Контакты

Постановка на учет иностранных организаций. Новый порядок учета в налоговых органах иностранных организаций Постановка на налоговый учет филиала иностранной компании

Новый порядок учета в налоговых органах

иностранных организаций


Постановка на учет иностранной и международной организации в связи

с наличием обособленного подразделения в Российской Федерации

Постановка на учет ,

имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории

Российской Федерации

Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием

ими счетов в банках на территории Российской Федерации

Порядок учета в налоговых органах иностранных и международных

организаций на основе уведомлений

Механизм взаимодействия с налоговым органом иностранных и

международных организаций, состоящих на учете в налоговом органе

Процедура снятия с учета иностранных и международных организаций


В апреле 2000 года Управлением международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам завершена длительная работа по разработке нового порядка учета в налоговых органах иностранных организаций, результатом которой стало утверждение приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2000 г. N 2258).

Документ устанавливает порядок постановки на учет (порядок учета) в налоговых органах иностранных организаций (компаний, фирм, любых других организаций, включая полные товарищества и личные компании, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств), международных организаций, созданных на основе международного договора, обладающих международной правосубъектностью и имеющих статус юридического лица, располагающих в Российской Федерации своими постоянными органами или представительствами, а также дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств в Российской Федерации, изъявивших желание осуществить постановку на учет в налоговом органе в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

Как известно, до выхода Положения нормы, устанавливающие требования по постановке на учет иностранных организаций, содержались в нескольких документах.

С момента вступления в силу приказа N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" утрачивают силу раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. N 897) и раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 15.09.95 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (зарегистрирована Минюстом России 24 октября 1995 г. N 965), т.е. утрачивают силу положения указанных инструкций, устанавливающие требования к учету в налоговых органах иностранных организаций. Прекращает применяться и действующее до настоящего времени Положение об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций (утв. Госналогслужбой России 20.09.96 г. N ВА-4-06/57н). Таким образом, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом N АП-3-06/124 (далее - Положение), становится в настоящее время единственным подзаконным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к учету в налоговых органах иностранных организаций.

Положение разработано на основе и в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающей обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе и основные принципы учета налогоплательщиков в налоговых органах. В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, НК РФ предписывает организации осуществить постановку на учет вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем такая организация являться налогоплательщиком или нет.

НК РФ установлено также, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом организация, имеющая в своем составе несколько обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, одним из основных принципов постановки на учет, определенных Кодексом, который лег в основу Положения, является учет организации по каждому месту ее деятельности и по месту нахождения каждого из объектов принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, при разработке Положения учтены особенности учета иностранных организаций, определение которых отнесено НК РФ к компетенции МНС России, и применен дифференцированный подход к постановке на учет иностранных организаций в зависимости от степени вовлеченности иностранных организаций в предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, способов и характера осуществляемой ими в России деятельности. Этот принцип был заложен еще в ранее действовавшем Положении и перенесен в новое, равно как и многие другие нормы старого Положения, соответствующие духу и букве НК РФ, хотя и установленные задолго до его принятия.

Документ устанавливает технический механизм взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающий как непосредственно из положений НК РФ, обязывающих организации встать на учет в налоговом органе (ст. 23, 83, 84 Кодекса), так и из положений НК РФ, обязывающих организации письменно предоставлять в налоговые органы определенную информацию (ст. 23 Кодекса).

В частности, в Положении учтены нормы НК РФ об обязанности налогоплательщика письменно информировать налоговый орган об открытии или закрытии счетов, обо всех обособленных подразделениях в Российской Федерации, об изменении своего места нахождения. В этом смысле Положение является универсальным документом, в котором собраны воедино все основания взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающие из обязанностей организаций по постановке на учет и письменному представлению в налоговый орган определенных сведений, установленных Кодексом, и в отношении каждого основания прописан четкий механизм такого взаимодействия.

На первый взгляд может показаться, что документ по сравнению с ранее действовавшим Положением резко увеличивает нагрузку иностранной организации по заполнению и предоставлению в налоговый орган различного вида форм, однако не следует забывать, что Положение лишь унифицирует и подробно регламентирует способы информирования налоговых органов иностранными организациями в строгом соответствии с положениями Кодекса. Кроме того, аналогичные по сути и комплекту документы представлялись иностранными организациями и в соответствии с действующим ранее старым Положением.

В зависимости от факторов, о которых говорилось выше, объем требований к иностранной и международной организации при постановке на учет колеблется от максимальных при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации до минимальных при учете иностранных и международных организаций, открывающих счета в уполномоченных банках Российской Федерации. В отдельных случаях учет в налоговых органах может осуществляться на основе всего лишь уведомлений.

Положение определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств в установленных случаях, а также содержит специальную оговорку, направленную на защиту прав налогоплательщиков, запрещающую требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставление дополнительных документов, не предусмотренных Положением, что обеспечивает единообразный порядок учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.

Документы, предусмотренные Положением, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Официальные документы, требующиеся в соответствии с Положением для представления в налоговые органы, в том числе нотариальные акты, могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. Официальными документами являются документы, исходящие из учреждений и организаций какого-либо государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, административные документы и официальные пометки.

Другим важным моментом, также связанным со степенью и характером участия иностранных и международных организаций в деятельности в России, является разделение в Положении способов учета иностранных и международных организаций и ведение его в налоговых органах как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без такового в установленных случаях. При учете без присвоения ИНН иностранная и международная организация также сможет получить соответствующее свидетельство об учете в налоговых органах в тех случаях, когда это требуется законодательством Российской Федерации. При осуществлении учета ИНН присваивается иностранной и международной организации при наличии у нее одного или нескольких отделений, под которыми понимаются филиалы, представительства, другие обособленные подразделения иностранной организации, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение более одного месяца. ИНН присваивается международной организации и дипломатическому представительству. В случаях наличия у иностранной и международной организации недвижимого имущества и транспортных средств, не связанных с деятельностью этих организаций через отделение (представительство), также присваивается ИНН.

Одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика иностранной и международной организации и дипломатическому представительству присваивается код причины постановки на учет (КПП), отражающий, собственно, основание для их учета в налоговом органе (например, в связи с наличием обособленного подразделения или в связи с наличием транспортного средства и т.д.).

В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется на основе направляемых ими сообщений по установленной форме с применением КПП и без присвоения ИНН. Например, в тех случаях, когда на территории, подконтрольной одному налоговому органу, в котором ведется учет иностранных и международных организаций, иностранная организация осуществляет деятельность через несколько обособленных подразделений, такая организация будет иметь единый ИНН по всем этим подразделениям, но для каждого такого подразделения будет применен персональный КПП.

Что же, собственно, представляет собой этот новый код - КПП, ранее неизвестный иностранной организации?

Код причины постановки на учет (КПП) применяется в дополнение к ИНН в связи с основаниями и особенностями учета организаций, определенных ст. 83 НК РФ. Он формируется по аналогии с ИНН как девятизначный цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо: код налогового органа, который осуществил постановку на учет (учел) организации; код вида причины постановки на учет, порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. В отношении российских организаций КПП применяется уже с 1999 г. в соответствии с действующим порядком присвоения ИНН и КПП, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.

Согласно письму МНС России от 11.04.2000 г. N ФС-6-09/272 "О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов" в соответствующем поле платежного документа после ИНН необходимо проставлять КПП налогоплательщика. Таким образом, КПП становится неотъемлемой частью ИНН.

На практике в зависимости от конкретных условий в каждом регионе иностранные и международные организации и дипломатические представительства учитываются в налоговых органах разного уровня. Это может быть Управление МНС России по субъекту Российской Федерации, городская или районная инспекция. В соответствии с Положением Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно проинформировать, в налоговом органе какого уровня будет осуществляться учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств и соответственно работа, связанная с их налогообложением в установленных случаях. В случае возникновения у иностранной и международной организации и дипломатического представительства затруднений с определением места постановки на учет (учета), решение на основе представленных ею данных принимается соответствующим налоговым органом.

В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для определения места постановки на учет такой организации необходимо обратиться в налоговый орган субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.

Положение включает несколько разделов, в которых установлена процедура постановки на учет (или учета) иностранных и международных организаций, соответственно в случаях открытия отделений в Российской Федерации, в случаях наличия недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, в случаях получения иностранными организациями инвестиционных (или пассивных) доходов и наличия движимого имущества в Российской Федерации. Кроме того, документ устанавливает порядок учета изменений сведений об иностранных и международных организациях, устанавливает процедуру снятия с учета и содержит заключительные положения о случаях признания присвоенных организациям ИНН недействительными.

Устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить иностранной и международной организации для постановки на учет, указывается срок, в течение которого необходимо представить эти документы, а также указываются обязанности налоговых органов. Разработаны специальные формы (для каждого основания постановки на учет отдельно), учитывающие индивидуальные особенности и различия в составе сведений, которые могут указать организации в зависимости от их статуса (иностранная или международная организация, дипломатическое представительство и т.д.). Например, заявление о постановке на учет в связи с наличием отделения в Российской Федерации имеет 3 вариации: специальная форма для иностранной организации - форма N 2001И, специальная форма для международной организации - форма N 2002М и специальная форма для дипломатического представительства - форма N 2003Д.

(Необходимо отметить, хотя читатель, безусловно, и сам это хорошо понимает, что порядок постановки на учет организации по месту ее нахождения (одно из главных оснований, определяемых НК РФ, для постановки на учет) применительно к иностранной организации не устанавливается и не рассматривается, поскольку иностранная организация находится на территории иностранного государства по определению.)

Рассмотрим более подробно порядок постановки на учет в зависимости от основания.


Постановка на учет иностранной и международной организации

в связи с наличием обособленного подразделения

в Российской Федерации


В данном разделе определен порядок постановки на учет иностранной организации при открытии ею первого отделения в Российской Федерации, при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу, либо на территории, подконтрольной другому налоговому органу. Определен порядок постановки на учет дипломатических представительств и международных организаций.

В случае, если иностранная организация еще не состоит на учете ни в одном из налоговых органов Российской Федерации и осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, именуемые в Положении отделения, в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации, такая организация представляет заявление о постановке на учет по установленной форме. Кроме того, представляется документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации - это может быть легализованная выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке.

Необходимо представить также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога), решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации и доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Полный пакет документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме. В данном случае КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.

Если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, то иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по установленной форме. При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего КПП.

Как уже отмечалось выше, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет. В том случае если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, достаточно представить заявление о постановке на учет по установленной форме, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации, доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения, и копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

В этом случае при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме.

Как видно из изложенного, для последних двух случаев предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

Отделение иностранной организации в Российской Федерации может быть создано не непосредственно этой иностранной организацией, а филиалом этой организации, находящимся на территории другого иностранного государства, например, когда японский филиал банка - резидента Королевства Нидерландов открывает отделение в Российской Федерации. В Положении впервые рассмотрен вопрос, касающийся учета отделений иностранных организаций, созданных в Российской Федерации филиалами этих организаций в других иностранных государствах.

В этом случае в налоговый орган требуется представить документы, необходимые для постановки на учет иностранной организации, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации по установленной форме.

Постановка на учет в этом случае завершается присвоением ИНН и КПП и выдачей свидетельства по установленной форме.

В Положении рассмотрен также вопрос учета дипломатических представительств и международных организаций, постоянно действующие органы которых находятся в Российской Федерации.

Дипломатические и приравненные к ним представительства в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, могут становиться на учет в налоговых органах с представлением заявления о постановке на учет по установленной форме. Для представительств иных, чем посольства и консульства, необходимо представить также документы, подтверждающие соответствующий статус представительства.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что дипломатические и приравненные к ним представительства не обязаны осуществлять постановку на учет и порядок постановки на учет этих представительств установлен исключительно в целях облегчения реализации налоговых льгот.

Международные организации при постановке на учет помимо заявления по установленной форме представляют также надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).


имеющих недвижимое имущество и транспортные средства

на территории Российской Федерации


Иностранные и международные организации могут иметь в Российской Федерации отделения и использовать указанное имущество в целях деятельности через отделение, при этом имущество может находиться или не находиться в месте нахождения отделения. Иностранные организации могут иметь недвижимость или транспортные средства в Российской Федерации, не осуществляя здесь никакой деятельности. И наконец, иностранные организации могут осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение и иметь имущество на территории Российской Федерации, никоим образом не связанное с этим отделением.

Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и/или пользования и/или распоряжения. Категория имущества (является оно недвижимым или движимым) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возможна ситуация, когда одна иностранная организация сдала в аренду принадлежащее ей транспортное средство другой иностранной организации, которая ввезла это транспортное средство в Россию. Возникает вопрос, должны ли в такой ситуации вставать на учет в налоговых органах и собственник транспортного средства (арендодатель), и временный пользователь (арендатор), или только один из них, и если на налоговый учет должна встать только одна из иностранных организаций, то какая - арендодатель или арендатор. К сожалению, четкого ответа на этот вопрос из текста Положения не вытекает, что порождает возможность и неизбежность двоякого толкования данной нормы. Хотя если следовать букве Положения, то, по мнению автора, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае встать на учет должна иностранная организация, которая ввезла транспортное средство на территорию Российской Федерации: "Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации...транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации)...".

В случае, если иностранная и международная организация имеют в Российской Федерации недвижимое имущество или транспортные средства сами по себе, т.е. не связанные с деятельностью организации в России через отделение (пусть даже такое отделение в России существует), при постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

заявление о постановке на учет по установленной форме;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.

Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.

Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.

Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации свидетельство по установленной форме с указанием ИНН и КПП.

В случае если иностранная (международная) организация состоит на учете в налоговом органе в связи с наличием отделения и имеет (приобретает) недвижимое имущество или транспортные средства, относящиеся к этому отделению и находящиеся на той же территории, иностранная (международная) организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе, направив сообщение по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.

В аналогичном случае, если относящееся к отделению имущество находится на территории, подконтрольной другому налоговому органу, чем данное отделение, иностранная (международная) организация информирует оба налоговых органа (по месту нахождения имущества и по месту нахождения отделения, к которому это имущество относится) путем направления сообщения по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган по месту нахождения имущества этой организации выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.


Учет иностранных и международных организаций

в связи с открытием ими счетов в банках на территории

Российской Федерации


Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации тем не менее существует и определена наличием ст. 86 НК РФ. Так, в соответствии с этой статьей банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Эта норма предопределяет необходимость получения иностранными организациями, не имеющими в Российской Федерации своих обособленных подразделений, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации (например, в целях инвестирования в Российскую Федерацию), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, и соответственно ведение такого учета по самостоятельному основанию. В противном случае, т.е. без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никакой банк на территории Российской Федерации в нарушение действующего законодательства иностранной организации счет не откроет.

В то же время при разработке Положения учитывалась необходимость создания максимально благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, а также недопустимость появления факторов, тормозящих или препятствующих этому процессу. В этой связи для иностранных и международных организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), открывающих счета в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации, не осуществляющих в России никакой деятельности, установлен простейший порядок учета в налоговом органе и получения ими свидетельства о постановке на учет. Необходимо отметить, что учету в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации подлежат только те иностранные и международные организации, которые не имеют оснований для постановки на учет, рассмотренных выше (т.е. иностранные и международные организации, вставшие на учет в налоговом органе в связи с наличием в Российской Федерации обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств, при открытии в дальнейшем счетов в банках на территории Российской Федерации учету не подлежат).


Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов осуществляется в налоговом органе, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной организации. Для этого необходимо представить заявление о выдаче свидетельства об учете в налоговом органе по установленной форме, а также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

На основании представленных документов налоговый орган выдает иностранной и международной организации свидетельство по установленной форме с указанием кода иностранной организации (КИО) и КПП. В том же порядке осуществляется учет иностранных и международных организаций и при последующем открытии ими счетов в банках, поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное свидетельство. В тех случаях, когда в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранными и международными организациями, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, таким организациям необходимо встать на учет в порядке, предусмотренном для постановки на учет в связи с наличием обособленного подразделения.


Порядок учета в налоговых органах

иностранных и международных организаций

на основе уведомлений


В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется в уведомительном порядке, т.е. на основании направляемых иностранными и международными организациями уведомлений по установленной форме, без присвоения ИНН, КПП и без выдачи свидетельства о постановке на учет.

К таким случаям относятся:

наличие источников инвестиционных доходов, не относящихся к отделениям иностранной и международной организации, или доходов от деятельности иностранной и международной организации, осуществляемой в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности;

наличие движимого имущества на территории Российской Федерации, являющегося объектом обложения налогом на имущество, не относящегося соответственно к обособленным подразделениям иностранной и международной организации. Хотелось бы подчеркнуть, что уведомление о наличии движимого имущества направляется только в тех случаях, когда такое имущество подлежит обложению налогом на имущество, и составляется не в связи с каждым объектом движимого имущества, а по его укрупненным группам.

Учет иностранных организаций на основе уведомлений осуществляется также в случае, когда постоянными представительствами иностранных организаций являются иные лица (физические лица или организации). Помимо уведомления по установленной форме в налоговый орган необходимо представить также копию договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, и легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если иная организация или физическое лицо являются одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала. Определение налогового статуса, т.е. наличие или отсутствие постоянного представительства - дело не всегда простое, особенно когда к образованию такового может приводить не самостоятельная деятельность иностранной организации, а деятельность иных лиц в интересах этой иностранной организации. В этой связи в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации Положение устанавливает возможность их обращения в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.


Механизм взаимодействия с налоговым органом

иностранных и международных организаций,

состоящих на учете в налоговом органе


Речь идет о тех случаях, когда у иностранной и международной организации изменяются какие-либо сведения, содержащиеся в заявлении организации о постановке на учет. Обо всех таких изменениях иностранные и международные организации обязаны письменно в произвольной форме проинформировать соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет.

В случае, если у иностранной и международной организации меняются сведения, требующие подтверждения документами, представляемыми при постановке на учет, такая организация направляет в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующие документы, удостоверяющие произведенные изменения. При этом снятия с учета и новой постановки на учет иностранной организации не производится. Если произведенные изменения не связаны с реорганизацией иностранной и международной организации, при получении налоговым органом информации о произведенных изменениях иностранной и международной организации будет выдано (взамен на ранее выданное) новое свидетельство о постановке на учет, при этом первоначально присвоенный данной организации ИНН сохранится.

Примером такого случая может служить переход фирмы из юрисдикции одного государства в юрисдикцию другого государства, когда фирма, первоначально учрежденная в соответствии с законом одного государства с целью продолжения ее законного учреждения в другом государстве в соответствии с законом этого другого государства, меняет место регистрации, о чем свидетельствует сертификат о домициле (трансферте). При переносе адреса регистрации не происходит никаких других изменений: не меняются ни название фирмы, ни ее учредители, т.е. не возникает новое юридическое лицо. В этом случае, как уже говорилось выше, нет необходимости фирме закрывать и снимать с учета свое отделение в России и затем открывать и ставить на учет новое отделение, достаточно только проинформировать налоговый орган о произошедших изменениях и получить новое свидетельство о постановке на учет.

Иностранные и международные организации, учет которых ведется на основе уведомлений, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя сопроводительное письмо с приложением нового уведомления.

Иностранные и международные организации, учитываемые в налоговых органах в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя письменные сообщения в произвольной форме.


Процедура снятия с учета

иностранных и международных организаций


Рассматриваются организации, состоящие на учете с присвоением ИНН на основании наличия обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, а также дипломатические представительства.

Иностранные и международные организации, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в связи с деятельностью через отделения, принявшие решение о прекращении деятельности (закрытии, ликвидации отделения) в Российской Федерации, в течение трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности обязаны сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет и подлежат снятию с учета. Для этого такие организации представляют в налоговый орган заявление по установленной форме, копию решения уполномоченного органа о закрытии отделения или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов организации, свидетельство о постановке на учет. Для осуществления контроля налоговым органом за правильностью исчисления и уплаты налогоплательщиками сумм налогов необходимо представить также декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности организации в Российской Федерации через данное отделение.

Снятию с учета в налоговом органе подлежат также иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в Российской Федерации, в связи с прекращением у этих организаций права собственности в отношении вышеназванного имущества, прав владения, и/или пользования, и/или распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами, или в связи с вывозом данного имущества с территории Российской Федерации.

В целях снятия с учета в этом случае иностранной и международной организации необходимо представить в налоговый орган заявление о снятии с учета по установленной форме, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих прекращение у иностранной (международной) организации указанных выше гражданских прав, или копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих вывоз принадлежащих иностранной (международной) организации транспортных средств с территории Российской Федерации, и свидетельство о постановке на учет.

Дипломатические представительства для снятия с учета в налоговом органе представляют заявление по установленной форме, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов и свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранной и международной организации и дипломатического представительства производится в течение 14 дней после подачи заявления и необходимого комплекта документов и завершается выдачей иностранной и международной организации и дипломатическому представительству информационного письма о снятии с учета.


В заключительных положениях документа определены случаи, когда присвоенный организации ИНН может быть изменен или признан недействительным, а также случаи, когда признанным недействительным может быть выданное организации свидетельство о постановке на учет.

Положение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Учитывая пограничное состояние Амурской области и близость иностранного государства, МР ФНС России № 1 по Амурской области осуществляет постановку на учет иностранных юридических лиц, компании, фирмы, международные организации, располагающие на подведомственной территории своими постоянными органами, филиалами или представительствами.

Данным организациям при постановке на учет также присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и указывается код причины постановки на учет (КПП).

Иностранные и международные организации учитываются налоговым органом без присвоения ИНН в случаях их учета на основе уведомлений и в связи с открытием ими счетов в банках на территории Амурской области. Так 12 иностранных организаций поставлены на налоговый учет в МР ФНС России №1 по Амурской области в связи с открытием в банках счетов.

Управление ФНС России по Амурской области информирует налогоплательщиков о налоговых органах, в которых ведется учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств.

Отделом регистрации и учета налогоплательщиков МР ФНС России №1 по Амурской области поставлены на учет 2 иностранные организации. Они осуществляют деятельность в Российской Федерации через отделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году. Поэтому они встали на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, предоставив следующие документы:

  • - Заявление о постановке на учет по форме 2001И - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов были представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организации, создание которой не требовало специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • - доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет МР ФНС России №1 по Амурской области выдала иностранным организациям установленные законодательно Свидетельства по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Существуют случаи, когда иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, тогда она обязана в каждом встать на учет.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

  • - Заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • - доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
  • - копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

Кроме того, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления Сообщения по форме 2301И. В ответ налоговый орган в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной организации выдает ей Информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Как уже было отмечено, 12 организаций поставлены на учет в МР ФНС России №1 по Амурской области по месту постановки на учет банка, в котором им открыли счет. Эти организации (в том числе банки и иные финансово - кредитные учреждения) подлежат учету в налоговых органах при открытии ими счетов в рублях или в иностранной валюте.

В этих целях в инспекцию, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются следующие документы:

  • - Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием Кода иностранной организации (КИО) и КПП.

В случае закрытия счетов вышеназванными иностранными (международными) организациями они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.

При изменении сведений, содержащихся в Заявлениях о постановке на учет, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет (учета) не позднее 10 дней с момента изменения сведений.

При получении сведений об изменении наименования иностранной организации в случае, если это изменение не связано с ее реорганизацией, налоговый орган выдает этой организации новое Свидетельство с сохранением присвоенного ИНН. Ранее выданное иностранной организации Свидетельство подлежит возврату в соответствующий налоговый орган.

Для иностранных (международных) организаций, поставленных на учет в связи с открытием в банках счетов, информирование об изменении учетных сведений осуществляется путем направления ими соответственно письменного сообщения в произвольной форме или сопроводительного

В целях снятия с учета организации и дипломатические представительства обязаны не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности, сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет и предоставить соответствующие документы.

Снятие с учета производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления. Снятие с учета завершается выдачей иностранной и международной организации и дипломатическому представительству Информационного письма о снятии с учета по установленной форме.

"Российский налоговый курьер", N 22, 2004

Многие иностранные организации создают в России свои филиалы и представительства. В статье рассказывается о порядке приобретения правового статуса филиалами и представительствами иностранных и международных юридических лиц, а также об их постановке на учет в налоговых органах.

Создание филиала иностранного юридического лица

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации. Органом, осуществляющим аккредитацию филиалов иностранных организаций, а также ведение государственного реестра таких филиалов, является Государственная регистрационная палата при Минюсте России.

Филиалу иностранной компании может быть отказано в аккредитации, например, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным условием для осуществления деятельности в России филиала иностранного юридического лица является наличие положения о филиале. В этом документе должны быть указаны: наименования филиала и головной организации иностранной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом.

Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность со дня лишения его аккредитации.

Учет в налоговых органах Постановка на учет

Учет в налоговых органах иностранных организаций, которые ведут деятельность в РФ через филиалы, представительства, осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Положение утверждено Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, зарегистрированным Минюстом России 02.06.2000 N 2258.

Согласно этому Положению учету в налоговых органах подлежат:

  • иностранные компании, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью <*> и имеющие статус юридического лица, располагающие в России своими постоянными органами, филиалами или представительствами (далее - международные организации).
<*> Международная правосубъектность - подчиняемость непосредственному действию норм международного права; способность быть субъектом международного права.

Постановка на учет иностранных организаций

Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в России в течение более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, производится в налоговых органах субъекта Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.

Обратите внимание! Иностранным организациям будут выданы новые свидетельства о постановке на учет

До конца года иностранным организациям, вставшим на учет в налоговых органах до 1 октября 2003 г., будут выданы новые свидетельства об учете в налоговом органе. Это установлено Приказом МНС России от 23.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах", зарегистрированным в Минюсте России 14.08.2003 N 4975.

С указанной даты налоговые инспекции осуществляют постановку на учет и ведение учета иностранных организаций с применением справочника "Коды иностранных организаций". В этой связи с 1 января 2005 г. будут признаны недействительными идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код иностранной организации (КИО), присвоенные иностранным организациям до 1 октября 2003 г. Кроме того, с 1 января 2005 г. будут считаться недействительными и документы, подтверждающие постановку на учет иностранных организаций в налоговых органах, выданные до 1 октября 2003 г.

До 31 декабря 2004 г. налоговые органы произведут замену ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет иностранных организаций в налоговых органах.

Чтобы заменить ранее выданные документы по учету, налоговый орган должен подготовить соответствующий документ и направить иностранной организации уведомление о его получении.

Новое Свидетельство об учете в налоговом органе (форма N 2402ИМ) выдается налоговым органом иностранной организации по заявлению о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме N 2005ИМ. Новый документ по учету налоговый орган выдает представителю иностранной организации под роспись. В нем указывается первоначальная дата постановки на учет. При получении нового свидетельства ранее выданные документы по учету необходимо вернуть в налоговый орган.

Иностранные организации должны встать на учет в налоговом органе независимо от того, возникает у них обязанность платить налоги или нет. Достаточно самого факта начала осуществления деятельности в России.

При постановке на учет иностранная организация должна представить в налоговый орган:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2001И <**>;
  • легализованную выписку из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.
<**> Здесь и далее по тексту приведены номера форм документов, утвержденных Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены их копии, заверенные в специальном порядке.

Организации, создание которых не требует специальной регистрации (например, внесения в торговый реестр и т.п.), представляют легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Также необходимо представить:

  • справку налогового органа иностранного государства (в произвольной форме) о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на имя главы (управляющего) филиала или представительства.

Документы, представляемые в налоговые органы, должны быть составлены на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

В течение пяти дней со дня подачи иностранной организацией заявления о постановке на учет и всех необходимых документов налоговый орган обязан поставить ее на учет. После этого ей выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, в котором указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Если представлен неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, заявитель должен быть об этом проинформирован налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления документов.

Если иностранная организация ведет деятельность на территориях, подконтрольных разным налоговым органам, она обязана встать на учет в каждом из них. При этом если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии ею нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2001И;
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в РФ или копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на имя главы (управляющего) филиала или представительства;
  • заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет.

В течение пяти дней со дня подачи организацией заявления и всех необходимых документов налоговая инспекция выдает ей Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП.

Если иностранная организация ведет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одной налоговой инспекции, она обязана информировать эту инспекцию о каждом месте осуществления деятельности. Для этого ей нужно направить в инспекцию Сообщение об открытии нового отделения иностранной организации по форме N 2301И.

Инспекция в течение пяти дней после получения указанного Сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И с указанием соответствующего КПП.

Отделение иностранной организации может быть создано ее филиалом, находящимся на территории другого иностранного государства. В этом случае (в зависимости от ситуации) в налоговый орган нужно представить перечисленные выше документы, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала. Кроме того, необходимо представить решение этого филиала о создании отделения в РФ и сведения о филиале иностранной организации, которые указываются в Приложении N 3 к заявлению о постановке на учет по форме N 2001И с указанием ИНН и КПП.

Постановка на учет осуществляется налоговой инспекцией в пятидневный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов и подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД.

Постановка на учет международных организаций

Международные организации для постановки на учет направляют в налоговый орган:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2002М;
  • надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в РФ).

Постановка международной организации на учет осуществляется в течение пяти дней, после чего налоговая инспекция выдает ей Свидетельство о постановке на учет по форме N 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Учет иностранных и международных организаций на основании уведомлений

Если иностранная или международная организация ведет в России деятельность в течение не более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет в налоговых органах таких организаций осуществляется на основании уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по формам N N 2503И и 2503М соответственно.

Эти уведомления иностранные (международные) организации должны направить до начала ведения своей деятельности в России в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности и в Федеральную налоговую службу.

Учет иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица

Если деятельность организации или физического лица образует постоянное представительство иностранной организации, то она подлежит учету в налоговых органах на основании уведомления о постоянном представительстве иностранной организации по форме N 2501И.

Организация или физическое лицо, деятельность которых образует представительство иностранной организации, должны представить уведомление в налоговый орган, который осуществляет учет иностранных организаций, и в ФНС России. Сделать это нужно в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией, либо если такой договор не заключается - в течение 30 дней с начала осуществления деятельности.

Вместе с уведомлением в налоговый орган необходимо направить:

  • копию договора (соглашения, контракта; для физического лица - доверенности либо иного документа, определяющего обязательства сторон;
  • легализованные копии учредительных документов иностранной организации, если организация или физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Учет изменений сведений об иностранных и международных организациях

В случае изменения сведений, содержащихся в заявлениях о постановке на учет или в уведомлениях, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом налоговые органы по месту учета. Причем сделать это нужно не позднее 10 дней с момента, когда произошли изменения. Если же изменились сведения, которые иностранные (международные) организации указали при постановке на учет в своих странах, указанные организации должны направить в налоговые органы по месту учета соответствующие документы, подтверждающие эти изменения.

Снятие с учета

Иностранные и международные организации не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности филиала или представительства обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет:

  • заявление о снятии с учета по форме N 2006ИМД;
  • копию решения уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии филиала или представительства или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ;
  • декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной) организации;
  • письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранной (международной) организации;
  • свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранной (международной) организации производится налоговым органом в течение 14 дней после подачи заявления и завершается выдачей информационного письма о снятии с учета в налоговом органе по утвержденной форме N 2203ИМД.

С.И.Федченко

Советник налоговой службы

Юридическое управление

Просьба прокоментироватьприказ Минфина 117 нVII. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций в связи с открытием им счетов в банках на территории Российской Федерации 16. При отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 4-7, 9-15 настоящих Особенностей, иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте. правильно ли я поняла что открыв расчетный счет в рублях или в валюте в банке который находится в РФ нерезидент обязан встать на учет в налоговом органе. Материал из БСС "Система Главбух" Подробнее: http://vip.1gl.ru/#/document/99/902239825/ZAP2LMM3P9/?of=copy-d7df7e47ebНемного не поняла "Причем, ИНН присваивается только во втором случае. Филиалы и представительства инотсранных организаций ИНН не получают" Дело в том, что нормы действующего российского законодательства предусматривают лишь два способа осуществления деятельности иностранной организацией на территории РФ: - создание общества с участием иностранной организации; - открытие иностранной организацией филиала или представительства на территории РФ. Причем, ИНН присваивается только во втором случае. Филиалы и представительства инотсранных организаций ИНН не получают.Материал из БСС "Система Главбух"Подробнее: http://vip.1gl.ru/#/hotline/?of=copy-e53d82926b

Такие организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях, если:

Осуществляют деятельность на территории России через обособленные подразделения (филиал, представительств, отделение, бюро и т.д.);

Осуществляют поставки с территории России принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории Российской Федерации или под таможенным контролем;

Являются некоммерческими неправительственными организациями или международными организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации через отделение либо ее российским филиалом (представительством);

Являются дипломатическим представительством в России;

Являются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых;

Имеют в собственности в России недвижимое имущество или транспортные средства.

Если иностранная организация, не являющаяся инвестором по соглашению о разделе продукции или оператором соглашения, не стоит на учете в налоговой инспекции по какому-либо из вышеуказанных оснований, и открыла в России счет в банке (его филиале) в рублях или иностранной валюте, то она должна встать на налоговый учет по месту учета банка (его филиала), в котором открыла счет. Если эта организация откроет счет в другом банке (его филиале), который курирует другая налоговая, то она должна встать на учет и в другой налоговой по месту учета другого банка (его филиала).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

«4. Иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее в настоящей главе и в главе X настоящих Особенностей - Отделение) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.*»

«5. Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения Отделения на территории Российской Федерации, то при открытии этой организацией нового Отделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу, постановка на учет осуществляется на основании следующих документов:»

«6. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения Отделения на территории Российской Федерации, созданного филиалом этой иностранной организации, место нахождения которого за пределами Российской Федерации, осуществляется на основании следующих документов»

«7. В случаях, если иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории Российской Федерации или под таможенным контролем, а также осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 статьи 306 Кодекса , через зависимого агента, определяемого в соответствии с указанной статьей, постановка на учет этой иностранной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства либо по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) - зависимого агента, на основании следующих документов*»

«9. Постановка на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение,* зарегистрированное в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145, 2006, N 3, ст.282; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3607; 2010, N 21, ст.2526) (далее -Федеральный закон "О некоммерческих организациях"), производится налоговым органом по месту нахождения указанного отделения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.»

«10. Постановка на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через филиал (представительство),* зарегистрированный в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , производится налоговым органом по месту нахождения указанного филиала (представительства) на основании следующих документов»

«11. Постановка на учет в налоговом органе международной организации по месту ее нахождения на территории Российской Федерации* осуществляется на основании следующих документов»

«12. Постановка на учет в налоговом органе международной организации по месту нахождения ее филиала (представительства)* на территории Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов»

«13. Постановка на учет в налоговом органе дипломатического представительства по месту его нахождения на территории Российской Федерации* осуществляется на основании следующих документов»

«14. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений,* сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса .»

«15. Постановка на учет иностранных организаций в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых* осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, заказанными в пункте 7 статьи 85 Кодекса »

VII. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций в связи с открытием им счетов в банках на территории Российской Федерации

«16. При отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 4 - , -15 настоящих Особенностей , иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте.*»

«17. В случае открытия иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по основанию, предусмотренному , счета в банке (филиале банка), состоящем на учете в ином налоговом органе, эта иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет такого банка (филиала банка) в соответствии с пунктом 16 настоящих Особенностей .*»

  1. Приказ Минфина России от 30.09.2010 г. № 117н
  2. Письмо ФНС России от 1 сентября 2014 г. № СА-4-14/17456

Федеральная налоговая служба (ФНС России), рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Постановка на учет иностранных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации регламентируется пунктом 16 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 117н.*

Таким образом, в случае обращения иностранной организации в налоговый орган по месту нахождения банка (филиала банка), в котором предполагается открытие счета, в том числе счета по депозиту, с заявлением о постановке на учет в налоговом органе в связи с открытием счета в банке по форме N 11БС-Учет , утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/80@, такая организация должна быть поставлена на учет с присвоением ИНН и выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.*

· Выбранные варианты учета и оценки объектов учета;

· Система регистров бухгалтерского учета;

· Формы бухгалтерской отчетности;

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.

Принятая представительством иностранной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Учетная политика представительства иностранной организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности иностранной организации на территории РФ, осуществленных непосредственно представительством данной организации(требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Принятая представительством иностранной организации учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Принятая вновь созданным представительством иностранной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации данного представительства на территории РФ.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации

Если представительством иностранной организации был выбран способ ведения бухгалтерского учета в соответствие с российскими стандартами, то рабочий план счетов формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации.

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
1 2 3
Внеоборотные активы
Основные средства 01 1. Поступление основных средств
2. Выбытие основных средств
Амортизация основных средств 02 1. Поступление нематериальных активов
Нематериальные активы 04 2. Выбытие нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08 1. Приобретение земельных участков
4. Приобретение отдельных объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
Запасы
Материалы 10 1. Сырье и материалы
3. Топливо
6. Прочие материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 1. НДС при приобретении основных средств
2. НДС при приобретении нематериальных активов
3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам
Затраты
Основное производство 20
Общепроизводственные расходы 25
Общехозяйственные расходы 26
Готовая продукция и товары
Выпуск продукции 40
Товары 41 По видам товаров
Готовая продукция 43
Денежные средства
Касса 50 1. Касса в рублях
3. Денежные документы
4. Касса в иностранной валюте
Расчетный счет 51
Валютный счет 52 1. Валютные счета на территории РФ
Специальные счета в банках 55 1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета
Переводы в пути 57 1. Переводы в рублях
2. Переводы в иностранной валюте
Финансовые вложения 58 1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества
Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по налогам и сборам 68 По видам налогов и сборов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда 70
Расчеты с подотчетными лицами 71
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73 1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам
Капитал
Добавочный капитал 83
Целевое финансирование 86
Финансовые результаты
Продажи 90 1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль/убыток от продаж
Прочие расходы и доходы 91 1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов
Недостачи от потери и порчи ценностей 94
Расходы будущих периодов 97 По видам расходов
Доходы будущих периодов 98 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленные за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

Рассмотрим на примере представительства иностранной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории РФ, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных операций, связанных с деятельностью данного представительства.

Пример 1. Представительство иностранной компании осуществляет деятельность в РФ по установлению партнерских отношений между головной компанией и российскими организациями. Данный вид деятельности не приводит к образованию постоянного представительства в России. Все расходы представительство осуществляет за счет финансирования, поступающего от головной компании ежемесячно в сумме 50 000 долларов США.

Предположим, что курс доллара на момент зачисления средств на валютный счет составил 31,01 руб. В последний день того же месяца посредством перечисления с валютного счета представительством был оплачен счет за аренду офисного помещения, выставленный арендодателем за текущий месяц в сумме 35 000 долларов США. Курс доллара на момент оплаты составляет 31,10 руб.

Представительство ведет бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности по российским стандартам, в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для отражения в учете представительства информации о поступлении от головного офиса средств на содержание представительства и расходовании этих средств может использоваться счет 86 «Целевое финансирование» .

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, согласно Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации для этой иностранной валюты по отношению к рублю. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте, приведенному в Приложении к ПБУ 3/2000, датой совершения банковских операций по валютным счетам считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета в кредитной организации.

Таким образом, получение представительством валютных средств от головного офиса согласно Плану счетов может быть отражено по дебету счета "Валютные счета" в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование» .

При признании расходов по арендной плате их сумма отражается в бухгалтерском учете по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Датой признания расходов в нашем примере является последний день месяца, за который получен счет, т.е. когда выполняются условия, необходимые для признания расходов.

В соответствии с ПБУ 3/2000 пересчет стоимости валютных средств на счетах в кредитных организациях и средств в расчетах производится на дату составления бухгалтерской отчетности и на дату совершения операции в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности также должна быть отражена и курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или была пересчитана в последний раз.

Согласно ПБУ 3/2000 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Хозяйственная операция по начислению арендной платы может быть отражена в учете представительства иностранной организации, не осуществляющего предпринимательской деятельности, по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» .

Согласно п.1 ст.149 НК РФ реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных помещений, предоставленных иностранным организациям, аккредитованным в РФ, в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ, освобождается от обложения НДС.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
На валютный счет поступили средства от головного офиса на содержание представительства согласно выписке банка по валютному счету (50 000 * 31, 01) 52 86 1 550 500
Бухгалтерские записи на последний день отчетного периода
Отражена курсовая разница по счету 86 «Целевое финансирование» (50 000 * (31,10 - 31,01)) 91 86 4 500
Начислена арендная плата за текущий месяц согласно счета за аренду (35 000 * 31,10) 86 60 1 088 500
Отражена курсовая разница по валютному счету (50 000 * (31,10 – 31,01)) 52 91 4 500
Осуществлена выплата аренды за истекший месяц (35 000 * 31,10) 60 52 1 088 500

Организация бухгалтерского учета в российских представительствах иностранных компаний носит специфический характер. Порядок и особенности ведения различных участков бухгалтерского учета будет рассмотрена далее, в последующих статьях.

Понравилась статья? Поделитесь ей