудниками оформляются ученические договоры. В данном случае такой шаг необходим. В договоре прописывается специальность или квалификация, приобретаемая работником, и четко формулируются обязанности каждой из сторон (администрацией предоставляется возможность обучения, сотрудник обязуется пройти все его этапы и после того отработать в компании определенный срок).

Дата начала учебы должна быть зафиксирована. В случае назначения сотруднику на этот период стипендии размер ее должен быть также прописан в договоре.

Когда речь идёт о высшем или среднем специальном образовании

Начинать точно так же надо с составления ежегодного плана. На каждого из сотрудников издается отдельный приказ руководства с указанием формы обучения (вечернее, заочное и так далее). Договор с учебным заведением должен быть заключён от имени фирмы. Необходимо запросить в учебном заведении его программу и копию лицензии для приложения к договору.

С работником заключается доп. соглашение аналогично предыдущему случаю с указанием приобретаемой квалификации, присвоенной по результатам учебы специальности и порядка оплаты отработанного времени. Полученный диплом необходимо точно так же скопировать и потребовать у сотрудника аналогичные первичные документы, состоящие из пройденных согласно учебной программе вопросов, акта оказания услуг учебным заведением либо счёта-фактуры в случае, если оно - коммерческого характера.

Не каждый руководитель решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет делать его работу? Неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Новый взгляд на образование

Электронное, или дистанционное образование, или e-learning – обучение, осуществляемое с помощью электронных носителей – CD-ROM, видеоконференции, доступ к материалам через сети разного уровня и т. д. Такой метод получения знаний предполагает обязательный элемент интерактивности. Например: построение курса в зависимости от уровня подготовки слушателя, оценка приобретенных знаний после прохождения тренинга, возможность задавать вопросы при онлайн-сессии и т. д.

Определяющими критериями при выборе оптимального варианта дистанционного образования являются задачи и возможности компании. Предположим, фирма имеет разветвленную сеть удаленных офисов, желает одновременно или планово проводить обучение сотрудников, централизованно собирать статистические данные в ходе образовательного процесса и иметь возможность гибко управлять процессом обучения. В сложившейся ситуации без специализированной системы фирме не обойтись. Данный способ повышения уровня знаний сотрудников предусматривает затраты на приобретение и установку соответствующего IT-решения и требует подготовки администраторов в компании для работы с этой системой.

Фирма с меньшим числом сотрудников, осуществляющая эпизодическое, «точечное» обучение, может выбрать более простое решение. Например, купить диски с необходимым курсом и установить программу на персональный компьютер каждому сотруднику. Или другой вариант – предоставить возможность служащим получать образование через Интернет с серверов компаний, предлагающих электронное обучение. В этом случае руководство предприятия зачастую не может непосредственно контролировать ход обучения и управлять процессом, но сам контент будет донесен до слушателя.

Что касается содержания курсов, то они могут содержать аудио - и видеофрагменты, предварительные и финальные тестирования, элементы симуляции (например, фрагменты бизнес-игр). Подтверждением высокого качества курса обучения является официальное одобрение его известными компаниями (например, для IT это Microsoft, Oracle, IBM).

Аргументы «за»

Самое главное преимущество дистанционного обучения – слушатель может получать знания тогда, когда ему нужно, в том темпе, который ему больше подходит, и в том месте, где ему удобно. Это позволяет компании сэкономить на транспортировке учащихся и сократить временные издержки на их образование. При этом работник может получать знания маленькими порциями, когда у него есть для этого время и настроение. Таким образом, сотрудник обучается практически без отрыва от производства.

Другое преимущество дистанционного образования – его цена. Стоимость очных курсов чрезвычайно высокая. Не каждое предприятие имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги. Электронное обучение помогает решить данную проблему, поскольку оно всегда дешевле, чем услуги инструктора. Подсчитано, что компании, численность обучаемых в которых превышает 2 000 сотрудников, экономят на e-learning до 75 процентов стоимости курсов по сравнению с традиционным обучением.

Можно выделить еще один положительный момент дистанционного образования. Хороший электронный курс поможет «разжевать» материал через повторы и ссылки. А системы тестирования, встроенные в электронные курсы, интегрированные системы проверки усвоенного материала позволяют обрабатывать ответы учащихся в десятки, сотни раз быстрее, чем в случае с «классическими» контрольными работами, выполняемыми «на бумаге». Следовательно, обучающиеся получают «обратную связь» практически мгновенно после выполнения проверочного задания, а это лишь повышает эффективность усвоения новых знаний.

Кстати, на Западе отношение к дистанционному образованию самое положительное – считается, что именно таковым станет вся система образования в будущем. И «дистанционный» диплом котируется наравне с полученным очно или заочно.

Аргументы «против»

Самая весомая проблема заключается в том, что большинство россиян не имеют доступа к Интернету... У тех же, кто не испытывает подобных затруднений, есть другая сложность – повальное незавершение слушателями начатых ими дистанционных курсов. Как выяснили эксперты журнала «Консультант», больше половины сотрудников не заканчивают начатую программу. И подобные провалы происходят в различных условиях: с хорошей и плохой инфраструктурой, с высококачественным и низкосортным контентом, с большим и малым количеством слушателей, с большим и малым привлечением финансовых ресурсов. Возможно, причина в том, что работники изначально негативно относятся к дистанционному обучению. Они не привыкли воспринимать информацию с экрана монитора.

Известно, что определенные группы людей без проблем используют электронную форму получения знаний, например программисты. Есть также люди, которые предпочитают получать подробное изложение материала в устной форме и иметь возможность личного контакта с преподавателем. Именно они, как правило, выступают против образования посредством решений e-learning. Чтобы изменить подобное отношение к e-learning, «бунтовщикам» бывает достаточно пройти один-два высококачественных электронных курса, чтобы самим убедиться в том, что у дистанционного образования больше возможностей для «экстренного» восполнения дефицита знаний.

Факторы успеха

Можно выделить основные условия, определяющие успех e-learning проекта в целом.

Цель проекта должна быть очень хорошо определена и ориентироваться на бизнес-результаты. Например, вы хотите повысить продажи или увеличить экспорт, или для ведения международных контактов вам необходимо улучшить английский и т. д.

Далее, необходима постоянная оценка эффективности полученных знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями.

Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения, необходимо широкое вовлечение людей, которые будут помогать в обучении механизмам интерактивного взаимодействия.

Если организация собирается внедрять у себя e-learning, то такое важнейшее направление должно быть поручено прежде всего профессионалам в области образования, обучения, дидактики, которые владеют информационными технологиями на уровне, позволяющем им в корне по-новому осуществлять процесс подготовки сотрудников.

Здравствуйте!

Законодательство не предусматривает обучения с частичным отрывом от производства.

Направлять Вас на повышение квалификации в Ваше выходное время работодатель не вправе, так как это является сверхурочной работой в такой ситуации, так как обучение должно проводиться ТОЛЬКО в рабочее время.

При чем в Вашей ситуации гарантии ст. 187 ТК РФ на Вас не распространяются, поскольку Ваше обучение проходит без отрыва от работы и вполне возможно, что в итоге Вы никакой оплаты за обучение не получите, так как нет оснований к этому.

Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 28] [Статья 187]

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Вас должны направить на обучение с отрывом от производства.

Согласно ст.196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст.350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

То есть работа+обучение = 39 часов в неделю все вместе.

Работодатель должен установить Вам такой режим рабочего времени, чтобы Вы учились и работали не больше 39 часов в неделю.

Но повторяю, так как Вы получаете зарплату, средний заработок сохранен быть не может или в крайнем случае сотруднику следует выплатить заработную плату – по фактически отработанному времени + средний заработок – пропорционально времени обучения с отрывом от производства.

Прочтите консультацию

Организация направляет медицинских работников на повышение квалификации с частичным отрывом от производства, на это время их переводят "на 0,5 ставки".

Возможна ли оплата учебного отпуска за этот период?

Повышение квалификации может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (п. 5 Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 N 705н (далее - Порядок)).

Статьей 187 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется в том числе и средняя заработная плата по основному месту работы. Как следует из буквального толкования данной нормы, соответствующая гарантия предоставляется работнику только в случае повышения квалификации с отрывом от работы, поскольку работник в это время от работы освобождается и, соответственно, не получает заработную плату.

Иными словами, сохранение средней заработной платы гарантируется государством работнику в предусмотренных законом случаях за те периоды, когда работник не получает заработную плату.

Как следует из вопроса, работникам в связи с повышением квалификации установлен режим неполного рабочего времени. В соответствии с частью второй ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Поскольку работники повышают квалификацию с частичным отрывом от работы и, соответственно, получают пропорциональную оплату труда, то на вышеуказанную гарантию по сохранению за ними среднего заработка они права не имеют. Отметим, что трудовое законодательство не предусматривает возможности сохранения за работниками среднего заработка за ту часть рабочего времени, в течение которой они обучаются.

Аналогичной позиции придерживаются и другие специалисты (смотрите, например, ответ представителя Минздравсоцразвития России Н.З. Ковязиной на вопрос: Какие гарантии и компенсации предусмотрены для медицинских работников, проходящих профессиональную подготовку? // "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.; О.В. Негребецкая. Повышение квалификации сотрудников // "Зарплата", N 10, октябрь 2010 г.; Карсетская Е.В. Кадровый документооборот: локальные нормативные акты организации // М.: АйСи Групп, 2011).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Н.В. Цыбина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Для работников некоторых профессий предусмотрено периодическое повышение квалификации и/или дополнительное обучение, например для врачей, фармацевто вподп. 8 п. 1 ст. 79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Закон № 323-ФЗ) , аудиторо в.

И работодатель, направивший работника на такое обучение, обяза нстатьи 167 , 187 ТК РФ :

  • сохранить за ним место работы (должность);
  • освободить его от работы на время обучения (при невозможности совмещения работы и обучения);
  • выплатить ему средний заработок за время учебы, если оно попадает на рабочие дни (или командировочные, если работник направлен на обучение в другую местност ьст. 167 ТК РФ ).

Другая местность - это местность за пределами административно-территориальных границ определенного населенного пункт ап. 16 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 ;

  • оплатить ему предусмотренные законодательством дополнительные расходы (на проезд, проживание, если обучение проходило в другом городе).

Но вот оплачивать стоимость самого обучения работодатель должен не всегда. Посмотрим, какие здесь есть варианты.

ВАРИАНТ 1. Работодатель обязан оплачивать за свой счет профессиональное обучение работников или получение ими дополнительного профессионального образования. Например, в случае с медицинскими работниками и фармацевтами оплата повышения квалификации полностью лежит на работодателе в соответствии с законо мст. 196 ТК РФ ; подп. 2 п. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ .

ВАРИАНТ 2. Работодатель не обязан оплачивать обучение, например по программам повышения квалификации аудитора, но он это делае тп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

ВАРИАНТ 3. Работодатель не оплачивает обучение работников, поскольку законодательством это ему не вменено.

Оформляем необходимость обучения

Во всех перечисленных выше вариантах все будет начинаться с приказа о направлении сотрудников для получения дополнительного профессионального образования. В приказе указывается, кто (ф. и. о. работника), где (наименование учебного заведения), когда (даты начала и окончания обучения) и по какой форме (очной или заочной) будет обучаться.

Включать или не включать условие об обязательном обучении в трудовые договоры с работниками, зависит от ситуации.

ВАРИАНТ 1. Если работодатель по закону обязан оплачивать повышение квалификации сотрудника, то нет необходимости об этом упоминать в трудовом договоре.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник уволится, не отработав прописанный в договоре срок, то с него нельзя будет взыскать средний заработок, выплаченный за дни очного обучения, или командировочные расходы. Эти расходы не являются непосредственными затратами на обучение.

ВАРИАНТ 2. Если обязанности оплачивать обучение сотрудников у работодателя нет, но он это делает, то, скорее всего, ему захочется иметь гарантию, что после учебы работник не уволится вместе с новой «корочкой». Для этого еще при заключении трудового договора в него можно включить условие, что в случае оплаты работодателем профессионального обучения работник будет обязан отработать в течение какого-либо срок аст. 249 ТК РФ ; Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1 . Если работник решит уволиться раньше, он должен будет возместить работодателю стоимость обучения в сумме, пропорциональной фактически не отработанному после окончания обучения времен иОпределение КС от 15.07.2010 № 1005-О-О . Если же такое условие не было включено в трудовой договор при его оформлении, то можно заключить допсоглашение к договору с этими же условиями.

ВАРИАНТ 3. Казалось бы, если работодатель не платит за обучение, то и необходимости во внесении условий об обучении в трудовой договор (допсоглашение) нет. Однако работодателю следует помнить о том, что, допуская к работе сотрудника без аттестата (или другого документа, свидетельствующего об успешном прохождении обучения), нарушает закон именно он, а не сотрудник. Поэтому лучше все же зафиксировать в трудовом договоре обязанность работника своевременно получать дополнительное образование.

Отражаем расходы на обучение в учете

Оплачивает ли работодатель обучение работников по требованию закона или по собственной инициативе, для налогового и бухгалтерского учета не важно.

Чтобы отнести стоимость обучения в расходы, нужно иметь на руках подтверждающие документы:

  • приказ о направлении работников на обучение;
  • договор с учебным заведение мп. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706 ;
  • акт об оказанной образовательной услуг е , .

Подтвержденная перечисленными документами стоимость обучения списывается на прочие расход ыподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ . Дополнительно желательно иметь учебную программу с указанием количества часов посещений занятий, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучени еПисьма Минфина от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137 , от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 .

Если работодатель уплачивает налог на прибыль, то стоимость обучения списывается в расходы на дату подписания акта об оказании услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ .

Если он применяет УСНО, то расходы учитываются также на дату подписания акта, но только после оплаты стоимости обучени яподп. 33 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

НДС, указанный в счете-фактуре по образовательной услуге, можно принять к вычету в том периоде, в котором этот документ был получе н

Понравилась статья? Поделитесь ей