Контакты

Выявление условий образования основных типов почв. Условия почвообразования

1

Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги , рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения , выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые ;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги , характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и , как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники , много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла , чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт , находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла , чем в северной тайге и тундре , древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные
Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь
Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой , более мощный гумусовый горизонт , процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

выявление условий почвообразования основный типовых почв (колличкство тепла, влаги, рельеф, растительность) Оценка их плодородия. Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы россии, объясните географию их распространения. Какие процессы почвооразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения? Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие их них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса? Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить почвы? Какие типы почв распространены в Ульяновской области, как они используются человеком, какие мероприятия проводятся по улучшению почвы?

Похожие вопросы

  • сочинение 3класс про 1сентябрь
  • разобрать по составу слова: закрывающая поселяются
  • Подберите и запишите односложные слова с гласными а,о,и,э,ы,у.Обозначьте в них гласные звуки.Чем еще различаются эти слова,кроме звукового состава?
  • На машину погрузили 106 кг сухофруктов яблоки и курагу. Из них 54 кг составляли яблоки в шести одинаковых коробках.В других четырёх одинаковых коробках была курага.На сколько одна коробка с курагой тяжелее одной коробке с яб...
Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

^ Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

^ Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

I

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и, как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники, много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла, чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт, находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла, чем в северной тайге и тундре, древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные

Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь

Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой, более мощный гумусовый горизонт, процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

8 класс Практическая работа № 10

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 10

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,

Рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Цель: Характеристика типов почв России и Белгородской области, особенности их использования человеком.

Оборудование : Почвенные карты России и Белгородской области

Ход работы:

Задание 1. Определить условия почвообразования основных земельных типов почв России и их плодородия.

Природная зона

Тип почв

Гумус

Свойства почв

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

2. Тундра

3. Лесная зона

А) тайга

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Г) широколиственные леса

4. Степи

5.Полупустыни

Задание 2. Используя карты Белгородской области, дайте характеристику почв области. Заполните таблицу.

Тип почвы

Занимаемая площадь

Свойства почвы

гумуса

Черноземы оподзоленные

Черноземы выщелоченные

Мощность гумусового горизонта - ________ см, содержание гумуса - ________%

Черноземы типичные

Мощность гумусового горизонта - ________ см, содержание гумуса - ________%

Черноземы обыкновенные

Мощность гумусового горизонта - ________ см, содержание гумуса - ________%

Мощность гумусового горизонта - ________ см, содержание гумуса - ________%

Мощность гумусового горизонта - ________ см, содержание гумуса - ________%

Природная зона

Тип почв

Гумус

Свойства почв

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности.

2. Тундра

Тундрово-глеевые

Мало

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

3. Лесная зона

А) тайга

подзолистые

Мало

1-2%

Промывные кислые

К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.

Б) тайга Восточной Сибири

Мерзлотно-таежные

Мало

Малоплодородные холодные

Вечная мерзлота.

В) смешанные леса

Дерново-подзолистые

Гумуса больше, чем подзолистых

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков.

Г) широколиственные леса

Серые лесные

4-5 % гумуса

4. Степи

Черноземы, каштановые почвы.

10-12%

Самые плодородные, зернистая структура.

К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.

5.Полупустыни

Бурые полупустынь и серо-бурые.

Гумуса меньше

Засоление почв

Сухой климат, разреженный растительный покров.

К увл

Почвы Белгородской области

Необходимым условием всякого природного процесса, в том числе и почвообразования, является время. Почвы Белгородской области сравнительно молодые: их возраст исчисляется 5-10 тысячами лет. В то же время этот возраст достаточен для полного формирования черноземной почвы.

Белгородская область занимает возвышенную равнину, приподнятую в северной части. По этой причине на водораздельных пространствах грунтовые воды залегают глубоко и не влияют на формирование почв, что также способствует формированию черноземных почв, а не каких-либо луговых или болотных. В то же время характер рельефа способствует развитию эрозионных процессов, ведущих к образованию оврагов и балок.

Таким образом, все факторы почвообразования в Белгородской области направлены на формирование плодородных почв. Ведущим почвообразовательным процессом является гумуса-аккумулятивный.

Основными свойствами черноземов являются: богатство гумусом и элементами питания растений (М, Р, 5, микроэлементы*, отсутствие в почве легкорастворимых солей и наличие в профиле карбонатов; благоприятные физические свойства (рыхлое сложение, хорошая структура и хорошая водопроницаемость).

Все черноземы подразделяют на черноземы лесостепи и черноземы степи. К первой группе относят черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные; ко второй - обыкновенные и южные. В Белгородской области встречаются все указанные подтипы черноземов, за исключением южных. Профиль чернозема имеет три горизонта: гумусовый (А), переходный (В) и материнская порода (С).

Черноземы оподзоленные занимают 2,4% площади области. Их профиль характеризуется наличием белесой присыпки в нижней части гумусового слоя, переходный горизонт несет черты горизонта вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 63-67 см, содержание гумуса - от 3 до 7%. Запасы гумуса в метровой толще 355-420 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.

Выщелоченные черноземы занимают 23,2% территории. Внешне они похожи на черноземы типичные, но в нижней части горизонта вмывания выражены карбонатные выделения в виде белых вкраплений или прожилок. Средняя мощность гумусового горизонта от л (65 до 86 см; содержание гумуса достигает 4,5-6,5%, а запасы гумуса в метровой толще - 500 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.

Черноземы типичные лидируют в Белгородской области по распространению - 36,1%. Они отличаются от выщелоченных наличием карбонатов во всем горизонте вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта - от 73 до 87 см, содержание гумуса - 5,5-7,0% и запасы гумуса 420-530 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте нейтральная.

Черноземы обыкновенные занимают 11,8% площади и отличаются от типичных появлением карбонатов в гумусовом горизонте. Часто карбонатные выделения представлены конкрециями, которые называют белоглазкой. У обыкновенных черноземов сокращается мощность гумусового горизонта (от 56 до 66 см). Среднее содержание гумуса равно 4,8-6,9%, а его запасы в метровой толще 310-433 т/га. Реакция почвы с поверхности слабощелочная.

На выходах меловых пород развиваются черноземы остаточно- карбонатные. Для них характерно наличие щебенки мела по всему профилю и его укороченность. Средняя мощность гумусового горизонта всего лишь 13-55 см; среднее содержание гумуса - от 2,2 до 6,3%, запасы гумуса в метровой толще 300-350 т/га. Реакция среды по всему профилю щелочная.

Таким образом, среди почв Белгородской области наибольшими запасами гумуса обладают типичные и выщелоченные черноземы. Значительно ниже эти запасы в оподзоленных и обыкновенных черноземах, но самые низкие - в остаточно-карбонатных черноземах. Оценка всех показателей плодородия почв показывает, что самой плодородной почвой в Белгородской области является чернозем выщелоченный.

Под лесной растительностью в области развивались серые лесные почвы, представленные двумя подтипами - серыми лесными (3,9% площади) и темно-серыми лесными (10,7% площади). Профиль темно-серой лесной почвы состоит из лесной подстилки (АО), гумусового горизонта (А1), горизонта вмывания с пятнами горизонта вымывания (А2В), горизонта вмывания (В) и материнской породы (С). Мощность гумусового горизонта достигает 50-60 см, содержание гумуса - от 3 до 5%, запасы его в метровой толще доставляют 300-340 т/га. Реакция почвы слабокислая. В этих почвах на гумуса-аккумулятивный процесс наложился процесс оподзоливания, ведущий к формированию горизонта вымывания (А2).

Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы (1,3%), развиваются на террасах и в поймах рек, где на процесс почвообразования влияют грунтовые воды. Внешне они похожи на черноземы, но отличаются повышенным содержанием гумуса и наличием признаков переувлажнения в горизонте вмывания (В) или в породе (С). К таким признакам относят наличие ржавых и сизых пятен, которые обусловлены процессом оглеения. Лугово-черноземные почвы характеризуются глубоким проникновением гумуса по профилю. В горизонтах А и АВ гумус с глубиной уменьшается постепенно, а на глубине 70-80 см (или 80-90 - у мощных видов) наблюдается довольно заметное снижение содержания гумуса. Мощность гумусовых горизонтов в основном составляет 60-80 см, а содержание гумуса в горизонте А колеблется от 7 до 10%, снижаясь в горизонте АВ до 3-5%.

При усилении условий увлажнения в поймах рек развиваются пойменные луговые или пойменные лугово-болотные почвы, последние имеют в своем профиле прослои торфа.

Песчаных почв на территории области мало. Так как пески и супеси бесструктурны, бедны элементами питания, то и образовавшиеся на них почвы не являются ценными в агрономическом отношении.

На днищах балок представлены дерново-намытые почвы. Сюда периодически поступает гумусированный материал со склонов балок, что приводит либо к появлению погребенных гумусовых горизонтов, либо к аномально большой мощности гумусового горизонта (свыше 2 метров).

Тип почвы

Занимаемая площадь

Свойства почвы

гумуса

Черноземы оподзоленные

2,4%

Самые плодородные

Мощность гумусового горизонта составляет 63-67 см, содержание гумуса - от 3 до 7%.

Черноземы выщелоченные

23,2%

Самые плодородные

Мощность гумусового горизонта от 65 до 86 см, содержание гумуса 4,5-6,5%,

Черноземы типичные

36,1%.

Самые плодородные

Мощность гумусового горизонта - от 73 до 87 см, содержание гумуса - 5,5-7,0%

Черноземы обыкновенные

11,8%

Самые плодородные

Мощность гумусового горизонта от 56 до 66 см. Среднее содержание гумуса равно 4,8-6,9%

Серые лесные и темно-серыми лесными

3,9% и 10,7%

Плодородные

Мощность гумусового горизонта достигает 50-60 см, содержание гумуса - от 3 до 5%

Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы

1,3%

Плодородные

Мощность гумусовых горизонтов составляет 60-80 см, содержание гумуса колеблется от 7 до 10%


Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

Задачи:

Предметные:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

Выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

Описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

Давать характеристику зональных типов почвы;

Обозначать на контурной карте географические объекты.

Личностные:

Сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

Понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

Использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках информации;

Обобщать тематический материал;

Формулировать выводы;

Составлять описания на основе достоверных источников информации;

Устанавливать причинно- следственные связи;

Составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в учебной деятельности;

Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Планировать учебную деятельность;

Самостоятельно исправлять ошибки .

Коммуникативные УУД:

Излагать свое мнение;

Понимать позицию другого.

Личностные УУД:

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

Понимать эмоциональное состояние других;

Осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход урока

I .Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока: Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1 Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

2. Тундра

тундрово- глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота,

переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.

Леса

Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.

3. Тайга Восточно- Европейской равнины

подзолистые под северными таежными лесами

мало 1-2%

при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.

Промывные, кислые, малоплодородные

Высокая влажность, кислые, растительные останки - хвоя

4.Тайга Восточной Сибири

таежно- мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.

5. Смешанные

дерново- подзолистые

больше, чем в подзолистых

Более плодородные

6. Широколиственные

серые лесные

4-5%

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

7.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Много растительных остатков ежегодно, много тепла

8. Полупустыни

бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.

гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.

Засоление почв. Это снижает плодородие.

Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.

Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182

IY . Закрепление

1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.

2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)

3. Что такое эрозия? Виды эрозий.

4. Что такое мелиорация?

5. Что такое рекультивация?

6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?

7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?

В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.

В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)

Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)

Под хвойной растительностью - почвы подзолистые, под травами - черноземы.

Y .Рефлексия.

1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.

2. Вы справились с заданием?

3. Кто сегодня был самым активным во время урока?

4 У кого, что не получилось и есть вопросы?

YI . Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.

YII . Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28

Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».

2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.

Понравилась статья? Поделитесь ей