Контакты

Формы трудовой деятельности. Формы трудовой деятельности Значение напряженности труда

Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности , согласно которой существуют шесть форм трудовой де­ятельности:

1. Труд, требующий значительного мышечного напря­жения . В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (работа грузчика, землекопа, кузнеца ). Эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами 17-25 МДж (4000-6000 ккал ) в сутки .

Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, но и имеет ряд отрицательных последствий . Это:

§ социальная неэффективность труда, связанная низкой производительностью,

§ высокое напряжение физических сил,

§ потребность в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени).

2. Групповые формы труда - конвейер .

Особенности этой формы труда

§ дробление процесса на операции,

§ заданный ритм,

§ строгая последовательность выполнения операций,

§ автоматическая подача деталей к рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом .

Чем меньше времени затрачивает работ­ник на операцию, тем монотоннее работа .

Монотония - ведущая отрицательная особен­нось труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению .

Основа монотонии - преобладание процесса тор­можения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей.

При этом

- снижается возбудимость анализаторов,

- рассеивается внимание,

- снижается скорость реакций

И быстро наступает утомление .

3. Механизированные формы труда .

При этой фор­ме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки .

В условиях механизированного производства наблюдается

Уменьшение объема мышеч­ной деятельности,

В работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспе­чить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами.

Однообразие простых действий, однообразие и ма­лый объем информации в процессе труда приводят к монотонности труда.

4. Формы труда, связанные с частично автомати­зированным производством .

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса

непо­средственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, из­влечь обработанную деталь .

Характерные черты этого вида труда


Ø Монотонность,

Ø повышенный темп и ритм работы,

Ø утрата творческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является:

§ готовность работников к действию и связанная с ней быст­рота реакции на устранение возникающих неполадок.

Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бы­вает различным по степени утомительности и зависимости от отношения человека к работе , срочности необходимого действия, ответственности предстаящей работы .

5. Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное зве­но - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Интеллектуальный (умственный) труд .

Этот -труд представлен:

§ профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы ),

§ и вне материального производства (врачи, учителя, писатели, художники, артисты ).

Интеллектуаль­ный труд характеризуется

§ необходимостью переработки большого объема информации

§ мобилизацией памяти, вни­мания,

§ активации процессов мышления,

§ напряжения эмоциональной сферы.

Для данного вида труда характерна гипокинезия , т.е. значительное снижение двигательной активности че­ловека , приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения .

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Когда у работника снижается работоспособнось, выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов труда, возникающая в результате выполнения труда большой тя­жести, напряженности или продолжительности, возникает утомление.

Утомление - это физиологическое состояние, сопро­ждающееся чувством усталости, снижением работоспоности, вызванное интенсивной или длительной работой, выражающееся в ухудшении количественных и качественых ­показателей работы и прекращающееся после отдыха .

Веляют два основных вида утомления , связанных с харак­тером деятельности .

· утомление физическое обусловлено интенсивной физической нагрузкой

· и утомление умственное обусловлено напряженностью высших функций , та­ких, как память, внимание, информационная деятельность, творческая активность .

В зависимости от интенсивности нагрузки выделяют утомление острое и хроническое.

Ø Острое утомление возникает вследствие чрезвычайных нагрузок .

Характеризуется быстотой развития, резким снижением работоспособности,

до отказа деятельности.

Ø Хроническое утомление медленное развитие, формируется в результате длительного воздействия трудовой нагрузки, не носящей чрезвычайного характера .

В ходе продолжающейся работы возникает со­стояние дефицита компенсаторных возможностей организма и нормализации функций не происходит.

Если время восстановления исходной работоспособности превышает 16-24 часа , то возникает хроническое утомление , т.е. переутомлении.

Профилактика утомления :

· рациональные движения - они должны быть плав­ными, исключая резкую смену темпа и напряжения;

· эллиптическая форма траектории движения - це­лесообразно прямолинейное, соответствующее анатомичес­кой структуре суставов;

· рациональное устранение лишних движений,

· периодические изменения позы человека во время работы .

· Чередование работы и перерывов очень важно для орга­низации рационального режима труда и отдыха.

Ø Перерывы в течение рабочего дня необходимы для повышения работос­пособности и предупреждения утомляемости .

Ø Чем тяжелее и напряженнее работа , тем раньше после начала смены (или для второй половины дня - после обеденного перерыва) вводится регламентированный перерыв, а в некоторых случаях два или три .

Ø Продолжительность их: от 5-10 до 15-30 минут , причем чем тяжелее и напряженнее работа, тем длительнее переры­вы.

Отдых необходимо рационально организовывать: целесообразно проведение производственной гимнастики , что снижает утомляемость, увеличивает производительность труда на 3-15%.

Активный отдых более эффективен по сравнению с пассивным .

Пассивный отдых целесооб­разен при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха.

1. Дорисуй стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим — менее важные, чёрным — те, что мешают на пути к успеху.

Красные стрелки - настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, желание узнавать что-то новое, напористость, усердие, удача, честность.

Синие стрелки - требовательность, умение сочувствовать, тактичность.

Черная стрелка - неуступчивость.

2. Объясни, какая связь существует между словами «успеть» и «успех».

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успеть - 1) в нужное время, в срок сделать что-либо, прибыть куда-либо; 2) достигнуть успеха, добиться чего-либо.

Успех - сам процесс, успеть - результат процесса.

3. В рамочки вклей фотографии, рисунки и коллажи, иллюстрирующие твое представление о жиненном успехе.

4. В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья.

Фея Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.

Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займёшь ты? Напиши, для чего тебе нужны калоши счастья.


Займу сторону феи печали, т. к. такие калоши нужны не для путешествий, а для того, чтобы получить значимое счастье.

В чём ты согласен с феями? В чём готов с ними поспорить?

Я согласен с феей Счастья в том, что путешествовать это хорошо, но невозможно все время проводить в путешествии, необходимо заниматься и другими делами, иначе путешествовать наскучит, и не будет приносить счастья.

5. Заполни таблицу и сделай вывод из представленной в ней информации.

6. Придумай басню, мораль которой уже сформулировал И. А. Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешен был конец».

У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаясь чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, - А Скворушка завистлив был, к несчастью, - И думает: "Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом". И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем.

7. Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.


8. Напиши короткий рассказ на тему «Кем я хочу стать».

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой капитан Немо Жюля Верна. На моей книжной полке много и технической литературы. я много читаю о парусных судах, о современных гражданских и военных судах. Очень интересным является подводный флот. У подводников очень сложная техника, им приходится служить в трудных условиях, но они видят самые глубины океана. Но капитан должен знать не только географию. На современных кораблях установлены сложнейшие приборы, чтобы ими управлять, нужно знать математику, физику, биологию. Для этого нужно получить основы знаний в школе, а затем учиться дальше. Я обязательно выучусь на капитана, буду бороздить мировой океан.

«Правила успешного человека» - Пять качеств успешного человека. Хорошие результаты в работе, учебе. Общественное признание. ! Коммуникабельность. (словарь Ожегова). ! Креативность. ! Ответственность. ! Уверенность. Каждый имеет возможность высказаться. Успех. Учитываются все мнения и предложения. Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

«Успешные люди» - Бизнес- встречи с партнерами. Продажа подарочных сертификатов. Подарочные сертификаты. Хорошее здоровье и питание. Международный клуб успешных людей «интеральянс». Выберите любую форму оплаты. Схема продвижения услуг клуба. Другие услуги. Скидки. Чем же выгодно Вы будете отличаться от многих других людей?

«Ситуация успеха» - Ситуация успеха. В основе ожидания успеха. Ситуация успеха может и должна подкрепляться изо дня в день! Демонстрируйте детям полное доверие. Успех может быть. Задача состоит в том, чтобы. Ситуация успеха –. У. Глассер, американский психолог. Хорошо узнайте самого себя. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.

«Формула успеха» - Какие качества мешают мне достигать успеха в школе? Формула успеха. Группа «Успешные люди нашего края». Группа «Психологи». Желаем вам… Вперёд, к удаче! Группа «Знаменитости». или Кто как учился. Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть. Учиться, т.к. в настоящее время без образования трудно пробиться в жизни.

«Пути достижения успеха» - Примеры миссий. Путь к успеху. Билл Гейтс. Притча. Философия компании. Стивен Пол Джобс. Стивен Кови. Правила формулировки миссии. Миссия агентства "Роспечать". Производство программного обеспечения. Формулировка миссии. Текст миссии. Генри Форд. Успех. Миссия транспортной компании. Успешные люди.

«Успех» - Выделяют пять основных мотивов учения. Вывод: только успех поддерживает интерес ученика к учению. Типы ситуаций успеха. Радость познания. Мотивация. Сотрудничество учителя с учащимся. Успех. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределе-ния учащихся. Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности.


«Технология» - одна из комплексных дисциплин педагогики Электронное пособие, составленное мною на основе программы «Технология» относится к разделу «Профессиональное самоопределение» Электронное пособие, составленное мною на основе программы «Технология» относится к разделу «Профессиональное самоопределение» Содержание пособия направлено на самопознание, самовыражение, профессиональную пробу с учетом характеристики здоровья, жизненных планов и других мотивов. Содержание пособия направлено на самопознание, самовыражение, профессиональную пробу с учетом характеристики здоровья, жизненных планов и других мотивов. Цель – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. Цель – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.


Тематическое планирование Внутренний мир человека и система представлений о себе. 2 часа Внутренний мир человека и система представлений о себе. 2 часа Профессиональные интересы и склонности 2 часа Профессиональные интересы и склонности 2 часа Способности, условия их проявления и развития 2 часа Способности, условия их проявления и развития 2 часа Природные свойства нервной системы 2 часа Природные свойства нервной системы 2 часа Психические процессы и их роль в профессиональной Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности 2 часа деятельности 2 часа Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 часа Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 часа Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность 2 часа пригодность 2 часа Здоровье и выбор профессии 2 часа Здоровье и выбор профессии 2 часа Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности 2 часа Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности 2 часа Профессиональная проба 2 часа Профессиональная проба 2 часа Итого: 20 часов Итого: 20 часов


Наиболее эффективные методы и приемы педагогической деятельности на уроках технологии в разделе «Профессиональное самоопределение» Метод обратной мозговой атаки Метод обратной мозговой атаки Синетика Синетика Морфологический анализ Морфологический анализ Функционально-стоимостный анализ Функционально-стоимостный анализ Творческие проекты Творческие проекты


Предлагаемые формы уроков Урок - погружения Урок - погружения Урок – деловые игры Урок – деловые игры Урок – пресс-конференция Урок – пресс-конференция Урок – соревнования Урок – соревнования Театрализованные уроки Театрализованные уроки Урок – консультация Урок – консультация Компьютерные уроки Компьютерные уроки Урок – взаимообучения Урок – взаимообучения Уроки с групповой формой работы Уроки с групповой формой работы Урок – аукцион Урок – аукцион Урок – творчества Урок – творчества Урок – зачет Урок – зачет Урок – сомнения Урок – сомнения Урок – творческий отчет Урок – творческий отчет Урок – конкурс Урок – конкурс Урок – обобщения Урок – обобщения Урок – фантазий Урок – фантазий Урок – игра Урок – игра Урок – поиска истины Урок – поиска истины Урок – лекции «Парадоксы» Урок – лекции «Парадоксы» Урок – диалоги Урок – диалоги Уроки – деловые игры Уроки – деловые игры Уроки – ролевой игры Уроки – ролевой игры Интегрированные уроки Интегрированные уроки Урок – экскурсия Урок – экскурсия Урок – игра «Поле чудес» Урок – игра «Поле чудес»


Психогимнастика и её структура Психогимнастика - предназначена детям с чрезмерной утомляемостью, вспыльчивым, нервно-психическими расстройствами на границе здоровья и болезни. Психогимнастика - предназначена детям с чрезмерной утомляемостью, вспыльчивым, нервно-психическими расстройствами на границе здоровья и болезни. Психогимнастика – направлена на обучение элементам техники выразительности движений, воспитание эмоций высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика – направлена на обучение элементам техники выразительности движений, воспитание эмоций высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика - помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Психогимнастика - помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Есть множество упражнений психогимнастики, помогающие педагогу сохранить психическое здоровье учащихся. Этюды на выражение качеств характера, эмоций. Психомышечная тренировка. Сочинение историй. Структура психогимнастики 1.Разминка. 1.Разминка. 2.Гимнастика (Разнообразные мышечные - эмоциональные нагрузки) 2.Гимнастика (Разнообразные мышечные - эмоциональные нагрузки) -«Злые кошки» (не трогать никого руками, работая в паре) -«Злые кошки» (не трогать никого руками, работая в паре) -«Зайцы стучат на барабане» (чередование напряжения и расслабления) -«Зайцы стучат на барабане» (чередование напряжения и расслабления) 3.Эмоции (управление эмоциями) 3.Эмоции (управление эмоциями) 4.Общение (рукопожатие) 4.Общение (рукопожатие) 5.Поведение (проиграть типичные ситуации) 5.Поведение (проиграть типичные ситуации) 6.Завершение (закрепление положительного эффекта, «зеркало») 6.Завершение (закрепление положительного эффекта, «зеркало»)


Урок – Пресс – конференция Тема: Промышленная значимость профессий в ХМАО-Югра Цель: Кратко и аргументировано показать достоинства и недостатки профессий наиболее популярные в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Цель: Кратко и аргументировано показать достоинства и недостатки профессий наиболее популярные в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Задачи: Развивать навыки структурированного ответа. Умение отстаивать свое мнение. В подготовке ответа использовать ПК. Воспитывать интерес к профессиональной карьере. Задачи: Развивать навыки структурированного ответа. Умение отстаивать свое мнение. В подготовке ответа использовать ПК. Воспитывать интерес к профессиональной карьере. Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Ход урока Игровая ситуация: Прошел семинар «Лучшая профессия 21 века». На пресс-конференции участники семинара делятся впечатлениями с журналистами. Игровая ситуация: Прошел семинар «Лучшая профессия 21 века». На пресс-конференции участники семинара делятся впечатлениями с журналистами. Учащиеся делятся на две группы – журналисты и ведущие, один из учеников (или учитель) становится ведущим пресс-конференции. Учащиеся делятся на две группы – журналисты и ведущие, один из учеников (или учитель) становится ведущим пресс-конференции. Подготовительная работа: составить список вопросов, «Выбор профессии по морфологической матрице», таблица сравнительной характеристики профессий, технологическое сопровождение к ответам участников конференции. Подготовительная работа: составить список вопросов, «Выбор профессии по морфологической матрице», таблица сравнительной характеристики профессий, технологическое сопровождение к ответам участников конференции. Практическая работа: составить таблицу «Рейтинг профессий в ХМАО - Югра», электронная презентация профессий. Практическая работа: составить таблицу «Рейтинг профессий в ХМАО - Югра», электронная презентация профессий. Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Итог урока: оценить качество представления профессий выбранные учащимися. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Итог урока: оценить качество представления профессий выбранные учащимися. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.


Урок – фантазий Тема: Профессии будущего Цель: Перспективное развитие промышленной отрасли России и востребованности профессий, в разрешении социальных запросов населения. Цель: Перспективное развитие промышленной отрасли России и востребованности профессий, в разрешении социальных запросов населения. Задачи: Развивать умение прогнозировать восстребованность профессий на рынке труда. Задачи: Развивать умение прогнозировать восстребованность профессий на рынке труда. Формировать навык присоединения характерных качеств нескольких профессий в одну. Формировать навык присоединения характерных качеств нескольких профессий в одну. Развивать творческое мышление. Развивать творческое мышление. Материальное обеспечение урока: компьютер, экран, магнитофон, видеомагнитофон. Материальное обеспечение урока: компьютер, экран, магнитофон, видеомагнитофон. Ход урока 1этап: Вводный инструктаж педагога. 1этап: Вводный инструктаж педагога. 2этап: Презентация проектных работ учащихся 2этап: Презентация проектных работ учащихся С использованием схем, пиктограмм, символов, фотографий, видеосъемок, рисунков, слайдов. С использованием схем, пиктограмм, символов, фотографий, видеосъемок, рисунков, слайдов. 3 этап: Практическая работа: учащиеся заполняют таблицу, отмечая достоинства и недостатки представленных профессий. Придумывают версии названия будущих профессий. 3 этап: Практическая работа: учащиеся заполняют таблицу, отмечая достоинства и недостатки представленных профессий. Придумывают версии названия будущих профессий. Анализ урока: оценить качество представленных проектных робот, отметить успешность анализа промышленного развития России, знание социальной проблем общества. Анализ урока: оценить качество представленных проектных робот, отметить успешность анализа промышленного развития России, знание социальной проблем общества.


Организация и проведение ролевых и деловых игр при изучении раздела «Профессиональное самоопределение» Требование к организации и проведения ролевых и деловых игр на уроках. Готовность учащихся обсуждать вопросы выбора профессии. Готовность учащихся обсуждать вопросы выбора профессии. Наличие определенных (программных) знаний Наличие определенных (программных) знаний Желание учащихся попасть в игровую группу Желание учащихся попасть в игровую группу Эмоциональная активность группы Эмоциональная активность группы Стремление учащихся к самостоятельности и самовыражению Стремление учащихся к самостоятельности и самовыражению Подготовительная работа учителя к игре Подготовительная работа учителя к игре Предварительное проигрывание педагогом игровой ситуации, на уроках Предварительное проигрывание педагогом игровой ситуации, на уроках Разминка «Разрешение проблемных ситуаций» Разминка «Разрешение проблемных ситуаций» Основным содержанием игры должен быть анализ конкретной профориентационной ситуации Основным содержанием игры должен быть анализ конкретной профориентационной ситуации Разработка игроками вариантов решения задач, обсуждение разнообразных вариантов, представление и защита оптимального решения Разработка игроками вариантов решения задач, обсуждение разнообразных вариантов, представление и защита оптимального решения Подведение итогов игры. Подведение итогов игры.


Методические рекомендации к проектной деятельности учащихся в изучении модуля «Профессиональное самоопределение» Этапы творческих проектов ситуационных (что необходимо сделать?), ситуационных (что необходимо сделать?), технологических (как необходимо сделать?) технологических (как необходимо сделать?) Определить к какому типу профессий вы себя относите Определить к какому типу профессий вы себя относите Выбрать интересующую вас профессию Выбрать интересующую вас профессию Собрать и обработать информацию о выбранной профессии, должности, специальности Собрать и обработать информацию о выбранной профессии, должности, специальности Составить профессиограмму и психограмму необходимой вам профессии Составить профессиограмму и психограмму необходимой вам профессии Разработать содержание профессиональной пробы. Определить уровень ее сложности Разработать содержание профессиональной пробы. Определить уровень ее сложности Выполнить практическую часть работы Выполнить практическую часть работы Проанализировать успешность выполненной вами профессиональной пробы Проанализировать успешность выполненной вами профессиональной пробы Подготовить презентацию проектной работы Подготовить презентацию проектной работы


Варианты анализа успешности и продуктивности урока Алгоритм рецензирования образовательного процесса урока Алгоритм рецензирования образовательного процесса урока Анализ всех компонентов урока Анализ всех компонентов урока Продуктивность видов деятельности на уроке (на основе содержания самостоятельной работы учащихся) Продуктивность видов деятельности на уроке (на основе содержания самостоятельной работы учащихся) Уровень достижения целей урока Уровень достижения целей урока Анализ ошибок (если оно есть) Анализ ошибок (если оно есть) Предложения дальнейшей деятельности (Д/З) Предложения дальнейшей деятельности (Д/З)


Самостоятельная работа Активность на уроке творческая работа Ответы Практическая работа самоанализ Домашнее задание Соблюдение правил техники безопасности Анализ урока Диаграмма «Паучок» Учащиеся самостоятельно анализируют Учащиеся самостоятельно анализируют успешность изучения темы урока, оценивая деятельность на каждом этапе


Перечень контрольно-оценочных мероприятий и заданий. Конкурс исследовательских работ по теме Профессиональное самоопределение. Конкурс исследовательских работ по теме Профессиональное самоопределение. Творческий проект. Творческий проект. Экскурсии и оформление впечатлений. Экскурсии и оформление впечатлений. Видео проект. Видео проект. Выступление в СМИ. Выступление в СМИ. Специальная фиксация по этапам изучения темы. Специальная фиксация по этапам изучения темы. Разработка сценариев деловых игр. Разработка сценариев деловых игр. Экспозиционная практика «Выбор профессии». Экспозиционная практика «Выбор профессии». Ролевые игры. Ролевые игры. Составление тестовых заданий. Составление тестовых заданий. Разработка анкет и их обработка. Разработка анкет и их обработка. Конкурс «Проф-шоу». Конкурс «Проф-шоу». Оценка и рецензирование проектов. Оценка и рецензирование проектов. Многоэтапное соревнование по каждому уроку. Многоэтапное соревнование по каждому уроку. Журнал самообразования по теме «Профессиональное самоопределение» Журнал самообразования по теме «Профессиональное самоопределение» Оформление стенда Оформление стенда Разработка положения конкурса «Лучшая профессия» Разработка положения конкурса «Лучшая профессия» Презентация профессии. Презентация профессии. Доклад с мультимедийным сопровождением. Доклад с мультимедийным сопровождением. Экскурсия в интернет сайт. Экскурсия в интернет сайт. Рейтинговая оценка профессий в городе Югорске. Рейтинговая оценка профессий в городе Югорске. Составить каталог специальной литературы по изучению темы «Профессиональное самоопределение». Составить каталог специальной литературы по изучению темы «Профессиональное самоопределение». Перечень экскурсионных маршрутов с фото комментариями. Перечень экскурсионных маршрутов с фото комментариями. План самообразования и саморазвития по теме «Профессиональное самоопределение». План самообразования и саморазвития по теме «Профессиональное самоопределение».


Система контроля и оценки деятельности, учащихся по теме «Профессиональное самоопределение» Контрольно- оценочные методы Контрольно- оценочные методы Зачетные мероприятия по теме Зачетные мероприятия по теме Сквозные мероприятия на весь период изучения темы Сквозные мероприятия на весь период изучения темы Очно-заочные курсы Очно-заочные курсы Тематические чтения Тематические чтения Предпрофильный конкурсы Предпрофильный конкурсы Экспресс Экспресс Многоэтапные соревнования Многоэтапные соревнования Игровые зачеты Игровые зачеты Экстерн занятия Экстерн занятия











Перечень практических, творческих заданий 1 «Я концепция» 1 «Я концепция» 2 Оценка эффективности профессиональных рекомендаций 2 Оценка эффективности профессиональных рекомендаций 3 Выбор профессии по морфологической матрице 3 Выбор профессии по морфологической матрице 4 Составление резюме 4 Составление резюме Составление схемы « Мои психические процессы» Составление схемы « Мои психические процессы» Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Мини проект (ситуационный) Мини проект (ситуационный) Мини проект «Мои жизненные профессиональные планы» Мини проект «Мои жизненные профессиональные планы» Мини проект «Как достичь профессионального успеха», «Здоровье и выбор профессии» Мини проект «Как достичь профессионального успеха», «Здоровье и выбор профессии» Составление формулы выбора профессии Составление формулы выбора профессии Проект « Профессиональный успех человека 21 века» Проект « Профессиональный успех человека 21 века» Разработать сценарий деловой (ролевой) игры Разработать сценарий деловой (ролевой) игры Презентация профессии (с использованием ПК) Презентация профессии (с использованием ПК) Исследования «Популярность и восстребованность профессии» Исследования «Популярность и восстребованность профессии»


Темы творческих проектов Перспективы послешкольной жизни Перспективы послешкольной жизни Варианты ЭП «Познай мир и себя» Варианты ЭП «Познай мир и себя» Где и как получить профессию дизайнера Где и как получить профессию дизайнера Профессии будущего (фантастическая реальность) Профессии будущего (фантастическая реальность) Самые перспективные профессии ХМАО Самые перспективные профессии ХМАО Здоровые люди – здоровое общество (видеофильм) Здоровые люди – здоровое общество (видеофильм) Самые распространенные профессии города Югорска Самые распространенные профессии города Югорска



Ситуационный проект к разделу Технологии «Профессиональное самоопределение» Последовательность выполнения проектной работы 1. Проблемный вопрос «Что должно стать результатом работы?» 2. Цель ………….. Изучение информации Изучение информации Описание основной мысли Описание основной мысли Выполнить действия Выполнить действия 3.Возможность попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей. Определить, уточнить и развить свои способности. 4.Перечень основных характеристик профессий предмет труда предмет труда цели труда цели труда средства труда средства труда условия труда условия труда характер общения в труде характер общения в труде ответственность в труде ответственность в труде особенности труда особенности труда типичные трудности типичные трудности минимальный уровень образования для работы минимальный уровень образования для работы 5. Показать межпредметную связь базовых дисциплин (согласуя их с выбранной специальностью) (согласуя их с выбранной специальностью) 6. Конечный результат (Приложение: профессиональная проба) (Приложение: профессиональная проба) 7. Анализ, вывод Успешность выполнения проектной работы Успешность выполнения проектной работы 8 Презентация проектной работы. Электронная версия


Как написать резюме Вариант 1 Дата написания резюме Дата написания резюме ФИО ФИО Должность Должность Адрес по прописке Адрес по прописке Адрес фактического проживания Адрес фактического проживания Дата и место рождения: Дата и место рождения: Цель: работа Цель: работа Образование: (в обратном хронологическом порядке) Образование: (в обратном хронологическом порядке) Опыт работы: (в обратном хронологическом порядке) Опыт работы: (в обратном хронологическом порядке) Дополнительные сведения Дополнительные сведения Вариант 2 ФИО ФИО Личные сведения Личные сведения Адрес Адрес Контактный телефон (домашний, рабочий) Контактный телефон (домашний, рабочий) Возраст Возраст Семейное положение: Семейное положение: Образование: Образование: Трудовая деятельность: Трудовая деятельность: Профессиональные навыки: Профессиональные навыки: Дополнительные сведения: Дополнительные сведения: Увлечения: Увлечения:


Пример плана резюме Цель написания резюме – воздействие на работодателя, привлечения внимания к Вам в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1-2 минут. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий работодатель захотел с Вами встретиться лично. Цель написания резюме – воздействие на работодателя, привлечения внимания к Вам в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1-2 минут. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий работодатель захотел с Вами встретиться лично. Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, честность, «активность» стиля изложения (использовать энергичные глаголы, показывающие Вашу активность; не употреблять слова: «участвовал», «оказывал помощь» и т. п., так как может показаться, что Вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги). Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, честность, «активность» стиля изложения (использовать энергичные глаголы, показывающие Вашу активность; не употреблять слова: «участвовал», «оказывал помощь» и т. п., так как может показаться, что Вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги). Пример плана резюме Пример плана резюме Фамилия, имя, отчество (заголовок) Фамилия, имя, отчество (заголовок) Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение) Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение) Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что Вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом Вы себя считаете. Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что Вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом Вы себя считаете. Опыт работы (если он у Вас есть): в обратном хронологическом порядке указывают даты, места работы, должности, основные функции и достижения. Опыт работы (если он у Вас есть): в обратном хронологическом порядке указывают даты, места работы, должности, основные функции и достижения. Образование. Чем больше времени прошло после окончания школы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов лучше помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы не значительный. Можно добавить награды, подчеркнуть изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели. Образование. Чем больше времени прошло после окончания школы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов лучше помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы не значительный. Можно добавить награды, подчеркнуть изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели. Дополнительная информация. Сюда рекомендуется Дополнительная информация. Сюда рекомендуется Дата составления резюме. Это добавляет ему четкость и корректность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело, свежую дату. Дата составления резюме. Это добавляет ему четкость и корректность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело, свежую дату.


Практическое задание 1 Приведите примеры профессий, для которых характерны перечисленные неблагоприятные влияния на здоровье Факторы,воздействующие на здоровье Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Интенсивный изматывающий ритм работы Интенсивный изматывающий ритм работы Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Шум и вибрация Шум и вибрация Влияние промышленной пыли или токсических веществ Влияние промышленной пыли или токсических веществ Длительная нагрузка на зрение Длительная нагрузка на зрение Необходимость работать в ночное время Необходимость работать в ночное время Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Повышенная опасность травматизма Повышенная опасность травматизма Примеры профессий или видов деятельности, сопровождающихся ими.


Практическое задание 2 Перед вами специально подобранные примеры нескольких профессий. Постарайтесь определить, какое замечание относится к описанию той или иной профессии. Объясните, почему вы так думаете Профессии Коммерсант – предприниматель Коммерсант – предприниматель Отделочник (маляр, плиточник) Отделочник (маляр, плиточник) Секретарь – референт Секретарь – референт Заболевания, при которых профессия противопоказана 1.язва желудка и гипертония 2. плоскостопие 3.заболевание почек 1.язва желудка и гипертония 2.плоскостопие 3.невротические расстройства 1.заболевание органов дыхания 2. заболевание суставов рук 3. заболевание печени


Практическое задание 3 Перед вами список некоторых возможных воздействий профессиональной деятельности на организм, которые могут неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья: А – нервно-эмоциональное здоровье А – нервно-эмоциональное здоровье Б - интенсивный ритм работы; Б - интенсивный ритм работы; В - повышенная ответственность; В - повышенная ответственность; Г - микроклимат Г - микроклимат Д - метеоусловия Д - метеоусловия Е - шум Е - шум Ж - вибрация Ж - вибрация З - электромагнитные поля З - электромагнитные поля И - воздействие промышленной пыли И - воздействие промышленной пыли К - воздействие токсических веществ К - воздействие токсических веществ Л - неудобная рабочая поза Л - неудобная рабочая поза М - значительная зрительная нагрузка М - значительная зрительная нагрузка Н - ходьба, стояние, переноска грузов Н - ходьба, стояние, переноска грузов О - физическое напряжение О - физическое напряжение П - работа на высоте П - работа на высоте Р - работа с движущимися механизмами Р - работа с движущимися механизмами С - управление транспортом С - управление транспортом Т - опасность общего травматизма Т - опасность общего травматизма У - необходимость работы в ночное время У - необходимость работы в ночное время С какими, по вашему мнению, из перечисленных влияний на здоровье сталкиваются представители следующих профессий (укажите только соответствующие буквы): Авиадиспетчер____________________________ Авиадиспетчер____________________________ Программист______________________________ Программист______________________________ Продавец с лотка_____________________________________ Продавец с лотка_____________________________________ Кондитер_________________________________ Кондитер_________________________________ Врач реаниматор_______________________________ Врач реаниматор_______________________________ Страховой агент_____________________________________ Страховой агент_____________________________________ Швея_____________________________________ Швея_____________________________________ Менеджер________________________________ Менеджер________________________________ Парикмахер_______________________________ Официант________________________________ Парикмахер_______________________________ Официант________________________________ Водитель спецавтомобиля___________________________ Водитель спецавтомобиля___________________________ Вариант практической работы 1ИНТЕРЕСЫСКЛОННОСТИ 1. Человек - знаковая система1. Человек - художественный образ 2. Человек-творец 2ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИИ 1. Бухгалтер1. Дизайнер 2. Экономист2. Модельер 3. Программист3. Писатель 4. Секретарь4. Художник-оформитель 5. Диспетчер5. Актер 3СПОСОБНОСТИ 3.1.ТРЕБУЕМЫЕ мои ТРЕБУЕМЫЕ мои 1. Умение работать с ПКВ*1. УсидчивостьС 2. Умение выполнять расчетыС2. ФантазияВ 3. ЛогикаВ3. Работа с цветомВ 4. ФантазияВ


Пример оценки эффективности поиска пути в выборе профессии ВЫВОД: учитывая свои интересы и зная свои способности, я могу выбрать такие профессии как: программист (а именно программист-экономист) или модельер. Для профессии программист мне нужно научится более лучше выполнять расчеты. Для профессии модельер мне нужно развить усидчивость. учитывая свои интересы и зная свои способности, я могу выбрать такие профессии как: программист (а именно программист-экономист) или модельер. Для профессии программист мне нужно научится более лучше выполнять расчеты. Для профессии модельер мне нужно развить усидчивость. -(В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень) -(В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень)


Список литературы И.П. Арефьев г. Шуя 1994 «Занимательная профориентация» И.П. Арефьев г. Шуя 1994 «Занимательная профориентация» М.А. Бендюкова, И.Л. Соломин, Л.А. Ясюкова Санкт-Петербург 2002 «Твой компас на рынке труда» М.А. Бендюкова, И.Л. Соломин, Л.А. Ясюкова Санкт-Петербург 2002 «Твой компас на рынке труда» Е.Е. Смирнова Санкт-Петербург 2003 «Каро» «На пути выбора профессии» Е.Е. Смирнова Санкт-Петербург 2003 «Каро» «На пути выбора профессии» «Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках профессиональной подготовки 8-9 класс» «Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках профессиональной подготовки 8-9 класс» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2003 «Технология профессионального успеха» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2003 «Технология профессионального успеха» А.П. Черняковская Владос - пресс 2001 «Психологическое консультирование» А.П. Черняковская Владос - пресс 2001 «Психологическое консультирование» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2000»Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2000»Твоя профессиональная карьера»

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на изменение функционального состояния организма человека. Многообразие форм трудовой деятельности делится на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Подобное разделение труда (на тяжелый или напряженный) условно, т.к. физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС и наоборот, интеллектуальная работа - мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы).

2. Значение напряженности труда

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и в особенности функций органов чувств.

Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление людей с определенными уровнями развития психофизиологических качеств, которые наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, т.е. определяется нервным, психоэмоциональным напряжением, длительностью и интенсивностью интеллектуальной нагрузки.

Напряженность труда является одним из психофизиологических факторов профессионального отбора и характеризуется эмоциональной нагрузкой

на организм при труде, требующем интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели.

Для того чтобы правильно подобрать человека на конкретное рабочее место, нужно знать нагрузку, которой он может подвергнуться, а для её определения необходимо провести оценку условий труда.

Для оценки напряженности трудового процесса используют “Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса “Руководство Р 2.2.755-99”.

При проведении оценки напряженности труда учитывают следующие показатели: интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки, нагрузки на зрительный анализатор, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса выделяют три класса условий труда:

    класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

    класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

    класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство.

Напряженный труд (класс 3) подразделяется на три степени:

    класс 3.1 - характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания;

    класс 3.2 - определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

    класс 3.3 - характеризуется воздействием уровней вредных факторов, приводящим, как правило, к развитию профессиональной патологии, росту хронической патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

При проведении аттестации рабочего места по напряженности рекомендована методика, изложенная в п. 3.

Понравилась статья? Поделитесь ей