Контакты

Классификация помех. Авиационные средства РЭБ, их возможности по радиоэлектронному противодействию

Получило первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик», созданный Экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева на базе самолета Ил-18, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Новейший комплекс способен избирательно подавлять электронику противника сильнейшими помехами, сохраняя боеготовность отечественной боевой техники.

О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева доложил министру обороны во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении .

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.

Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.

Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.

Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир .

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.

Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю», — объяснил Михеев.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.

Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».

«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.

Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.

Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.

Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».

Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Самые современные концепции войны немыслимы без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самых разных дронов. И самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» могут стать главной угрозой для потенциального противника, парализуя его каналы связи и системы обнаружения.

Как и в случае с разведчиками, развитие постановщиков активных помех Ту-16П разработанных на базе Ту-16 сильно зависело от состояния и совершенствования отечественных средств радиопротиводействия. Первые системы СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., обладали сравнительно невысокими техническими данными (небольшая мощность излучения, большие габариты и масса). Они обеспечивали практически только индивидуальную защиту самолёта, нёсшего эту аппаратуру. В основном эти системы предназначались для борьбы со станциями орудийной наводки зенитной артиллерии, а также наземными, корабельными и самолётными РЛС разработки 1940-х гг СПС-1 и СПС-2 работали в неавтоматизированном режиме, для их эксплуатации необходимо было иметь на борту самолёта дополнительного оператора.

Для создания помех РЛС противника оператор должен был вначале её обнаружить, определить рабочую частоту и после этого навести (настроить) передатчик помех на частоту подавляемой станции. На выполнение этих операций, при условии хорошей профессиональной подготовки оператора, уходило около трёх минут. Это время, особенно при полётах на малых высотах, иногда было соизмеримо с временем пролёта зоны, из которой возможно было при данной мощности аппаратуры «глушение» РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых радиолокаторов.

Выпуск самолётов, оборудованных станциями СПС-1 и СПС-2, начался в 1955 г. Завод №1 выпустил за 1955-1956 гг. 42 Ту-16 с СПС-1, а за 1955-1957 гг. - 102 Ту-16 с СПС-2 (из них четыре в варианте ЗА). На самолётах, нёсших аппаратуру СПС-1 и СПС-2, в грузоотсеке устанавливалась герметичная съёмная кабина оператора с оборудованием управления аппаратурой подавления. Под фюзеляжем, под двумя радиопрозрачными обтекателями находились антенны и генераторы помеховых станций. Машины с СПС-1 и СПС-2 носили обозначение Ту-16СПС или Ту-16П . В 1960-е гг практически все находившиеся в строю Ту-16СПС переоборудовали системой «Букет», разработанной во второй половине 1950-х гг В отличие от СПС-1 и СПС-2 станции этой системы могли работать в автоматическом режиме и создавали помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В «Букет» входили станции СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определённый диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации этих станций: СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н. На одной машине устанавливалась аппаратура одной из них. Самолёты, оборудованные «Букетами», имели обозначение Ту-16П. Аппаратура, находившаяся внутри грузоотсека, практически не меняла аэродинамических характеристик и не ухудшала лётных данных машины. Единственно, чем внешне отличались Ту-16П с аппаратурой «Букет», - наличие длинного, на три четверти длины грузоотсека, радиопрозрачного обтекателя антенной системы аппаратуры подавления. Внутри грузоотсека в изолированном контейнере, отличавшегося по конструкции и компоновке оборудования в зависимости от типа станции (Б-2 - станция СПС-22Н, Б-3 - СПС-33Н, Б-4 - СПС-44Н, Б-5 - СПС-55Н) располагались агрегаты помеховой станции: четыре генератора помех, приёмное устройство, принимавшее и обрабатывавшее сигналы РЛС, четыре дополнительных преобразователя ПО-6000 и один ПТ-6000 для питания аппаратуры переменным током, так как мощности штатных источников переменного тока, установленных на борту Ту-16П, не хватало. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура пассивных помех АСО-2Б.

Ту-16П с «букетами» предназначались для противодействия работе наземных РЛС дальнего обнаружения и наведения, РЛС целеуказания ЗУР с целью защиты боевых порядков самолётов различных типов при преодолении ими рубежей ПВО противника. С высоты 10000-11000 м один постановщик мог прикрыть радиопомехами группу из нескольких машин, идущих в строю внутри круга диаметром 3000-5000 м, в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Ту-16П переоборудовались «букетами» с 1962 г. Всего за 1960-е гг переделали 34 самолёта под СПС-22Н, девять - под СПС-33Н, 28 - под СПС-44, 50 - под СПС-55. Под систему «Букет» переоборудовали не только Ту-16П (Ту-16СПС), но и Ту-16 «Ёлка», а также некоторые другие модификации. Если на самолёте имелась кабина оператора, то она снималась, так как он для автоматической системы «Букет» был не нужен. Экипаж Ту-16П с «букетами» сокращался до шести человек, как и на обычных бомбардировщиках Ту-16. Оператора пришлось убрать ещё и потому, что при включённых станциях нахождение человека в непосредственой близости от них было равноценно смертному приговору. Во всяком случае, суслика хватало ненадолго, когда любознательный наземный технический состав подносил его к обтекателю антенн «Букета». После этого наземные службы более внимательно относились к мероприятиям по технике безопасности при работах с мощным излучающим оборудованием. С переходом к полётам на малых высотах некоторые самолёты Ту-16П переоснастили помеховой аппаратурой СПС-7, оптимизированной для этих режимов.

Опыт эксплуатации самолётов показал необходимость дальнейшей модернизации помехового оборудования. В течение 1970-х - 1980-х гг. устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты СПС-151, СПС-152, СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций комплекта «Сирень» размещались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо кормовой турели ДК-7. Передающие антенны располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приёмные - в районе первого шпангоута фюзеляжа в носовой части.

Опыт применения самолётов Ту-16П показал, что при плотном построении боевых порядков средств ПВО противника и собственных, что было характерно для европейского ТВД, а также для ТВД ближневосточных военных конфликтов, применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих собственных. Поэтому потребовалось доукомплектовать систему дополнительной аппаратурой, способной вьщавать мощный поток энергии подавляющего сигнала с узкой диаграммой направленности луча. На основании разработки, проведённой в весьма сжатые сроки, начиная с 1972 г 10 Ту-16П с «букетами» (станциями СПС-22Н и СПС-44Н) модернизировали под аппаратуру «Фикус» («заказ 2231»), которая значительно повысила возможности системы подавления. Внешне модернизированные Ту-16П с «фикусами» отличались обтекателем фюзеляжной антенной системы, сдвинутой на бок, по типу антенн РЛБО. В этот же период на самолётах внедрялась новая аппаратура системы подавления «Клюква», по своим параметрам значительно превосходившая применявшуюся ранее. На некоторых машинах ставились помеховые станции СПС-4М «Модуляция» («заказ 2615»).

Следует отметить, что общее количество модификаций Ту-16П , различавшихся множеством комбинаций и типов помеховой аппаратуры, установить крайне тяжело. Например, 226-й отдельный авиационный полк РЭП, базировавшийся под Полтавой, имел в своём составе порядка 30 машин, каждая из которых отличалась от других по комплектации. В 1950-е и в 1960-е гг на самолёты Ту-16П в порядке эксперимента ставили групповую помеховую станцию «Силикат» и серийные станции СПС-5 и СПС-100; в эксплуатации машин с такой аппаратурой не было. Появление на вооружении вероятных противников ракет с тепловыми головками самонаведения, а также опыт локальных послевоенных конфликтов заставили установить на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, аппаратуру инфракрасных помех АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в крыльевых обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ту-16П
Экипаж, чел 9
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
- пустого самолета 37200
- нормальная взлетная 72000
- максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200


Ту-16СПС. Станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., предназначались для групповой защиты летящих в строю ударных машин от РЛС, разработанных в сороковые годы, и обладали сравнительно невысокими характеристиками - недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Для их применения требовался еще один член экипажа - оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых станций.

Тем не менее, завод №1 в 1955-57 гг. выпустил 42 Ту-16, оборудованных СПС-1, и 102 - с СПС-2, из них четыре - заправляемых топливом в полете. Как и на Ту-16Р, в задней части грузоотсека этих машин устанавливалась герметичная съемная кабина спецоператора. В передней части грузоотсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Две антенны станции СПС-2, закрытые каплевидными обтекателями, размещались в нижней части фюзеляжа перед и за грузоотсеком. Штыревые антенны СПС-1 могли размещаться в двух местах: сверху фюзеляжа (за блистером штурмана-оператора) или снизу фюзеляжа (перед грузоотсеком). Эти варианты Ту-16 получили обозначение Ту-16СПС, иногда их называли Ту-16П. Первоначально Ту-16СПС не оснащались автоматами сброса отражателей АСО-16, и отсутствие их выводных горловин на створках бомбового отсека являлось внешним отличительным признаком от последующих Ту-16Е. Но позже автоматы стали устанавливать на этот тип самолета, и внешнее отличие исчезло. В 1960-е гг. практически все находившиеся в строю Ту-16СПС были оборудованы системой постановки активных помех «Букет».

Ту-16П. Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП» (иногда - Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту~16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г, системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 «Елка» (см. ниже), а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому «Букет» в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча, 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус». Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами №34 и №45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту- 16П № 1882409 и № 1883117.


Постановщик помех Ту-16СПС



Постановщик помех Ту-16Е известен в НАТО под обозначением Badger-H



Ту-16А, задействованный для испытаний станции РЭП «Сирень»


На одну из серийных куйбышевских машин (№1882106) планировали установить опытную аппаратуру «Силикат», комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г. Несколько позднее вместо «Силиката» на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех «Фонарь», однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П №5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 гм некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций «Сирень» располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.

Ту-16П с РПЗ-59. 21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина №832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту* 16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П №8204130 до начала 1964 г и показали, что в данном виде она неприемлема: полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.

Ту-16 «Елка» и Ту-16Е. Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту- 16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой - три, на правой - четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось.

В 1957 г. завод №1 выпустил 42 серийных Ту-16 «Елка» с системой дозаправки топливом в полете, еще 10 машин в том же году сдал ВВС завод №64. Кроме того, 19 бомбардировщиков завода №22 были переоборудованы в этот вариант (все они имели систему дозаправки). Таким образом, в общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16ПТ становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

Еще один вариант постановщика пассивных помех, получивший обозначение Ту-16Е или изделие «НЕ» (в частях эту модификацию также часто называли «Елка»), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р. Так же, как и на разведчике, на нем в задней части грузоотсека устанавливалась кабина спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2 или СПС-2К «Пион». Там же устанавливались два блока АСО-16. В передней части отсека сохранялись бомбодержатели, но со временем место бомб заняли дополнительные АСО-16, ставились также два автомата АПП-22. С 1957 г. в течение трех лет на заводе №1 был выпущен 51 Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 г. выпустил завод №22, все с системой дозаправки топливом в воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 «Елка» вырезами в створках грузоотсека под входной люк кабины оператора.



Отличительным внешним признаком Ту-16 «Елка» стали выводные горловины для сброса дипольных отражателей



В грузоотсеках некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е установили станции СПС-61, СПС-62 , СПС-63, СПС-64, СПС-65 или СПС-66, которые объединялись общим названием «Азалия». В экипаж самолета, получившего обозначение Ту-16Е «Азалия», спецоператор не входил. На машинах с СПС-61, СПС-62 и СПС-63 устанавливались также станции СПС-6 «Лось», а на самолетах с СПС-64, СПС-65 и СПС-66 - станции СПС-5 «Фасоль». В незанятой части грузоотсека подвешивались бомбы или автоматы АСО-16 и АПП-22. На Ту-16 «Елка» антенна «Азалии» располагалась в передней части грузоотсека, а на Ту-16Е - на месте входного люка демонтированной подвесной гермокабины. На большинстве самолетов Ту-16Е «Азалия» вместо ДК-7 устанавливался хвостовой обтекатель.

В некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е «Азалия» устанавливались также станции постановки активных помех СПС-100А и СПС-100М, на части машин устанавливалась система оповещения об облучении СПО-15 «Береза». В конце 1970-х гг. на этих постановщиках помех начали размещать станции СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». В эксплуатации машины постоянно дорабатывались как по составу оборудования, так и по самолетным системам. Несколько Ту-16Е было переоборудовано в вариант Ту-16ЕР, на котором вместо станции СПС-2 установили станции радиотехнической разведки СРС-1.

Ту-16Е-ХР. Еще один вариант постановщика помех обозначался в документах Ту-16Е, а в обиходе - Ту-16Е-ХР (химический разведчик). Этот самолет предназначался для ведения фотографической, радиотехнической, радиационной и химической разведки и по составу оборудования был очень близок к Ту-16РР Наличие на борту средств радиопротиводействия лишь способствовало выполнению задач воздушной разведки. Экипаж Ту-16Е-ХР состоял из семи человек. В носовой части грузоотсека на качающихся платформах размещались два аэрофотоаппарата АФА-42/100. в задней части отсека - подвесная гермокабина оператора. В средней части грузоотсека можно было подвешивать бомбы или до четырех автоматов АСО-16. Конструкцию крыла усилили, под крылом на пилонах подвешивались два контейнера для забора проб воздуха. Средства радиопротиводействия, кроме АСО-16, включали станции СПС-5, СПС-151 и два комплекта СПС-1. Антенны

СПС-5 располагались снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком, СПС-151 - возле воздухозаборников двигателей, СПС-1

За подвесной гермокабиной снизу и сверху фюзеляжа. Подобным образом переоборудовали два самолета, выпущенных заводом №1. Один из них до 1978 г. эксплуатировался в 226-м ОАП РЭП (отдельном авиационном полку радиоэлектронного противодействия) в Полтаве, затем в 1978-80 гг. - в Прилуках, а с 1980 г.

В Спаске-Дальнем, где вторая машина отлетала всю свою жизнь. В 1979-80 гг. в процессе ремонта самолеты оснастили станциями «Роговица» и СПС-152 (дополнительные антенны установили на фонаре кабины штурмана-навигатора).

Общее количество вариантов постановщиков помех на базе Ту-16 однозначно определить практически невозможно. Так, например, 226-й ОАП РЭП имел в своем составе порядка тридцати Ту-16 с аппаратурой постановки помех, и каждый из них отличался от других составом и типом оборудования. С появлением на вооружении армий вероятного противника ракет с тепловыми головками самонаведения на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, стали размещать аппаратуру постановки инфракрасных помех типа АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа. Велись и другие работы по совершенствованию систем радиоэлектронного противодействия.

Специализирующаяся на разработке систем подавления радиосигналов компания Нэтлайн (Netline) разработала новую систему, умещающуюся в рюкзаке. ManPack RJ является частью реактивных систем постановки помех, он сканирует эфир и подавляет сигналы, способные привести в действие самодельные взрывные устройства (СВУ).

В компании Нэтлайн сообщили, что глушение радиоуправляемых взрывных устройств осуществляется с помощью трех основных технологий. Первая и основная технология - это широкополосный канал, вторая технология более сосредоточенная подобно снайперской винтовке, и третья - это генерация помех, действующая как радар, сканируя все частоты, обнаруживая сигналы и принимая решения о том, какой из них может привести в действие СВУ, а затем очень точно глуша этот сигнал.

"Такую технологию очень сложно разработать. Мы работаем над этим в течение нескольких лет. До недавнего времени единственными, кто использовал эту технологию в боевых условиях, были американцы, отказывавшиеся делиться своими знаниями с кем бы то ни было", - говорит Гиль Исраэли (Gil Israeli), содиректор Netline.

"До сих пор способность защитить отдельно взятого солдата от СВУ была очень ограниченной, вам было необходимо несколько солдат для переноски системы постановки помех, и даже тогда вы могли использовать его только для защиты небольшого числа людей. Новая система обеспечивает радиус покрытия, эквивалентный системам, устанавливаемым на конвоях. Еще одним преимуществом, разумеется, является мобильность системы", - говорит Исраэли.

Компания Netline была создана 17 лет назад. Она занимается разработкой различных систем обнаружения и противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Она также разрабатывает системы для глушения мобильных телефонов в запрещенных районах с целью обеспечения конфиденциальности информации. Компания предоставляет услуги силовым структурам во всем мире.

В дополнение к переносным постановщикам помех для СВУ и глушителям радио частот Netline также завершила разработку небольшого и легкого портативного постановщика помех (Portable Jammer Pack, PJP), который можно бросить как ручную гранату. Это устройство предназначено для глушения всех радиосигналов в пределах замкнутого пространства после того, как его забрасывают в помещение в условиях городского боя.

"Разрабатываемая нами "граната" должна покрыть разрыв в боевых возможностях противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам", - говорит Исраэли. - Устройство предназначено для защиты солдат, особенно спецподразделений, действующих в закрытых помещениях, таких как туннели или центральная часть палестинских городов (касба). Эти солдаты действуют в местах, где даже установленные на находящихся поблизости транспортных средствах или переносимые на спине солдата системы не в состоянии защитить их. Таким образом, бросая гранату впереди себя, они могут заглушить все сигналы и частоты, используемые неприятелем для приведения в действие СВУ. Мы потратили много времени на минимизацию этой системы для того, чтобы покрыть соответствующие частоты".

Исраэли также говорит, что граната была испытана в боевом развертывании двумя зарубежными клиентами.

Постановщик радиопомех предназначен для работы в системе активной защиты информации. Постановщик радиопомех во включенном состоянии создает электромагнитные помехи в эфире с интенсивностью достаточной для маскирования информативных излучений от используемой оргтехники, в том числе от электронной вычислительной техники, а так же обеспечивает эффективное подавление излучений маломощных передатчиков диапазона 30 МГц - 1000 МГц. Данная модификация прибора, кроме того, может применяться для предотвращения активации радиомикрофонов с дистанционным управлением, посредством воздействия на входные цепи приемника дистанционного управления.

Основные технические характеристики

1.Уровень помехового сигнала на выходных разъемах в поддиапазонах частот

10кГц-100кГц(Г=200Гц) не менее 65 дБ
150кГц-30МГц(Г=9кГц) не менее 65 дБ
30МГц-1ГГц(Г=120кГц) не менее 45 дБ

2. Нормированная спектральная плотность помехи создаваемой ПРП (измеренная на расстоянии Зм от антенной системы, выполненной в виде рамки из провода размером 2x2 м)

10кГц-30МГц не менее 95-103 дБ
30МГц-300МГц не менее 103-118 дБ
300МГц-1ГГц не менее 100-118дБ

3.Энтропийный коэффициент качества помехи не менее 0.8

Принципиальная схема устройства

Устройство построена по классической схеме шумового генератора радиочастотного диапазона. Комментарии, как говорится, излишни. Однако следует отметить, что тепловой режим работы схемы очень тяжелый. На транзисторы VT1-VT4 необходимы радиаторы не менее 100 кв. см. на каждый, при условии хорошей внутренней вентиляции корпуса. Резисторы R1 и R2 лучше заменить на один 4,7 Ома мощностью 10 Вт.

1.Монтаж антенных систем осуществляется путем крепления к стене пластмассовыми крепежными скобками.

2.Для маскирования помехой диапазона частот выше 1МГц служит выход ХЗ/Х4. Антенны монтируются в 3-х взаимноперпендикулярных плоскостях в виде 3-х короткозамкнутых петель одножильного провода типа МГШВ, уложенных по периметру помещения. Все три петли спаять и подключить согласно рисунку 2.


Рис.2

Оптимальные размеры рамок (1.5-3)мх (2-5)м при условии удаления от угла помещения не более 1м.

3.При необходимости маскирования помехой диапазона частот ниже 1МГц, ко входу Х1/Х2 подключить две трехвитковые рамочные антенны. Начала и концы обеих рамок соединить соответственно и подключить согласно рис.3.


Рис.3

Рамки располагаются в двух взаимноперпендикулярных плоскостях на стенах помещения совместно с ВЧ антеннами.Размеры рамок по п.2 . Провод подключенный к Х2 необходимо заземлить (в самом крайнем случае подключить к «0» розетки питания, чуть лучший вариант батарея отопления, но соседи Вам благодарны не будут).

Понравилась статья? Поделитесь ей