Контакты

Остатки алкогольной продукции. Автоматическое начисление штрафов по данным егаис: фантастика или реальность? Как убрать минусовые остатки алкоголя в егаис

Вопрос: Как заполняется пункт 12 «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «А» справки к товарно-транспортной накладной, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 (далее- Справка к ТТН), и позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «Б» справки, прилагаемой к таможенной декларации, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 (далее- Справка к ТД)?

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 3 Правил заполнения Справки к ТТН, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, пункт 12 раздела «А» «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Справки к ТТН, заполняется организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим производство продукции на территории Российской Федерации, при отгрузке продукции. Заполнение пункта 12 раздела «А» Справки к ТТН организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, Правилами Справки к ТТН не предусмотрено. 2. В соответствии с правилами заполнения Справки к ТД, утвержденными Постановлением № 872, при помещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны юридическое или физическое лицо, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар, заполняет раздел «А» Справки, а также левую часть раздела «Б» Справки.
При этом позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» левой части раздела «Б» Справки к ТД заполняется организацией - импортером при оприходовании ввезенной продукции на складе, и должна содержать номер и дату подтверждения фиксации в ЕГАИС документа, на основании которого осуществляется ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
При каждой последующей оптовой реализации, в левой части раздела «Б» Справки к ТД позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» не заполняется.
В правой части раздела «Б» Справки к ТД данная позиция не заполняется.

Вопрос: Приостановили лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, в связи с несоответствием адреса. Как быть если не успеваем выполнить предписание в срок? Как нам можно продлить срок для выполнения предписания?

Ответ: По вопросу о порядке продления срока выполнения организациями предписаний Росалкогольрегулирования. В случае если для организации в установленный в предписании срок для устранения нарушений условий действия лицензии не представляется возможным устранить указанные нарушения, необходимо представить в Росалкогольрегулирование заявление (до истечения указанного в предписании срока его исполнения) о продлении срока выполнения данного предписания с указанием даты его выполнения, а также обоснования причин, по которым организация просит продлить срок выполнения предписаний до указанной даты, с приложением подтверждающих документов.

Вопрос: В случае принятия Росалкогольрегулированием решения об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции каков дальнейший порядок реализации оставшейся продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон) действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации. На основании пункта 5 статьи 20 Закона в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона.

Вопрос: В каких случаях необходимо наличие копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа, заверенных подписью руководителя организации и ее печатью, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.?

Ответ: Пункт 7 статьи 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ устанавливает, что закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) осуществляются при условии представления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах извещения об уплате авансового платежа акциза или извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Таким образом, требование о наличии у покупателей этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) вышеназванных извещений является обязательным только при реализации указанного спирта организациям, на которые нормами Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплаты авансового платежа акциза.

Вопрос: Обязаны ли лицензиаты направлять декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции в адрес субъектов Российской Федерации или только в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган федеральный исполнительной власти?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. (в редакции от 18.07.2011 г.) № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон 171-ФЗ) приём деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 января 2012 г. организации розничной торговли направляют декларации об объёме розничной продажи алкогольной продукции в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть в Росалкогольрегулирование. Согласно статье 14 Федерального закона 171-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти, который передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

Вопрос: Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии организация имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Все указанные операции осуществляются под контролем лицензирующего органа. Каков механизм осуществления данного контроля, учитывая, что система ЕГАИС заблокирована в связи с прекращением действия лицензии? Согласно действующему законодательству допускается хранение этилового спирта на предприятии-производителе. Какие действия организации необходимо осуществить с остатками этилового спирта по истечении двух месяцев после прекращения действия лицензии?

Ответ: В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ в пункт 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, перечень которых установлен статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ. На основании изложенного, в целях осуществления контроля за реализацией остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациям в течение десяти дней после истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, необходимо направить в территориальный орган Росалкогольрегулирования заверенные копии сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также информацию об остатках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на дату истечения указанного срока.

Вопрос: С какой даты вступает в силу запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ночное время (с 23 часов до 8 часов)?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ требования абзаца первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ до 1 января 2013 года не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Вопрос: Существуют ли в настоящее время запреты на продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа: - в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; - в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; - на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; - на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; - на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; - несовершеннолетним; - без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести возврат алкогольной продукции поставщику. Если возврат оформить как обратную реализацию – происходит оптовая продажа алкогольной продукции. При этом необходима соответствующая лицензия, которой нет у розничной организации. Как в этом случае возвратить алкогольную продукцию поставщику?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно статье 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма части 4 статьи 14.17 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами ГК РФ. В этой связи возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона и части 4 статьи 14.17 КоАП РФ не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии. Кроме того, согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона, должен сопровождаться документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132: - актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 – в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 – в отношении продукции импортного производства); - товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12).

Вопрос: На складе осталась слабоалкогольная продукция, срок годности истекает в конце июля 2011 г. какова процедура утилизации слабоалкогольной продукции? нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение) в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Вопрос: Предприятие получило новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Можно ли принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) нашей лицензии?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, получение возврата алкогольной продукции при наличии новой лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вопрос: Федеральным законом установлен запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Распространяется ли действие вышеуказанного запрета на розничную продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона № 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона № 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что соответствует определению пищевых продуктов, установленному статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому пиво относится к алкогольной продукции. Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона № 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона № 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом № 171-ФЗ. Следовательно, после отмены Федеральным законом № 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона № 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.

Вопрос: Федеральным законом не установлен порядок снятия остатков алкогольной продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, при этом установлена обязанность лицензирующего органа произвести снятие остатков. Каким нормативным правовым актом должен руководствоваться лицензирующий орган при снятии остатков алкогольной продукции?

Ответ: Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено. Необходимо также отметить, что формулировка "в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии", учитывает норму пункта 14 статьи 19 указанного Федерального закона, согласно которой до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Вопрос: Статья 19 пункт 3.2 подпункт 3 гласит: Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Какие документы являются подтверждающими?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом согласно абзацу первому пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в частности земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Совокупность вышеприведённых норм указывает на то, что стационарные торговые объекты отвечают признакам недвижимого имущества, права на которое, их возникновение и прекращение в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон № 122-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Таким образом, документами, подтверждающими наличие у заявителей стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении являются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившем государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Согласно части 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Согласно пункту 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, государственная регистрация сделки в отношении недвижимого имущества удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах, проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки. Таким образом, для подтверждения наличия стационарных торговых объектов и складских помещений в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, заявители представляют договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копию, заверенную органом, осуществившем государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Кроме того, согласно части 2 статьи 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрены. В этой связи, для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих вышеуказанным требованиям.

Вопрос: Можно ли, начиная с сентября 2011г. на лицензионных площадях оптового склада, хранить совместно винно-водочную продукцию с акцизными знаками, пиво, а так же пивные коктейли? Если можно, то имеет ли значение градус пива?

Ответ: Согласно пункту 3 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. № 59н, на площади складского помещения лицензиата (соискателя лицензии), подтвержденной при обследовании организации на соответствие представленным документам, не допускается: 1) хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару; 2) размещение на одном поддоне разных видов продукции; 3) размещение продукции, не обеспечивающее свободный подход к хранящейся продукции.

Вопрос: Какой порядок отражения организацией-получателем объемов закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 в случае поставки организацией-поставщиком указанной продукции в конце предыдущего квартала?

Ответ: Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок).
Согласно пункту 8.2 Порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 (далее - декларация № 6) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции получателю;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства» - номер товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде;
- в графе 16 «Объем поставленной продукции» - объем поставленной продукции, указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была поставлена продукция.
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 (далее - декларация № 7) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортной накладной» - номер товарно-транспортной накладной поставщика;
- в графе 16 «Объем полученной продукции» - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке), указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде.
Таким образом, продукция, отгруженная со склада продавца, отражается организацией-продавцом в декларации № 6 и организацией-покупателем в декларации № 7 в том отчетном периоде, в котором осуществлена отгрузка (поставка) алкогольной продукции со склада организации-поставщика, в соответствии с товарно-транспортной накладной.
При этом даты отгрузки, указанные в декларации № 6 (поставщика), и даты, указанные в декларации № 7 (получателя), должны совпадать, так же как и номера товарно-транспортных накладных.
В случае, если продукция была получена организацией в следующем отчетном квартале, в котором была составлена товарно-транспортная накладная, организация-получатель обязана представить корректирующие декларации в соответствии с пунктом 1.4 Порядка за предыдущий отчетный квартал до наступления следующего отчетного периода с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку. Все декларации и приложения к ним заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации.

Вопрос: Как отразить в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции операции по отгрузке спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов.

Ответ: Ответ: Подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье), виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 1.7 Перечня пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 18н и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.12.2009 № 726, продукты переработки, образующиеся при производстве водок, ликероводочных изделий, относятся к пищевому сырью для производства этилового спирта.
Таким образом, спиртосодержащие отходы ликероводочного производства относятся к спиртосодержащей продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок заполнения деклараций).
Спиртосодержащие отходы ликероводочного производства следует отнести к коду вида продукции «350» - другая спиртосодержащая пищевая продукция (Приложение № 2 к Порядку заполнения деклараций).
Организация, имеющая лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий), операцию по поставке (отгрузке) спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов, отражает в графе 12 «Прочим организациям» декларации № 3 и в графе 16 «Объем поставленной продукции» декларации № 6.

Вопрос: Алкогольная продукция в составе отгружаемой партии, маркирована федеральными специальными марками (далее - ФСМ), номера которых составляют несколько диапазонов. Допустимо ли при частичной реализации алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, номера которых составляют один диапазон или его часть, указывать все диапазоны ФСМ, нанесенных производителем алкогольной продукции?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 422 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» утверждена новая форма справки к ТТН.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 3 раздела «А» справки указывается дата розлива продукции в индивидуальную упаковку (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 13 раздела «А» справки указывается серия (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных марок или акцизных марок, которыми маркирована алкогольная продукция в соответствии с законодательством Российской Федерации:
в случае если номера марок следуют подряд - эти показатели указываются одним диапазоном.
Таким образом, в разделе «А» справки к ТТН указывается дата розлива продукции, т.е. раздел «А» справки к ТТН оформляется на каждую партию одного наименования и одной даты выпуска продукции.
В разделе «А» справки к ТТН в пункте 13 указывается один диапазон марок, в случае если номера морок следуют подряд, независимо скольким организациям эта выпущенная партия продукции поставляется.
Например, 18.05.2012 произведено водки 1250 дал/25000 бутылок емкостью 0,5л с условным диапазоном марок 485780001-485805000. Поставка водки данной партии осуществляется 3 организациям: организации «А» - 250 дал/5000 бутылок, организации «Б» - 600 дал/12000 бутылок, организации «В» - 400 дал/8000 бутылок.
При поставке водки трем организациям в пакете документов к ТТН прикладываются справки, в которых в пункте 3 раздела «А» дата розлива будет указана 18.05.2012, а диапазон марок 485780001-485805000. И далее независимо от количества организаций (оптовых, розничных), которым будет эта продукция поставляться, раздел «А» справки к ТТН прикладывается один и тот же, с тем же самым диапазоном марок.
В случае, если производителем в адрес покупателя поставляется алкогольная продукция в объеме, равному объему производства, например, за три дня, т.е. одна поставка формируется из трех партий произведенной продукции, разделы «А» справки к ТТН заполняются на каждую партию алкогольной продукции, то есть в данном случае оформляется 3 раздела «А» справки к ТТН с указанием трех дат выпуска продукции.
В пункте 13 каждого раздела «А» справки к ТТН указываются диапазоны номеров марок, нанесенных на алкогольную продукцию в соответствии с датой розлива алкогольной продукции в потребительскую тару. Соответственно к каждому разделу «А» заполняется первая часть раздела «Б». При этом, в разделе «Б» диапазоны марок не указываются.

Вопрос: В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422 новой формы справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила ее заполнения прошу разъяснить заполнение разделов «А» и «Б» указанной справки.

Ответ: В целях разъяснения Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422, на официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен пример заполнения указных разделов Справки с разъяснением особенностей их заполнения.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести утилизацию алкогольной продукции. Какова процедура утилизации продукции? Нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации алкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована.
Вместе с тем, согласно статье 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий:
1. Осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов.
При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение), в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
2. Согласовывает с органом государственного надзора способы и условия утилизации или уничтожения продукции.
В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.
3. Представляет в обязательном порядке в орган государственного надзора документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающих факт утилизации или уничтожения.
4. Оплачивает расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 29- ФЗ в случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

Все поля обязательны к заполнению.

1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Как разобраться в тех крупицах информации, которая есть на эту тему в официальных источниках? Ответы на эти вопросы больше напоминает гадание. Давайте попробуем погадать вместе.

Можно ли ставить на баланс остатки алкогольной продукции после 01.10.16?

Методология ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016) , которая сейчас является единственным официальным документом, опубликованным ФСРАР по этой тематике требует, чтобы остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей . А с учетом создания нового регистра «Торговый зал» для учета в ЕГАИС это означает, что ставить на баланс такие остатки можно по факту их продажи. В самой методологии нет никаких ограничений на количество продукции, которую можно таким образом поставить на баланс. Однако 19.07.16 на сайте ФСРАР было опубликовано информационное сообщение , в котором сказано, что начиная с 01.10.2016 в отношении электронных документов постановки на баланс продукции будут введены количественные ограничения, которые не позволят ставить на баланс большие объемы продукции, приобретенные до момента введения ЕГАИС. В некоторых источниках, близких к ФСРАР сказано, что ограничение будет на единовременную постановку на баланс более 100 позиций. В этом случае для постановки на баланс такого количества неучтенной в ЕГАИС алкогольной продукции придется написать обращение в территориальные отделения ФСРАР, которые рассмотрят такое заявление и после проверки легальности продукции примут решение о постановке ее на баланс. Но в официальных источниках пока ничего подобного не опубликовано.

Нужно ли общепиту ставить на баланс остатки алкогольной продукции?

Этот вопрос также рассмотрен в методологии ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016). В этом документе в части постановки на баланс алкогольной продукции перед ее продажей с 01.10.16 не делается никаких различий между видами деятельности организаций. Это означает, что ставить на баланс алкогольную продукцию обязаны все, и розница и общепит и ИП с пивом. Однако общепит и ИП с пивом не обязаны регистрировать в ЕГАИС розничные продажи. Для них это остается рекомендацией. И проверить точность выполнения методики ведения остатков ФСРАР сможет только сверив постановку на баланс в ЕГАИС и закупки с журналом учета объема розничных продаж, а сделать это будет очень проблематично, т.к. почти все ведут его в бумажном виде.

Для розницы такая проверка может быть осуществлена простым контролем остатков, т.к. магазины обязаны фиксировать свои продажи в ЕГАИС с 01.07.16. И если розница не будет ставить на баланс остатки, то при их продаже по регистрам ЕГАИС будет формироваться отрицательный остаток.

Маркированный и не маркированный алкоголь. Учет пива.

С недавних пор ФСРАР был переведен в подчинение Министерства Финансов. И теперь часть регламентирующих ЕГАИС документов принимаются и утверждаются напрямую этим ведомством. Так 15 июня 2016 года был выпущен приказ N 84н с «простым» и «понятным» названием «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе » (ссылка). В данном приказе закреплены формы документов, которые нужно направлять в уполномоченные органы при различных операциях с алкогольной продукцией для фиксации этих операций в ЕГАИС, а также сроки, в которые данные документы должны быть оформлены.

Важно отметить, что этот приказ не выделяет продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания из прочей розничной торговли алкоголем. Также в данном документе выделена «маркированная» и «не маркированная» алкогольная продукция.

«Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию »

Про «не маркированную алкогольную продукцию» (разливное пиво, сидры и т.д.) в приказе нет никаких упоминаний. Можно предположить, что дальнейшее развитие ЕГАИС будет идти именно в направлении тотальной регистрации продаж маркированной алкогольной продукции, в том числе и для общепита и ИП с пивом.

Правила закупки алкоголя для общепита

3 июня 2016 года ФСРАР опубликовало «Информационное сообщение об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами », в котором разъяснило что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ розничный магазин, либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика, или непосредственно у производителя, имеющего соответствующие лицензии.

Таким образом, предприятие общепита не имеет права покупать алкоголь в розничном магазине для последующей продажи в целях оказания услуг общественного питания.

В этом же письме ФСРАР еще раз подтвердило, что в соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ, с 1 января текущего года, организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в минибарах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.

Когда отменят декларирование для тех, кто ведет учет в ЕГАИС

26 сентября 2016 года должно было завершиться обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В текущей версии законопроекта предлагается:

  • для видов производства и оборота, в отношении которых информация в ЕГАИС передается – декларирование объемов отменяется, производится только учет и фиксация сведений в ЕГАИС;
  • для видов производства и оборота, в отношении которых ЕГАИС не применяется, остается и учет и декларирование.

Речь идет не о конкретных предприятиях, работающих или не работающих с ЕГАИС, а о видах деятельности , которые обязаны или не обязаны передавать данные в ЕГАИС. «Общественное питание» данные о продажах в ЕГАИС передавать не обязано, а значит, для всех предприятий этого вида деятельности останется и декларирование и учет в ЕГАИС. Это же касается и ИП с пивом. А вот розница уже скоро может быть освобождена от декларирования алкоголя.

Текущая ситуация с учетом алкоголя показывает, что Министерство Финансов и ФСРАР пытаются всячески обойти №171-ФЗ и ввести тотальный учет алкоголя через ЕГАИС. Как быстро они это сделают и каким образом пока не понятно. Скорее всего, этот процесс будет происходить поэтапно и начнется с учета маркированной алкогольной продукции. Кроме того большим вопросом остается введение с 01.01.17 обещанного контроля остатков. Чтобы эта норма не застопорила всю розничную продажу алкоголя в стране ФСРАР нужно как-то радикально упрощать механизмы наведения порядке в учете в ЕГАИС. А пока этого не происходит.

С 15 января 2018 года оптово-розничные участники алкогольного рынка должны не просто вести учет остатков крепкого алкоголя на складе и торговом зале, но и указывать марку при продаже каждой бутылки. Это нововведение – первый этап для перехода к работе с .

Если сейчас остатки алкоголя хранятся на двух регистрах: регистр 1, регистр 2, то с 1 июля 2018 года появится регистр 3, в котором будут храниться марки каждой бутылки.

Казалось, бизнес только освоился с требованиями предыдущей версии, подстроил все процессы предприятия под систему, как принимаются новые правила. Разработчики снова берутся за адаптацию программного обеспечения, участники рынка алкоголя – перестраиваются под нововведения.

Как сейчас происходит товароборот алкоголя на рынке?

Пока версия «3» окончательно не вступит в силу (до 1 июля 2018 г.), действуют правила текущей версии системы – ЕГАИС 2.0.

  1. При поступлении товара на склад магазина поставщик передает товарно-транспортную накладную (ТТН).
  2. Данные ТТН подтверждаются в ЕГАИС – так вся продукция из этой накладной встает на баланс организации и фиксируется на остатках в ЕГАИС с привязкой к справкам 1 и 2 . В справке 1 хранятся данные о производителе, наименовании товара и его количестве.
    Справка 2 отражает последнее перемещение алкоголя.

Что вводится нового?


С 15 января 2018 года обязательным становится списание каждой бутылки крепкого алкоголя с указанием марки. Данное требование действует, как в отношении алкогольных магазинов, так и предприятий общепита, где реализуется крепкий алкоголь.

Нововведение комментирует Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФСРАР):

«С 15 января 2018 года вводится дополнительная проверка при фиксации актов списания продукции с основанием "Реализация" с обоих регистров остатков в ЕГАИС , предусматривающая обязательное указание данных по штриховым кодам с ФСМ/АМ, которыми маркирована реализованная продукция».

Теперь любое списание крепкого алкоголя должно производиться с указанием акцизной марки. Все списания будут осуществляться с использованием 2D сканера для сканирования штрих-кодов.

Выравнивание остатков: зачем и как это делать?

В текущей версии ЕГАИС 2.0. учет остатков ведется в 2-х регистрах. ФСРАР обязывает сверять данные регистров с фактическим положением в магазине и в случае расхождения вносить корректировки.

Регистр №1 (склад) - хранит остатки продукции в разрезе справки 1 (данные о производителе, наименовании и количества продукции) и справки 2 (последнее перемещение продукции).

Регистр №2 (Торговый зал) - хранит остатки продукции только с указанием кода продукции и наименования.

Даже при тщательном ведении учета фактические остатки магазина могут расходиться с системой ЕГАИС.


Допустим, при проведении кассовой операции выключили электричество, произошел сбой в интернете – в итоге информация не передалась в ЕГАИС.

В этих и подобных случаях нужно выравнивать остатки:

  1. если в ЕГАИС количество продукции больше относительно магазина, то нужно сделать «Акт списания» ,
  2. если меньше – «Акт постановки на баланс» .

Как произвести выравнивание?

Это трудоёмкие процессы, занимающие много времени. Если это делать вручную, кроме временных затрат также не исключены ошибки. Для этого потребуется:

  1. Провести инвентаризацию магазина.
  2. Сделать запрос остатков со склада и торгового зала в ЕГАИС.
  3. Если в системе ЕГАИС количество больше относительно магазина, то нужно вручную сформировать «Акт списания», если меньше – «Акт постановки на баланс».



В основном программы для работы с ЕГАИС работают с минимальным функционалом:

    приемка товарно-транспортных накладных (ТТН),

  • возврат ТТН,

  • списание продукции,

  • перемещение продукции,

  • запрос остатков в ЕГАИС.

Формирование дополнительных документов и ведение учета происходит вручную.

  • (реализовано лишь нескольких программах разработчиков: LiteBox (Лайтбокс), Мерката, 1С Розница, Контур).

Проведение автоматических проводок по списанию и постановке на баланс

На примере Лайтбокс:
  1. Товар с товарно-транспортной накладной (ТТН) поступает на склад магазина.
  2. В дальнейшем, при продаже этого товара нужно его переместить c первого регистра (склада) на второй регистр (магазин).
  3. Это перемещение в Лайтбокс автоматизировано и работает в двух вариантах:
  • Если учет товара ведется в регистре 2 (остатки хранятся в торговом зале), тогда при поступлении товара; на склад (Регистр 1), он автоматически будет перемещаться из Регистра 1 в Регистр 2 и, проданный товар будет списываться с Регистра 2.
  • Если учет; товара ведется в Регистре 1 (остатки хранятся на складе), тогда перемещение проданного товара с Регистра 1 в Регистр 2 будет производиться при закрытии; смены кассы.

Каждый предприниматель выбирает удобную для него схему работы. На практике, если объемы поставок большие и есть необходимость в возврате товара поставщику, а это можно сделать только с первого регистра, то выбирается вторая схема работы, где перемещения с Регистра 1 в Регистр 2 происходят по факту продаж.

Автоматическое выравнивание остатков в Лайтбокс:


Если в ЕГАИС и в магазине есть расхождения по остаткам, необходимо сделать их выравнивание.

Продолжим рассматривать на примере Лайтбокс:

при продаже товара, происходит списание продукции «по причине реализации» и документ автоматически отправляется и подтверждается в ЕГАИС. Затем количественные показатели из ЕГАИС автоматически вставляются в документ инвентаризации в программе Лайтбокс , для этого в документе есть две колонки:

  • остатки в ЕГАИС.
  • остатки в учетной системе Лайтбокс.

При выявлении излишек продукции АВТОМАТИЧЕСКИ формируется «акт списания», при недостаче формируется «постановка на баланс».

Таким образом, автоматизация производственных процессов упрощает учет на предприятии, позволяет эффективно управлять ситуацией и во время вносить необходимые коррективы.

ЕГАИС 3.0 - новая боль предпринимателя


Технический директор компании по автоматизации торговли LiteBox (Лайтбокс) Сергей Музыкантов считает, что новый формат ЕГАИС 3.0. во многом усложнит работу ритейлеров, особенно в части ведения документооборота . Автоматизация производственных процессов для предпринимателей станет насущной необходимостью. Эффективность работы предприятий во многом будет определяться возможностями программного обеспечения для ведения товарного учета, поясняя:

«В связи с выходом новой версии ЕГАИС 3.0. добавятся дополнительные задачи по учету алкогольной продукции на предприятии. В частности, в интерфейсе программы появятся новые поля для ввода данных; изменения коснутся разного рода перемещений продукции между подразделениями, складом и торговым залом. Для клиента эти изменения будут незаметны, но времени для ведения документооборота потребуется больше.

Временные затраты компенсируются в программе Лайтбокс за счет высокой скорости обработки вводимых данных. Сотрудники предприятия с помощью мобильных приложений могут одновременно работать с программой: вести инвентаризацию, принимать товар, продавать. Это позволяет минимизировать «простои» в продажах - данные поступают мгновенно и доступны. Это преимущество облачных технологий. На сегодняшний день, в Лайтбокс впервые реализована такая возможность, и это является нашим конкурентным преимуществом».

Таким образом, с 15 января 2018 года алкогольный ритейл начинает постепенно работать с ЕГАИС 3.0. Сейчас реализуется первый этап перехода - розничная продажа алкоголя осуществляется с обязательным указанием марки при списании. Если продавец продал, но не просканировал штрих-кода товара, то списание в ЕГАИС провести не получится. В связи с чем, уже сейчас учет нужно вести в должном порядке.

Если до введения учета по маркам, при реализации продукции и списании достаточно было в акт списания внести товар и выбрать причину списания – «реализация », то сейчас это уже не работает, и при списании нужно указывать «другие причины». Если подобного рода списания на предприятии будут не единичными случаями, то это может повлечь вопросы со стороны ФСРАР и стать причиной применения штрафных санкций.

Для того, чтобы не оказаться в подобной ситуации, используйте программные решения, где всегда поддерживается актуальная версия. Даже если вы не в курсе последних изменений в законодательстве – разработчик все учел и вам остается просто работать.

03.11.2016

Вместе с предприятиями розничной торговли алкоголем, мы пережили сложные времена перемен: эволюцию алкогольной декларации, новые формы журнала учета алкоголя и, конечно же, подключение к ЕГАИС. За год мы вместе с вами освоили и приемку алкоголя, и возвраты поставщику, и внутренние операции: перемещения, списания, постановку на баланс. А с июля 2016 года мы начали регистрировать в ЕГАИС и продажи алкогольной продукции через кассу, сканируя каждую акцизную марку.

С 1 октября 2016 года наступила новая волна – контроль остатков в ЕГАИС. ФСРАР будет использовать эти данные в своей контрольной деятельности с 1 января 2017 года. Поэтому очень важно, чтобы остатки и в ДАЛИОНе, и в ЕГАИС всегда были актуальными и совпадали.
Для решения данной важной задачи наши специалисты разработали модуль .

Проверить наличие у вас данного модуля очень легко в меню "Алкоголь": если там есть позиция "Документ "Пересчёт алкоголя" – модуль установлен :

Если же этого пункта в меню «Алкоголь» нет, то мы вам рекомендуем приобрести модуль , который значительно облегчит решение задачи по выравниванию остатков.
Модуль можно приобрести у вашего интегратора или у нашего в вашем регионе.

Выравнивание остатков алкоголя с использованием модуля "Дополнительные сервисы для ЕГАИС"

Для выравнивания остатков мы рекомендуем провести тотальное сканирование акцизных марок. Также хотим обратить ваше внимание, что пересчет алкоголя лучше делать в часы, когда торговля алкогольной продукцией запрещена. Учтя эти моменты, вы сможете получить точную картину по фактическим остаткам в магазине.

Для отражения операции по выравниванию остатков в программе ДАЛИОН, необходимо произвести ряд действий:
1. Создать документ Пересчет алкоголя (меню Алкоголь-Документ «Пересчет алкоголя») и с помощью 2D сканера или ТСД добавить алкогольную продукцию, путем считывания акцизной марки

2. Запросить остатки по обоим регистрам: склад (1) и торговый зал (2).
Для формирования запроса в обработке "Алкоголь - Обмен с ЕГАИС" во вкладке "Запросы" необходимо по очереди выбрать "Остатки склада" и "Остатки торгового зала":

Здесь важно знать следующие 4 момента, учитывающие особенности работы с ЕГАИС:

  • Проданный через кассу алкоголь автоматически списывается с торгового зала сразу после регистрации продажи.
  • Остатки в ЕГАИС обновляются не в режиме реального времени, а с небольшой задержкой .
  • Запрашивать остатки в ЕГАИС можно всего 1 раз в час .
    Фактически, 1 раз в течение текущего астрономического часа, не учитывая разницу между запросами в минутах. Т.е. если вы запросили остатки в 9-58, то следующий запрос можно сделать уже в 10-01 (минуты запроса не важны ).
Мы рекомендуем делать запрос остатков алкоголя в ЕГАИС перед началом продаж. Например, за 10 минут до открытия – в 9.50. К этому моменту ЕГАИС уже точно проведет все ваши продажи за прошлый период.

3. Убедиться, что ответы по запросу остатков получены из ЕГАИС. В сформированном документе нажать кнопку "Заполнить" - "Обновить количество ЕГАИС":



4. После тщательной проверки документа проверьте все еще один раз и только потом нажмите "Сформировать документы ЕГАИС":

5. Если в пересчете есть расхождения, то будут сформированы документы "Акт постановки на баланс" и "Акт списания":


В случае образования излишков алкогольной продукции, они будут оприходованы на 2-й регистр и доступны только для розничной продажи. Недостача алкогольной продукции будет также списана со 2-го регистра по методу ФИФО. В случае нехватки остатка на 2-м регистре, списание будет происходить с 1-го регистра.


6. В обработке "Обмен с ЕГАИС" можно увидеть все сформированные документы (автоматически в ЕГАИС они отправляться не будут):


После тщательной проверки, как обычно, еще один, контрольный раз, все проверьте.
Только в полной уверенности, что все данные в документах правильные, нажмите кнопку "Отправить":


и ждите получения Статуса "Подтвержден" по каждому документу

Примечание:
Документы "Акт постановки на баланс" и "Акт списания " проходят в алкогольной декларации как прочий приход и прочий расход. Большой объем алкоголя в этих "прочих" может привлекать дополнительное внимание проверяющих органов. Будьте внимательны и аккуратны!


7. После того, как вы привели остатки ЕГАИС к фактическим, в учетной системе тоже нужно навести порядок. Для этого на основании документа «Пересчет алкоголя» можно ввести документ «Инвентаризация товаров». Перед созданием инвентаризации убедитесь, что все товароучетные документа по алкогольной продукции в базе созданы и проведены, восстановлена последовательность документов и сопоставлена номенклатура.

8. Поддерживайте остатки алкогольной продукции в актуальном состоянии. Для этого вам поможет обработка «Сверка остатков с данными ЕГАИС»

Сейчас многие клиенты пытаются выровнять остатки основываясь на данных учетной системы. Мы считаем такую технологию не верной и на это есть ряд причин:

  • На остатках могут быть бутылки, которые пришли до 1 января 2016. Они могут числится в ЕГАИС на другом алкокоде, которого в ДАЛИОНе может и не быть. И пока вы не отсканируете акцизную марку вы об этом не узнаете.
  • Возможен пересорт по алкогодам при приходе товара от поставщика. Такая ситуация не редкость и избежать этот пересорт можно только сканирую каждую акцизную марку при приемке товара.
  • В ДАЛИОНе есть возможность сопоставить одну управленческую номенклатуру нескольким позициям ЕГАИС. Без сканирование акцизной марки сложно будет определить на какую позицию ЕГАИС ставить фактический остаток товара.

Как выравнивать остатки в ЕГАИС без сканирования акцизных марок можно прочитать в статье наших партнеров компании Авангард (г. Брянск).


Теги: ЕГАИС, автоматизация розницы

Данная статья касается практически каждой организации, занимающейся продажей крепкого алкоголя, а также мест общественного питания и организаций, которые занимаются продажей пива, потому что проблема с минусовыми остатками ЕГАИС есть у каждой организации.

Корректировка остатков

Предыстория…

Служба Росалкогольрегулирования ввела два регистра хранения остатков алкогольной продукции.

В первом регистре, так называемом складе, хранение ведется по справкам а и б в разрезе AlcCode, и второй регистр, где данные хранятся в AlcCode.

При приемке товара, после того как накладная подтверждена, остатки садятся на регистр 1. Когда вы продаете бутылку через кассу либо списываете через акт вскрытия тары, списание происходит с регистра 2.

Служба Росалкогольрегулирование предложила два способа работы с остатками на втором регистре.

Первый способ.

После приемки товара вы можете всю накладную со всей продукцией перевести в торговый зал на регистр 2 и в дальнейшем продолжать её списывать.

Данный способ хорош тем, что не надо каждый день контролировать наличие минусовых остатков на регистре 2.

Но у данного способа ведения ЕГАИС есть минус, а именно, при возврате товара поставщику необходимо осуществить перемещение продукции с регистра 2 на регистр 1. Не каждое программное обеспечение сможет сделать это, либо сделать это очень трудоемко.

Теперь опишем второй способ возможности ведения остатков на регистрах.

Все остатки хранятся на регистре 1. В течение дня происходит реализация, и проданная продукция, если остатки в регистре 2 по ней нулевые, уходит в минус на остатках ЕГАИС, для того чтобы в течение суток организация перекрыла эти минуса из регистра 1. Из-за этого и начинаются большие проблемы.

Как появляются ошибки на регистре 2?

Понравилась статья? Поделитесь ей