Контакты

Планирование заработной платы различным категориям работников. Реферат: Планирование фонда заработной платы

Планирование фонда заработной платы осуществляется, во-первых, по каждому структурному подразделению предприятия и, во-вторых, по всем элементам, входящим в фонд заработной платы. Методика такого планирования была достаточно глубоко и точно разработана в период государственно-регулируемой экономики, но ее использование чаще всего было формальным: плановые органы предприятий стремились включить в плановые расчеты как можно больше элементов, формирующих фонд, и не всегда точно определяли исходные данные. Такими исходными данными при детальном планировании являются: при относительно небольшой номенклатуре продукции - планируемые объемы работ в натуральном измерении и расценки за единицу каждого вида продукции; при большой номенклатуре продукции или работ -показатель технологической трудоемкости производственной программы и средняя тарифная ставка совокупности работ по разрядам. Умножением натуральных объемов работ на соответствующие сдельные расценки (с последующим суммированием результатов расчетов по каждому виду работ и в целом по производственной программе) или умножением суммы технологической трудоемкости производственной программы в нормочасах на среднюю тарифную ставку, соответствующую среднему разряду выполняемых работ, определялся фонд прямой тарифной заработной платы основных рабочих-сдельщиков. В практике этот фонд называют фондом тарифной заработной платы.

При определении фонда для рабочих-повременщиков их плановую численность умножают на фонд рабочего времени в плановом периоде и на тарифную ставку: если фонд рабочего времени подсчитан в часах - то на часовую ставку, а если в рабочих днях (сменах) - то на дневную. При оплате труда работников по месячным должностным окладам годовой фонд прямой заработной платы определяется умножением численности работников на 12 и на месячный должностной оклад за вычетом средней продолжительности отпусков.

Фонд прямой (тарифной) заработной платы составляет основу всего планового фонда заработной платы рабочих и его наибольшую часть. Далее рассчитывается так называемый фонд часовой заработной платы. Он соответствует всем видам выплат за фактически отработанные часы в течение всего планового периода и включает весь фонд прямой заработной платы и следующие виды выплат:

§ премии из фонда заработной платы, планируемые за 100% выполнение установленных показателей;

§ доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство бригадами;

§ доплаты за работу в вечерние и ночные смены (при сменной работе);

§ выплаты за обучение учеников индивидуальным или бригадным методам без отрыва от производства;

§ доплаты за совмещение функций и профессий;


§ индивидуальные надбавки за профессиональное мастерство;

§ прочие выплаты, связанные со временем выполнения трудовых функций в течении всего рабочего дня.

Плановый фонд дневной заработной платы включает весь фонд часовой заработной платы и ряд доплат за те часы, которые в течение рабочих дней не отрабатываются, но за которые по трудовому законодательству за работниками сохраняется ставка, или средний заработок. Такие доплаты относительно не велики. К ним относятся:

­ плановые доплаты рабочим-подросткам до 18 лет в связи с сокращением продолжительности рабочей смены на один час;

­ сохранение заработка работницам - кормящим матерям за время перерывов для кормления грудных детей или за сокращение рабочего дня;

­ сохранение заработка за часы выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочего дня.

Плановый фонд годовой заработной платы рабочих состоит из фонда дневной заработной платы и планируемых доплат за дни, фактически не отрабатываемые, но за которые сохраняется или средний заработок, или дневная тарифная ставка. В эти доплаты входят:

­ сохранение среднего заработка за время очередных и дополнительных отпусков (средний заработок рассчитывается исходя из фонда дневной заработной платы, деленного на количество рабочих дней в году);

­ сохранение среднего заработка за время выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочих дней;

­ оплата отпусков женщин в связи с беременностью и родами;

­ выплаты единовременного годового вознаграждения за непрерывный стаж работы (например на подземных горных работах);

­ выплаты по районным коэффициентам в отдаленных и северных местностях и надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

­ прочие выплаты из фонда заработной платы за рабочие дни, фактически не отработанные, но за которые по законодательству предусмотрены выплаты среднего или тарифного заработка;

­ доплаты разницы между пособиями по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и средним заработком, если такие доплаты в отдельных случаях предусмотрены законодательством или коллективным договором.

В результате детальных расчетов прямой заработной платы и всех перечисленных выше планируемых доплат, входящих в фонды часовой, дневной и годовой заработной платы, формируется полный годовой фонд заработной платы рабочих. Средняя плановая заработная плата одного рабочего определяется делением полученного планового фонда на плановую численность рабочих.

Плановая численность и фонд заработной платы руководящих работников, служащих, младшего обслуживающего персонала и сотрудников вневедомственной охраны рассчитывается исходя из оптимальной численности этих категорий и должностных окладов, предусмотренных контрактами, индивидуальными или коллективными договорами. Если работникам сверх должностных окладов положены дополнительно какие-либо плановые выплаты, относящиеся к фонду заработной платы (например, надбавки за выслугу лет, районные коэффициенты или надбавки за работу в отдаленных и северных местностях), то они включаются в плановый фонд заработной платы каждой категории работников. Расчет выполняется на 12 месяцев работы. Резерв на отпуска не создается, поскольку за время отпуска выплачиваются только должностной оклад и постоянные, относящиеся к фонду оплаты труда, надбавки. Премии этим категориям работников, как правило, выплачиваются из фонда материального поощрения, поэтому в составе фонда заработной платы они не планируются.

Общий годовой фонд заработной платы промышленно-производственного персонала определяется как сумма фондов заработной платы рабочих, руководящих работников, служащих, младшего обсуживающего персонала и сотрудников охраны. Вся сумма фонда включается в плановую себестоимость продукции, а в условиях рынка формирует цену продукции работ. При этом существенное значение имеют складывающиеся соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платы. Как упоминалось ранее, при опережающем росте производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы себестоимость продукции или работ снижается, следовательно, на определенный процент возрастает прибыль. В то же время при неизменной прибыли появляется возможность снизить цену на продукцию, что так же важно в условиях рыночной конкуренции.

Чтобы определить степень влияния изменений производительности труда и средней заработной платы на себестоимость, необходимо уже на стадии планирования максимально точно исчислить ожидаемый результат. Для этого рассчитывается средняя заработная плата всего промышленно-производственного персонала по плану, для чего весь плановый фонд делится на плановую численность. Полученная сумма сравнивается с базой, т.е. со средней заработной платой года, предшествующего планируемому.

Поскольку планирование осуществляется до окончания текущего года, то рассчитывается ожидаемое выполнение плана и по фонду, и по средней заработной плате. Для этого за отработанное время учитываются отчетные данные об израсходованном фонде заработной платы и среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, а за оставшиеся до конца года месяцы - соответствующие плановые показатели. Если выявляется устойчивая тенденция перевыполнения или невыполнения плана, то плановые показатели за оставшиеся до конца года месяца корректируются на соответствующие индексы отклонения плана. Учитывается и ожидаемый индекс инфляции.

После того, как определены плановая средняя заработная плата и индекс ее роста по отношению к базовому году, исчисляется рост производительности труда, предусмотренный в плане. Укрупнённо это показатель рассчитывается как отношение индекса увеличения объема производства к численности. Детальные расчеты изменения производительности труда определяются по факторам, по показателям высвобождения рабочей силы по формуле (в %).

где П т - процент повышения производительности труда;

Э ч - экономия (относительное высвобождение) численности, чел.;

Ч исх - исходная численность, т.е. численность, необходимая для выполнения планового объема продукции или работ при базовой выработке на одного работающего.

Например, если численность базового года - 1200 чел., рост объема производства - 6%, то исходная численность будет 1272 чел. При относительном высвобождении численности, составившем, допустим, 55 чел., рост производительности труда будет 4,5% (55 х 100/(1272 - 55)).

При расчете производительности труда по факторам можно достаточно точно определить рост средней заработной платы, в данном случае принимается во внимание то, что далеко не все факторы роста производительности труда вызывают соответствующий рост средней заработной платы. Последняя возрастает только за счет факторов, связанных с использованием рабочего времени, с изменением интенсивности и тяжести труда либо с повышением квалификации и профессионального мастерства. Такие факторы, как внедрение новой техники и технологии и соответствующие капитальные вложения в производство, изменения уровня внешней кооперации с предприятиями-смежниками, влияние природных условий (например, содержания полезного компонента в продукте горнодобывающей промышленности) и т.п., оказывают прямое влияние на производительность труда и практически почти не отражаются на изменении средней заработной платы. Так, при внедрении новой техники или освоении новой технологии производительность труда, как правило, существенно повышается, а средняя заработная плата либо совсем не изменяется, либо возрастает незначительно. Точно так же практически не влияют на уровень средней заработной платы изменения в уровне поставок по кооперации и изменения природных условий в добывающих отраслях промышленности.

Пример. В плане предприятия предусматривается рост производительности труда по следующим группам факторов, %:

1) техническое совершенствование производства - 3,5;

2) улучшение использования рабочего времени за счет совершенствования организации труда -1,0;

3) увеличение удельного веса поставок по кооперации с предприятиями-смежниками - 0,8;

4) повышение квалификации работников - 0,5;

5) совершенствование структуры управления - 0,3.

Производительность труда возрастает за счет всех указанных групп факторов, ее рост в данном примере достигает 6,2% (1 ,035 х 1,01 х 1,008 х 1,005 х 1,003 = 1,062). Средняя заработная плата увеличивается только за счет второй и четвертой групп факторов; ее повышение составляет 1,5% (1,01 х 1,005 = 1,015). Таким образом, коэффициент соотношения роста производительности труда и средней заработной платы будет в данном случае 1,046 (1,062: 1,015), а индекс затрат заработной платы на единицу продукции - 0,956 (1,015: 1,062). Этот индекс используется, в частности, при определении планового норматива заработной платы на единицу продукции.

При детализации плановых показателей рассчитывается не только среднегодовая, но и среднедневная и среднечасовая заработная плата рабочих. Среднедневная (сменная) заработная плата определяется делением дневного фонда заработной платы на число дней (смен), подлежащих отработке всеми рабочими по плану за год. в этот показатель включаются все элементы дневного фонда заработной платы, кроме выплат за нерабочие дни в течение года (отпускные, надбавки за выслугу лет и т.п.).

Среднечасовая заработная плата рассчитывается путем деления часового фонда заработной платы на общее плановое число часов, подлежащих отработке в плановом году всеми рабочими, в этот показатель не входят различные доплаты за нерабочие часы внутри рабочего дня.

Сравнение динамики среднечасовой, среднедневной и среднегодовой заработной платы используется при анализе расходования фонда заработной платы.

На практике плановые фонды заработной платы детально рассчитываются по первичным подразделениям предприятия -цехам, участкам, переделам и т.п., затем сводятся в общий план по предприятию. Целесообразно избрать наиболее простой и достоверный вариант расчетов в зависимости от специфики каждого производственного подразделения. Так, в цехах, где выпускается однородная продукция, фонд прямой заработной платы производственных рабочих можно определять умножением натуральных плановых объемов продукции на установленную расценку за единицу. В цехах со значительной номенклатурой продукции сначала определяется нормированная трудоемкость производственной программы, а затем сумма всех нормо-часов умножается на среднюю тарифную ставку по разрядам выполняемых работ. Если оплата труда всех или части работников повременная, то прямая заработная плата рассчитывается так: численность рабочих, исчисленная по нормам, умножается на фонд рабочего времени в часах или днях и на соответствующие тарифные (часовые и дневные) ставки.

После определения тем или иным способом фонда прямой заработной платы рассчитываются все многочисленные доплаты, входящие в часовые, дневные и годовые фонды.

Как видно из приведенной здесь краткой методики расчетов, они довольно трудоемки. В условиях перехода к рыночной экономике и существующей инфляции даже самые точные, детальные расчеты, сделанные задолго до начала планового периода, могут не в полной мере соответствовать изменившейся экономической обстановке. Поэтому наряду с «классическими» детальными расчетами на практике нередко применяются расчеты укрупненные, менее точные, но и значительно менее трудоемкие.

Детальное планирование фонда заработной платы необходимо, во-первых, для уточнения фонда заработной платы, рассчитанного укрупненными методами. Во-вторых, его использование целесообразно во внутрипроизводственном оперативном планировании для распределения общего фонда заработной платы между подразделениями предприятия. В-третьих, для расчета более точных и обоснованных нормативов расходования фонда заработной платы на единицу или 1 руб. продукции. Планирование фонда заработной платы производится отдельно по категориям промышленно-производственного персонала и персонала непромышленной группы. Расчеты ведутся практически по каждому структурному элементу фонда заработной платы, обосновывая его величину в плановом периоде с учетом необходимости минимизации по абсолютной величине или в расчете на единицу продукции. В этом случае все элементы структуры фонда заработной платы подразделяются нате, по которым расчеты ведутся прямым счетом, или в процентах к какому-либо элементу, выступающему в качестве базы.

При планировании средств на оплату труда по элементам ключевую роль играет фонд заработной платы за отработанное время. Наиболее важным и в то же время сложным является планирование фонда заработной платы производственных рабочих.

При сдельной форме оплаты труда в зависимости от характера производства и продукции может быть применен один из трех методов:

  • на предприятиях и в цехах, где производится относительно небольшое количество различной продукции, а ее ассортимент стабилен, объем работ в натуральных показателях умножается на соответствующие укрупненные расценки;
  • на предприятиях с большой номенклатурой продукции рас-считывается нормированная технологическая трудоемкость производственной программы в нормо-часах, которая умножается на среднюю тарифную ставку, соответствующую среднему разряду выполняемых работ;
  • на предприятиях, где преобладают регламентированные аппаратурные процессы, численность основных рабочих-сдельщиков, которая определяется по нормам обслуживания, умножается на плановый годовой фонд рабочего времени одного рабочего, на планируемый коэффициент выполнения норм выработки и на среднюю тарифную ставку, соответствующую среднему разряду выполняемых работ.

При повременной форме оплаты труда плановый фонд заработной платы рассчитывается умножением численности рабочих на плановый фонд их рабочего времени и на тарифные ставки рабочих.

К плановому фонду заработной платы за отработанное время относятся компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки, единовременные поощрительные выплаты, премии рабочим, определяемые исходя из численности, тарифных ставок и действующих на предприятии премиальных положений и законодательных норм. Более точным методом является планирование всех элементов фонда заработной платы рабочих раздельно с соответствующим обоснованием каждой доплаты. С этой целью в фонде заработной платы рабочих выделяют четыре части (этапа расчета):

  1. Фонд прямой (тарифный фонд) заработной платы, в который входит оплата труда рабочих-сдельщиков по сдельным расценкам и рабочих-повременщиков по тарифным ставкам или окладам.
  2. Фонд часовой заработной платы, в который полностью включается фонд прямой заработной платы и ряд выплат стимулирующего и компенсационного характера за фактически отработанные (планируемые) часы: премии за выполнение плановых показателей на 100%; доплаты за работу в ночное время; доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство бригадами; доплаты за обучение учеников; доплаты за часы, отработанные в праздничные дни (на производствах непрерывного действия), за работу во вредных и опасных условиях труда, прочие доплаты за рабочие часы.
  3. Фонд дневной заработной платы, в который полностью включается фонд часовой заработной платы и доплаты за время внутри рабочего дня, которое фактически не является рабочим, но за которым по закону сохраняется тарифная или средняя заработная плата.
  4. Фонд годовой (месячной, квартальной) заработной платы, в который включается полностью фонд дневной заработной платы и все плановые выплаты за нерабочие дни: оплата очередных, дополнительных и учебных отпусков; дни выполнения государственных обязанностей и др.
  • среднюю тарифную заработную плату как отношение тарифного (прямого) фонда к среднесписочному числу рабочих;
  • среднюю часовую заработную плату — отношение часового фонда заработной платы к среднесписочной численности рабочих;
  • среднюю дневную заработную плату как частное от деления дневного фонда заработной платы к среднесписочному числу рабочих;
  • среднемесячную (среднегодовую) заработную плату, определяемую делением планового месячного (годового) фонда заработной платы на среднесписочное число рабочих в плановом периоде. Она характеризует средний размер заработной платы рабочего за весь плановый период.

Помимо указанных элементов в отчетном фонде заработной платы могут быть и непланируемые доплаты: за сверхурочные работы; за не предусмотренные графиком работы в выходные и праздничные дни; при отклонениях от нормальных условий производства работ; за вынужденные простои и другие выплаты, вызванные недостатками организации производства и труда.

Сравнивая отчетные и плановые фонды прямой, часовой, дневной и годовой заработной платы по их элементам, легко выявить все отклонения и принять меры по улучшению использования средств на заработную плату, а также учесть и не планировать излишние выплаты при планировании фонда заработной платы на следующий период.
Рассчитанный по элементам фонд заработной платы рабочих является основной составляющей частью планового фонда заработной платы. При поэлементном планировании фонда за неотработанное время рабочих включают следующие элементы:

  • оплату очередных и дополнительных отпусков, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а также коллективными и трудовыми договорами и производимую с учетом удельного веса дней отпуска в номинальном фонде рабочего времени по балансу рабочего времени одного среднесписочного рабочего и основного фонда заработной платы;
  • оплату учебных отпусков, определяемую исходя из плановой численности рабочих, имеющих право на учебный отпуск, длительности установленных им отпусков и размера оплаты;
  • доплаты за льготные часы подросткам, производимые перемножением их численности на количество рабочих дней в плановом периоде и среднюю часовую тарифную ставку;
  • оплату за время выполнения государственных и общественных обязанностей, определяемую исходя из удельного веса дней, приходящихся по балансу рабочего времени на одного работника, в номинальном фонде рабочего времени и фонда заработной платы за отработанное время.

Суммирование фонда заработной платы за отработанное время и фонда заработной платы за неотработанное время дает общий фонд заработной платы рабочих. Фонд заработной платы (месячный, квартальный, годовой) руководителей, специалистов и служащих, труд которых оплачивается по месячным должностным окладам, планируется без разделения его на часовой и дневной. В составе данного фонда в большинстве случаев не предусматриваются различные доплаты, а их наличие обычно компенсируется планированием должностных окладов не на реальный, а на весь номинальный фонд рабочего времени.

Плановые фонды заработной платы этих категорий работников определяются на основе утвержденных штатов и должностных окладов. Исходными данными при планировании фонда заработной платы указанных категорий работников предприятий служат численность работников по штатному расписанию, установленные должностные оклады и персональные надбавки, соответствующие постановления о вознаграждении за выслугу лет.

Фонд заработной платы по должностным окладам рассчитывается как сумма произведений каждого должностного оклада на число работников и на количество месяцев работы каждого из работников в плановом периоде. Планирование средств на единовременные поощрительные выплаты осуществляется только после обоснования их необходимости в плановом периоде с указанием круга работников, на которые они будут распространяться, размеров поощрений и периодичности использования соответствующего вида поощрения. Следует избегать планирования всем работникам материальной помощи, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, единовременных премий за выполнение особо важных заданий. При невыполнении установленных заданий не следует планировать выплаты вознаграждений по итогам работы за год.

Средства на оплату питания, жилья и топлива планируются лишь там, где их применение требуется законодательно или определено коллективным договором. При этом расчеты ведутся прямым счетом по каждой категории работников в зависимости от установленных норм возмещения и числа работников, имеющих на них право.

Фонд заработной платы работников непромышленной группы рас-считывают исходя из утвержденных штатного расписания, должностных окладов и тарифных ставок такими же способами, как и фонд заработной платы аналогичных категорий работников промышленно-производственного персонала. Плановый фонд заработной платы внештатного состава определяют на основе тщательного изучения данных о фактических расходах по важнейшим видам работ. В состав планового фонда внештатного персонала включаются затраты только на те виды работ, которые не могут быть выполнены штатным персоналом.

При разработке плана развития предприятия важно выдерживать соотношение заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда при соблюдении подхода об эффективном использовании общего фонда заработной платы.

А процессе планирования фонда оплаты труда необходимо решить следующие задачи:

Выбрать формы и системы заработной платы, в наибольшей мере соответствующие установкам стратегического и тактического плана;

Выбрать методы определения планового фонда оплаты труда;

Для установления планового фонда оплаты труда (фонда заработной платы) на практике используют следующие методы:

По достигнутому уровню базового фонда оплаты труда;

На основе средней заработной платы;

Нормативный;

Прямого счета (поэлементный).

По достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В этом случаеплановый фонд оплаты труда ( ФЗ п ) определяется на основе фонда заработной платы базисного года фактического или ожидаемого (ФЗ б ); планируемого коэффициента роста объема производства (К оп ); планируемого сокращения численности работников (Э ч ) и достигнутого уровня средней заработной платы (П п ) по формуле:

Следует отметить, что недостатком этого метода является то, что в плановый фонд заработной платы автоматически переносятся все нерациональные выплаты, имевшие место в базисном периоде. В связи с этим данный метод желательно применять на предплановых стадиях, как укрупненный расчет фонда заработной платы.

Планирование фонда заработной платы на основе использования ее средней величины. В основе этого метода лежит определение планового фонда заработной платы на основе плановой численности работников по категориям (Чрпi) и планируемой среднегодовой заработной платы одного работника данной категории (ЗПпi):

ФЗП п = Чр i п х ЗП i п ;

ЗП i п = ЗП б х К i m ;

(8.16)

где ЗП б – уровень заработной платы работника i–той категории в предплановом периоде, млн. руб.; К i m – планируемый коэффициент роста заработной платы i–той категории работников.

Этот метод более точен по сравнению с предыдущим, т. к. основан на плановых показателях. Однако в условиях инфляции сделать это достаточно трудно.

Нивелировать недостатки вышеуказанных методов позволяет нормативный метод. Он используется достаточно широко на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой.

В практике планирования используют два способа: уровневый и приростной.

При первом способе (уровневом нормативном ) фонд заработной платы определяется на основе планируемого объема выпуска товарной (валовой, чистой) продукции в стоимостном (трудовом) выражении (ОП п ) и планового норматива заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции (H m ) по формуле:

где ФЗП п – базисный фонд заработной платы ППП за вычетом нерациональных выплат, обусловленных отклонением от нормальных условий труда; ОП б – фактический объем производства базисного года, млн. руб. или нормо-час; ЗП с – плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному году, %; ПТ - соответственно плановый суммарный прирост производительности труда, %.

Прирост заработной платы определяется по формуле:

где ОП – планируемый процент прироста (уменьшения) объема продукции по отношению к базисному году.

Поэлементный (прямого счета) метод планирования фонда заработной платы предполагает детальный расчет каждой статьи планового фонда заработной платы раздельно по рабочим, служащим и прочим категориям работников.

Фонд заработной платы распределяется по кварталам в соответствии с квартальными планами производства и балансом рабочего времени.

Расчет квартального фонда заработной платы следует производить по формуле :

где ФЗП i пл – плановый фонд заработной платы j–того квартала, руб.; ФЗП пг – годовой фонд заработной платы, руб.; У с – удельный вес оплаты труда по сдельным расценкам в базисном году; О i п - удельный вес j–того квартала в плановой производственной программе; У п – удельный вес повременной оплаты по тарифным ставкам в базисном году; Б i п – удельный вес календарного фонда рабочего времени j–того квартала в плановом годовом фонде рабочего времени; У о – удельный вес оплаты по окладам в базисном году; З i п – удельный вес оплаты по окладам в j–том квартале.

Фонд заработной платы работников непромышленного персонала определяется на основе численности работников по штатному расписанию, их тарифных ставок и должностных окладов, а также полезного фонда рабочего времени в плановом году.

Фонд заработной платы работников несписочного состава рассчитывается на основе фактических данных базисного года.

В. И. Ленин подчеркивал необходимость строжайшего контроля со стороны общества над мерой труда и мерой потребления. Для отдельного предприятия, цеха или участка это требование означает соизмерение фонда заработной платы с общими итогами его производствен­ной деятельности. Поэтому особенно важным является планирование и действенный контроль за расходованием фонда заработной платы в сопоставлении с объемом производства.

Определение планового фонда заработной платы

Плановый фонд заработной платы по предприятию, цеху, участку определяется путем расчета сумм, подле­жащих выплате в предстоящем периоде за процентное выполнение заданий производственного плана при проектируемом уровне выработки (штате обслужива­ния), действующих тарифных ставках и системах зара­ботной платы.

Следовательно, фонд заработной платы и средняя заработная плата в плане по труду определяются величи­ной производственной программы, уровнем производи­тельности труда, численностью работающих и их соста­вом по профессиям и квалификации, действующими та­рифными условиями, системами заработной платы, трудовым законодательством.

При составлении плана предприятия фонд заработной платы и средняя заработная плата определяются отдельно по каждой группе трудящихся (рабочих, учеников, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала).

В плановый фонд заработной платы включаются только затраты, необходимые при нормальной работе. Всякого рода доплаты, возникающие в силу недостатков в организации производства и труда, доплаты за отступ­ления от нормальных условий работы, за простой, за исправление брака и т. п. включаются в отчетный фонд заработной платы, но не включаются в плановый фонд заработной платы. Иной порядок означал бы наруше­ние принципов работы предприятия на началах хозяй­ственного расчета, так как являлся бы попыткой пере­ложить на общество, на потребителя расходы, вызван­ные недостатками в организации производства и труда на данном предприятии.

Все выплаты рабочим-сдельщикам по основным сдельным расценкам за операции и работы, необходи­мые для выполнения производственного задания, опре­деляются по изделиям исходя из производственной про­граммы, установленной технологии и проектируемых норм времени на каждую операцию. Таким образом, план по заработной плате основной группы работни­ков- рабочих-сдельщиков - образуется как сумма рас­ценок по операциям на изделие, умноженная на количе­ство изделий, установленное планом.

Схема этого расчета следующая. Например, цех должен выпустить 2 тыс. деталей. Каждая деталь проходит в цехе две операции. Чтобы выпустить одну деталь, по нормам времени, проектируемым на предстоящий период, требуется затратить на первую операцию 3 часа работы III разряда, на вторую операцию - 2 часа работы V разряда.

В соответствии с тарифными ставками, действующими в цехе, за нормированный час работы III разряда оплата составляет 39,3 коп., за 1 час работы V разряда -52,5 коп. Тогда фонд, под­лежащий выплате рабочим данного цеха по сдельным расценкам на одну деталь, будет равен:

Следовательно, к выплате по расценкам за 2 тыс. деталей надо предусмотреть в плане цеха 4460 руб. заработной платы (2 р. 23 к. * 2 тыс.). Такие же расчеты по другим деталям и изделиям позво­ляют определить общий фонд выплаты по сдельным расценкам на планируемый выпуск продукции по предприятию.

При устойчивом составе продукции этот расчет упро­щается, так как его не производят каждый раз заново, а ограничиваются лишь уточнением по каждому цеху и участку имеющихся сводных нормировочных карт и сдельных расценок по операции, изделию с учетом на­меченных на предстоящий период мероприятий по сни­жению трудоемкости изделий.

Фонд заработной платы рабочих-сдельщиков вспомо­гательных цехов наиболее правильно определять тем же методом, т. е. исходя из данных технического нормиро­вания и производственной программы цеха.

Фонд заработной платы по тарифу для повременно оплачиваемых рабочих определяется исходя из необхо­димого числа часов (или смен) на повременные работы с учетом тарификации этих работ. Число необходимых часов (смен) работы определяется по рабочим местам исходя из характера используемого оборудования или по установленным нормам обслуживания,

Например, число часов работы крановщиков опреде­ляется с учетом числа работающих кранов по сменам. Время работы наладчиков, контролеров-браковщиков, ремонтных рабочих определяется по сменам с учетом количества рабочих мест, обслуживаемых одним налад­чиком или контролером, числа единиц оборудования на одного ремонтного слесаря или электрика.

Фонд заработной платы служащих и инженерно-тех­нических работников определяется исходя из штатного расписания и должностных окладов, в основном теми же методами, что и для повременно оплачиваемых рабочих. Некоторое изменение в методику расчета вносит лишь то обстоятельство, что служащие и инженерно-технические работники оплачиваются по месячным должностным окладам. Тем самым в годовом плане (фонд в 12 месяч­ных ставок) сразу определяется максимально возмож­ный фонд оплаты по должностным ставкам, включаю­щий оплату за время отпуска, за выполнение государ­ственных обязанностей и т. д. Поскольку за время болезни и за отпуск в связи с родами часть работников получает оплату за счет соцстраха, то в штатном фонде образуется известный резерв. Кроме того, надо учиты­вать, что фактически среднегодовая численность обычно ниже штатной. Эти резервы учитываются при опреде­лении планового фонда заработной платы.

Кроме оплаты по тарифу, необходимо учитывать и выплаты по премиальным системам. В план включаются только системные премиальные выплаты, возникающие при 100-процентном выполнении плана. Средства на пре­мирование за перевыполнение плана не могут вклю­чаться в плановый фонд заработной платы. Они должны быть получены на основе перевыполнения плана. Все выплаты по премиальным системам, произведенные за истекший год, подлежат анализу и проверке.

Помимо заработной платы, подлежащей выплате рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим и прочим работникам, состоящим в штате предприятия, в план по фонду заработной платы включаются также выплаты лицам, не состоящим в списочном (штатном) составе работников, за произведенные для предприятия работы. Сюда относятся разовые выплаты сторонним лицам за не связанные с основным производством краткосрочные работы по транспортировке, уборке, ремонту ит. д. За счет этого фонда не могут оплачиваться работы, для которых предприятие располагает постоянными работниками, так же как не могут содержаться и дополнительные постоянные (штатные) работники.

Таким образом, план по труду определяет для каждого предприятия фонд заработной платы исходя из объема и характера производственного задания. План устанавливает необходимые соотношения между затратами на оплату труда и производственными результатами.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (гл. 20, ст. 129) заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и др. и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оплата труда выполняет следующие функции: воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую, социальную, учетно-производственную. Среди важнейших рекомендуемых правил при организации оплаты труда на предприятиях выделяется принцип планирования оптимального удельного веса оплаты труда в затратах на производство продукции, работ и услуг.
Планирование заработной платы относится к одной из функций финансово-экономической службы в организации.
Планирование фонда заработной платы включает расчет суммы фонда и средней заработной платы, как всех работников предприятия, так и по категориям работающих. Исходными данными для планирования фонда заработной платы являются:
. производственная программа в натуральном и стоимостном выражениях и ее трудоемкость;
. состав и уровень квалификации работников, необходимых для выполнения программы;
. действующая в организации тарифная система или система оценки работников;
. применяемые формы и системы оплаты труда;
. нормы и зоны обслуживания, а также законодательные акты по труду, регулирующие заработную плату (род выплат и доплат, учитываемых при оплате труда).
В состав фонда ЗП включается основная и дополнительная заработная плата. К основной относится оплата труда за выполненные работы или отработанное время по тарифным ставкам и нормам труда. К дополнительной заработной плате относятся выплаты работникам предприятий, которые производятся в соответствии с действующим законодательством и договором с работодателем (доплаты за квалификацию; за руководство; за совмещение должностей; работу в выходные и праздничные дни; работу в ночное время; оплата очередных и дополнительных отпусков; выполнение государственных обязанностей; оплата за обучение учеников). Кроме этих выплат в организациях разрабатывается система премирования персонала за достижение различных показателей труда: выполнение норм труда, плана производства, качество продукции (работ, услуг), рациональное использование материально-денежных средств и др. Кроме премирования из прибыли по итогам года, значительная часть премиальных выплат относится на себестоимость продукции, работ и услуг и включается в плановый фонд оплаты труда.
В действующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям. Следует отметить, что наилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фонда оплаты труда. Именно данный метод использует большинство компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Однако он может быть действенным лишь при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные, изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных с трудовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплаты труда должны быть не индивидуальные, а групповые.
Главной целью планирования оплаты труда является обеспечение высоких конечных результатов производства, непосредственной зависимости размера оплаты труда от объема работ и прибыли.
Средства, направляемые на оплату труда, образуют фонд заработной платы (ФЗП), который состоит из фонда оплаты труда (ФОТ) и средств, выплачиваемых из прибыли. Фонд оплаты труда входит в состав себестоимости продукции (работ, услуг) и регламентируется действующими нормативными документами, в первую очередь положением о составе затрат, включаемых в себестоимость. Размер средств, направляемых предприятием из прибыли, зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Определение средств на оплату труда происходит на основе плановой численности и установленных должностных окладов (тарифных ставок), которые учитывают минимальный размер оплаты труда и разряд работника по тарифным сеткам.
Планирование фонда оплаты труда на предприятии может осуществляться с помощью следующих методов: а) по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда; б) на основе средней заработной платы; в) нормативный; поэлементный (метод прямого счета).
Планирование ФОТ по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В основе данного метода лежит базовый фонд оплаты труда (ФОТбаз), планируемый коэффициент роста объема производства (Кц,), планируемое сокращение численности (Эч) и средне-


где ЗПб — достигнутый уровень заработной платы работника /-й категории, руб.; Кзп — планируемый коэффициент роста средней заработной платы /-й категории работников.
Данный метод более точен, сложность его применения связана с трудностями обоснования планового уровня заработной платы.
Нормативный метод планирования фонда оплаты труда. В настоящее время выделяют два варианта нормативного метода: уров-невый и приростный.
При уровневом нормативном методе ФОТ определяется на основе планируемого объема выпуска продукции (товарной, валовой) в стоимостном (трудовом) выражении (ОПпл) и планового норматива заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции
(Нзп):


где ФОТб — фонд оплаты труда в базисном периоде за вычетом относительного перерасхода; ОПб — фактический объем производства базисного года, руб. или нормо-часы; ДЗП — плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному периоду, %; ДПТ — плановый прирост производительности труда, %. Прирост средней заработной платы (ДЗП) определяется по формуле:



где ЗП/ПЛ — среднегодовая заработная плата одного работника; Ч/пл — плановая численность, /-и категории работников, чел.
Планирование ФОТ основных производственных рабочих предполагает выделение основной и дополнительной заработной платы.
К основной заработной плате рабочих относят прямую заработную плату и премии в соответствии с действующим премиальным положением.
К дополнительной заработной плате относят различные выплаты, предусмотренные законодательством о труде.
Расчет прямого ФОТ рабочих ведется отдельно для сдельщиков и повременщиков.
Для сдельщиков прямой фонд оплаты труда рассчитывается по формуле:


где ОП, — объем производства /*-х изделий (работ, услуг) в плановом периоде; п — количество наименований изделий (работ, услуг); Рс/ — суммарная планируемая сдельная расценка на /*-е изделие по предприятию (подразделению).
Сдельная расценка за единицу изделия (работы, услуги) представляет собой сумму сдельных расценок по всем операциям технологического процесса.
Данный фонд оплаты труда может быть определен на основе трудоемкости производственной программы (Т) в нормо-часах и среднечасовой тарифной ставке (ТССД) в руб. (ФОТ = Т. ТССД):


где ТС, — часовая тарифная ставка /-го разряда, руб.; Ч,— численность рабочих /-го разряда; п — количество разрядов рабочих.
Прямой фонд оплаты труда основных рабочих, оплачиваемых по повременным системам, рассчитывается исходя из планового фонда времени одного рабочего, численности и соответствующей среднечасовой тарифной ставки рабочих.
Планирование фонда оплаты труда рабочих предусматривает расчет часового фонда, дневного и месячного (квартального, годового).
На рассчитанный прямой фонд оплаты труда начисляются доплаты в соответствии с действующим законодательством — премиальный фонд оплаты труда рабочих и доплаты компенсирующего характера.
Все указанные виды оплат (прямая, премиальный фонд и различные виды доплат) составляют часовой фонд оплаты труда рабочих. В плановый дневной фонд включаются часовой фонд оплаты, а также различные доплаты, входящие в состав отработанных человеко-дней.
Месячный (квартальный, годовой) фонд оплаты труда рабочих включает весь дневной фонд, а также доплаты, неучитываемые при расчете часового и дневного фондов: оплата основных и дополнительных отпусков, выплат выходных пособий, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д.
Планирование фонда оплаты труда служащих осуществляется на основании установленных месячных должностных окладов (ДО,) каждой категории, среднемесячной численности этих работников по штатному расписанию (Чсл/) и числа месяцев работы в данном периоде (П):



Фонд оплаты труда предприятия рассчитывается путем добавления к ФОТ производственного персонала ФОТ работников непроизводственной группы.
Как уже отмечалось ранее, кроме ФОТ в фонд заработной платы входят выплаты из фонда потребления, формируемого за счет чистой прибыли предприятия. Размеры фонда потребления и направления его использования устанавливаются в финансовом плане. Обычно на заработную плату направляется часть фонда потребления, а остальная часть передается в распоряжение руководства и используется для стимулирования работников предприятия.
При планировании средней заработной платы устанавливают среднюю заработную плату по категориям персонала. Различают среднечасовую, среднедневную, среднемесячную (среднегодовую) заработную плату Каждая из них определяется делением соответствующего планового фонда на количество отработанных часов, человеко-дней, среднесписочную численность.
Средняя заработная плата может определяться и расчетно-анали-тическим методом, исходя из отдельных факторов: повышение минимума заработной платы; изменение условий труда; сокращение потерь рабочего времени; рост производительности труда; изменение удельных весов отдельных категорий и т.д.
Для каждого фактора отдельно рассчитывается соответствующий индекс. Совокупное влияние всех факторов определяется перемножением этих индексов.
При планировании заработной платы необходимо обеспечивать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Для выполнения данной задачи на предприятиях должны максимально использоваться все резервы роста производительности труда.
Полученные плановые показатели численности работников и фонда заработной платы позволяют провести проверочный расчет соответствия следующих предполагаемых данных объему деятельности в плановом периоде: товарной продукции, ФОТ, среднесписочной численности, производительности труда, средней зарплаты и их соотношения.
Общие расходы на персонал для работодателей складываются из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты (переменные) обычно связаны с оплатой отработанного времени или выполненного объема работ. Косвенные затраты (условно постоянные) обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов по выплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды в связи с преждевременным выходом на пенсию, выходных пособий уволенным; по оплате неотработанного времени (ежегодных отпусков, больничных листов, праздничных дней); по оплате дополнительных расходов в виде премий к отпуску, «тринадцатой» зарплаты, расходов в столовой, поликлинике; по оплате профессиональной подготовки работников; по оплате подоходного и других налогов; по возмещению расходов на жилье для работников. Их относительно высокая величина может быть сопряжена с повышением профессионального уровня работников, улучшением социальных условий труда, что следует рассматривать как меры по реализации активной кадровой политики в организации.
Составные элементы косвенных затрат на наемных работников и работодателей неодинаковы. Их сопоставимость достигается путем сравнения доли косвенных затрат в совокупных расходах на рабочую силу, исчислением затрат на одного занятого работника или за один отработанный человеко-час.
Расходы на содержание работников — это расходы, которые предприятие платит за труд. Они выступают в виде выплаты денежных вознаграждений, дополнительных расходов на содержание персонала, осуществляемых в соответствии с действующими законами и тарифными соглашениями, или добровольных социальных услуг, оказываемых в организации.
В состав затрат (издержки на работников) в организациях включаются: оплата труда по сдельным и повременным формам и системам оплаты; выплаты внештатным сотрудникам; расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; расходы, связанные с доплатами за общественное питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями; отчисления работодателей на социальное страхование от несчастных случаев; оплата отпусков; компенсации работникам в случае получения инвалидности; затраты на технику безопасности; расходы на организацию производства и экологию; единовременные пособия, материальная помощь; затраты; транспортные расходы; затраты на спецодежду; взносы по обязательному социальному страхованию; затраты на прочие события (например, юбилеи, рацпредложения и т. п.).
Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики, здорового психологического климата в организации), расходы на создание рабочих мест.
Если текучесть кадров большая, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новых работников, их инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растет размер оплаты сверхурочных работ, увеличиваются брак и простои, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность. Все это повышает расходы, связанные с человеческими ресурсами, приводит к росту себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Лекция, реферат. Планирование фонда заработной платы и расходов на персонал - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Понравилась статья? Поделитесь ей