Контакты

Деонтологические аспекты в работе фельдшера. Основные положения медицинской этики и деонтологии в работе медицинского персонала

Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер Верткин Аркадий Львович

Глава 17 Медицинская деонтология

Медицинская деонтология

Казалось бы, такие слова, как «врач», «фельдшер» или, к сожалению, забытое словосочетание «сестра милосердия», с одной стороны, и понятие «деонтология» – с другой, должны если не быть синонимами, то находиться в неразрывной логической связи. Казалось бы… В действительности же все не так просто.

Кроме ошибок чисто медицинских (лечебно-диагностических, тактических и др.), принято отмечать и ошибки деонтологические. Под ними понимают нарушение правил взаимоотношений между врачом и больным, а также между врачами одного или смежных лечебных учреждений (к сожалению, бывает и такое!), а также общих этических норм.

Диспетчерская – это место, где происходит первая встреча, пусть и заочная, вызывающего и «Скорой помощи». И от того, как она произойдет, зависит, будет ли принят вызов, если он принят, то какую очередность получит, какая психологическая обстановка встретит бригаду у больного. После того как изучением работы этого звена «Скорой помощи» занялся профессор В.М. Тавровский, оказалось, что главное, о чем думает человек, вызывая «скорую», – чтобы не отказали в приеме вызова. Поэтому на вопрос диспетчера: «Что случилось?» вместо конкретного ответа «вываливалась» масса ненужной информации: о прошлых и настоящих заслугах, об участии в войнах, о прикреплении к какой-нибудь «престижной» больнице и т. д. Прервать этот «бурный поток» – нельзя, это будет расценено как неуважение к «заслугам». И хотя время тратилось впустую, приходилось мириться. Только после этого диспетчер мог перейти к «добыче» нужной информации. И в ответ на заданный вопрос услышать: «Что вы допрашиваете, приезжайте скорее, сами увидите!». Но ведь еще неизвестно, нужно ли приезжать, тем более «скорее», нужна ли именно скорая помощь. Иногда диспетчер занимался нравоучением, что вообще недопустимо: «Где вы были раньше, почему только сейчас вызываете?»

Предлагая новую систему работы диспетчерской, В.М. Тавровский рекомендовал совершенно иной алгоритм диалога. Диспетчер должен взять инициативу «в свои руки», а сделать это можно, дав понять вызывающему, что проблем с приемом вызова нет. Понятно, что при вызове на улицу или в квартиру информация о больном не может быть одинаковой. После сообщения о принятия вызова дается рекомендация, например: «Усадите (уложите) больного, дайте нитроглицерин, при отсутствии эффекта повторите через 3–5 минут». Теперь время ожидания не будет столь томительным. Если диспетчер не уверен в необходимости приезда «Cкорой помощи», он переключает вызывающего на старшего врача, который не просто отказывает в выезде бригады, но дает совет по ведению больного и рекомендует, куда нужно обратиться.

Итак, если вызов принят, бригада поехала к больному. Прибыв на место, медицинский работник ни в коем случае не должен начинать разговор с недовольства: почему не встретили, зачем вызвали, мы ехали через весь город, вы не нашего района, этаж 9-й, а лифт не работает и т. д. Весь этот «словесный мусор» сразу создаст барьер и помешает выполнению главной задачи: поставить правильный диагноз и в соответствии с ним оказать адекватную помощь.

Особо следует остановиться на ситуации, когда помощь приходится оказывать на улице, на предприятии (на рабочем месте), в других подобных пунктах (магазин, салон общественного транспорта, подземный переход) – словом, везде, где находится человек, ему может потребоваться экстренная медицинская помощь. Самое лучшее, что можно посоветовать в данной ситуации, – не обращать внимание на окружающих и уверенно делать свое дело. Не вступать в дискуссии, не отвечать на реплики. Это отвлекает от работы, пусть даже замечания покажутся оскорбительными. Будьте выше этого. Необходимо как можно быстрее довести состояние больного до транспортабельного, взять его в машину и уехать с этого места (если речь идет об улице). После этого всякий интерес у окружающих пропадет.

Вопрос о госпитализации больного из общественного места решается однозначно – оставлять его на улице нельзя. Но если вы еще не знаете, куда нужно госпитализировать, можно отъехать за угол, остановиться, закончить осмотр, если вы не успели сделать это раньше, и связаться с бюро госпитализации.

Для больного и его родственников госпитализация – это если не трагедия, то в любом случае беда, особенно если речь идет о молодом человеке, у которого подозревается (или диагностирована) острый коронарный синдром (ОКС). Ведь еще вчера пациент вел активный образ жизни, а сегодня он вынужден лежать, сократив свою активность до минимума.

Нужно понять состояние больного. Здесь не нужны никакие «страшилки». Эффект от них будет противоположен ожидаемому.

Даже если врач уверен в диагнозе ОКС и видит, что больной боится этого диагноза, как приговора, можно сказать ему, что инфаркта пока нет, есть лишь его угроза, а чтобы он не развился, нужно выполнять то-то и то-то. После такого разговора можно надеяться, что больной будет выполнять ваши рекомендации и по лечению, и по необходимости транспортировки на носилках. Как правило, у «Cкорой» своей «рабочей силы» либо нет, либо ее недостаточно: в бригаде в основном женщины. При решении о госпитализации нередко возникает такой диалог:

– Ищите мужчин, у нас некому нести!

– У нас тоже некому. У вас есть шофер, мы ему заплатим!

– Он не может бросить машину!

Словесный поединок, как правило, ни к чему не приводит. Попробуйте начать разговор по-другому: «Больного нужно нести на носилках, видите, у нас одни женщины, может быть, вы нам поможете найти кого-нибудь, мы ведь здесь никого не знаем».

Так или примерно так должен проходить разговор. Никакой категоричности, никакой «упертости», доброжелательный, спокойный тон. Тогда можно рассчитывать на успех.

Важно помнить, что никакие причины (узкий коридор, крутые лестницы и т.д.) не могут быть оправданием нарушения порядка госпитализации, особенно когда необходимы носилки. Понимая это, грамотный врач или фельдшер всегда найдет выход: стул, одеяло и т. д.

Вот еще одна ситуация: при транспортировке на носилках с какого-нибудь этажа у родственников (окружающих) может возникнуть недоумение, почему больного несут «ногами вперед», ведь он еще живой? В таком случае врач или любой член бригады должен спокойно, тактично объяснить, что это не «ногами вперед», а «ногами вниз». Потому что если выносить головой вперед, то на лестнице он окажется головой вниз, что небезопасно для тяжелого больного. Именно поэтому «ногами вниз», а не ногами вперед.

Но вот больной помещен в машину. Он может быть один, может быть с родственниками или сослуживцами. Больной переживает случившееся. Согласитесь, что всякие посторонние разговоры справедливо будут восприняты как неуважение к его состоянию. Конечно, никто не требует, чтобы члены бригады сопровождали больного со скорбными лицами. Однако всякие разговоры о вещах, не имеющих отношения к «данной теме», будут справедливо истолкованы негативно. В результате героическая работа, проведенная на вызове, у постели больного вами, вашими коллегами может быть нивелирована. Нужно научиться сопереживать!

Больной человек, в силу своей болезни, имеет измененную психику, он измучен длительными болями, может быть, многократными, да еще безрезультатными хождениями по медицинским кабинетам. «Скорая помощь» находится в особом положении. Иногда ее вызывают, не получив от «своего» участкового врача направления в стационар или не дождавшись сегодня врача из поликлиники… Да мало ли что еще! Даже предшествующий приезду бригады разговор с диспетчером может вывести больного человека «из себя». И все накопившиеся отрицательные эмоции будут выплеснуты на того, кто доступен, и от кого можно получить наиболее конкретную и реальную помощь.

Но вот на вас «набросились» с потоком претензий, к которым вы не имеете никакого отношения. Начать сразу «защищаться», когда больной или родственники еще разгорячены? Эта энергия невольно передастся вам (эффект зеркальности), вы ввяжетесь в конфликт, и не исключено, что от него и пострадаете. Как же быть? Есть такой прием. Попросите суть претензии (прекрасно понимая, что она не к вам) изложить еще раз, объяснив это тем, что вы чего-то не поняли. (Только не перебивайте больного, дайте ему высказаться. Потраченное на это время окупится предотвращением конфликта, может быть, даже жалобы, на разбор которой потом потребуется гораздо больше времени и не одного, а нескольких человек. Эту ситуацию не забудьте отразить в карте вызова).

Вы заметите, что эмоций будет уже меньше. В крайнем случае можно попросить еще раз повторить уже какую-то часть всей претензии. Разговор будет совсем спокойным. Вы дали больному возможность «выпустить пар». Это только один из способов избежать конфликта. Есть народная мудрость: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее». А поскольку вы, естественно, считаете себя умнее, вот и постарайтесь сделать так, чтобы пожар не разгорелся.

Постарайтесь, чтобы члены вашей бригады не принимали участия в этом поединке. Вам так будет легче. Вот вам и ответ на вопрос: «Можно ли обижаться на больного человека?» Простите его! Он ведь больной. А свои амбиции оставьте «на потом».

Оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе подразумевает лечебные мероприятия не только на месте, но и при транспортировке больных (пострадавших) в стационар. Эти особенности, в отличие от условий стационара, требуют дополнительного внимания к морально-правовым проблемам. Вот эти особенности.

Экстремальность ситуации требует неотложных действий, часто выполняемых без должной диагностики (дефицит времени).

Больные находятся иногда в крайне тяжелом, критическом состоянии, требующем проведения немедленной реанимации.

Психологический контакт между медицинским работником и больным бывает затруднен или отсутствует из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог и. т.д.

Оказание помощи нередко проводится в присутствии родственников, соседей или просто любопытных.

Условия оказания помощи могут быть примитивными (помещение, теснота, недостаточное освещение, недостаток помощников или вообще их отсутствие и. т. д.).

Характер патологии может быть самым разнообразным (терапия, травма, гинекология, педиатрия и. т. д.).

Перечисленные особенности работы в неотложной медицине создают особые этические и юридические проблемы, которые можно разделить на две основные группы:

Вследствие специфики условий оказания экстренной помощи, а также из-за недостаточного знакомства медицинских работников с данной проблемой часто нарушаются права больных.

Ошибки при оказании экстренной помощи могут происходить главным образом из-за экстремальности ситуации, иногда из-за преступной неосторожности.

Проблемы взаимоотношения медицинского работника и пациента могут строиться по двум линиям. Одна из них – это этико-деонтологическая, когда речь идет просто об отношениях двух людей, которые регулируются морально-этическими рамками, нормами. Вторая линия – юридическая. Об этом сказано в концепции информированного добровольного согласия (ИДС). Наиболее частые причины нарушения прав больных при оказании экстренной помощи: 1) отсутствие психологического контакта с больным (пострадавшим) и 2) экстремальность ситуации. Иногда первое может зависеть от второго, а чаще оба фактора действуют одновременно, что может приводить к их взаимоусилению. К сожалению, приходится сталкиваться и с еще одним фактором: 3) незнание медицинским работником прав больного.

Когда у одного мудреца спросили, у кого он учился благовоспитанности, тот ответил: «У неблаговоспитанных. Я избегал делать то, что делают они». И, наконец, прекрасная мысль французского энциклопедиста Дени Дидро: «Недостаточно сделать добро, надо делать его красиво».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Школа выживания в природных условиях автора Ильин Андрей

ГЛАВА ВОСЬМАЯ Что делать, когда нельзя позвонить по «03», или Первая медицинская помощь в аварийных условиях В этой главе я решил отказаться от подробного описания приемов первой медицинской помощи (кроме краткой памятки-шпаргалки в конце главы) – обо всем этом написано в

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Психологопедагогическая деонтология область научного знания об условиях компетентной организации специалистом среды эффективного и безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Традиционно совокупность этих условий в большей степени

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Справочник медсестры [Практическое руководство] автора Храмова Елена Юрьевна

Глава 2 Этика и деонтология в сестринском деле Морально-этические качества медсестры По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю. К. Субботина, «медицинская этика – это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Глава 2. Этика и деонтология в сестринском деле Морально-этические качества медсестры По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю. К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Женское здоровье. Большая медицинская энциклопедия автора Автор неизвестен

Глава 2. Медицинская косметология Омоложение лицаЖелание видеть свою кожу красивой приводит людей, прежде всего именно женщин, в мир косметологии, где есть множество разнообразных способов, чтобы сохранять привлекательность и здоровый вид кожи. Существует множество

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Глава 7. Первая медицинская помощь Понятие о травме Как показывает практика, сохранение жизни пострадавших зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые десять минут после дорожно-транспортного происшествия. Из числа всех получивших травмы со смертельным

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Медицинская страховка Для получения бразильской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Медицинская страховка Для получения индийской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам.
Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медика не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Прав профессор А.П. Громов, когда пишет в своей книги «Деловой этикет медицинского работника», что медицинский работник должен быть интеллигентом в широком смысле слова, и что пренебрежение к людям, бездушное отношение к больным несовместимо с выбранной гуманной профессией. Известный польский врач В. Беганьский писал "... кого не трогает человеческая неудача, кто не обладает мягкостью в обращении, у кого недостаточно силы воли, чтобы везде и всегда господствовать над собой, тот пусть лучше избирает другую профессию, ибо он никогда не будет хорошим врачом". Широко известны слова А.П. Чехова: "Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой.
В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этического и нравственного характера. Меняется характер работы, возрастает нравственная ответственность. Это влияет на мировоззрение, личностную оценку, требует особого профессионализма, выхода к новым горизонтам: осмыслению этических, психологических, антропологических, правовых проблем лечебного дела.
В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Не причинение вреда, зла, ущерба – первейшая обязанность каждого медицинского работника. И. Кант сказал, что «самое главное для человека – это огромное звёздное небо над его головой и великий нравственный закон внутри нас». «Нравственный закон внутри нас» – это не просто исполнение своего долга на высоком уровне, не просто соответствие моральным нормам, это то состояние души, когда нравственность, милосердие становятся внутренней сущностью личности.
Современный фельдшер службы скорой помощи – это специалист, самостоятельно действующий в рамках лечебного процесса, для осуществления которого ему необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, поставить диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики помощи пациенту, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления.
В деятельности связанной с оказанием неотложной помощи пациенту встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть найден сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности конкретного человека.
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность, могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий.
Фельдшеру нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало эмоций уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента.
Медицинская деонтология охватывает широкий круг вопросов: взаимоотношения медицинского работника и пациента; взаимоотношения медицинского работника с родственниками, ближайшим окружением больного; взаимоотношения медицинского работника с коллегами; оценка медиком себя, своей деятельности, достижений и ошибок; отношения медицинского работника и общества; закон о правах и обязанностях медицинских работников и пациентов. Медицинская деонтология является практическим применением этических принципов в работе медицинского персонала. Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом фельдшер должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью.
Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество фельдшера. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.
Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметь в виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнение о "привыкании" медиков к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречается иногда, но чаще это не так. Медику необходимо такое качество, как мужество. Именно мужество гарантирует больному благоприятный исход из опасной ситуации. Медицинскому работнику ни в коем случае нельзя потерять это качество.
Решительность - еще одна личностная особенность необходимая медицинскому работнику, в частности фельдшеру. Под ней подразумевается психическое состояние готовности быстро принять решение и не медля привести его в исполнение. Вовремя проявленная решительность часто может спасти жизнь человеку. Решительность помогает устранять сомнения и колебания.
В основе делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов;
деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него;
в своей работе фельдшер должен учитывать психологические особенности пациентов (возраст, способность воспринимать информацию);
коммуникативные мотивы, задачи общения;
правильно выбирать средства общения;
обладать целым рядом качеств для построения продуктивного диадного процесса взаимодействия;
обладать профессиональными знаниями, систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Введение

Медицинская этика (лат. ethica , от греч. ethice - изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon - долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

·научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

·практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

·медицинский работник - пациент,

·медицинский работник - родственники пациента,

·медицинский работник - медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Глава 1. Современный подход к процессу ухода за психически больным

Анализируя содержание кодексов медицинской этики (начиная с клятвы Гиппократа и заканчивая национальными кодексами, в том числе Этическим кодексом российского врача, 1995, Этическим кодексом медсестры России, 1997), нельзя не заметить трансформации их содержания.

Во- первых. Увеличен перечень лиц, взаимоотношения с которыми подвергаются этической регламентации. Сегодня наряду с больными, врачами и медсестрами он включает обслуживающий персонал и общество.

Во-вторых. Качественно по-новому формулируются обязанности врача, медсестры. Их нельзя уже выразить просто и однозначно «помогать и не вредить». Необходимо обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с пациентом, его окружением; уважать права своих коллег, младшего медицинского персонала. Эта трансформация отражает изменения, которые произошли в общественном самосознании за последние два десятилетия.

.1 Терапия средой

В большинстве новых лечебных психиатрических учреждений учтены не только требования эстетики и гигиены, здесь стремятся помочь больному человеку, создав вокруг него приятную, поистине домашнюю атмосферу, все возможные удобства. Для современного психиатрического отделения не новость шторы на окнах, картины на стенах, во многих местах ношение больными их личной одежды. Имеется радио, телевидение, библиотека. Однако у всего этого были свои противники: для чего эстетика, современность в психиатрическом отделении, где в большинстве своем пребывают люди, оторвавшиеся от действительности, психически больные, в значительной части страдающие шизофренией? Сейчас уже доказана полнейшая несостоятельность такого подхода, поскольку влияние среды имеет чрезвычайное значение именно на таких больных, именно оно способствует их возвращению к действительности. Большие достижения в области трудотерапии и психотерапии, использование современных методов медикаментозного лечения привели ко многим принципиально новым выводам, которые создали возможность более эффективного лечения психически больных.

.2 Терапия поведением

.3 Отношения с родственниками

Встреча с лицами, сыгравшими значительную роль в возникновении или обострении заболевания, не безразлична для больных. Поэтому разрешение на посещение или запрещение посещений в психиатрических отделениях являются одним из средств лечения. Вторым существенным различием служит то, что значительная часть родственников душевнобольных в большей или меньшей мере и сами больные люди. Если даже они и не сыграли роли в возникновении заболевания у их близкого, то своим несоответствующим поведением, обусловленным болезнью, они могут нарушить покой больного, которого посетили, и помешать его успешному лечению. Если окружение больного благоприятно, нет никакой необходимости запрещать его посещения родными или даже можно разрешить короткие визиты его домой. Если же посещение больного родными чревато опасностью резких столкновений, то следует подумать о запрете. Споры с близкими, упреки, обвинения и пр. оказывают вредное воздействие на больного. Особого внимания заслуживает и деятельность больного, связанная с внешним миром. Параноидный пациент с синдромом сутяжничества может продолжать начатое им дело устно или письменно, ревнивый муж и посещения будет использовать для того, чтобы вернуть "утраченные" чувства жены. Известны и различные реакции родственников больных, связанные с закрытым отделением. Часто они всеми силами сопротивляются тому, чтобы сюда доставили близкого им человека (прежде всего те, кто испытывает чувство собственной вины). "Нет причин помещать туда ребенка"... "Его состояние там только ухудшится"... Свое поведение, продиктованное чувством вины, они часто компенсируют тем, что предъявляют обвинения врачам, сестрам, всему лечащему коллективу. Они считают их ответственными за то, в чем виноваты сами: "С ним плохо обращаются"... "Он не получает нужных лекарств", "Делается далеко не все, что нужно"... Характерно, что часто те, кто вначале так сопротивлялись и возмущались, не спешат забирать выздоровевших домой... Несмотря на все перечисленные трудности, несмотря на то, что нередко работа с родственниками больных означает большую нагрузку, от них мы можем получить очень ценные данные, аналитические сведения, касающиеся больного. Конечно, если можно, лучше заниматься со всей семьей сразу, а не по отдельности с ее членами. Таким путем перед специалистом открывается возможность групповой (семейной) терапии. Важность этого для лечения и реабилитации больного, для предупреждения рецидивов заболевания очевидна.

.4 Отношение между пациентами

Обычно больной поступает в палату предварительного наблюдения, откуда его затем переводят, куда следует. Естественно, что и в таких случаях должно учитываться спонтанное стремление больного к установлению контактов, отношений с окружающими, к группировке с другими больными. А потому, если это возможно, то не следует помещать вместе людей противоположных взглядов, различного темперамента, разных типов личности. При возникновении столкновений, трений между больными следует перегруппировать больных в палате, перевести некоторых из них оттуда; конечно, провести это следует так, чтобы больные видели в этих мероприятиях не наказание, а общую перестройку, которая коснулась и их. И здесь следует остановиться на вопросе о посещении психически больных родными и близкими.

.5 Отношения с коллегами

Медицинская сестра обязана поддерживать вежливые, уважительные отношения с коллегами.

Громкие разговоры, ссоры между персоналом в присутствии больных недопустимы, они способствуют увеличению напряженности и двигательного возбуждения у больных, а главное подрывают авторитет у персонала. При общении с коллегами медсестра должна соблюдать субординацию (подчинение младшего по должности старшему). Комплименты в деловом общении приветствуется: сказать человеку хорошие слова никогда не вредно. Не всегда отношения в коллективе складываются гладко. Бывают обиды и огорчения. Но даже если это так, требования этикета необходимо соблюдать независимо от настроения или состояния отношений с тем или иным членом коллектива.

Глава 2. Требования, предъявляемые в наше время к личности человека, работающего с психически больным

психический больной медицинский деонтология

Основываются они на следующем: специальные знания, постоянный интерес к выполняемой работе, постоянно растущий уровень подготовки и, конечно, здоровая личность. В специальной литературе много раз указывалось на вред, который могут причинить в работе с психически больными люди с нездоровой психикой, ищущие в этой работе разрешения своих личных психических конфликтов. Нельзя забывать о том, что работа людей, осуществляющих уход за психически больными, в корне отличается от работы по уходу за больными иного профиля, поскольку наряду с навыками по физическому уходу за больными они должны освоить и навыки психического воздействия. Кроме привычных задач по уходу за больными (измерение температуры, раздача лекарств, заправка постелей) им приходится проводить и работу совсем иного качества. Многие из них осваивают определенные методы занятий с психически больными, становясь, например, специалистами по трудовой терапии. Личность санитаров и сестер может воздействовать на состояние психически больных по-разному. Сильные, решительные личности вызывают у незрелых, инфантильных больных чувство уверенности, в то время как параноидные больные могут вступать с ними в резкие столкновения. Человек шизотимного склада легче, чем кто-либо другой, может понять страдающего шизофренией. Однако все это не освобождает людей, осуществляющих уход за психически больными, от необходимости постоянно развивать, расширять и совершенствовать свои знания, свои личные качества. Работающие с психически больными наиболее удовлетворяют запросам своей профессии, если способны понять переживания доверенных им больных, соответственно откликнуться на них, охватить их во всей полноте и сложности.

.1 Вопрос о речи

Вопрос о речи медицинских работников требует отдельного внимания. Все медики должны знать, что речь работника любого статуса должна соответствовать нормам русского литературного языка, излишняя насыщенность речи терминами в общении с пациентом не приветствуется. Но не приветствуется и использование просторечной или жаргонной лексики. Это обезличивает пациента и делает его тождественным болезни («интересная шизофрения», «банальный суицид»). Недопустимо также ведение беседы с больными и родственниками с трудно скрываемым раздражением и демонстрацией собственной значимости и загруженности работой («вас много, а я на посту одна»), «награждение» пациентов обидными прозвищами («вязкий эпилептик», «слабоумная старуха»). Речь любого медицинского работника является очень яркой характеристикой специалиста, не стоит недооценивать ее значение. При обучении пациента следует проявлять терпение. Повторить информацию нужное число раз. Удостовериться, что ее правильно поняли. Для этого лучше использовать такие фразы как: «Давайте проверим, все ли Вы поняли», «Какие вопросы у Вас возникли?». А реплики «Повторяю для особо одаренных» или «Слушать надо ушами!» нельзя произносить даже в шутку.

При письменном способе передачи информации пациентам или их родственникам (памятки, информационные стенды, объявления и пр.) также необходимо помнить об этике. Различные памятки, листовки начинаются с вежливого обращения (например, «Уважаемый пациент!»). Тексты, адресованные пациентам или их родственникам, не должны быть категоричны («Не курить!», «Из палаты после 22 часов не выходить!» и др). Лучше заменить их на фразы с позитивным звучанием: «У нас не курят», «Просьба соблюдать тишину». Следуя этим правилам, выражается уважение и к пациенту, и к себе.

Недопустимо обсуждение состояния здоровья или личной жизни пациента с коллегами и тем более с другими пациентами. Это является нарушением медицинской тайны и влечет за собой уголовную ответственность.

.2 Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры

Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Каждый из нас - кто реже, кто чаще - оказывается пациентом служб охраны здоровья, при этом человек вверяет медику самое ценное, чем он располагает, - своё здоровье, достоинство, саму жизнь, с полным правом рассчитывая на определенный уровень квалификации и мастерства профессионала. Именно поэтому, уже с древних времен, общество предъявляло высокие требования к моральным, нравственным качествам сестринского персонала.

Обращаться к пациенту лучше по имени-отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой.

При проведении процедур медсестра комментирует свои действия для пациента. Такой комментарий призван, не только реализовать право пациента на информацию, но и снять психологическое напряжение. При этом необходимо говорить на понятном пациенту языке, сведя к минимуму специальную терминологию.

.3 Психологическая тактика работы медсестры с психически больными

Прежде всего медсестра должна уметь выслушать пациента. Понять психически больного, его мысли, особенности реагирования, противоречащие трезвому рассудку, суметь разобраться в них, определить патологический строй мыслей, поступков - задача весьма сложная. Поэтому в психиатрии предъявляется повышенное требование к личности медсестры, к развитию и формированию профессиональных навыков общения с психически больными. Естественно, следует избегать снисходительности, пренебрежительности в беседе с пациентами.

Глава 3. Общие правила ухода и наблюдения за психически больными

Правильный подход к психически больным и установление необходимого контакта между ними и медицинским персоналом, помогающем в уходе за больными и в лечении не возможны без достаточной выдержки, такта, терпения и чуткости по отношению к больному, которые в одинаковой степени должны проявлять и врач, и фельдшер, и медицинская сестра, и санитар, и санитарка.

Основное правило, которого постоянно должен придерживаться средний и младший обслуживающий персонал, - честное выполнение назначений врача. Без назначения врача нельзя давать ни добавочное успокаивающее средство (например, снотворное), ни переводить больного из одной палаты в другую или с кровати на кровать, ни разрешать прогулку.

Правильный подход к психически больным и учет всех особенностей ухода за ними не мыслимы без знания основ психиатрии. Высокомерие, зазнайство, переоценка своих знаний персоналом, долгие годы работающим в стенах психиатрической больницы могут принести огромный вред больному. Ложное убеждение в возможности без назначения врача изменить режим содержания больного может быть причиной несчастного случая. В практике одного психиатрического лечебного учреждения был такой случай. Больная формально вела себя правильно, отвечала на все вопросы, не нарушала режима, отрицала какие-либо мрачные мысли и другие болезненные переживания, т.е., другими словами, диссимулировала (преднамеренно скрывала) свои переживания. Фельдшер несерьёзно отнесся к своим обязанностям, переоценил свои познания в психиатрии и без согласия с врачом, по собственному усмотрению разрешил больной прогулку без усиленного надзора. Больная, воспользовавшись этим, убежала с прогулки и бросилась с целью самоубийства под поезд.

Недопустимо, чтобы к больному в силу неприятных особенностей его психического состояния персонал относился неприязненно, с антипатией. Всякое проявление злобности, враждебности и даже агрессии со стороны больного должно рассматривать и расценивать только как проявление болезненного состояния и не должно вызывать у персонала отрицательного или боязливого отношения к нему.

Нельзя ни в коем случае повышать голос, быть резким и злобным в обращении с больными, недопустимы грубые окрики, запугивания больного. Необходимо помнить и о том, что больные при кататоническом синдроме, находящиеся в состоянии полного ступора и как будто бы не реагирующие на происходящее вокруг них, в то же время все очень тонко и четко фиксируют и запоминают. Всякое неосторожно сказанное слово, касающееся таких больных (например, «в колонию его надо, он хроник» и т.п.) надолго остается в их сознании. По выходе из кататонического состояния больные с удивительной точностью рассказывают о поведении персонала.

Иногда установление контакта больного с врачом бывает более трудным, чем со средним и младшим персоналом. Больные, больше общаясь с ними, привыкают к ним, их отношения расценивают как доброжелательные. Часто больные делятся со средним и младшим персоналом такими переживаниями, о которых совершенно не говорят врачу, обращаются к ним за советом. Надо уметь поддерживать это доверие больного. Оно часто помогает врачу в распознавании скрываемых больным переживаний.

Вся корреспонденция больных (письма, заявления), передаваемые через персонал, должна поступать врачу для ознакомления. Нельзя больного обманывать. В случае, если больной спрашивает об исходе болезни, степени ее излечимости, о сроке выписки, о способе лечения и действии лечебных средств на организм, нужно успокоить его, не убеждая ни в чем ложном. Обман больного, не выполнение того или иного обещания не только подрывают авторитет персонала, но и увеличивают недоверие, напряженность, бредовую настроенность больного.

Не все просьбы больного должны выполняться, так как самая невинная на первый взгляд просьба (дать остро отточенный карандаш или ручку с пером, для того чтобы написать письмо) может скрывать за собой стремление больного использовать эти предметы для нанесения физического повреждения себе или окружающим. С другой стороны все просьбы больного, не противоречащие правилам больничного отделения, например, дать почитать газету, книгу, должны выполняться в обещанный срок. Больные, поведение которых остается формально правильным, но которые кажутся апатичными, безразлично относящимся к происходящему вокруг них требуют постоянного наблюдения. Нельзя разрешать больному накрываться с головой одеялом, так как в таком положении незаметно для окружающих он может затянуть на шее петлю из рукава сорочки, простыни, полотенца. Дежурящий в палате персонал должен строго следить затем, чтобы полотенце всегда висело на видном месте. Больные с бредом часто скрывают свои болезненные толкования окружающей действительности и свои мысли, считают себя здоровыми, без достаточных оснований помещенными в больницу. Такие больные могут совершать побеги из больницы, неожиданно проявлять агрессивные действия в отношении других больных и обслуживающего персонала, включая их в свои бредовые переживания. Никогда не следует подтверждать бредовые умозаключения больных и соглашаться с ними, также как совершенно неуместны и вредны всякие шутливые замечания персонала, небрежно брошенные слова. Необходимо избегать с больными разговоров, которые их раздражают, возбуждают и способствуют развитию бреда. Так обычно действует активное возражение персонала на высказанные больным бредовые убеждения. Требуется выдержка, спокойствие и терпение во всех случаях, когда больной испытывает потребность рассказать о волнующих его переживаниях. Грубое, резкое, нетерпеливое обращение с такими больными создает благоприятные условия для развития и углубления бреда. Мягкий, тактичный подход к больному, отвлечение его каким-нибудь занятием, как правило, способствует его успокоению. Облегчает состояние больного отвлечение его каким-нибудь трудовым процессом. При умелом, терпеливом, сердечном отношении к психически больным следует считать совершенно недопустимым излишнюю слащавость и простоватость в разговоре с ними.

Заключение

Таким образом, знание основ психиатрии, строжайшая дисциплина, выдержка, постоянное наблюдение за поведением больных, отсутствие зазнайства и самоуспокоения являются основными требованиями, предъявляемыми к среднему и младшему персоналу психиатрического лечебного учреждения.

Умение наладить правильный контакт с психически больными также является важным и необходимым условием работы персонала. От персонала требуется ровное, спокойное, внимательное, чуткое и в то же время строгое отношение, одинаковое ко всем больным. Также, не следует забывать, что юридический максимум применяется к тем, кто не соблюдает этический минимум.

Список используемой литературы

1.Андрусенко А.И. Психологические аспекты работы медсестры психиатрического стационара. А.И.Андрусенко, О.Б.Куклина//Главная медсестра, 2013, №6 - с.31-332

Врачебная этика и медицинская деонтология- Режим доступа к изд.: URL: http://screens.fatal.ru/etica

Петухов Ю.Л. Организация обучения этико-деонтологическим аспектам деятельности младшего медицинского персонала психиатрической больницы./Ю.Л.Петухов, В.В.Чукавина, О.А.Ведерникова//Главная медсестра, 2014, №3 с 30-48

Филаткина Н.В. Роль медицинской сестры в создании комфортных условий пребывания инвалидов в психо-неврологическом интернате/ Н.В.Филаткина// Главная медсестра.-2014 №6 с54-61

ЧерновВ.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. Часть 1. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2012. - 224с.

Яшина Е.С. Этика и деонтология в деятельности медсестры / Е.С.Яшина, Е.В.Карпова // Медсестра - 2013 - №1 - с. 32-40

Наша статья будет посвящена медицинской этике фельдшеров. В ней будет указано, что такое медицинская этика и деонтология.

Для начала стоит установить Как правило, это комплекс правил и критериев поведения медицинского работника (фельдшера) в рабочее время в кругу потерпевших и присутствующих при первичном осмотре. Стоит заметить, что подобный свод правил распространяется на всю медицину в целом и включает в себя индивидуальные подразделения для каждого класса врачей.

Медицинская этика выдвигает особые требования к сотрудникам скорой помощи. Особый акцент делается на том, что должное поведение имеет огромное значение не только для потерпевшего, но и для его родственников. Согласно кодексу, работник должен обладать следующими качествами:

  • крепкое физическое и психическое здоровье;
  • повышенный уровень выносливости;
  • уравновешенность;
  • обостренная профессиональная наблюдательность;
  • оптимистичность (в пределах разумного);
  • высокий уровень подготовки;
  • умение сдерживать себя и сохранять спокойствие;
  • готовность принимать решения независимо от времени и обстоятельств;
  • коммуникабельность;
  • способность к сопереживанию и поддержке больного.

Как правило, вышеперечисленные качества являются только частью системы, которая называется «медицинская этика». На плечи работников рассматриваемой сферы ложится очень сложная и ответственная работа, но это не избавляет их от обязанности неотступно соблюдать и правила, описываемые таким понятием, как деонтологическая этика. А это означает, что несмотря на дружественную обстановку в коллективе, должна присутствовать и сохранятся строгая иерархия и ранжирование. А это означает, что указания старшего бригады должны исполняться беспрекословно и немедленно. Подобная ситуация должна сохраняться и в экстремальных условиях. Также это означает, что в случае исполнения неверного приказания вся ответственность ложится на начальника группы. Именно таким образом распределяется ответственность

Прибытие группы скорой помощи всегда ожидается с нетерпением. И, как правило, каждая минута в безызвестности и ожидании приводит к увеличению моральной напряженности в группе людей. Подобная реакция наблюдается как у пациента, так и у его сопровождающих (родственников, близких, друзей или семьи). Поэтому то, как медицинский работник покажет свою подготовленность и осведомленность, будет влиять на состояние пациентов.

Немаловажным является тот факт, что в момент прибытия фельдшер должен иметь принципиально ухоженный вид, вести себя уверенно и целенаправленно, не создавать суеты и неразберихи, отдавать только конкретные приказания. Таким своим поведением врач должен вселять уверенность и надежду. Стоит отметить, что в подобных ситуациях, согласно уставу, вся группа лиц, присутствующая в момент прибытия врачей, зачисляется в ранг пациентов. Медицинская этика недвусмысленно определяет тот факт, что помощь нужно оказывать всем. Как правило, люди, испытывающие сильное недомогание по неизвестным причинам, испытывают сильный страх смерти, поэтому врач должен оказать не только медикаментозную помощь на месте, но и психологическую.

Самым сложным случаем в медицинской практике кареты скорой помощи является выезд непосредственно на место происшествия. В таких ситуациях регламент предписывает следующие действия:

  • Избегать суеты, толчеи, нервозности.
  • Предоставить максимально доступное свободное пространство.
  • Не вступать в пререкания с «советчиками» и «критиканами».
  • Вид крови вызывает неадекватное поведение - нужно пресечь истерию.

Сегодня вечером пришел e-mail от Василия (орфография и пунктуация сохранены):

Здраствуйте Андрей у вас есть тема по деинталогии и этики очень надо помагите и как с вами связатьца

Отвечаю: к сожалению, нету .

Приходит новое:

А вы мне не поможете я работаю фельдшерам на скорой помощи уже пять лет а вот пришёл молодой фельдшер и начинает меня учить(ставит себя за место главного фельдшера), а именно задвигает темы такие что я проста обалдеваю и думаю «или я дудак или лыжи ни едут», в итоги я послал того фельдшера и мне сказали подготовить этику и деинталогию

И вот хотелось так чтобы не так как все которую мы учили, а так чтобы наши врачи задумались и стали по мягче

P/S?но а как я её не пошлю если глав врач только одно названия ходит постой пьяный и матерится на всех, главный врач скорой говорит дайте доработать до пенсии, а там ещё три года чтобы сделали перерасчёт а скорая и вы на Х……Р

Помоги хоть советом…

По косвенным признакам, Василий работает на скорой помощи в Украине. Что написать Василию?

Специалист по украинской скорой — комментатор Игорь . Хотя думаю, он сразу же предложит сваливать оттуда.

комментариев 18 к заметке «Этика и деонтология фельдшера СМП»

    Я так понимаю, что нужно подготовить доклад на тему этики-деонтологии, с понтом самому найти в своем поступке состав преступления, сформулировать и повиниться?

    Дело не хитрое, в любом учебнике есть подобный раздел, не думаю, что эта сфера человеческого знания хоть как-то меняется или имеет какие-то национальные особенности. Так что, если желаете кому-то напомнить, Василий, общие правила, то ничего нового изобретать не надо, достаточно просто процитировать классику. 😆

    Ну а в качестве дополнительного материала могу порекомендовать книгу Зильбера «Этика и закон в медицине критических состояний «. Не уверен, что она есть в электронном варианте, но поискать стоит.

    Я так понимаю, что на Вашей ССП перманентное критическое (алкогольное) состояние. Туговато будет с этикой, ну и, как её там, деинталогией…

    dmitriy19760504.livejournal.com/619.html
    Специалистам то он поверит.

    Люди, убедите этого человека, что самоубийство — это сложно и опасно:

    да не хочет тот чел наложить на себя руки… если бы хотел — давно уже придумал как и осуществил.

    Люди, убедите этого человека, что самоубийство — это сложно и опасно:

    Ничего сложного в этом нет, но вот с опасностью это да. Спору нет — самоубийство смертельно опасно для жизни.

    А если по делу, то оставьте этого клоуна в покое. Этот клоун ищет сочувствия и уважения таким экстравагантным способом. Дескать, настолько крут, что способен на самоубийство. А вы попробуйте меня уговорить, а я буду ломаться.

    Если человек хочет уйти из жизни он найдет как. Благо это не трудно и особого ума для этого не надо. Настоящий самоубийца не будет сообщать всем по почте что он решил покончить с собой. Тем более он не будет кричать об этом на всю страну. А этот человек жаждет внимания к своей скромной персоне, а не смерти. Никто умирать не собирается, оставьте его в покое.

    Андрей и Докторишко , мнение о том, что если человек публично говорит о возможности суицида, то не сможет его совершить, является одним из распространенных в народе мифов. Это я прочитал в книге «Психиатрия для врача общей практики» (2001), написанной председателем правления Белорусской психиатрической ассоциации профессором Романом Евсегнеевым. Книга полезная, написана доступно, рекомендую всем врачам. Когда дойдут руки, кое-что размещу и на блоге.

    Как удалось узнать у пациента в ЖЖ, если тот избавится от фантомных болей, то будет с радостью жить и дальше. Так что лучше давайте подумаем, чем ему помочь. Ведь жить он хочет.

    А вот интересно, подобный уровень грамотности как коррелируется с профессиональными навыками?
    Я бы тоже не сильно уважал такого коллегу…

    ну может человек русский язык не знает толком… все ж на украине живет как никак…

    Андрей и Докторишко, мнение о том, что если человек публично говорит о возможности суицида, то не сможет его совершить, является одним из распространенных в народе мифов.

    Да никто не говорит, что не сможет. Он сможет все, что захочет. Может хоть десять раз на день кислоту пить и никто ему не вправе запретить. Все что нас интересует это возможность помочь человеку. А помощь он в агрессивной форме отвергает — значит помочь ему нельзя. Человек обратился не за помощью и поддержкой, а с совершенно иными мотивами — ради сочувствия и внимания к собственной персоне.

    Почитайте этого типа. Он же посылает потенциальных помощников на три буквы. Православных, сочувствующих и тд. Если бы человек хотел помощи — он бы ее искал. В том числе и в среде православных и сочувствующих. Благо, в том состоянии в котором он находится, по его собственному описанию, брезговать не приходится. А так вы ему предлагаете то (помощь), в чем он сам не нуждается. Ему это все нахрен нужно, он для себя все решил.

    У человека глубокие психологические проблемы оставьте его в покое. Осуждать я его не буду и не имею права, но и приветствовать подобное поведение трудно. Лучше всего оставить все как есть.

    Согласен с Докторишкой — у него проблемы с головой и в интернете он ищет именно жалости и сочувствия к своей персоне. С какой целью он выложил фотки своих покалеченных рук?

    Выложил, чтобы все убедились, что человек действительно не шутит насчет оснований для суицида.

    Пациент ищет спасение от фантомных болей и хочет жить, но с болями жизнь ему не мила.

    Пусть сделает свой выбор, что он хочет — жить или умереть. Если жить, то пусть оперируется (судя по фото, там повреждения не высоко, есть что ампутировать. Я в этом не специалист, но думаю, что возможно обойтись и без ампутаций. Во всяком случае шансы есть избавится от болей оперативным путем. Если же хочет умереть (судя по заявлениям) пусть спрыгнет из окна. Если он хочет избавиться от болей, прямо или косвенно, пусть хоть что-то делает, а не сидит в ЖЖ. Но человек ничего не делает, а только пишет о намерениях.

    Человек сумел создать свою страничку в ЖЖ, но набрать в Гугле строку -«как уйти из жизни ума не хватило». Там целые мануалы во всех подробностях можно найти. Начиная от самых простых, до экзотических средств самоубийств. А человек даже денег предлагает за советы об уходе из этого мира. Это абсурд.

    Просто меня очень удивила указанная вами возможность лечить фантомные боли с помощью ампутации. По моему мнению, после этого могут добавиться фантомные боли с новых участков.

    Насколько я слышал, еще не факт. Фантомные боли это осложнение после ампутации. Связано оно с нарушенной регенерацией нервной ткани и образованием невром в месте ампутации, которые и продуцируют нервные импульсы. Если провести ампутацию выше места предыдущей ампутации еще не факт, что данное осложнение может возникнуть снова. Хотя часто рецидивируют.. В любом случае резать человека по частям удовольствие еще то, но человеку с подобным синдромом выбирать не приходится. Существуют и другие альтернативные методы хирургического лечения. Они мягко говоря не очень хороши, но человеку решившему уйти из жизни можно и попробовать. Благо, если не понравится, совершить самоубийство можно в любое время и терять как бы уже нечего. Я не хирург и этой проблемой не занимался, так что это на мой непрофессиональный взгляд.

Понравилась статья? Поделитесь ей